Официальный сайт hauteecole 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя

Submitted by Наталья Николаевна Широкова on Tue, 01/11/2011 - 14:49
Данные об авторе
Автор(ы): 
Широкова Н.Н,
Место работы, должность: 

Преподаватель

Регион: 
Город Москва
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее профессиональное образование
Предмет(ы): 
Педагогика
Предмет(ы): 
Психология
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p align="center" style="margin-left: -1cm;"> <strong>РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ</strong></p> <p align="center" style="margin-left: -1cm;"> &nbsp;</p> <p align="center" style="margin-left: -1cm;"> <strong>Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя </strong></p>

  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011 г

 

Рабочая программа профессионального модуляразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  по специальности среднего профессионального образования 050146 «Преподавание в начальных классах».

              

 

Организация-разработчик: ГОУ СПО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова»

Разработчики:

 

Трушина Е.Н. Почетный работник СПО, преподаватель.

 

Ковалева Т.Г.,  преподаватель.

 

Широкова Н.Н. преподаватель.

 

Труфякова Н.В.  к.п.н.,   почетный работник СПО,  преподаватель.

 

 

Рекомендована Экспертной комиссией министерства  образования Саратовской области.

 

Заключение Экспертной комиссии   № ____________  от «____»__________ 20___ г.

                                                                

 

 

©

©

©

©

©

 

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО      МОДУЛЯ

 

стр.

 

 

4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

8

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

 

12

4 условия реализации  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

22

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

 

26

 


1. паспорт ПРОГРАММЫ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя

 

1.1. Область применения  программы

Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 050146  «Преподавание в начальных классах» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Классное руководство в начальных классах общеобразовательной школы и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

 

1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты 

2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу

3. Проводить внеклассные мероприятия

4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий

5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями

6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания

7. Анализировать результаты работы с родителями

.8. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом

 

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в профессиональной подготовке, дополнительном профессиональном образовании, при повышении квалификации и переподготовке по направлению «Преподавание в начальных классах» при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

 

 

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов;

- анализ планов и организации деятельности классного руководителя, разработки предложений по их коррекции;

- определения цели и задач, планирования деятельности классного руководителя;

- планирования, организации и проведения внеурочных мероприятий;

- определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;

- наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, мастерами, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции

уметь:

- выбирать методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы, составлять программу педагогического наблюдения, проводить его и анализировать результаты;

- формулировать цели и задачи воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

- планировать деятельность классного руководителя;

- оказывать педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения;

- совместно с обучающимися планировать внеурочные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;

- использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеурочных мероприятий;

- организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно-полезной деятельности и детские творческие объединения;

- осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий;

- создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;

- помогать обучающимся предотвращать и разрешать конфликты;

- составлять план работы с родителями (лицами, их заменяющими);

- вести диалог с родителями (лицами, их заменяющими);

- организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;

- изучить особенности семейного воспитания младших школьников;

- формулировать цели и задачи работы с семьей с учетом специфики семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- анализировать процесс и результаты работы с родителями;

- использовать разнообразные методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса;

- анализировать процесс и результаты классного руководства, внеклассные мероприятия (классные часы, организованные досуги, занятия с творческим коллективом)

знать:

 - теоретические и методические основы деятельности классного руководителя;

- методику педагогического наблюдения, основы интерпретации полученных результатов и формы их представления; особенности адаптации младшего школьника к условиям начального общего образования;

- возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;

- основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;

- особенности процесса социализации младших школьников;

- условия развития ученического самоуправления в начальной школе, формировании благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;

- особенности работы классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми;

- теоретические основы и методику планирования внеурочной деятельности, формы проведения внеурочных мероприятий;

- содержание, формы, методы и средства организации различных видов внеурочной деятельности и общения в начальной школе;

- педагогические и гигиенические требования к организации и проведению различных видов внеурочной работы;

- основы делового общения;

- особенности планирования, содержание, формы и методы работы с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими);

- задачи и содержание семейного воспитания;

- особенности современной семьи;

- содержание и формы работы с семьей;

- способы диагностики результатов воспитания;

- методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации;

- логику анализа деятельности классного руководителя

1.3. Количество часов на освоение примерной программы профессионального модуля:

всего – 230 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 140 часов,

включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 93 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 47 часов;

учебной и производственной практики – 90 часов.


2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Классное руководство», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 3.1.

Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты

ПК 3.2.

Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу

ПК 3.3.

Проводить внеклассные мероприятия

ПК 3.4.

Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий

ПК 3.5.

Определять цели и задачи, планировать работу с родителями

ПК 3.6.

Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания

ПК 3.7.

Анализировать результаты работы с родителями

ПК 3.8.

Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом

ОК  1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК  2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК  3.

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК  4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК  5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

ОК  6.

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами

ОК  7.

Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса

ОК  8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК  9.

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий

ОК  10.

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни  и здоровья детей

ОК  11.

Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм её регулирующих

ОК  12.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

 


РАЗДЕЛ 3: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

 

Всего,

часов

в т.ч. практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 3.1. – 3.8.

 

Раздел 1.  Овладение теоретическими и методическими основами деятельности классного руководителя начальных классов общеобразовательной школы

158

93

13

 

47

 

18

 

 

Производственная практика (по профилю специальности), часов

 

72

 

 

72

 

Всего:

230

93

13

 

47

 

18

72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю

 

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Овладение теоретическими и методическими основами деятельности классного руководителя начальных классов общеобразовательной школы

 

230

 

МДК 03.01.  Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя

 

230

Тема 3.1. Классный руководитель в  воспитательной системе школы

Содержание

6

1

Роль классного руководителя в системе воспитания школьника. Содействие индивидуально-личностному становлению школьника.

1

2

Принципы деятельности классного руководителя.

3

Классный руководитель в истории отечественного образования.

4

Нормативно-правовые аспекты классного руководства: должностные обязанности классного руководителя; его права.

Тема 3.2. Функции классного руководителя и основные направления деятельности

Содержание

4

 

1

Функции классного руководителя: организаторская, воспитательная, коммуникативная, координационная, коррекционная, экологическая, административная

2

2

Направления в системе работы классного руководителя.

3

Профессиональная характеристика классного руководителя: способности и умения классного руководителя; права и обязанности, регламент работы.

Тема 3.3.:  Организация воспитательной работы классного руководителя

 

 

 

Содержание

10

 

 

1

Формы работы классного руководителя с учащимися: индивидуальные, групповые коллективные формы.

2

Критерии эффективности работы классного руководителя.

2

3

Классный руководитель в воспитательной системе школы. Особенности работы с детьми разного возраста.

4

Организация процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.

Тема 3.4.: Формы воспитательной  работы классного руководителя

Содержание

6

 

1

Понятие «форма воспитательной работы». Классификация форм воспитательной работы

1

 

 

 

 

2

Проблема выбора форм. Формы коллективной творческой деятельности.

3

Деятельность классного руководителя по формированию школьного коллектива: стадии развития детского коллектива; возрастные особенности ученического коллектива;

особенности влияния коллектива на личность и личности на коллектив в начальной школе.

4

Развитие ученического самоуправления в коллективе класса. Функции ученического самоуправления; условия успешного развития самоуправления. Классное ученическое собрание. Выбор актива.

Тема 3.5.: Планирование работы классного руководителя

Содержание

4

 

1

Общая характеристика планирования воспитательной работы. Содержание, форма и структура плана воспитательной работы.

2

2

Приоритетные направления воспитательной работы с: младшими школьниками; с подростками, со старшеклассниками.

3

Взаимодействие классного руководителя:

 с учителями-предметниками; с педагогом-психологом; с педагогом дополнительного образования; с педагогом-организатором; с социальным педагогом; с библиотекарем; медицинским работником

Практическое занятие:

1

 

1

Разработка плана первоначального периода работы классного руководителя с классом.

Тема 3.6.: Деятельность классного руководителя по организации общения школьников

Содержание

6

1

Деятельность классного руководителя по преодолению конфликтов в детском коллективе: особенности возникновения конфликтов в школьной среде, поведение педагога в конфликтной ситуации, деятельность классного руководителя по предупреждению и разрешению конфликтов в классе.

2

2

Разнообразные формы организации общения в детской среде. Организация игровых тренингов общения с младшими школьниками.

3

Развитие коммуникативной компетентности учащихся. Понятие и структура коммуникативной компетентности учащихся. Технологии развития коммуникативной компетентности в начальной школе.

Практическое занятие:

 

 

1

Подбор игр для организации знакомства детей друг с другом, самораскрытия.

2

 

 

 

Тема 3.7.: Деятельность классного руководителя по социализации школьников

Содержание

6

1

Процесс социализации  учащихся школы. Особенности социализации младших школьников.

2

 

2

Эффективные способы формирования социально-психологических качеств у учащихся начальной школы.

3

Воспитание дисциплинированности у младших школьников. Методы воспитания сознательной дисциплины и дисциплинированности учащихся. Учет возрастных и индивидуальных особенностей при воспитании сознательной дисциплины.

Воспитание навыков и привычек культурного поведения.

4

Воспитательная работа по формированию толерантности.

Практическое занятие:

1

 

1

Разработка игр и упражнений для  учащихся начальных классов с целью построения доверительных отношений, готовности к принятию    личностных особенностей другого человека.

Тема 3.8.: Индивидуальная работа классного руководителя с учащимися

Содержание

2

1

Классификация типологий индивидуальностей учащихся. Основные направления индивидуальной работы классного руководителя с учащимися.

3

2

Составление индивидуальных характеристик воспитанников, оформление карты увлечений и интересов.

3

Планирование работы по индивидуальному воспитанию младших школьников.

Практическое занятие:

1

 

1

Подбор методовпедагогической защиты, помощи и поддержки младшего школьника

Тема 3.9.: Организация воспитательной работы по основным направлениям 

Содержание

4

1

Формирование мировоззрения младших школьников.

2

2

Гражданско-патриотическое воспитание.

3

Интеллектуальное развития и воспитание.

4

Нравственное воспитание младших школьников.

5

Физическое воспитание.

6

Трудовое воспитание.

7

Экологическое воспитание.

8

Экономическое воспитание

Тема 3.10.: Методические основы планирования  и проведения классного часа

Содержание

6

 

1

Классный час – одна из важнейших форм воспитательной работы с учащимися.

Тематика классных часов в начальной школе.

2

2

Основные компоненты классного часа и технологии его организации.

3

Форма проведения классного часа: классное собрание, час-общение, ролевая игра, устный журнал, социально-культурный проект, классные часы в форме телевизионных  передач и др.

4

Организация и проведение тематического классного часа.

5

Организация и проведение информационного классного часа.

6

Классные часы по развитию интеллектуальных умений учащихся.

7

Классные часы по формированию здорового образа жизни.

8

Классные часы экологической направленности.

9

Методические советы по организации и проведению классного часа.

Практическое занятие:

2

 

1

Разработка плана проведения диспута, классного часа, КВН или др. форм внеклассных мероприятий  в начальной школе

Тема 3.11.: Взаимодействие классного руководителя и родителей

Содержание

4

1

Условия и средства успешного семейного воспитания.

2

2

Основные формы работы школы с родителями учеников. Изучение семьи школьников.

3

Взаимодействие семьи и школы в воспитании интереса к учению. Правила педагогической этики во взаимодействии с родителями

Тема 3.12.: Формы работы с родителями

Содержание

6

 

1

Традиционные формы работы: родительские собрания, общеклассные и общешкольные конференции, индивидуальные консультации педагога, посещения на дому.

2

2

Активные Формы работы с родителями: творческая лаборатория, педагогическая мастерская, тренинги.

3

Организация и проведение родительских собраний. Планирование родительских собраний. Формы и виды родительских собраний. Подготовка к родительскому собранию. Этапы родительского собрания: вступительная часть, основная, заключительная.

Практическое занятие:

3

 

 

 

1

Разработка перспективного плана (тематику) родительского всеобуча для 1, 2 или 3 класса начальной школы (по выбору учащихся);

2

Разработка сценария родительского собрания на заданную тему (из предложенных по выбору студента).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3.13.: Воспитательная работа с проблемными семьями и детьми

 

 

 

 

 

Содержание

6

 

1

Причины, порождающие «трудных» детей. Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями.

 

2

2

Педагогически запущенные дети. Классификация типов запущенности.

Выявление педагогически запущенных детей. Диагностическая карта  «трудного ребенка».

 

3

Учет возрастных особенностей при работе с «трудными» детьми.

 

4

Технология работы классного руководителя с неблагополучными семьями и детьми.

 

5

Планирование мероприятий по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями.

 

Практическое занятие:

2

 

1

Составление плана работы с родителями (лицами, их заменяющими) неблагополучных семей;

2

Разработка вопросов для беседы с проблемными родителями (лицами, их заменяющими);

Тема 3.14: Изучение результатов эффективности деятельности классного руководителя

Содержание

8

1

Классный руководитель как администратор. Режим работы классного руководителя. Документация и отчетность классного руководителя.

 

2

2

Мониторинг воспитательной деятельности. Дневник наблюдений классного руководителя.

3

Диагностика сложившихся отношений между участниками педагогического процесса. Изучение эффективности педагогических средств.

4

Работа классного руководителя по изучению учащихся. Диагностика воспитанности личности: младшие школьники, подростки, старшеклассники. Методики изучения личности в начальной школе. 

5

Методы изучения классного коллектива: диагностические методы, экспериментальные, формирующие.

6

Методики изучения коллектива младших школьников.

Практическое занятие:

1

 

1

Разработка формы отчета классного руководителя о проделанной работе за учебный год.

Тема 3.15.: Диагностика уровня развития младших школьников при переходе в среднее звено

Содержание

2

1

Изучение памяти, внимания, мыслительных операций на вербальном уровне

Методики для оценки степени произвольности

2

2

Комплекс методик для определения готовности к обучению в среднем звене, апробированный Л.Ф. Тихомировой и А.В. Басовым

 

3

Комплекс методик для оценки некоторых аспектов нравственного развития младших школьников: опросник «Мой класс», тест незаконченных предложений «Мой класс и мой учитель».

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1.

47

 

 

 

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Составление реферата «Институт классных наставников в истории российского образования».

Разработка тематики родительских собраний для одного из классов начальной школы (по выбору учащихся).

Проектирование различных форм работы с родителями: педагогический всеобуч, педагогические чтения, педагогические конференции, диспуты, дискуссии, индивидуальные и групповые консультации, обследование условий семейного воспитания, психологические тренинги.

Разработка системы мониторинга для оценивания эффективности работы классного руководителя по основным направлениям деятельности.

Подготовка рефератов: «Особенности педагогического руководство учебным коллективом в начальной школе»; «Семья как субъект педагогического взаимодействия»; «Теоретические основы педагогики ненасилия»; «Семейное воспитание: проблемы и тенденции».

Подготовка докладов: «Личность педагога: профессионализм, педагогическая этика и мастерство в трудах Л. Толстого, А. Сухомлинского, Я. Корчака, А. Макаренко и др.» «Использование элементов народной педагогики в воспитании младших школьников».

Составление типологии трудных семей и определение педагогических задач по работе классного руководителя с каждой из таких семей. Составление диагностической карты «трудного ребенка».

Составление плана по организации работы с педагогически запущенными детьми на полугодие.

Разработка и представление дизайна помещения для проведения родительского собрания или конференции (эскиз и описание).

 

Практика

90

 

Учебная практика

Виды работ

Знакомство и анализ  документации классного руководителя и правила её ведения.

Изучение системы планирования классным руководителем воспитательной работы со школьниками с последующим отчетом.

Наблюдение и анализ классных часов и внеклассных мероприятий с целью знакомства с типологией, классификацией, методикой и технологией их проведения.

Наблюдение и анализ работы с родителями школьников.

Участие в планировании и проведении трудовых, спортивно-оздоровительных дел в классе.

Помощь учителю в организации и проведении праздников и развлечений, других досуговых мероприятий в классе.

 

 

Производственная практика

Виды работ

Самостоятельное проведение, анализ и самоанализ различных форм работы с родителями: консультирование, родительское собрание, конференция.

Самостоятельное проведение, анализ, самоанализ пробных воспитательных мероприятий по разным направлениям воспитания младших школьников.

Определение уровня (стадии) развития ученического коллектива и изучение деятельности классного руководителя по его формированию.

 

 

Всего

223

 

           

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


4. условия реализации  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

«Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя»

 

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета «Педагогика».

Оборудование учебного кабинета:

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; УДМК: программы, календарно-тематические планы, поурочные планы, лекционный материал, задания для самостоятельной работы обучающихся, задания для практических занятий, требования к написанию докладов, рефератов, сообщений, рекомендации к составлению и оформлению презентаций, раздаточный материал.

Таблицы: «Классификация форм воспитательной работы»; «Виды планирования классного руководителя»;  «Карта-характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения»; «Дисциплина и дисциплинированность»; «Тематика классных часов в начальной школе»; «Диагностическая карта  «трудного ребенка»; «Циклограмма для классного руководителя».

Схемы: «Функции классного руководителя»; «Принципы деятельности классного руководителя»;  «Регламент работы классного руководителя»; «Формы работы классного руководителя»;  «Стадии развития детского коллектива»; «Режима школьной жизни первоклассников»; «Классное ученическое собрание»; «Формы работы школы с родителями учеников»; «Этапы родительского собрания».

Тестовые опросы по темам учебного курса.

 

Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику.

 

4.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

Бордовская Н.В.

        Педагогика: учебное пособие /Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2006,  Гриф Минобр.

Буслаева Е.М.

      Теория обучения. Конспект лекций /Е.М. Буслаева, Л.В. Елисеева, А.С. Зубкова, С.А.  Петунин, М.В.    Фролова, Е.В. Шарохина, - М.: Эксмо, 2008, Гриф Минобр.

Вавилова Л.Н., Панина Т.С.

      Современные способы активизации обучения. – М., 2006

Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие. – 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2006,  Гриф Минобр.

Загвязинский В.И

       Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 3-е изд. – М.: Академия, 2006, Гриф Минобр.

Педагогика:

       учеб. / Л.П. Крившенко и др.; под ред. Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008, Гриф Минобр.

 

Дополнительные источники:

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.

       Духовно-нравственное воспитание российских школьников // Педагогика. – 2009. – №4.

Демакова И.Д.

       Воспитательная деятельность педагога в современных условиях. – СПб. КАРО, 2007

Дереклеева Н.И.

       Классный руководитель: основные направления деятельности. – М.: Верум, 2006

Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю.

       Справочник классного руководителя 5-6, 7-9 классы. – М.: ВАКО,2007

Дик Н.Ф.

       Современный справочник классного руководителя в вопросах и ответах. – Ростов: Феникс, 2007

Журнал классного руководителя / сост. Л.В. Голубева. – Волгоград: Учитель, 2007

Куприянов Б.В.

       Программа мониторинга деятельности классного руководителя // Классный руководитель – 2007.- №8.

Нечаев М.Н.

       Содержание и технология управленческой деятельности заместителя директора школы по воспитательной работе: Метод. Пособие для руководителей образовательных учреждений. – М.: 5 за знания, 2007

Степанов Е.Н.

       Дифференцированный подход к оплате труда классного руководителя. Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2009

 

Периодические издания:

«Классный руководитель»

«Начальная школа»

«Педагогика»

«Воспитание школьника»

 

Электронно-программные средства

Бодина Е., Ащеулова К. Педагогические ситуации: Пособие для преподавателей педвузов и классных руководителей средних школ. – М.: Школьная Пресса, 2000  (Библиотека журнала «Воспитание школьников». Вып. 11) // Учебный портал ГОУ ВПО «ИГПУ», кафедра педагогики.

Инновации в образовании: понятие, сущность, характеристика и классификация. http://www.tspu.ru/students/l/innovacl.htm

Сайт отдела сопровождения и развития образовательных программ http://umu.spbu/ru/, информационные бюллетени УМУ СПбГУ (см. сайт http://edc.pu.ru)

Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. – М.: Изд-во УНЦ  ДО, 2007. (http//www.eidos.ru/shop/books/innovatika/htm).

 

 

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

 

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя»и специальности «Преподавание в начальных классах».

 

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а так же общепрофессиональных дисциплин.

 

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

 

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты

Наблюдение, диагностика  и их соответствие поставленным целям и задачам.

 

Экспертная оценка результатов наблюдения и диагностики в ходе выполнения практического задания.

Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу

План и его соответствие нормативным документам и современным тенденциям в образовании

 

экспертная оценка плана  на практическом занятии, дифференцированном зачете, экзамене

Проводить внеклассные мероприятия

Технология проведения внеурочных мероприятий и её соответствие существующим требованиям и особенностям учащихся младшей школы.

- экспертная оценка деятельности обучающихся на практике;

 

Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий

Анализ внеклассных мероприятий, составленный в соответствии с требованиями.

 

- экспертная оценка анализа в ходе практических занятий и  практики;

Определять цели и задачи, планировать работу с родителями

План и его соответствие нормативным документам и современным тенденциям в образовании

 

экспертная оценка плана  на практическом занятии, дифференцированном зачете, экзамене

Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания

Последовательность осуществления работы с родителями в соответствии с действующей методикой.

 

- формализованное наблюдение за деятельностью обучающихся на практике.

Анализировать результаты работы с родителями

Анализ работы с родителями, составленный в соответствии с существующими требованиями.

 

- экспертная оценка анализа в ходе практических занятий и  практики;

Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом

- координация деятельности классного руководителя с другими сотрудниками школы в соответствии с нормативными документами;

 

- экспертная оценка видов и форм сотрудничества членов образовательного учреждения;

 

 

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

 

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и

методы

контроля

и оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Суммирующее оценивание всех показателей деятельности студента за период обучения

Наблюдение, мониторинг, оценка содержания портфолио студента

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Выбор метода и способа решения профессиональных задач с согласно заданной ситуации.

Оценка эффективности и качества выполнения согласно заданной ситуации

 

 

 

 

Интерпретация  результатов наблюдений за

деятельность обучающегося в

процессе освоение профессионального модуля и

образовательной программы

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных

ситуациях.

Решение стандартных и

нестандартных профессиональных задач в

соответствии с поставленной

задачей

Экспертная оценка анализа педагогической деятельности, конкретных педагогических ситуаций в период педагогической (учебной и производственной) практики, на практических занятиях

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Информация, подобранная из разных источников в соответствии с заданной ситуацией

 

Экспертная оценка в процессе защиты рефератов, докладов, выступлений, использование электронных источников

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

Моделирование профессиональной деятельности с помощью прикладных программ продуктов в соответствии с заданной ситуацией

Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами

Демонстрация собственной деятельности в условиях коллективной и командной работы в соответствии с заданной ситуацией

Наблюдение за ролью обучающегося в группе;

портфолио

Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

Демонстрация собственной работы в роли организатора  деятельности воспитанников.

 

Интерпретация  результатов наблюдений за

деятельность обучающегося в

процессе освоение профессионального модуля и

образовательной программы.

Экспертная оценка выполнения практического задания (решение ситуативной задачи, разработка проекта) на практическом занятии

и / или экзамене (зачете)

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Оценка собственного продвижения, личностного развития

Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; открытые защиты творческих и проектных работ

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

Анализ инноваций в области профессиональной деятельности.

Интерпретация  результатов наблюдений за

деятельность обучающегося в

процессе освоение профессионального модуля и

образовательной программы.

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей

Способность осуществлять

профилактику травматизма.

Готовность обеспечить охрану жизни и здоровья детей.

Интерпретация  результатов наблюдений за

деятельность обучающегося в

процессе освоение профессионального модуля и

образовательной программы.

Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих

Содержание профессиональной деятельности в области

дошкольного образования.

 

 

Экспертная оценка соответствия профессиональной деятельности

действующим требованиям и

стандартам по

соблюдению правовых норм, ее

 регулирующих.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

Способность осуществлять

воинскую обязанность

Экспертная оценка соответствия профессиональной деятельности

действующим требованиям и

стандартам по

соблюдению правовых норм, ее

 регулирующих

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн