Вы не зарегистрированы

Авторизация



Практическое занятие для старших воспитателей МДОУ: "Взаимодействие педагога с детьми в игре"

Фото пользователя Светлана Александровна Медведева
Submitted by Светлана Александровна Медведева on вс, 23/10/2011 - 23:24
Данные об авторе
Автор(ы): 
Медведева Светлана Александровна
Место работы, должность: 

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 32 "Журавушка" г.Выкса Нижегородской обл., педагог-психолог

Регион: 
Нижегородская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Предмет(ы): 
Педагогика
Предмет(ы): 
Психология
Предмет(ы): 
Управление образованием
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Тип ресурса: 
сценарий мероприятия
Краткое описание ресурса: 
<p>Практическое занятие по теме: &quot;Взаимодействие педагога с детьми в игре&quot; проведено в рамках работы семинара для заведующих ДОУ, а также районного методического объединения для старших воспитателей по развитию психологической компетентности</p>

Практическое занятие для старших воспитателей МБДОУ:

«Взаимодействие педагога с детьми в игре»

 

Задачи:

 

  1. Систематизировать знания старших воспитателей по вопросу развития игровой деятельности дошкольников.
  2. Расширить представления о современных технологиях руководства игрой, взаимодействия педагога с детьми в процессе игровой деятельности.

 

Вступительное слово

 

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка. Все важнейшие качества (воображение, творчество, произвольное поведение и др.) формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.

В течение нескольких последних лет наблюдается, что дети в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по количеству и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры.

На сегодняшний момент приходится задаваться вопросами: как научить детей играть? каким образом построить взаимодействие с ребенком  в процессе игровой деятельности? Мы предлагаем вам практическое занятие по теме: «Взаимодействие педагога с детьми в игре».

 

  1. Разминка с вопросами

 

Ведущий: - Предлагаю участникам небольшую разминку по вопросам, касающимся игровой деятельности детей. Нужно будет встать возле стула, если вы не согласны с утверждением (нет), сидеть на стуле, если согласны (да).

 

Утверждения:

 

  • Тактика игрового взаимодействия воспитателя с ребенком изменяется по мере взросления детей (да, чтобы быстро и экономно в плане затрат усилий и времени сформировать у детей соответствующие их возрастным возможностям игровые умения).
  • Маленькие дети не могут играть вместе, поэтому в раннем возрасте нельзя научить детей вступать в игровое взаимодействие друг с другом (нет, у детей рано обнаруживается стремление к совместным действиям, поэтому их можно научить – на доступном уровне построения игры).
  • Чтобы игра была более эффективна, воспитатель заранее должен написать конспект игры и следовать ему неотступно (нет, конспект можно написать только для себя в качестве возможного проекта собственных действий, а в живой игре проект – лишь замысел одного из участников).
  • Творческая сюжетная игра самостоятельно может развертываться детьми лишь в небольших группах (да, даже старшие дошкольники не в состоянии поддерживать взаимодействие в группе более 3 – 5 участников).
  • В раннем возрасте необходимо культивировать у детей индивидуальную игру, а в дошкольном возрасте организовывать коллективные игры для всей группы (нет, в любом возрасте игра должна быть нацелена на взаимодействие в парах или небольших группах).
  • В младшем дошкольном возрасте надо учить детей играть, а в старшем дошкольном возрасте они должны играть только самостоятельно (нет, на каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер: формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры).

 

  1. Совместное обсуждение о причинах проблем в развитии игровой деятельности дошкольников

 

А) Ведущий предлагает вопрос для обсуждения: «В чем вы видите причины того, что в детском саду игра детей не достигает должного уровня»?

Участники предлагают свои ответы.

 

Б) Комментарий ведущего: Естественным образом овладение ребенка игрой происходит, когда он входит в разновозрастную группу, включающую несколько поколений детей. Постепенно они накапливают игровой опыт – и в плане игровых умений, и в плане конкретной тематики. Воспитатель в детском саду в силу ограниченности своих временных возможностей не в состоянии обеспечить детям такой объем совместной игры, который позволил бы им в ходе постепенного накопления и обобщения игрового опыта овладеть теми или иными игровыми умениями. Однако он может создать условия для того, чтобы этот процесс протекал быстрее. Одно из условий – организация эффективного взаимодействия с дошкольниками в процессе игровой деятельности.

 

  1. Групповая работа

 

Ведущий: - Взаимодействие можно рассматривать с различных точек зрения. Сейчас в процессе групповой работы мы рассмотрим следующие вопросы:

  • Условия для развития общения между детьми в игре
  • Развивающий характер взаимодействия педагога с детьми
  • Приемы руководства игрой в процессе  взаимодействия
  • Игровые умения воспитателя как хорошего партнера по игре

- Предлагаю вам разделиться на 4 мини-группы по временам года (зима, весна, лето, осень).

Каждой группе дается карточка с одним из перечисленных выше заданий. Дается 5 минут на то, чтобы участники ответили на вопросы.

 

1 группа

Перечислите условия, которые создает педагог для развития общения между детьми в игре?

Итог: наглядность «Условия для развития общения между детьми в игре»

 

Условия для развития общения между детьми в игре

Организация совместных игр детей:

  • Предлагает игры с разным числом участников
  • Объединяет отдельно играющие группы общим сюжетом
  • Втягивает ребенка во взаимодействие
  • Направляет детей на групповое и парное взаимодействие
  • Учит принимать и ставить игровые задачи взрослому и сверстнику

Развитие способов игрового общения:

  • Учит принимать роль, обозначать её словом для партнёра
  • Развивает ролевую речь, активизирует ролевой диалог
  • Учит реализовывать ролевые действия с учётом роли партнёра
  • Формирует умение изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёра

Развитие умения общаться по поводу игры:

  • Учит договариваться, делиться игрушками
  • Учит соблюдать очерёдность
  • Стимулирует проявление сочувствия и уважительного отношения
  • Помогает тактично улаживать конфликты

 

2 группа

Перечислите косвенные и прямые приемы руководства. Объясните различия между «втягиванием» детей в игру и подключением к игре (в каких ситуациях и с какой целью могут использоваться).

Итог: наглядность «Предпочтительные приемы руководства»

 

Предпочтительные приемы руководства игрой

Прямые:

  • Указание
  • Показ действия
  • Разъяснение
  • Оказание помощи
  • Совет
  • Вопрос

Косвенные:

  • Вопрос
  • Игровые проблемные ситуации
  • Ролевое участие в игре
  • Втягивание
  • Подключение
  • Обучение взаимодействию.

Прием втягивания используется в начале игры для ненавязчивого вовлечения детей в нее.

Прием подключения педагога к игре детей происходит во время игры, чтобы разнообразить условные игровые действия, ролевое взаимодействие, сюжеты.


 

3 группа

  В чем вы видите признаки развивающего характера взаимодействия воспитателя с детьми?

  Итог: наглядность «Развивающий характер взаимодействия»

 

Развивающий характер взаимодействия

  • Педагог в ходе активизирующего общения варьирует характер и содержание общения в соответствии с уровнем развития игры.
  • Позиционирует себя как творческую личность через проявление артистических способностей.
  • Взрослый не только демонстрирует творческие способы деятельности, но и создает условия, обстоятельства, требующие творческих решений от детей.
  • Создает условия для проявления инициативности ребенка (поддержка и развитие идей и замыслов, приемы активного слушания).
  • Обеспечивает эмоциональный комфорт и удовлетворение от общения через установление оптимальной дистанции с ребенком, общего психологического пространства взрослых и детей.

 

4 группа

  Перечислите «игровые умения» воспитателя, которыми он должен владеть как «играющий партнер»? Чем он должен владеть как педагог?

  Итог: наглядность «Воспитатель как играющий партнер и как педагог»

 

Воспитатель как «играющий» партнер

Воспитатель как педагог

Умеет:

  • свободно развивать сюжет;
  • вовремя принять предложения детей;
  • продолжить игровое действие ребенка;
  • ввести новый персонаж;
  • развернуть предложенное ребенком событие.
  • Знает теорию игры, этапы ее развития
  • Умеет наблюдать за игрой детей
  • Понимает стратегию своего поведения
  • Владеет тактикой игрового взаимодействия

 

 

 

5. Информация: «Принципы организации сюжетной игры по методике Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой»

 

А) Вопрос: Что является критерием оценки уровня развития игры:

  • Тематическое содержание игры
  • Игровые умения детей
  • Собственно деятельность воспитателя по организации игры детей?

Методика Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой предполагает, что это игровые умения детей. Из этого вытекает цель педагогических воздействий по отношению к игре.

Итог: наглядность «Цель педагогических воздействий»

 

Цель педагогических воздействий – формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях.

 

  Б) Те же авторы определяют принципы организации сюжетной игры.

  Итог: распечатки на каждого участника занятия «Принципы…»     

 

Принципы организации сюжетной игры в детском саду (по Михайленко Н.Я.)

 

Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, при организации игры должны соблюдаться следующие принципы.

  1. Воспитатель должен играть вместе с детьми. Важный момент – характер поведения взрослого во время игры. В совместной игре педагог занимает позицию «играющего партнера», который ненавязчиво втягивает ребенка в игру.
  2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения. Воспитатель не ждет, когда у детей произойдет «обобщение» конкретного, постепенно накапливающегося игрового опыта, а строит игру с ними таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе они сразу ставились перед необходимостью использовать именно новый, более сложный способ построения игры.
  3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом возрастном этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику. Иными словами, взрослый должен как можно раньше ориентировать ребенка на сверстника.

 

Данные принципы организации сюжетной игры направлены на формирование у детей игровых способов, умений, которые позволят им развертывать самостоятельную игру (индивидуальную и совместную) в соответствии с их собственными желаниями и интересами.

В самостоятельную детскую игру воспитатель не включается, здесь роль педагога должна ограничиваться лишь созданием условий для активизации игры и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

 

6. Групповая работа: Тактика взаимодействия в игре

 

 А) Ведущий: Тактика взаимодействия воспитателей с дошкольниками в игре зависит от возраста детей, а также от способа построения сюжетной игры, который усложняется в следующей последовательности: Игра – это цепочка условных действий с предметами, цепочка специфических ролевых взаимодействий, последовательность разнообразных событий.

Итог: наглядность «Степень усложнения игры»

 

Степень усложнения способа построения сюжетной игры:

  • Игра как цепочка условных действий с предметами.
  • Игра как цепочка специфических ролевых взаимодействий.
  • Игра как последовательность разнообразных событий.

 

Б) Групповая работа: «Логический квадрат».

Ведущий: - Каждая из 4 групп получает чистый лист бумаги А3, который соответствует определенному возрасту: 1,5-3 года, 3-4, 4-5, 5-7 лет, а также карточки, на которых представлено название критериев игровой деятельности и их описание. Вам нужно выбрать из предложенного перечня критериев подходящие для своего возраста.

Критерии:

  • Этапы формирования игровых умений
  • Умения ребенка
  • Как воспитатель должен строить сюжет
  • На что делает акцент в совместной игре

Итог: 4 таблицы «Тактика взаимодействия воспитателя с детьми в игре на разных этапах дошкольного детства» (по возрастам: 1,5-3, 3-4, 4-5, 5-7 лет)

Каждому участнику раздается памятка по теме

 

Тактика взаимодействия воспитателя с детьми в игре на разных этапах дошкольного детства

(памятка для педагога)

 

Этапы формирования игровых умений

Возраст ребенка

Умения ребенка

Строение сюжета игры

Действия воспитателя в совместной игре

1 этап: формирование условных игровых действий

1,5 – 3 года

Может развернуть условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом, связывать 2-3 игровых действия в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстником.

«Однотемные, одноперсонажные» сюжеты игры как смысловая цепочка действий.

Втягивает ребёнка (детей) в совместную игру, где делает акцент на условном действии с предметом, ориентирует ребёнка на словесное обозначение смысла этого действия, на продолжение, дополнение игрового действия партнёра-сверстника.

2 этап: формирование ролевого поведения

3 – 4 года

Может принимать игровую роль, обозначать её для партнёра, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнёра-игрушку, развёртывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнёром-сверстником

«Многоперсонажный» сюжет как система взаимосвязанных ролей, который развёртывается через взаимодействие одного персонажа с другими.

Втягивает детей в совместную игру, которую взрослый развёртывает в виде цепочки ролевых диалогов. Переводит внимание ребёнка от действий с игрушками на взаимодействие с партнёром-взрослым. «Замыкает» детей друг на друга в совместной игре взрослого с двумя детьми.

4 – 5 лет

Может изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнёров в процессе развёртывания игры.

«Многоперсонажный» сюжет с определённой ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными, введение новых ролей: персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.

Втягивает детей в совместную игру, которую взрослый развёртывает в виде цепочки ролевых диалогов, стимулируя гибкое ролевое поведение и смену роли, помогает строить «куст» ролей:

                      → Пассажир

 

 
   

Шофёр            →  Механик

    

           →  Бензозаправщик

3 этап: формирование умений строить новые сюжеты

5 – 7 лет

Может развёртывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2-3-х партнёров-сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия

«Многотемные» сюжеты, предполагающие комбинирование разнообразных событий, выстраивание новых событийных рядов.

Втягивает детей в своеобразную «игру-придумывание», протекающую в чисто словесном плане, помогая овладевать совместным сюжетосложением.

Втягивает детей в игру с ролями, принадлежащими разным смысловым сферам (принцесса и милиционер).

 

7. Индивидуальная работа: Оптимальная – неподходящая стратегия

 

Каждому участнику раздается карточка с таблицей «Стратегия игры с детьми разного возраста»

 

Ведущий: - В предложенной вам таблице представлены варианты стратегии поведения воспитателя в совместной игре с детьми. Одна из стратегий является оптимальной, другая – неподходящей. Выберите нужный вариант из 2-х в каждой строке таблицы и отметьте знаком «+».

 

Итог: ведущий зачитывает ответы, которые соответствуют оптимальной стратегии игры с детьми в зависимости от возраста, участники проверяют себя.

 

Стратегия игры с детьми разного возраста

(памятка для педагога)

   

Ответы, соответствующие оптимальной стратегии, выделены жирным шрифтом   

 

Как играть с детьми до 3-х лет

 

Взрослый эмоционально и непринужденно разворачивает игровое действие, втягивая ребенка в совместную игру.

Взрослый ограничивается проведением игр-манипуляций с предметами.

Играя с малышом, полностью берет на себя осуществление действия с игрушкой или предметом-заместителем.

Играя с ребенком, комментирует свои действия, поясняет их смысл и предполагает смысл действий ребенка.

Взрослый оставляет без внимания самостоятельные игровые действия ребенка после того, как некоторое время поиграл с ним.

На короткое время подключается к действию ребенка, поддерживая комментариями условно-игровое действие, возникшее у малыша, помогая ему тем самым осознать смысл собственного действия.

В совместной игре делает акцент на словесном обозначении для малыша смысла игровой ситуации и действий с предметами.

В совместной игре делает акцент на показе образцов условных игровых действий.

 

Как играть с детьми 3 – 5 лет

 

Включается в игру с детьми, не обозначая своей роли и не выяснив, какую роль взял на себя ребенок. Не обозначает момент перехода к новой роли.

Играя с детьми, всегда обозначает словом принимаемую на себя роль и роль партнера. Стимулирует ребенка к таковому обозначению. Переходя к новой роли, акцентирует этот момент.

Делает основным предметом внимания детей в игре детальные действия, присущие принятой роли. Учит точному воспроизведению профессиональных операций соответствующей роли.

Выделяет в игре специфику ролевых действий, направляя основное внимание партнеров на общий смысл роли и ролевого взаимодействия через активное использование ролевого диалога.

Использует в игре с детьми преимущественно парные, взаимодополнительные роли. Постепенно увеличивает число ролей за счет развертывания сюжета в процессе самой игры.

Задает детям примерный план игры с конкретными предписаниями действий, жесткой ролевой структурой и требует в игре реализации этого плана.

Предоставляет детям возможность свободно включаться в игру, менять роль по ходу игры.

Требует от детей следования взятой на себя роли на протяжении всей игры.

 

Как играть с детьми 5 – 7 лет

 

Использует такие формы и типы игр, где согласованное развертывание нового сюжета осуществляется в чисто речевом плане.

В процессе игры нацеливает детей на детализацию ролевого действия.

Участвует вместе с детьми в предварительном периоде их самостоятельной игры, предлагая каждому высказать свои предложения по поводу развития сюжета. Предоставляет детям возможность использовать в качестве основы игры намеченные ранее события.

Ограничивается такой формой игры, в которой дети используют уже известные навыки, для того, чтобы их хорошо закрепить.

Акцентирует внимание на обогащение тематического содержания игры и внедрение ее «коллективной» формы.

Акцентирует внимание на комбинирование и согласование разнообразных сюжетных событий.

Стремится охватить игрой по заданному сюжету всю группу.

Учит согласовывать замыслы в процессе игры в небольшой подгруппе.

 

8. Информация: Этика наблюдения за игрой

Участникам раздаются памятки с правилами для старших воспитателей при наблюдении за игрой детей.

 

Этика наблюдения за взаимодействием воспитателя с детьми в игре

(памятка для старшего воспитателя, заведующей ДОУ)

 

Анализ игровой деятельности будет наиболее эффективным, если в процессе наблюдения за игрой Вы будете соблюдать следующие правила.

 

  1. Во время игры входите в группу как можно тише, не отвлекая и не прерывая процесс.    
  2. Не торопите воспитателя, дайте возможность педагогу и детям развернуть игру.
  3. Не делайте выводов о работе педагога по развитию игровых умений только по результатам наблюдения за одной игрой, т.к. в одной игре он может поставить ограниченное количество задач.
  4. Помните, что в процессе подлинно творческой игры в группе может быть достаточно сильный «рабочий» шум; не заглушайте его и не требуйте от воспитателя установления тишины.
  5. Помните, что проверяющий должен быть хорошим наблюдателем.
  6. Если Вы, наблюдая за процессом игры, не слышите голоса воспитателя, но понимаете, что делает он и дети – радуйтесь: перед вами классный специалист.
  7. Не требуйте от воспитателя «конспекта» игры; помните: он может написать конспект только для себя как возможный проект собственных действий. В «живой» игре у детей могут появиться свои замыслы, не совпадающие с проектом воспитателя.
  8. Хотя бы раз в полгода, несмотря на большую занятость, анализируя процесс взаимодействия воспитателя с детьми, подключитесь к игре сами (предварительно изучив методику). Если Вы уже сегодня готовы к этому, то Вы – идеальный старший воспитатель (заведующий ДОУ).

 

Список литературы

 

  1. Авдулова Т. Игра: ее развитие на современном этапе. / Дошкольное воспитание. – 2008. - № 8.
  2. Агапова И.А. Контроль воспитательно-образовательного процесса. / Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. - № 4.
  3. Баева Л. Сюжетно-ролевые игры детей в дошкольных учреждениях Англии. / Дошкольное воспитание. – 2008. - № 1.
  4. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  5. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  6. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  7. Захарова В. Сюжетно-ролевые игры на прогулке. / Дошкольное воспитание. – 2008. - № 1.
  8. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1988.
  9. Игра дошкольника. / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989.
  10. Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  11. Либерман А., Репина О. Сюжетная игра в процессе подготовки к школе. / Дошкольное воспитание. – 2008. - № 6.
  12. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  13. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009.
  14. Панкова Т.Я. Личностно-ориентированный подход к ребенку в условиях игровой деятельности. / Управление ДОУ. – 2008. - № 2.
  15. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. / Под ред. Г.А. Урунтаевой. – М.: Просвещение: Владос, 1995.
  16. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3 – 5 лет в игре: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пединститутов по спец. 2110. – М.: Просвещение, 1984.
Прикрепленный файлSize
Практическое занятие для СВ ДОУ - Взаимодействие педагога с детьми в игре.docx39.67 KB