Официальный сайт ufa-check 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Деятельный подход к обучению музыке в педагогическом колледже

Submitted by Галина Васильевна Люлина on вс, 30/10/2011 - 21:01

 

        Музыкальное воспитание рассматривается как "процесс передачи опыта музыкальной деятельности новому поколению", результатом которого должно стать приобщение к музыкальной культуре общества. А сам процесс реализуется как "целенаправленное педагогическое воздействие на человека". Педагогическое воздействие рассматривается как общепринятый норматив, при котором интересы и потребности самого учащегося не являются определяющими.

       Реализовать современные дидактические стратегии в музыкальном образовании возможно, опираясь на основные положения гуманитарно-деятельностного подхода, согласно которому человек воспринимается в деятельной взаимосвязи с миром, объектами его наполняющими, другими людьми.

       Современная социокультурная ситуация, сложившаяся в системе образования России, актуализирует проблему профессиональной готовности будущего учителя к творческой педагогической деятельности.

       Профессиональное становление учителя музыки предполагает формирование у него системного видения педагогического процесса как целостного явления; развитие творческой самостоятельности и инициативы; воспитание мотивационно-ценностного отношения к педагогической действительности; активное внедрение в учебный процесс новых методических приёмов, формирующих и закрепляющих интерес учеников к музыке.

      Одним из основных направлений современного образования является «деятельный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности».

        Принцип деятельного подхода в современной дидактике предполагает взаимосвязь деятельности учащегося и педагога.

        Педагог-музыкант играет немаловажную роль в становлении творческой личности будущего специалиста. Используя различные  формы и методы работы, он обеспечивает главную задачу профессиональной школы: обеспечить подготовку специалистов, готовых к быстрому обновлению знаний, взаимодействию со специалистами смежных профессий, обладающих гибким и творческим мышлением.

      Действительно, вопросы и проблемы, которые необходимо решать молодому поколению в связи с развитием и использованием новых технологий наступившего века, требуют творческого подхода. Как же помочь студенту развить в себе способность творчески мыслить, которая будет так необходима в дальнейшей, профессиональной жизни? Какова роль педагога-наставника и каковы его возможности в этом сложном процессе?

     Главная задача профессиональной школы – обеспечить подготовку специалистов, готовых к быстрому обновлению знаний, взаимодействию со специальностями смежных профессий, обладающих гибким и творческим мышлением. Все эти качества определяют профессиональную компетентность работника его востребованность и конкурентоспособность на рынке труда.        Нравственный и профессиональный долг каждого педагога – выявление и развитие лучших личностных качеств воспитанников (стремление к творчеству, самоусовершенствованию, ответственности, организованности).

        Большая работа должна  проводиться по созданию в колледже необходимой среды, пространства для самореализации и самовыражения природных и социально приобретенных возможностей студента. Именно созданный психологический климат на уроках, в читальном зале, общежитии, манеры педагогов помогают легко адаптироваться студентам.

     Внеклассные мероприятия по дисциплинам также способствуют созданию определенной образовательной среды. Тематические вечера, музыкальные гостиные, конкурсы,  – все это в первую очередь обогащает опыт взаимодействия по вертикали и горизонтали, обогащает гамму чувств и вместе с тем помогает студентам самореализовать свой потенциал, приобрести уверенность в собственных силах.

       Известно, что подражание – начало начал любого творчества, в котором присутствует и собственное видение, и восприятие окружающих вещей. Придя в колледж, студент учится самостоятельно работать, творчески мыслить.Пусть студент ошибается и думает не как все, но это его решение, его собственный путь. Главное – поддержать это желание и интерес к самостоятельному поиску: не сковывать, не сдерживать, не сгибать.

      Процесс становления студента как творческой личности – это таинство, в которое педагог должен вмешиваться очень осторожно. Мы ошибаемся, когда пытаемся дать студентам готовые пути решения возникающих в учебной деятельности проблем, считая при этом, что так мы ускорим процесс развития. Еще Эммануил Кант говорил: «Не мыслям надо учить, а надо учить мыслить».

У каждого человека процесс развития креативности очень индивидуален. Профессионализм педагога заключается в создании благоприятных условий на уроке для успешного развития творческого мышления и творческих способностей.

      Что же такое творческие способности? Это способности, которые позволяют студенту самостоятельно создавать что-то новое и оригинальное. Д.Б. Богоявленская считает, что «творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком».    Слово "творчество" происходит от слова "творить" и в общеизвестном смысле это означает искать то, что не встречалось в прошлом опыте. Соответственно, и творческая, познавательная деятельность учащихся есть их самостоятельный поиск и создание нового.

    А. Маслоу, один из современных западных психологов, отмечал: "Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нам сегодня необходим человек иного качества, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно".

     Основным видом деятельности, как утверждают психологи, является учебная деятельность. Но не теряет своей привлекательности и актуальности деятельность игровая, которая помогает легко усваивать новый материал, обобщать пройденный.

Поэтому использование игры на занятиях для развития творческих способностей, бесспорно, - насущная необходимость.

     Какие же формы игровой деятельности используются на уроках музыки для развития музыкально-творческих способностей? Это различные двигательные, ритмические и вокальные импровизации, сочинение музыкальных фраз и предложений, игры на определение ладовой окраски прозвучавшей музыкальной пьесы, различные музыкальные драматизации.

 Например, на основе полученных знаний по теме «Музыкальная форма» студенты свободно сочиняют ритмическое рондо, придумывают различные сказки, развитие которых строится по заданной форме.

     На основе полученных знаний в области музыкальной грамотности, в частности о длительности нот, студенты самостоятельно придумывают музыкальные примеры и решают их.

     Большое значение придаётся развитию ассоциативного мышления. При прослушивании и анализе музыкальных произведений, его частей, студенты используют цветные карточки, которые позволяют провести аналогии музыки с цветом. Такая работа может быть направлена и на развитие воображения.

     Выстроенные особым образом занятия в донотный период позволяют студентам самостоятельно, музыкально организовывать простые детские считалки и стишки.

 

    Современная методика музыкального воспитания определяет несколько основных видов деятельности учащихся на уроках музыки: восприятие музыки, хоровое пение, музыкально-ритмически движения, игра на детских музыкальных инструментах.

    Восприятие музыкальных образов происходит благодаря своеобразной творческой деятельности слушателя, так как включает его собственный опыт. Именно поэтому музыковеды утверждают, что слушать музыку так, что бы слышать её, - это напряжённая работа сердца, ума и особое творчество.               Например, один из методических приёмов: рисунки-отклики. Начинать лучше с беседы о взаимосвязи живописи и музыки.

    Благодаря разнообразной работе вырабатываются навыки определения связей между музыкой, которую учащиеся  могут производить сами, и той высокой музыкой, исполнение которой им пока недоступно; способность выдвигать свои идеи, умение включаться в музицирование; умение находить связь между цветом и музыкой.

    Ведущим направлением развития творческих навыков  является хоровое пение. Вот примеры творческих заданий, направленных на развитие чувства лада:

 

    1. Сочинить "Птичьи песенки" или иные звуковые сигналы (машины, кукушку и т.п.) на усвоенных ступенях лада (V-III; V-I; V-VII и т.д.)

    2. Сочинить ответ на чередовании двух знакомых ладовых интонаций типа "Что услышал я в лесу?"; "Что услышал я на улице?".

    3. Музыкальные загадки: "Что это?", где вопрос строится на восходящей интонации, а ответ - на утвердительной.

    4. Сочинить выразительные фразы (в характере марша, польки, колыбельной) на ступенях, образующих характерную ладовую интонацию (I-VI; V-I; I-III и т.д.)

    Таким образом,  вырабатываются навыки мелодизирования на прозаические и стихотворные тексты;  у учащихся создаются чувство удовольствия, эмоционально приподнятые чувства от музицирования; формируются вокально-хоровые навыки и умения, необходимые для передачи образа песни.

    Констатация творческой природы музыкально-исполнительского ритма вплотную подводит к основному и главному в рассматриваемой проблеме. В. М. Теплов пришёл к заключению, что "средством, позволяющим музыканту-исполнителю давать современно исключительную точность в установлении временных соотношений, …является сама музыка, вне музыки чувство музыкального ритма не может ни пробудиться, ни развиваться". Следующие творческие задания рекомендуются и направлены  на развитие ритмического чувства:

 

  1. Придумать слова, фразы в заданном темпе (золотая шишка, мой дом).

 

    2. Передать ритмический мотив придуманных слов на выбранном самостоятельно ритмическом инструменте, звучание которого отражает их эмоционально образное содержание.

    3. Сочинить ритмическое инструментальное сопровождение (хороводы, песни).

    4. Определить, какой из предложенных педагогом вариантов сопровождения наиболее соответствует настроениюпроизведения, и т.п.

 

    Выполняя разнообразные творческие задания, учащиеся приобретают навыки исполнения ритмических мотивов в движении; исполнения ритмической пульсации (в речевых упражнениях, звучащих жестах); переноса ритма слов на инструменты и "звучащие" жесты.

 

     Развивая творческие способности студентов, особое внимание важно уделять развитию их мышления, способности владеть приёмами поисковой и творческой деятельности.

   Современных студентов не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут необычных форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Поэтому необходимо использование нестандартных форм уроков: урок-дискуссия, урок-встреча, урок-состязание, урок-музыкальная викторина, урок-защита, а также различных творческих заданий, направленных на развитие творческого мышления и творческих способностей:

Сообщения интересных фактов из жизни и творчества композиторов, музыкантов.

Выпуск бюллетеней на стенде «Мир искусства».

Создание фотоколлажей к юбилейным датам композиторов.

Определение на слух характерных особенностей того или иного стиля (как классического искусства, так и современного.)

 

        Каждый педагог-музыкант в своей работе опирается на то, что наиболее соответствует его склонностям, музыкальным пристрастиям профессиональному мастерству. При этом удаётся ли ему больше вокально-хоровая работа, или он находит путь к душам ребят как талантливый музыкант-исполнитель, идёт ли он к детям через яркое художественное слово о музыке или мастерски организует инструментальное музицирование самодеятельного коллектива; на уроке или вне его проводит он свою работу, важно то, что она направлена развитие духовной культуры учащихся. И успеха добивается тот учитель, который постоянно совершенствуется, ищет оптимальные пути проникновения музыки в жизнь детей, пути усиления её воздействия на них.

          Чтобы сделать предмет “Музыка” интересным и привлекательным для студентов педколледжа, необходимо учитывать межпредметные и внутрипредметные связи, логику учебного процесса, возрастные особенности , культурный уровень учащихся, используя при этом, современные принципы педагогической техники и информационные технологии.

      В современном мире технический прогресс развивается очень активно, с каждым днем появляются все более новые и новые технологии.  Что для молодёжи современно и интересно? Прежде всего, информационно-компьютерные технологии. Трудно переоценить возможности информационных технологий в качестве средств художественного выражения и обучения, эстетического развития и художественного образования.

.   Многие считают, что использование компьютера возможно на “технических” предметах, например, на физике, математике, химии и т.д.  Использование компьютера возможно на любом уроке, например, на уроке музыки. Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы:

Музыкальные проигрыватели

Программы для пения караоке

Музыкальные конструкторы

Музыкальные энциклопедии

Обучающие программы

 

Программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки.

 

          Первая группа программ знакома любому пользователю ПК – это Windows Media Player, WinAmp и т.д. Возможности этих программ достаточно широки: воспроизведение музыкальных файлов, построение списка мелодий, запись в различных форматах. Если вы хотите привлечь внимание студентов, направить их мышление в абстрактную, образную сторону, воспользуйтесь возможностью – сделайте музыку ярче. Для этого откройте зрительный образ в Windows Media Player или в WinAmp. Вашему вниманию откроются всевозможные линии, графики, которые постоянно меняются, движутся вместе с музыкой, рисуя причудливые образы.

      Огромную помощь в проведении музыкальных занятий дают музыкальные энциклопедии. Очень интересна “Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия”, где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Вы сможете проследить историю развития той или иной группы, узнаете о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний зайдите в раздел Викторина, где вам предложат различные вопросы и музыкальные фрагменты.

       На уроках музыкальной литературы можно использовать такую программу, как “Шедевры музыки”. В ней содержатся обзорные лекции по разным направлениям музыки, начиная от эпохи барокко и заканчивая современной музыкой, представлены биографии композиторов, история созданий известных произведений, комментарии к ним, аудио и видеофрагменты. Также есть словарь различных терминов и музыкальных инструментов, что облегчает работу в классе.

    Учащимся нравится самостоятельно получать знания, искать информацию в этой программе. Она проста и интересна в обращении. Для проверки знаний учащихся можно использовать раздел Викторина. В этом разделе студенты должны не только определить музыкальное произведение, но и указать композитора и его портрет.

      Прекрасно дополняют друг друга разделы “История музыкальных инструментов” и “Электронное пианино”. В первом разделе учащиеся получают сведения о группах музыкальных инструментов, историю их создания, виды, а в другом разделе исполняют произведение на любом из предложенных 10 инструментов. Такое сочетание дает хорошие результаты, так как  можно  не только теоретически изучать  инструменты, но и виртуально играть на них.

      Интересный синтез представляет собой использование на уроках синтезатора. Учащимся интересно  послушать произведение в исполнении преподавателя, а  затем  самому самостоятельно попробовать исполнить произведение разными тембрами или просто поиграть понравившимся тембром.

        Таким образом, применение и использование компьютера и компьютерных технологий возможны и необходимы на уроках музыки. Повысится результативность и, главное, интерес студентов  к урокам.

      Программы общеобразовательных учреждений “Музыка”, предусматривают в ходе изучения курса достижение многих целей, направленных на:

 

становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

 

развитие музыкальности, музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной культуры, памяти, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

 

 овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, устойчивого интереса  к музыкальному искусству своего народа и других народов мира, музыкального вкуса учащихся.

      И нужно полностью согласиться с Д. Кабалевским, который  призывал специалистов учитывать, что музыка, как и другие виды искусства, воспитывает детей, вселяет в них любовь к жизни, к человеку, к природе, преображает любовь к родине, чувство солидарности и дружбы с народами других стран, помогает им познавать мир.

      Каждый студент, готовящий себя к работе в школе, должен знать, что преподавание в школе любой дисциплины, в том числе и художественной, всегда соотносится с возрастом учащихся. Поэтому на уроках музыки в начальных классах педагог обязан применять специальные приёмы, способствующие переключению внимания детей на разные виды музыкальной деятельности. Например, обогащать музыкальные впечатления детей примерами из окружающей жизни, прослушивание музыки сопровождать звуками классного оркестра и т.д. Такое разнообразие позволит сконцентрировать внимание детей на новой работе и тем самым снизить утомляемость, не давая угаснуть интересу к музыкальному искусству.

       В целом  деятельный подход в обучении означает, что прежде всего в этом процессе ставится и решается основная задача образования — создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, творчески активной через активизацию внутренних резервов, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности. Все обучение должно строится с учетом прошлого опыта обучающегося, его личностных особенностей в субъектно-субъектном взаимодействии.


Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн