Официальный сайт morning-news 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Формирование информационных компетенций на уроках информатики

Выберите действие:

Информационно-коммуникационная компетентность школьников в рамках проекта "Информатизация системы образования" определяется как способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее опознавания-определения, организации, обработки, оценки, а также ее создания-продуцирования и передачи-распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях. Формирование информационно-коммуникационной компетентности – это  появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией как в учебном процессе, так и в любой другой практической деятельности.

В настоящее время «самым выгодным товаром» становиться информация. Возникают информационные технологии, позволяющие огромным массам людей общаться, видеть друг друга, спорить и влиять  друг на друга, находясь, может быть,  на противоположных сторонах земного шара. Сегодняшние школьники скоро увидят новое явление: возникновение индивидуальных Интернет-телеканалов. Каждый может снимать видео, делать фильмы, передачи, вещать на весь мир через Интернет – только было бы кому слушать. В этом хаосе информации труднее влиять на мировоззрение подрастающего  человека. И это в равной степени касается как государственных средств массовой информации, так и школы. Мы вступаем в новый этап цивилизации – мир  стремительно меняется.

 Человеку требуются сформированные навыки эффективного взаимодействия с информационной средой, умение использовать предоставляемые возможности, то есть определенный уровень информационной культуры и культуры поведения в информационной среде. Информационная среда побуждает пользователя постоянно оценивать свои знания, уметь соотносить модели знаний и информации. В свою очередь, это не может не стимулировать процессы, завершающиеся получением новых знаний.

И по праву, самая значимая из ключевых компетенций на сегодняшний день, определяющая возможность не только регулярного  образования, но и самообразования, реализация принципа «образование через всю жизнь»,  информационная компетентность. Под информационной компетентностью  понимается общая способность к результативному использованию разнообразных источников информации в процессе учебной деятельности и при решении конкретных жизненных задач. Таким образом, информационная компетентность – это  качество личности, которое предполагает наличие знаний и умений в области работы с информацией и применения ИКТ, а также способность, готовность и опыт использования средств ИКТ для решения информационных проблем, для самостоятельного получения знаний из информации. Именно на уроках информатики отводится  главная роль для развития информационной компетенции. Чем же отличается информатика от других предметов?

Рассмотрим основные отличия:

  • Наличие в  учебном процессе оргтехники, мультимедийных устройств, а также персонального компьютера для каждого ученика
  •  компьютерный класс организован таким  образом: каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой — доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места. Это создаёт особые условия для развития коммуникативных компетентностей.
  • именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом.
  • предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся. компьютера и работы на нём создаёт учителю информатики благоприятные  условия для работы в классе, развития компетентности целеполагания, и для органичного внедрения компетентностного подхода.

На уроках информатики можно выделить следующие условия, с учетом  их  направленности на эффективное формирование информационной компетентности :

  • знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией и получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами(наушники, колонки, принтер, сканер, веб-камера и т. п.);
  • владение способами работы с информацией:
    • поиск в каталогах, поисковых системах (ресурсы Интернет, базами данных);
    • извлечение информации с различных носителей;
    • систематизация, анализ и отбор информации - разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.(анализ поисковой задачи, определение необходимых источников, проверка достоверности полученного материала);
    • технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п. (собственные работы учащихся, защита рефератов, использование различных носителей информации и компьютерных телекоммуникаций);
    • преобразование информации (из графической — в текстовую, из аналоговой — в цифровую и т. п.);
  • владение навыками работы с различными носителями информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.);
  • критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности(релевантность запроса, сетевые мистификации, и т. п.);
  • умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.

Таким образом, при  выполнении заданий любого типа на уроках информатики обучающийся  попадает в ситуацию работы с информацией: поиска, обработки, представления, и передачи.

Педагогу необходимо определять уровень информационной компетентности школьников и учитывать это на практических занятиях, а также ориентировать школьников на самообразование, самооценку и рефлексию.

 

Литература

  1. Аскерко Ю. И. Формирование информационной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю. И. Аскерко. — Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского гос. ун-та. — 2007.
  2. Использовался сборник статей: «Проблемы и перспективы теории и практики ученического проектирования. Под ред. Н.Ю.Пахомовой. — М.: МИОО, 2005.
  3. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебн. пособие — М.: 2001.
  4. Материалы фестиваля Педагогических идей «Открытый урок».
  5. Гин А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя/А.А. Гин.- 8-е изд. – М.: Вита –пресс, 2007 – 112 с.
  6. Совершенствование образования: Материалы научной конференции профессорско-преподавательского состава института дошкольного, начального образования и специальной педагогики Волгоградского педагогического университета, г. Волгоград, 1-3 февраля 2005. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. – 132 с. 
Прикрепленный файл Размер
_0910.doc 68 Кбайт

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Анна Анатольевна Филатова

На: Формирование информационных компетенций на уроках информатик


Резюме на публикацию Брюховой И.А. "Формирование информационных компетенций на уроках информатики". Весьма интересная и актуальная статья, поэтому отдаю свой голос. Затронута одна из проблем современного информационного общества - переизбыток информации. Поэтому так важно грамотное формирование информационной компетентности обучающихся, как представителей такого социума . Единственное пожелание, по ходу публикации ссылаться на источник (литературу или другой информационный ресурс), оформляя номер источника в квадратные скобки.

С уважением, Анна Анатольевна.




На: Формирование информационных компетенций на уроках информатик


Ирина Александровна!

Прочитала вашу статью и хочу сказать, что вы затронули очень важную тему.

Сразу вспомнилась пословица: "Кто владеет информацией, тот правит миром."

Я задумалась об ответственности учителя информатики за формирование и развитие у учащихся

информационно-коммуникационной компетентности.

Какой старт в жизнь будет у наших учеников? Это зависит и от нас с Вами.

Спасибо, Третьякова А.А.

 



Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн