Новые социально-экономические условия предъявляют высокие требования к подготовке выпускников педагогического колледжа. Важным условием формирования ключевых компетенций, способствующих становлению специалиста, является готовность осваивать новое, формирование умения учиться. Успех подготовки квалифицированных специалистов кроется в сочетании организованного, планомерного обучения и самообразования.
Музыкально-профессиональная подготовка на отделении начальных классов с углубленным изучением музыкальных дисциплин должна быть ориентирована на специфику будущей профессии.
Поэтому самостоятельная работа определяется как метод обучения, как форма организации учебной деятельности и как средство вовлечения в познавательную деятельность.
Организационные мероприятия, обеспечивающие нормальное функционирование самостоятельной работы студента, должны основываться на следующих предпосылках:
-самостоятельная работа должна быть конкретной по своей предметной направленности;
-самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой ее результатов.
Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм:
-самоконтроль и самооценка студента;
-контроль и оценка со стороны преподавателя.
Самостоятельная работа имеет разнообразные формы. В применении к предмету «Дирижирование» это работа дома над конкретным материалом (разбор хоровых партитур, работа над дирижёрскими схемами, разработка плана разучивания школьной песни и т.д.)
Самостоятельное обучение протекает через собственный музыкально-эстетический опыт, приобретаемый в процессе знакомства с разнообразными хоровыми музыкальными произведениями. Поэтому при формировании у студентов готовности к самостоятельной работе можно использовать такие формы, как:
-активизация интересов, связанных со стремлением студентов совершенствовать своё дирижёрское мастерство.
-самостоятельное пополнение понятийно-терминологического запаса.
-пополнение музыкально-слухового фонда через слушание детских хоровых произведений и музицирование хоровых партитур.
-самостоятельный поиск и использование теоретической и музыкальной информации.
Главный принцип, который положен в основу преподавания дирижирования, принцип контекстного обучения. Действие этого принципа заключается в том, что из массы материала выбирается то, что является главным и необходимым для будущей работы. Например, одно из самых важных требований, предъявляемых школьному учителю, это умение грамотно продирижировать и разучить школьную песню, определить её музыкальный и художественный образ, провести беседу о ней.
Поэтому на начальном этапе по вовлечению студентов в самообразовательную деятельность на уроках дирижирования рекомендуется использовать две формы воздействий:
-стимулирование через эмоционально-содержательную сторону урока
-постановка учебно-проблемных ситуаций.
Исходя из опыта работы, определённую трудность представляет работа над школьной песней. Дирижирование сводится к механическому выполнению движений, к тактированию. Беседы о песнях также часто подготавливаются поверхностно. Речь студентов невыразительна, отсутствует навык точного подбора слов, наблюдается малый словарный запас. Студенты не могут откорректировать текст в целом и увлекаются биографическими данными. Педагог, в этом случае, должен рекомендовать почитать литературу о вокальных особенностях и особенностях слушательского восприятия данного школьного возраста и поработать над песней по следующему плану:
-выучить хоровую партию, мелодию песни.
-мысленно воссоздавать звучание мелодии и воспроизводить её внутренним слухом.
-дирижировать, опираясь на музыкально-слуховые восприятия.
-определить основную идею песни.
-выразительно прочитать текст, выявить средства музыкальной выразительности.
-продумать план разучивания песни.
Следует отметить, что большое значение в побуждении студента заниматься самостоятельно, является личность преподавателя, его эрудиция, квалификация музыканта, манера общения и педагогический такт. Особенно важны первые установочные уроки по предмету на которых нужно стремиться воздействовать на эмоционально-мотивационную сферу. Необходимо чтобы студенты не только почувствовали недостаточность своих знаний и умений, но и стремление к их овладению, а также уверенность в том, что при наличии напряжённых волевых усилий и в учении и в самообразовании он сумеет достичь многого.
|