источник
http://www.saharina.ru/metod/rus/les3/
Методическая разработка урока по теме «Орфограммы в приставках»
Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: практикум
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная и др.
Цели урока:
- Познавательный аспект: повторить и обобщить изученное, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа;
- Развивающий аспект: развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умения работать во времени;
- Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание бережного отношения к слову.
Оборудование:
Рабочий лист урока Приложение 1, персональные компьютеры с подключением к Internet, слайдовая презентация, медиапроектор или интерактивная доска для демонстрации слайдов, интерактивные тесты на сайте http://www.saharina.ru/tests/, электронный словарь на сайте http://www.gramota.ru/.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Запись темы урока
2. Постановка задач урока
Анализ содержания тестовых заданий ЕГЭ типа А14 (Демонстрационный вариант ЕГЭ 2009)
Проанализируйте задания и определите блок орфографических правил, регулирующих написание данных слов:
А14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) не…держанность, чере…чур, бе…ценный
2) пр…ступление, пр…градить, пр…чудливый
3) под…йти, п…знание, зан…весивший
4) пред…дущий, с…грать, сверх…нтересно |
А14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) по…цепленный, о…гадать, по…крепить
2) ра…сеять, в…балтывать, бе..голосый
3) без…ндукционный, меж…гровой, с…мпровизированный
4) бар..ер, солов…и, п…еса
Назовите виды орфограмм на месте пропусков. Слайд 3: |
Во всех ли словах орфограммы находятся именно в приставках? Точно ли сформулирована нами тема урока? Нет. Здесь мы видим и слова с орфограммами, которые граничат с приставками, и орфограммы в сложных словах, и орфограммы в в корне… . Так или иначе, каждый раз мы анализируем орфограмму с точки зрения наличия в ней приставки. Таким образом, можем поставить знак вопроса напротив темы.
Всегда ли человек, знающий правила, правильно пишет? А почему?
Ответить на этот вопрос поможет нам видеофрагмент Слайд 4
- Почёму ошибся Тёма?
- Он неправильно проанализировал морфемный состав слова, не знает лексическое значение слова «подьячий».
Таким образом, задачи урока Слайд 5:
- повторить орфограммы;
- решать орфографические задачи с учётом знаний по фонетике, лексике, морфемике и др.
Приступим к реализации основной задачи. Предлагаем следующий план урока Слайд 6:
- Орфоэпическая разминка
- Теоретический опрос
- Лексико-орфографическая работа
- Тренинг
- Творческая работа
- Контроль / Работа в парах
- Подведение итогов урока
- Домашнее задание
3. Работа по основной теме урока.
3.1. Орфоэпическая работа.
Расставьте ударение в словах. Слайд 7. (3 человека работают за компьютерами с электронным словарём. Сайт http://www.gramota.ru/)
1 |
2 |
3 |
добыча |
прибывший |
воспроизведение |
асимметрия |
закупорить |
премировать |
вероисповедание |
избаловать |
обеспечение |
договор |
завсегдатай |
облегчить |
приткнутый |
озвучение |
бездарь |
Проверка (учащиеся произносят вслух слова, все исправляют ошибки) Зрительная проверка. Слайд 8
1 |
2 |
3 |
добЫча |
прибЫвший |
воспроизведЕние |
асимметрИя |
закУпорить |
премировАть |
вероисповЕдание |
избаловАть |
обеспЕчение |
договОр |
завсегдАтай |
облегчИть |
прИткнутый |
озвУчение |
бЕздарь |
- Как связаны данные слова с темой сегодняшнего урока? В них есть приставки, правописание которых регулируется правилами или части морфем, похожие на приставки.
- Укажите слова, образованные бессуффиксным способом. Проверка. Слайд 9
- Назовите слово с иноязычной приставкой (асимметрИя)
- На уроках математики часто сталкиваетесь с однокоренным словом без приставки. Как правильно поставить в нём ударение? (ударение вариативно)
- Укажите слова без приставок. Проверка. Слайд 10
- Сколько приставок в слове воспроизведение? (1 приставка). Проанализируйте словообразовательную цепочку и ответьте на вопрос.
- Какое слово имеет лексическое значение «частый или постоянный посетитель»? (завсегдатай).
3. 2. Теоретический опрос.
3. 2.1. Дополните Слайды 12-17:
- В русском языке выделяют … групп(ы) приставок ( 3 группы )
- Правописание приставок при- и пре- зависит от …(лексического значения)
- Приставка при- пишется, если … (обозначает 1) приближение, 2) близость, 3) неполное действие…)
- Разделительный Ъ пишется …, например… (после приставок на твёрдый согласный, в сложных словах, в иноязычных словах)
- В сложных словах после первого корня пишется...
- В слове вз…мать после приставки пишется буква ...
3. 2.2. «Лови ошибку». Слайды 18-22.
Найдите ошибку в утверждении и исправьте её, аргументируйте своё мнение
- Приставка с- относится к группе приставок на -з, (-с) (нет, она относится к группе не изменяющихся на письме приставок)
- Происхождение приставки (русская/ иноязычная) никогда не влияет на условия выбора орфограммы (влияет, например, после иноязычных приставок сохраняется И в корне, например, дезинфекция; в слове «дисгармония» пишется на конце приставки С, а не З перед [г] и т.д.)
- В середине слова Ь употребляется только перед буквами Е, Ё, Ю, Я (нет перед И и О: соловьи, бульон)
- В слове АД…ЮТАНТ надо писать Ь, так как в середине слов перед йотированными буквами пишется Ь.
- Какие новые или относительно новые слова с иноязычными приставками особенно популярны в настоящее время? антинакипин, с
На: Орфограммы в приставках
Татьяна Михайловна, с первой он - лайн публикацией, пусть и не авторских материалов!
Теперь надо думать - а в чем целесообразность использования такого инструмента как интерактивная доска?..
С уважением, Юлия Дудко