Официальный сайт travelspo 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Охрана цветковых растений

Данные об авторе
Автор(ы): 
Ягудина Елена Васильевна
Место работы, должность: 

Учитель биологии МБОУ "Кошки-Куликеевская СОШ" Яльчикского района

Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Биология
Предмет(ы): 
Экология
Цель урока: 

Обучающая:сформировать знания о биологическом многообразии растений, об уменьшении численности многих видов в результате деятельности человека; познакомить школьников с растениями Чувашской Республики, занесёнными в Красную книгу; подвести к выводу о необходимости охраны растительного мира.

Развивающая: развивать умения ставить и разрешать проблемы, анализировать, обобщать, узнавать охраняемые растения в природе, на рисунках.

Воспитывающая: используя знания о значении растений в природе, необходимости охраны, осуществлять экологическое воспитание, прививать бережное отношение к растениям как важного компонента в природе. 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
14
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник биологии 6 класса по линии Пономарева

Используемое оборудование: 

Компьютер, проектор, презентация, гербарий охраняемых растений, открытки с изображениями редких видов растений, Красная книга Чувашской Республики, выставка книг по теме урока. 

Краткое описание: 
<p> Данное занятие можно провести и как внеклассное мероприятие в целях экологического воспитания учащихся.</p>

Эпиграф: «Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок». (Г.Х. Андерсен)

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Создание эмоционального настроя

Звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов»

Учитель:

- Добрый день! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнёмся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнём наш урок.

  1. Актуализация знаний.

- Какие растения называют цветковыми?

Всем известна огромная роль растений в жизни человека и для природы.

- Ребята, попробуйте представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения. Что бы тогда произошло на нашей планете? (Ответы детей).

- Как уныло стало бы за окном! Нет ни привычных тополей на улице, нет крапивы у забора, пропали одуванчики, подорожники, торчавшие у края асфальтной дороги. И дом сразу опустел. В нем стало неуютно без старинного дубового буфета, полного всяких припасов: чая, кофе, какао, банок с вареньем, пакетов с  орехами, запасов различной крупы, макаронов. Пропал и запах пряностей, которые хранились в нем. Нет больше деревянных шкафов, в которых хранилась одежда из хлопка и льна, нет мыла, духов, различных  лекарств. А книги, бумага? Их тоже сделали из древесины.

   Но это еще не самое страшное. Что было бы, если бы вдруг не стало того, чего мы не видим, но без чего не смогли бы жить – воздуха,  кислорода? Ведь именно растения вырабатывают кислород, без которого не возможна жизнь.

   Но сами растения беззащитны и  нередко гибнут от руки человека. Особенно большой урон наносится красивым дикорастущим растениям.

   Очевидно, каждый из вас видел, как собирают целые охапки красиво цветущих растений, нанося природе большой вред.

-  Ребята, почему нельзя проводить массовый сбор цветущих растений?

-  Верно. Растения с оборванными цветками не образуют плоды и семена, а следовательно не оставляют потомства. Также при сборе букетов растения часто вырываются из почвы корнями или с корневищами.

В результате таких необдуманных действий людей многие растения становятся редкими и нуждаются в нашей помощи. Узнать о таких растениях нам поможет Красная книга. О том, что такое Красная книга, сегодня знают все.

-  Ребята, что такое Красная книга?

- Верно. Это перечень видов животных и растений, грибов, которым грозит реальное исчезновение с лица Земли. (Выступления учащихся с сообщениями).

Сообщение 1. История Красной книги.

Первая Красная книга – международная – появилась в 1949 г. Её изданию предшествовала кропотливая работа учёных всего мира впервые решивших подсчитать тот ущерб, который нанесли люди природе Земли. Результат ошеломил всех: опасность грозила многим видам растений и животных. Вот тогда и было решено опубликовать эти данные, оповестить всех о грозящей катастрофе.

   Красный переплет этой книги неслучаен, он как бы предупреждает о возможной беде. Через некоторое время выяснилось, что одной только международной книги недостаточно. Ведь положение редких и даже вымирающих видов неодинаково. Поэтому и стали создавать Красные книги отдельных стран. Красная книга нашей страны вышла в свет лишь в 1988 году. Красная книга Чувашской Республики вышла в свет в  2001 году.

Название «Красная книга» вполне конкретное и  в то же время символическое.           Символичны и её страницы: чёрная – содержит названия исчезнувших видов, красная – находящихся на грани исчезновения, жёлтая – названия видов, численность которых восстанавливаются благодаря вмешательству человека, зелёная – перечень малоизученных видов, белая – практически не изученных видов животных и растений. 

Достоверно известно, что с 1600 г. полностью исчезло с лица земли около 400 видов высших растений, а под угрозой исчезновения находятся около 19000 видов растений.

Сегодня мы с вами перевернём страницы Красной книги Чувашской Республики, посмотрим, какие растения нуждаются в охране, подумаем, что нужно делать для охраны растений в целом, а также для восстановления численности видов, занесённых в Красную книгу. Посмотрим презентацию «О чем плачут растения?» и  постараемся найти ответ на этот вопрос.

Откроем первую страницу Красной книги. (Демонстрация слайдов соответствующих растений)

Сообщение 2. Купальница европейская

Смотрят из канавки

Жёлтые купавки.

У них на самом донышке

Горит кусочек солнышка.

Когда раскрываются купальницы, словно тысяча  солнечных осколков падает на нашу землю. Одна из легенд повествует, что стройный молодой пастух пригонял табуны лошадей на водопой и плавал вместе с ними. Водили хороводы русалки, кружили голову юноше.  Одна из русалок полюбила пастуха и не захотела расстаться с ним. Преследовала его, только пастух не замечал её. И от великой любви превратилась русалочка в купальницу.

   Существует и другое сказание, по которому оранжевая россыпь купальниц не что иное, как проросшие золотые монеты жадного купца, разбросанные в отчаянии его дочерью, когда отец отказался выдать её замуж за бедного рыбака.

   Цветут купальницы на 9-й год. Численность купальницы сокращается из-за сбора цветов в букеты, выпаса скота.

Растение, которое находится на второй странице нашей книги, имеет очень много народных названий: водяная лилия, нимфея, северный лотос, одолень-трава, русалочий цветок.

   Об этом растении сложено очень много легенд.

Сообщение 3.

   В древней Греции этот цветок считался способным наделить человека даром речи. Древние греки верили, что в каждом озере живет охраняющая его богиня – прекрасная нимфа.  В  Европе ходят легенды об эльфах - маленьких воздушных человечках,  которые катаются, как на корабликах, в этих прекрасных цветках. У славянских народов этот нежный цветок считался русалочьим. Белый красивый цветок к вечеру скрывается под воду, а утром в 5 утра выходит и раскрывается под лучами солнца. Но в дождливую погоду цветки кувшинок продолжают дремать закрытыми.  Пятнистый корень похож на рыбий хвост. Все это так поражало человека, и его фантазия создавала из цветка прекрасную девушку с рыбьим хвостом.       

      Древние славяне называли это прекрасное растение одолень-травой, которая якобы могла одолеть разбойников и нечистую силу. Когда славянин отправлялся в дорогу, то зашивал в мешочек кусок корня и вешал на шею.

- Ребята, кто из вас догадался, о каком растении идёт речь?

-Правильно. Это кувшинка белая.

Лежит кувшинка на листке,

Как на плоту упругом.

И поплыла бы по реке

К приветливым подругам.

Да вот беда – привязан плот,

Он никуда не уплывёт.

     Численность сокращается  под влиянием загрязнения водоемов бензином, химикатами и заиливания, осушения водоемов и из-за обрывания цветов на букеты

Перевернем ещё одну страницу Красной книги.

Кубышка, или кувшинка жёлтая

Желтоглазые цветы из воды

Или, может это вовсе не цветы?

Может, это рыбаки, у реки

Позабыли про свои поплавки.

Численность сокращается в связи с загрязнением водоёмов, сбора цветов на  букеты.

Следующую страницу Красной книги занимает венерин башмачок.

Сообщение 4.Жила в давние времена красавица Венера, которая носила золотистые башмачки с красновато- коричневыми ленточками. Ни у кого таких башмачков не было. Однажды играла Венера со своими подружками, бежала- бежала и обронила башмачок.

 Долго искали все башмачок да так и не нашли в травушке зелёной его. И тогда сказала красавица: «Пусть теперь дивятся моими башмачками все добрые люди». В тот же миг превратился башмачок в прекрасный цветок. И везде, где искала свой башмачок Венера, появились эти цветы.

Венерины башмачки французы называют «туфельки Венеры», а англичане – башмачки леди. В России это растение известно как зозульки, кукушкины сапожки или  сапожки Богородицы. Своё название это растение получило из-за того, что средний нижний лепесток имеет форму туфельки с загнутыми краями. Геологи давно заметили, что венерин башмачок растет на почвах, богатых кальцием, и может указать на залежи полезных ископаемых. От травоядных животных  башмачки защищаются с помощью едкого сока: листья от него становятся невкусными. Однако люди, незнающие меру в сборе цветов, представляют для этих цветов, куда большую опасность. А ведь зацветают башмачки только на 18 год жизни! Мелкие, как пыль, семена венерина башмачка вообще не способны прорасти без грибов, потому что у зародыша нет никаких питательных запасов. Нити грибницы доставляют зародышу необходимое питание. Поэтому остановитесь и подумайте, прежде чем сорвать цветок. Снижение численности происходит ещё из-за собирания цветов в букеты, выпаса скота.

На следующей странице Красной книги находится медуница лекарственная.

Сообщение 5. На одном растении медуницы находятся цветки разной окраски. Окраска их меняется с возрастом: в моменте зацветания венчик розовый, затем он приобретает красный, фиолетовый и, наконец, синий цвет. Это интересное явление связано изменением свойства клеточного сока в венчике. А так как цветки распускаются не все одновременно, то на одном стебле можно увидеть разноцветный «букет».

 И еще одна особенность медуницы. Насекомые посещают только фиолетовые цветы. Эта окраска им говорит: «Нектар есть!» Красные – слишком молодые и нектара не выделяют, а в синих он уже иссяк.

Это прозвище недаром

У красивого цветка.

Капля сочного нектара

И душиста, и сладка!

От простуды излечиться

Вам поможет медуница.

В лес пойдёте.

Не забудьте

Медунице

Поклониться.

Истребляется в естественных местах обитания  вследствие сбора для букетов, выпаса скота в лесах.

 Растение, которое находится на следующей странице -  прострел раскрытый (сон-трава). Свое  название сон-трава растение получило из-за того, что поникшие цветы как -будто спят. В народе существует поверье: если долго вглядеться  на крупные темно-лиловые цветы этого растения, то можно уснуть. Снижение численности происходит из-за сбора цветов в букеты.

Откроем следующую страницу нашей Красной книги.

Адонис (горицвет) весенний

Есть такой древнегреческий миф: однажды богиня охоты Артемида, отличавшаяся решительным и агрессивным характером, разгневалась на возлюбленного Афродиты. И наслала на него вепря. Дикий кабан смертельно ранил прекрасного юношу. И там где на землю упали капли его крови, распустились золотисто-желтые цветы. С тех пор будто бы и появились на Земле растения, называемые… Отгадайте как?”. Ответ: адонис.

   Произрастает на сухих открытых склонах, на известняках. Численность сокращается из-за распашки земель,  выпаса скота, эрозии почвы и сбора населением.

Следующую страницу Красной книги занимает

чилим (водяной орех, рогульник плавающий)

Сообщение 6.Занесен в международную Красную книгу как исчезающее растение.

На воде чилим образует розетку листьев, похожих на березовые. Черешки у них разной длины, и растение выглядит очень красиво. Плоды – орехи, величиной 2-2,5 см, с твердой оболочкой и двумя или  четырьмя рогами. Их люди размалывали на муку, варили в соленой воде, запекали на огне. Им даже свиней кормили. В орехах – до половины крахмала, есть масло, глюкоза.

Численность сокращается из-за сбора плодов.

Физкультминутка

Учащиеся выполняют движения: роза распускается, стряхивает утреннюю росу, на ветру качается, издает аромат; мы подходим, наклоняемся, вдыхаем аромат, любуемся красотой вокруг нас, забываем об усталости, радуемся жизни.

- Ребята, я хочу вам сейчас прочитать одно письмо о помощи от растений.

«Я, купальница европейская, прошу людям задуматься о том, что богатства растительного мира не вечны, что растения нуждаются в бережном отношении и защите. Часто люди, посещая леса, уносят с собой целые охапки моих цветов. А ведь как они были хороши, когда росли! Сорвав нас, человек не думает о том, что лишает нас потомства. Ведь у нас не образуются семена и на следующий год на месте сорванного уже не вырастает новое растение.

Люди, наша красота не в букетах, а там, где мы растем! Не рвите нас! Лучше научитесь фотографировать или рисовать. Купальница европейская».

 - Ребята, мы с вами познакомились с некоторыми редкими и исчезающими растениями нашей республики, прочитали письмо. Давайте мы ответим на вопрос, поставленный вначале: «О чем плачут растения?» и вместе с вами подумаем, что нужно нам делать, чтобы спасти эти растения от вымирания. (Ответы учащихся)

- Ребята, что вы понимаете под  охраной растений? (Составление кластера в творческих тетрадях).

 

 

Охрана

растений

Меры по охране цветковых растений:

  • запрещение сбора редких  дикорастущих цветковых растений; выработать меры наказания для нарушителей;
  • проведение разъяснительной работы среди населения;
  • соблюдение правил сбора при заготовке лекарственных растений и исключить из списка редкие и занесённые в Красную книгу растения;
  • создание микрозаказников и заказников с целью охраны конкретных видов растений;
  • регулирование выпаса скота в природных условиях;
  • охрана среды обитания растений.

- А сейчас я вам предложу одну ситуацию. Вы должны определить, что в ней сделано не так. В походе мальчики пробрались сквозь заросли водных растений сначала по илистому дну, потом вплавь, чтобы сорвать и отдать девочкам белоснежную кувшинку, которую те называли «водяной лилией». «Пусть оценят нас. Мы даже пиявок не испугались», - думал каждый. (Ответы учащихся).

III.  Закрепление материала урока

Пронумеруй примеры отрицательного воздействия человека на мир растений, выраженные этими знаками.
1. Вырубка лесов.
2. Сбор букетов.
3. Вытаптывание.
4. Неумеренный сбор лекарственных растений.

- Чтобы хорошо запомнить охраняемые растения,  давайте будем отгадывать загадки о них.

  • На воде увидел ты

            Белые цветы.

            Эти жители реки

             На ночь прячут лепестки. (Кувшинка.)

  • Есть чашечка, а не разобьется,

Есть ветка, а не разовьется,

            Есть тычинки, да очень хрупки,

            Есть пестик, да без ступки.

            И это все вместе, да на своем месте,

            Цветок забавно стоит под осиной,

            Был красным недавно,

            Теперь уже синий.   (Медуница).

  • Кувшиночки и блюдца

            Не тонут и не бьются. (Кувшинка или кубышка).

  • Чей стебель, густо опушен?
    Весь серебром сияет он
    Чьи колокольчики висят
    И к сожаленью не звенят?
    Украсить майским днем успел
    Землю в лиловый цвет (Прострел)
  • Смотрите туфельки растут,
    Их к солнцу стебельки несут
    Он окраской, как лимон
    Мне может это снится сон?
    Нет, наяву сосновый бор
    И туфельки ласкают взор
    Однако, где твой каблучок, скажи (Венерин башмачок).

IV. Домашнее задание: выберите одно из понравившихся охраняемых растений Чувашии инапишите от его имени  письмо к людям с просьбой о помощи 

Давайте будем внимательны и бережливы к зеленому миру, и будем жить по поэтическому наказу Н.Старшинова:

Нам жить в одной семье,

Нам жить в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете…

Давайте сохраним

Ромашки на лугу,

Кувшинки на реке

И клюкву на болоте. 

Прикрепленный файл Size
Охрана цветковых растений2.ppt 1.5 MB

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн