Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя
Submitted by Наталья Николаевна Широкова on Tue, 01/11/2011 - 14:49
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя
2011 г
Рабочая программа профессионального модуляразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 050146 «Преподавание в начальных классах».
Организация-разработчик: ГОУ СПО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова»
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
12
4 условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
22
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
26
1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Классное руководство в начальных классах общеобразовательной школы и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты
2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу
3. Проводить внеклассные мероприятия
4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий
5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями
6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания
7. Анализировать результаты работы с родителями
.8. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в профессиональной подготовке, дополнительном профессиональном образовании, при повышении квалификации и переподготовке по направлению «Преподавание в начальных классах» при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов;
- анализ планов и организации деятельности классного руководителя, разработки предложений по их коррекции;
- определения цели и задач, планирования деятельности классного руководителя;
- планирования, организации и проведения внеурочных мероприятий;
- определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;
- наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, мастерами, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции
уметь:
- выбирать методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы, составлять программу педагогического наблюдения, проводить его и анализировать результаты;
- формулировать цели и задачи воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- планировать деятельность классного руководителя;
- оказывать педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения;
- совместно с обучающимися планировать внеурочные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;
- использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеурочных мероприятий;
- организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно-полезной деятельности и детские творческие объединения;
- осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий;
- создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;
- помогать обучающимся предотвращать и разрешать конфликты;
- составлять план работы с родителями (лицами, их заменяющими);
- вести диалог с родителями (лицами, их заменяющими);
- организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;
- изучить особенности семейного воспитания младших школьников;
- формулировать цели и задачи работы с семьей с учетом специфики семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- анализировать процесс и результаты работы с родителями;
- использовать разнообразные методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса;
- анализировать процесс и результаты классного руководства, внеклассные мероприятия (классные часы, организованные досуги, занятия с творческим коллективом)
знать:
- теоретические и методические основы деятельности классного руководителя;
- методику педагогического наблюдения, основы интерпретации полученных результатов и формы их представления; особенности адаптации младшего школьника к условиям начального общего образования;
- возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;
- основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;
- особенности процесса социализации младших школьников;
- условия развития ученического самоуправления в начальной школе, формировании благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;
- особенности работы классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми;
- теоретические основы и методику планирования внеурочной деятельности, формы проведения внеурочных мероприятий;
- содержание, формы, методы и средства организации различных видов внеурочной деятельности и общения в начальной школе;
- педагогические и гигиенические требования к организации и проведению различных видов внеурочной работы;
- основы делового общения;
- особенности планирования, содержание, формы и методы работы с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими);
- задачи и содержание семейного воспитания;
- особенности современной семьи;
- содержание и формы работы с семьей;
- способы диагностики результатов воспитания;
- методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации;
- логику анализа деятельности классного руководителя
1.3. Количество часов на освоение примерной программы профессионального модуля:
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Классное руководство», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 3.1.
Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты
ПК 3.2.
Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу
ПК 3.3.
Проводить внеклассные мероприятия
ПК 3.4.
Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий
ПК 3.5.
Определять цели и задачи, планировать работу с родителями
ПК 3.6.
Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания
ПК 3.7.
Анализировать результаты работы с родителями
ПК 3.8.
Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3.
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях
ОК 4.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности
ОК 6.
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами
ОК 7.
Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9.
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий
ОК 10.
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей
ОК 11.
Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм её регулирующих
ОК 12.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
РАЗДЕЛ 3: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля
Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Раздел 1. Овладение теоретическими и методическими основами деятельности классного руководителя начальных классов общеобразовательной школы
158
93
13
47
18
Производственная практика (по профилю специальности), часов
72
72
Всего:
230
93
13
47
18
72
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Овладение теоретическими и методическими основами деятельности классного руководителя начальных классов общеобразовательной школы
230
МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя
230
Тема 3.1. Классный руководитель в воспитательной системе школы
Содержание
6
1
Роль классного руководителя в системе воспитания школьника. Содействие индивидуально-личностному становлению школьника.
1
2
Принципы деятельности классного руководителя.
3
Классный руководитель в истории отечественного образования.
4
Нормативно-правовые аспекты классного руководства: должностные обязанности классного руководителя; его права.
Тема 3.2.Функции классного руководителя и основные направления деятельности
Содержание
4
1
Функции классного руководителя: организаторская, воспитательная, коммуникативная, координационная, коррекционная, экологическая, административная
2
2
Направления в системе работы классного руководителя.
3
Профессиональная характеристика классного руководителя: способности и умения классного руководителя; права и обязанности, регламент работы.
Тема 3.3.: Организация воспитательной работы классного руководителя
Содержание
10
1
Формы работы классного руководителя с учащимися: индивидуальные, групповые коллективные формы.
2
Критерии эффективности работы классного руководителя.
2
3
Классный руководитель в воспитательной системе школы. Особенности работы с детьми разного возраста.
4
Организация процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.
Тема 3.4.: Формы воспитательной работы классного руководителя
Содержание
6
1
Понятие «форма воспитательной работы». Классификация форм воспитательной работы
1
2
Проблема выбора форм. Формы коллективной творческой деятельности.
3
Деятельность классного руководителя по формированию школьного коллектива: стадии развития детского коллектива; возрастные особенности ученического коллектива;
особенности влияния коллектива на личность и личности на коллектив в начальной школе.
4
Развитие ученического самоуправления в коллективе класса. Функции ученического самоуправления; условия успешного развития самоуправления. Классное ученическое собрание. Выбор актива.
Тема 3.5.: Планирование работы классного руководителя
Содержание
4
1
Общая характеристика планирования воспитательной работы. Содержание, форма и структура плана воспитательной работы.
2
2
Приоритетные направления воспитательной работы с: младшими школьниками; с подростками, со старшеклассниками.
3
Взаимодействие классного руководителя:
с учителями-предметниками; с педагогом-психологом; с педагогом дополнительного образования; с педагогом-организатором; с социальным педагогом; с библиотекарем; медицинским работником
Практическое занятие:
1
1
Разработка плана первоначального периода работы классного руководителя с классом.
Тема 3.6.: Деятельность классного руководителя по организации общения школьников
Содержание
6
1
Деятельность классного руководителя по преодолению конфликтов в детском коллективе: особенности возникновения конфликтов в школьной среде, поведение педагога в конфликтной ситуации, деятельность классного руководителя по предупреждению и разрешению конфликтов в классе.
2
2
Разнообразные формы организации общения в детской среде. Организация игровых тренингов общения с младшими школьниками.
3
Развитие коммуникативной компетентности учащихся. Понятие и структура коммуникативной компетентности учащихся. Технологии развития коммуникативной компетентности в начальной школе.
Практическое занятие:
1
Подбор игр для организации знакомства детей друг с другом, самораскрытия.
2
Тема 3.7.: Деятельность классного руководителя по социализации школьников
Содержание
6
1
Процесс социализации учащихся школы. Особенности социализации младших школьников.
2
2
Эффективные способы формирования социально-психологических качеств у учащихся начальной школы.
3
Воспитание дисциплинированности у младших школьников. Методы воспитания сознательной дисциплины и дисциплинированности учащихся. Учет возрастных и индивидуальных особенностей при воспитании сознательной дисциплины.
Воспитание навыков и привычек культурного поведения.
4
Воспитательная работа по формированию толерантности.
Практическое занятие:
1
1
Разработка игр и упражнений для учащихся начальных классов с целью построения доверительных отношений, готовности к принятию личностных особенностей другого человека.
Тема 3.8.: Индивидуальная работа классного руководителя с учащимися
Содержание
2
1
Классификация типологий индивидуальностей учащихся. Основные направления индивидуальной работы классного руководителя с учащимися.
3
2
Составление индивидуальных характеристик воспитанников, оформление карты увлечений и интересов.
3
Планирование работы по индивидуальному воспитанию младших школьников.
Практическое занятие:
1
1
Подбор методовпедагогической защиты, помощи и поддержки младшего школьника
Тема 3.9.: Организация воспитательной работы по основным направлениям
Содержание
4
1
Формирование мировоззрения младших школьников.
2
2
Гражданско-патриотическое воспитание.
3
Интеллектуальное развития и воспитание.
4
Нравственное воспитание младших школьников.
5
Физическое воспитание.
6
Трудовое воспитание.
7
Экологическое воспитание.
8
Экономическое воспитание
Тема 3.10.: Методические основы планирования и проведения классного часа
Содержание
6
1
Классный час – одна из важнейших форм воспитательной работы с учащимися.
Тематика классных часов в начальной школе.
2
2
Основные компоненты классного часа и технологии его организации.
3
Форма проведения классного часа: классное собрание, час-общение, ролевая игра, устный журнал, социально-культурный проект, классные часы в форме телевизионных передач и др.
4
Организация и проведение тематического классного часа.
5
Организация и проведение информационного классного часа.
6
Классные часы по развитию интеллектуальных умений учащихся.
7
Классные часы по формированию здорового образа жизни.
8
Классные часы экологической направленности.
9
Методические советы по организации и проведению классного часа.
Практическое занятие:
2
1
Разработка плана проведения диспута, классного часа, КВН или др. форм внеклассных мероприятий в начальной школе
Тема 3.11.: Взаимодействие классного руководителя и родителей
Содержание
4
1
Условия и средства успешного семейного воспитания.
2
2
Основные формы работы школы с родителями учеников. Изучение семьи школьников.
3
Взаимодействие семьи и школы в воспитании интереса к учению. Правила педагогической этики во взаимодействии с родителями
Тема 3.12.: Формы работы с родителями
Содержание
6
1
Традиционные формы работы: родительские собрания, общеклассные и общешкольные конференции, индивидуальные консультации педагога, посещения на дому.
2
2
Активные Формы работы с родителями: творческая лаборатория, педагогическая мастерская, тренинги.
3
Организация и проведение родительских собраний. Планирование родительских собраний. Формы и виды родительских собраний. Подготовка к родительскому собранию. Этапы родительского собрания: вступительная часть, основная, заключительная.
Практическое занятие:
3
1
Разработка перспективного плана (тематику) родительского всеобуча для 1, 2 или 3 класса начальной школы (по выбору учащихся);
2
Разработка сценария родительского собрания на заданную тему (из предложенных по выбору студента).
Тема 3.13.: Воспитательная работа с проблемными семьями и детьми
Содержание
6
1
Причины, порождающие «трудных» детей. Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями.
2
2
Педагогически запущенные дети. Классификация типов запущенности.
Выявление педагогически запущенных детей. Диагностическая карта «трудного ребенка».
3
Учет возрастных особенностей при работе с «трудными» детьми.
4
Технология работы классного руководителя с неблагополучными семьями и детьми.
5
Планирование мероприятий по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями.
Практическое занятие:
2
1
Составление плана работы с родителями (лицами, их заменяющими) неблагополучных семей;
2
Разработка вопросов для беседы с проблемными родителями (лицами, их заменяющими);
Тема 3.14: Изучение результатов эффективности деятельности классного руководителя
Содержание
8
1
Классный руководитель как администратор. Режим работы классного руководителя. Документация и отчетность классного руководителя.
2
2
Мониторинг воспитательной деятельности. Дневник наблюдений классного руководителя.
3
Диагностика сложившихся отношений между участниками педагогического процесса. Изучение эффективности педагогических средств.
4
Работа классного руководителя по изучению учащихся. Диагностика воспитанности личности: младшие школьники, подростки, старшеклассники. Методики изучения личности в начальной школе.
5
Методы изучения классного коллектива: диагностические методы, экспериментальные, формирующие.
6
Методики изучения коллектива младших школьников.
Практическое занятие:
1
1
Разработка формы отчета классного руководителя о проделанной работе за учебный год.
Тема 3.15.: Диагностика уровня развития младших школьников при переходе в среднее звено
Содержание
2
1
Изучение памяти, внимания, мыслительных операций на вербальном уровне
Методики для оценки степени произвольности
2
2
Комплекс методик для определения готовности к обучению в среднем звене, апробированный Л.Ф. Тихомировой и А.В. Басовым
3
Комплекс методик для оценки некоторых аспектов нравственного развития младших школьников: опросник «Мой класс», тест незаконченных предложений «Мой класс и мой учитель».
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1.
47
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Составление реферата «Институт классных наставников в истории российского образования».
Разработка тематики родительских собраний для одного из классов начальной школы (по выбору учащихся).
Проектирование различных форм работы с родителями: педагогический всеобуч, педагогические чтения, педагогические конференции, диспуты, дискуссии, индивидуальные и групповые консультации, обследование условий семейного воспитания, психологические тренинги.
Разработка системы мониторинга для оценивания эффективности работы классного руководителя по основным направлениям деятельности.
Подготовка рефератов: «Особенности педагогического руководство учебным коллективом в начальной школе»; «Семья как субъект педагогического взаимодействия»; «Теоретические основы педагогики ненасилия»; «Семейное воспитание: проблемы и тенденции».
Подготовка докладов: «Личность педагога: профессионализм, педагогическая этика и мастерство в трудах Л. Толстого, А. Сухомлинского, Я. Корчака, А. Макаренко и др.» «Использование элементов народной педагогики в воспитании младших школьников».
Составление типологии трудных семей и определение педагогических задач по работе классного руководителя с каждой из таких семей. Составление диагностической карты «трудного ребенка».
Составление плана по организации работы с педагогически запущенными детьми на полугодие.
Разработка и представление дизайна помещения для проведения родительского собрания или конференции (эскиз и описание).
Практика
90
Учебная практика
Виды работ
Знакомство и анализ документации классного руководителя и правила её ведения.
Изучение системы планирования классным руководителем воспитательной работы со школьниками с последующим отчетом.
Наблюдение и анализ классных часов и внеклассных мероприятий с целью знакомства с типологией, классификацией, методикой и технологией их проведения.
Наблюдение и анализ работы с родителями школьников.
Участие в планировании и проведении трудовых, спортивно-оздоровительных дел в классе.
Помощь учителю в организации и проведении праздников и развлечений, других досуговых мероприятий в классе.
Производственная практика
Виды работ
Самостоятельное проведение, анализ и самоанализ различных форм работы с родителями: консультирование, родительское собрание, конференция.
Самостоятельное проведение, анализ, самоанализ пробных воспитательных мероприятий по разным направлениям воспитания младших школьников.
Определение уровня (стадии) развития ученического коллектива и изучение деятельности классного руководителя по его формированию.
Всего
223
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя»
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета «Педагогика».
Оборудование учебного кабинета:
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; УДМК: программы, календарно-тематические планы, поурочные планы, лекционный материал, задания для самостоятельной работы обучающихся, задания для практических занятий, требования к написанию докладов, рефератов, сообщений, рекомендации к составлению и оформлению презентаций, раздаточный материал.
Таблицы: «Классификация форм воспитательной работы»; «Виды планирования классного руководителя»; «Карта-характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения»; «Дисциплина и дисциплинированность»; «Тематика классных часов в начальной школе»; «Диагностическая карта «трудного ребенка»; «Циклограмма для классного руководителя».
Схемы: «Функции классного руководителя»; «Принципы деятельности классного руководителя»; «Регламент работы классного руководителя»; «Формы работы классного руководителя»; «Стадии развития детского коллектива»; «Режима школьной жизни первоклассников»; «Классное ученическое собрание»; «Формы работы школы с родителями учеников»; «Этапы родительского собрания».
Тестовые опросы по темам учебного курса.
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику.
Современные способы активизации обучения. – М., 2006
Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие. – 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2006, Гриф Минобр.
Загвязинский В.И.
Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 3-е изд. – М.: Академия, 2006, Гриф Минобр.
Педагогика:
учеб. / Л.П. Крившенко и др.; под ред. Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008, Гриф Минобр.
Дополнительные источники:
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.
Духовно-нравственное воспитание российских школьников // Педагогика. – 2009. – №4.
Демакова И.Д.
Воспитательная деятельность педагога в современных условиях. – СПб. КАРО, 2007
Дереклеева Н.И.
Классный руководитель: основные направления деятельности. – М.: Верум, 2006
Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю.
Справочник классного руководителя 5-6, 7-9 классы. – М.: ВАКО,2007
Дик Н.Ф.
Современный справочник классного руководителя в вопросах и ответах. – Ростов: Феникс, 2007
Журнал классного руководителя / сост. Л.В. Голубева. – Волгоград: Учитель, 2007
Куприянов Б.В.
Программа мониторинга деятельности классного руководителя // Классный руководитель – 2007.- №8.
Нечаев М.Н.
Содержание и технология управленческой деятельности заместителя директора школы по воспитательной работе: Метод. Пособие для руководителей образовательных учреждений. – М.: 5 за знания, 2007
Степанов Е.Н.
Дифференцированный подход к оплате труда классного руководителя. Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2009
Периодические издания:
«Классный руководитель»
«Начальная школа»
«Педагогика»
«Воспитание школьника»
Электронно-программные средства
Бодина Е., Ащеулова К. Педагогические ситуации: Пособие для преподавателей педвузов и классных руководителей средних школ. – М.: Школьная Пресса, 2000 (Библиотека журнала «Воспитание школьников». Вып. 11) // Учебный портал ГОУ ВПО «ИГПУ», кафедра педагогики.
Инновации в образовании: понятие, сущность, характеристика и классификация. http://www.tspu.ru/students/l/innovacl.htm
Сайт отдела сопровождения и развития образовательных программ http://umu.spbu/ru/, информационные бюллетени УМУ СПбГУ (см. сайт http://edc.pu.ru)
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя»и специальности «Преподавание в начальных классах».
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а так же общепрофессиональных дисциплин.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты
Наблюдение, диагностика и их соответствие поставленным целям и задачам.
Экспертная оценка результатов наблюдения и диагностики в ходе выполнения практического задания.
Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу
План и его соответствие нормативным документам и современным тенденциям в образовании
экспертная оценка плана на практическом занятии, дифференцированном зачете, экзамене
Проводить внеклассные мероприятия
Технология проведения внеурочных мероприятий и её соответствие существующим требованиям и особенностям учащихся младшей школы.
- экспертная оценка деятельности обучающихся на практике;
Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий
Анализ внеклассных мероприятий, составленный в соответствии с требованиями.
- экспертная оценка анализа в ходе практических занятий и практики;
Определять цели и задачи, планировать работу с родителями
План и его соответствие нормативным документам и современным тенденциям в образовании
экспертная оценка плана на практическом занятии, дифференцированном зачете, экзамене
Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания
Последовательность осуществления работы с родителями в соответствии с действующей методикой.
- формализованное наблюдение за деятельностью обучающихся на практике.
Анализировать результаты работы с родителями
Анализ работы с родителями, составленный в соответствии с существующими требованиями.
- экспертная оценка анализа в ходе практических занятий и практики;
Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом
- координация деятельности классного руководителя с другими сотрудниками школы в соответствии с нормативными документами;
- экспертная оценка видов и форм сотрудничества членов образовательного учреждения;
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и
методы
контроля
и оценки
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Суммирующее оценивание всех показателей деятельности студента за период обучения
Наблюдение, мониторинг, оценка содержания портфолио студента
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
Выбор метода и способа решения профессиональных задач с согласно заданной ситуации.
Оценка эффективности и качества выполнения согласно заданной ситуации
Интерпретация результатов наблюдений за
деятельность обучающегося в
процессе освоение профессионального модуля и
образовательной программы
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных
ситуациях.
Решение стандартных и
нестандартных профессиональных задач в
соответствии с поставленной
задачей
Экспертная оценка анализа педагогической деятельности, конкретных педагогических ситуаций в период педагогической (учебной и производственной) практики, на практических занятиях
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
Информация, подобранная из разных источников в соответствии с заданной ситуацией
Экспертная оценка в процессе защиты рефератов, докладов, выступлений, использование электронных источников
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности
Моделирование профессиональной деятельности с помощью прикладных программ продуктов в соответствии с заданной ситуацией
Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами
Демонстрация собственной деятельности в условиях коллективной и командной работы в соответствии с заданной ситуацией
Наблюдение за ролью обучающегося в группе;
портфолио
Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
Демонстрация собственной работы в роли организатора деятельности воспитанников.
Интерпретация результатов наблюдений за
деятельность обучающегося в
процессе освоение профессионального модуля и
образовательной программы.
Экспертная оценка выполнения практического задания (решение ситуативной задачи, разработка проекта) на практическом занятии
и / или экзамене (зачете)
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
Оценка собственного продвижения, личностного развития
Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; открытые защиты творческих и проектных работ
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
Анализ инноваций в области профессиональной деятельности.
Интерпретация результатов наблюдений за
деятельность обучающегося в
процессе освоение профессионального модуля и
образовательной программы.
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей
Способность осуществлять
профилактику травматизма.
Готовность обеспечить охрану жизни и здоровья детей.
Интерпретация результатов наблюдений за
деятельность обучающегося в
процессе освоение профессионального модуля и
образовательной программы.
Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих
Содержание профессиональной деятельности в области
дошкольного образования.
Экспертная оценка соответствия профессиональной деятельности
действующим требованиям и
стандартам по
соблюдению правовых норм, ее
регулирующих.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
Способность осуществлять
воинскую обязанность
Экспертная оценка соответствия профессиональной деятельности