Самоанализ подготовлен учителем истории и обществознания МОУ "СОШ № 25" г. Балаково Саратовской области Боровковой Т.Г.
Урок обществознания в по теме «Развитие общества» разработан в рамках конкурса «Искусство урока - урок-искусство», предполагающего практическое использование современных социальных сервисов и средств сети Интернет на уроке.
Урок завершает изучение главы 1 «Личность и общество». Его содержание тесно связано с пройденной ранее темой «Общество как форма жизнедеятельности людей», так как рассматриваемый материал опирается на понятия «общество», «сферы общества», «ступени развития общества». Вопросы, изучаемые в рамках данного занятия, работают на все последующие уроки обществознания, частично истории, входят в задания ГИА.
Особенность урока заключается в использовании большего, чем обычно, количества заданий, ресурсов, созданных в сервисах Веб 2.
Тип урока - изучение нового материала, был выбран из-за объемности изучаемых вопросов.
Урок проведен в 8 классе. При подготовке были учтены умения учащихся самоанализа своей деятельности, анализа материала, формулирования обобщающих выводов. А также определенный уровень ассоциативного мышления, предполагающий дальнейшее развитие умения подбирать к определенному слову ассоциации, увидеть в облаке (изображениях) определенный сюжет. Данные особенности учащихся были использованы при подготовке ряда заданий.
На уроке выполнялась основная цель: сформировать у учащихся комплекс знаний о развитии общества, которая реализовывалась через задачи.
- Учебная: усвоение учащимися сведений о развитии общества, глобальных проблемах человечества, понятий «прогресс», «регресс», «реформа», «революция», «глобализация».
- Развивающая: дальнейшее развитие у учащихся навыков научного мышления: умения анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свою точку зрения; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
- Воспитательная: развитие навыков культуры общения, социального кругозора.
Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний.
Основной используемый подход к реализации цели - личностно-ориентированный, предполагающий создание условий для развития учащегося с учетом биологических возможностей и социальных условий.
На уроке применялись различные методы учебной деятельности: объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный.
Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие, наглядность, доступность.
Темп урока достаточно высокий. Объясняется насыщенностью изучаемого материала, его разнообразием, работоспособностью и активностью учащихся.
Структура урока отвечает дидактической цели, соответствует логике изучения темы. Урок состоит из 6 этапов, логически связанных между собой.
- Организационного.
- Целеполагания и мотивации. Этапа подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала, на котором звучала притча, формулировались учащимися и учителем тема, изучаемые вопросы, цель урока. Посредством анкетирования были выяснены первичные знания учащихся по изучаемой теме.
- Усвоение новых знаний. На этом этапе использовались приемы усиливающие восприятие нового материала, работа с ассоциациями, сравнение результатов, анализ, обобщение, сравнение, работа с видеофрагментами, учебными презентациями, облаком слов, составление из предложенных элементов схемы, обращение к социальному опыту учащихся.
- На этапе закрепления нового материала использовался тест.
- На этапе рефлексии вновь следует обращение к анкете. Учащиеся повторно работают на "Листе 4". Анализируют изменения в ответах, делают обобщающий вывод.
- Информирование о домашнем задании. На этом этапе подведены итоги урока, озвучены оценки, проведен инструктаж по подготовке вики-газеты. Домашнее задание ориентировано на обучение приемам и навыкам самостоятельной работы при поиске информации из различных источников, развитием творческих способностей учащихся
Структурно урок выдержан. Использованная структура урока, методы и приёмы способствовали достижению его целей и задач. Разнообразие видов деятельности и в конечном итоге их результативность способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока. Этапы урока были логично связаны друг с другом
Доброжелательная психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками. Достаточно высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась хорошим психологическим климатом на уроке, разнообразием видов деятельности, соответствием содержания урока возрасту учащихся.
Считаю, что удалось выдержать стиль общения с учащимися, и организовать их активную работу, решение задач занятия. На мой взгляд, урок цели достиг.
Риски при тиражировании могут быть следующие.
- У учителя не будет возможности для скачивания материалов, размещенных в социальных сервисах (отсутствие доступа к Интернет).
- Неподготовленность класса к работе с ассоциативными понятиями.
- Невысокая активность учащихся может привести к недостатку времени изучения всего материала.
|