Официальный сайт mydebut 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Педагогические приемы создания ситуации успеха у младших школьников

Размещено: Ирина Викторовна Кожара - ср, 26/10/2011 - 16:05
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кожара Ирина Викторовна
Место работы, должность: 
педагог-психолог ГОУ СПО "Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова"
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Психология
Цель урока: 

Цель: познакомить студентов с педагогическими приемами создания ситуации успеха у младших школьников как одним из условий создания развивающей и здоровьесберегающей среды. 

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемое оборудование: 

компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, видеофрагменты. 

Используемые ЦОР: 

Видеоотрывок «Вовка в тридесятом царстве»

Краткое описание: 
урок направлен на формирование у студентов навыков создания ситуаций успеха при проведении уроков на практике в начальной школе

Задачи:

- способствовать усвоению знаний о приемах создания ситуации успеха у младших школьников;

- воспитывать критичность мышления как ключевую компетенцию будущего педагога;

- развивать активность мыслительных процессов.

 

Психологические задачи:

- свернутый скрытый процесс мышления развернуть и представить в виде последовательных этапов;

- заменить обычную лекцию активной работой группы, не предоставляя  готовую информацию, а используя идеи группы.

 

Тип урока: комбинированный с элементами модерации.

 

Межпредметные связи: педагогика, педагогическая психология, возрастная психология, философия, валиология.

 

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, видеофрагменты.

 

 План урока:

  1. Понятия «успех», «ситуация успеха», с психологической и педагогической точки зрения
  2. Влияние ситуации успеха на формирование «Я - концепции» младшего школьника.
  3. Приемы создания ситуации успеха у младших школьников.
  4. Создание ситуации успеха с учетом особенностей темперамента младших школьников.

5. Правила управления успехом на уроке.

 

Содержание урока:

 

1 этап. Организационный момент

Здравствуйте, уважаемые гости, коллеги, студенты. Мы с группой рады Вас приветствовать на уроке психологии.

2 этап. Мотивационный. Сообщение темы, цели урока.

Тема урока представлена на слайде презентации (называю).  И сегодня во врем урока мне хотелось бы не только познакомить студентов с педагогическими приемами создания ситуации успеха у младших школьников как одним из условий создания развивающей и здоровьесберегающей среды,  а заменить обычную лекцию активной работой группы, с помощью приема модерации, т.е.   не предоставлять  готовую информацию по теме, а использовать идеи группы (частично корректируя их). Кроме этого, попытаться свернутый скрытый процесс мышления развернуть и представить в виде последовательных этапов, решая задачу воспитания критичности мышления у студентов как ключевой компетенции будущего педагога

 

3 этап.  Основная часть. Усвоение новых знаний.

 

1. Понятия «успех», «ситуация успеха», с психологической и педагогической точки зрения

 

Итак,  за последние несколько лет словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в учебной деятельности.

Но попробуйте самостоятельно сформулировать понятия «успех» и «ситуация успеха». Одинаковы ли они по своему содержанию.

Идей учащихся.

Какого определения будут придерживаться психологи, а какого педагоги?

 

Идей учащихся.

Значит, какой можно сделать вывод?

С психологической точки зрения(А. Белкин)  успех – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, либо превзошел их.

С педагогической точки зрения, ситуация успеха – целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности.

Вывод педагога:

Здесь важно разделить понятие «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех результат подобной ситуации. Ситуацию организовывает учитель, а успех – переживание радости учеником, т.е. нечто более субъективное, скрытое в значительной мере  от окружающих.

 

 Почему возникает ситуации неуспеха?

 

Идеи студентов:

-  недостаток знаний и умений;

- психологическая и физиологическая особенность развития ребенка;

- слабая саморегуляция;

 

 Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха, дать возможность пережить радость от  достижения цели, осознать свои возможности, поверить в себя.

Причем, радость успеха младшего школьника отличается от радости например подростка.

Варианты ответов студентов.

 Младший школьник не столько осознает успех, сколько переживает. Подросток уже и осознает и переживает успех.

 

 

2.Переходим ко второму вопросу плана урока

 Как влияет переживание  ситуация успеха на формирование «Я - концепции» младшего школьника.

Вспомним структуру «Я – концепции»

(Студент работает на слайде презентации, остальные в тетради записывают варианты ответов).

Заслушиваются варианты ответов остальные дополняют в тетради.

Дополнения педагога.

Кроме этого переживание ситуации успеха:

- позволяет почувствовать ученику удовлетворение от учебной деятельности, повышает мотивацию, интерес к учению;

- развивается инициативность, креативность, активность.

 

3.Приемы создания ситуации успеха у младших школьников.

Какие же условия, на ваш взгляд, должен создавать педагог для переживания ребенком ситуации успеха .

Идеи студентов.

Варианты педагога.

Приемы создания ситуации успеха, предложенные учителем

- Снятие страха (А. Белкин) – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих..()Мы все пробуем и ищем, только так может что – то получиться, не ошибается только тот,  кто ничего не делает и т д.) создание благоприятного психологического фона на уроке (атмосфера радости и одобрения, вербальными - подбадривающие слова, мягкие интонации, корректность обращения и невербальными средствами (доброжелательная мимика);

-

- Скрытое инструктирование ребенка  в способах и формах совершения действий – помогает ребенку избежать поражения (выполняя работу не забудь…., возможно лучше начать с…..);

- Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка (только ты можешь справиться, только тебе я могу доверить это дело…..);

Авансирование успешного результата– помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей (У нас обязательно получится, я даже не сомневаюсь, что ты справишься) (отрывок из мультфильма «Лунтик»)

- Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех на протяжении всей нелегкой      деятельности (тебе особенно удалось это…, );

- дифференцированные задания с учетом способностей ученика (испытывающий трудности, способный ребенок). Принято считать, что  в переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся точно справятся.

А сейчас я предлагаю Вам следующий видеоотрывок , на основе которого  вы подумаете и предложите другой вариант дифференцированного подхода к обучению (отрывок из мульфильма «Козленок, который умел считать до 10»). Как чувствует себя ребенок, который довольно легко справляется с заданиями, порой удивляет своими высказываниями, нестандартным мышлением, сталкивается ли он с трудностями, и какими?

Комментарии учащихся.

 Надежным путем создания ситуации успеха является дифференцированный подход в обучении. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.

 

- С целью коррекции такого эмоционального состояния учащихся как тревожность по поводу отметки используется прием разделения классной доски на 2 поля: место для пробы, место для оценки.Ученик самостоятельно выбирает поле, когда идет отвечать у доски, тем самым он сохраняет за собой право предъявлять на оценку только тот материал, который считает хорошо усвоенным. Выбрав «место для пробы» ученик вправе спокойно изложить материал, не опасаясь плохой отметки. Скептики сомневаются…., но практика показывает что для мл. школьника так важна похвала, что он стремиться к ней.

 

Предлагаю Вашему вниманию, еще один отрывок. Какие моменты по созданию ситуации успеха  Вы заметите здесь.

Видеоотрывок «Вовка в тридесятом царстве».

Идеи студентов.

 - отсутствие критики;

- критика (насмешка) со стороны сверстников.

 

3 этап. Первичное закрепление знаний.

4.Создание ситуации успеха с учетом особенностей темперамента младших школьников.

Пожалуйста, опираясь на уже изученный материал о типах темпераментах, о особенностях работоспособности детей с тем или иным типом темперамента, попытайтесь разработать рекомендации  по создания ситуации успеха для детей с одним из типов темперамента.

 

Работают в тетради, и на слайдах презентации.

Некоторые рекомендации по работе с учащимися со слабой нервной системой  - меланхолик(М.К. Акимовой, В.Т. Козловой):

- не ставить учащихся в ситуацию, требующую быстрого ответа, предоставляя достаточное время на обдумывание и подготовку;

- по возможности предлагать отвечать не в устной, а в письменной форме, давая время для проверки и исправления написанного;

- по возможности спрашивать в начале урока и, желательно, в начале дня;

-  чаще поощрять, в том числе за старательность, даже если результат далек от желаемого, а в случае неудачи оценивать с максимальной деликатностью, объясняя, что неудачи в жизни – являются достаточно частыми и не повод для отчаяния.

 

Рекомендации для организации работы  с инертными учащимися  - флегматик (трудности при включении в деятельность):

- не предлагать часто и быстро меняющихся заданий;

- не требовать быстрого изменения неудачных формулировок или быстрого устного ответа на неожиданный вопрос;

- не спрашивать в начале урока;

- не отвлекать от работы, создавая спокойную обстановку.

 

5.Правила управления успехом на уроке в начальной школе

 

-создавать ситуацию успеха в учебно – познавательном процессе основанном на сотрудничестве ребенка и учителя;

- формировать положительную «Я - концепцию»;

- видеть в каждом ученике личность, уважать ее, понимать, верить в нее;

- создавать ситуацию успеха, чтобы учеба приносила ребенку радость;

-понимать причины детского незнания, устранить их, не нанося ущерба достоинству ребенку;

-небоснованная похвала, гипертрофированные комплименты, случайные оценки нивелируют ощущение успеха. Нужно уметь видеть реальные изменения, реальные сдвиги и достоинства ребенка, сколько бы малы они не были, и вовремя поддержать ученика.

- создавать благоприятный психологический  климат на уроке

- учитель должен любить детей. И уметь это делать.Нельзя высказывать чувство восторга от общения с одними детьми, заставляя страдать других.

- учитель должен хорошо знать и весь класс и каждого ребенка в отдельности, чтобы в нужный момент помочь им.

 

5 этап.  Сообщение домашнего задания

Самостоятельно подготовить идеи по вопросу:

Типы ситуации успеха (неожиданная радость, общая радость, радость познания).

Приемы: «лестница», «линия горизонта», «эврика», «даю шанс», «следуй за нами».

6 этап Подведение итогов урока.

Когда говорят о ситуации успеха, то обычно подразумевают, что предназначена она для учащегося. Но ведь современное образование должно иметь двусторонний характер. Так создавая ситуацию успеха для учащегося, наступит такой момент, когда учащиеся будут создавать ситуацию успеха для своего педагога.

И именно сегодня, я ощутила это на себе.

А закончить урок мне хотелось бы афоризмом, чтосчастливого человека может воспитать только счастливый человек. А успех школьнику может создать только тот учитель, который сам переживает радость успеха.

7 этап. Выставление оценок. 


Поиск

Loading

Оценка материала

...

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн