Официальный сайт yerka 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



проект "Бесплатный обед"

Фото пользователя Татьяна Ивановна Шагалова
Размещено: Татьяна Ивановна Шагалова - чт, 03/11/2011 - 21:19
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шагалова Т.И., Хекала А.
Место работы, должность: 

МОУ СОШ №2 г.Пугачева Саратовской области

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Математика
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
проект
Краткое описание ресурса: 
<p style="margin-left: 36pt"> &nbsp; В науке и на практике часто встречаются задачи, решая которые</p> <p style="margin-left: 36pt"> &nbsp;</p> <p style="margin-left: 36pt"> приходится составлять различные комбинации из конечного числа</p> <p style="margin-left: 36pt"> &nbsp;</p> <p style="margin-left: 36pt"> элементов и подсчитывать число комбинаций. Такие задачи</p> <p style="margin-left: 36pt"> &nbsp;</p> <p style="margin-left: 36pt"> получили название комбинаторных задач, а раздел математики, в</p> <p style="margin-left: 36pt"> &nbsp;</p> <p style="margin-left: 36pt"> &nbsp;котором рассматриваются подобные задачи, называют</p> <p style="margin-left: 36pt"> &nbsp;</p> <p style="margin-left: 36pt"> комбинаторикой, что в переводе с латинского языка означает</p> <p style="margin-left: 36pt"> &nbsp;</p> <p style="margin-left: 36pt"> ,, соединять, сочетать&rdquo;. Простейшие комбинации, которые можно</p> <p style="margin-left: 36pt"> &nbsp;</p> <p style="margin-left: 36pt"> составить из элементов конечного множества, являются</p> <p style="margin-left: 36pt"> &nbsp;</p> <p style="margin-left: 36pt"> перестановки. Научиться считать перестановки и применять эти</p> <p style="margin-left: 36pt"> &nbsp;</p> <p style="margin-left: 36pt"> &nbsp;знания при решении задач &ndash; цель моего проекта.</p> <p style="margin-left: 36pt"> &nbsp;&nbsp;</p>

      Цель  проекта:

 

Научиться считать перестановки и полученные знания применять при решении задач.

 

     Задачи :

 

  • найти и изучить по разным источникам информацию о перестановках;
  • провести исследования;
  • обобщить полученные результаты;
  • применить полученные результаты при решении задач;
  • сделать вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Содержание проекта:

 

Введение.                                                                Стр 4

 

  • Основная часть.                                                     Стр 5

          Бесплатный обед

        

 

  1. Постановка проблемы.

 

  1. Исследование ситуаций.

 

    3)  Обобщение результатов

 

    4)  Разрешение проблемной ситуации.

 

  • Часть.                                                                        Стр 10

 

    Практическое решение задач.

 

Заключение                                                             Стр  12

Список литературы                                               Стр  13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     Введение

 

 

  В науке и на практике часто встречаются задачи, решая которые

 

приходится составлять различные комбинации из конечного числа

 

элементов и подсчитывать число комбинаций. Такие задачи

 

получили название комбинаторных задач, а раздел математики, в

 

 котором рассматриваются подобные задачи, называют

 

комбинаторикой, что в переводе с латинского языка означает

 

,, соединять, сочетать”. Простейшие комбинации, которые можно

 

составить из элементов конечного множества, являются

 

перестановки. Научиться считать перестановки и применять эти

 

 знания при решении задач – цель моего проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

1 Основная часть. Бесплатный обед.

 

  1.   Рассмотрим следующую забавную историю:

 

   Десять молодых людей решили отпраздновать день рождения одного из них праздничным обедом в кафе. Когда все собрались, и первое блюдо было подано, заспорили о том, как усесться вокруг стола. Одни предлагали разместиться в алфавитном порядке, другие - по возрасту, третьи- по успеваемости, четвёртые - по росту и т. д. Спор затянулся, блюдо успело остыть, а за стол никто не садился. Примерил всех официант, обратившийся к ним с такой речью:

-  Друзья мои, оставьте ваши пререкания. Сядьте за стол как кому придётся, ивыслушайте меня.

  Все сели. Официант продолжил:

 - Пусть один из вас запишет, в каком порядке вы сейчас сидите. Завтра вы снова явитесь сюда пообедать и разместитесь уже в ином порядке. Послезавтра сядете опять по-новому и т. д., пока не перепробуете всех возможных размещений. Когда же придёт черед вновь сесть так, как сидите вы здесь сегодня, тогда - обещаю торжественно - я начну ежедневно угощать вас бесплатно самыми изысканными обедами.

Предложение понравилось. Решено было ежедневно собираться в этом кафе и перепробовать все способы размещения за столом, чтобы скорее начать пользоваться бесплатными обедами.

 Возникает вопрос: ..Сколько перемещений нужно будет сделать друзьям и как скоро наступит тот день, когда друзья усядутся за стол в том же порядке, как они сидели в первый день?

  

 

 2)  Сначала научимся определять число перестановок. Для простоты начнем вычисление с небольшого числа предметов - с трех. Назовем их А, В и С. (Рис.1.)

 

 

 

 

 

 


 

           А                              В                         С

 

       Рис. 1.

 

Нужно узнать, сколькими способами можно переставлять их один на место другого. Будем рассуждать так.

 

 Отложим пока в сторону предмет С, тогда остальные два можно разместить только двумя способами:

 

  1. сначала предмет А, затем предмет В;

 

  1. сначала предмет В, затем предмет А. ( Рис. 2.)

 

 

 

 

 


 

                   

 

 

 

      А             В                        В              А

 

Рис. 2 Два предмета можно разместить только двумя

        способами.

 

 Теперь будем добавлять предмет С к каждой из этих пар. Мы можем сделать это тремя способами: можем поместить

 

  1. С справа от пары,

 

  1. С слева от пары,

 

   3)  С между предметом А и предметом В . ( Рис.3 )

 

 

                                                                         1)                                      2)

 

                           С                   С

 


 

                   3)

 

                                    С

Рис. 3. Способы размещений одного предмета с двумя остальными.

 

 

Других положений для предмета С, кроме этих трёх, очевидно, быть не

 

может. А так как у нас две пары, АВ и ВА то всех способов разместить

 

предметы будет         2 x3 = 6 .

 

Эти способы показаны на рис. 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


   А           В          С

 

                                      

 

 

 

 

 

     В         А          С

 

 

 

 

 

 


    С           А           В

 

 

 

 

 

 

 


     А            С         В

 

 

 

 

 

 


     В          С          А

 

 

 

 

 

 

 


     С            В        А                                    

 

Рис. 4. Три предмета можно разместить шестью способами.

 

 Теперь сделаем расчет для четырёх предметов.

 

 

 Пусть у нас 4 предмета : А, В, С, и D.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

               А                     В                       С                            D

 

Опять отложим в сторону один предмет, например D, а с остальными тремя сделаем все возможные перестановки. Мы знаем уже, что число этих перестановок 6. 

  Сколькими же способами можно присоединить четвертый предмет Dк каждой из 6 троек? Очевидно, четырьмя: можно

 

  1. поместить Dсправа от тройки,

 

  1. поместить Dслева от тройки,

 

  1. поместить Dмежду 1-м и 2-м предметом

 

   4) поместить Dмежду 2-м и 3-м предметом. ( Рис. 4 )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Рис.4 Способы размещения одного предмета с тремя остальными.

 

 

 

Всего получим, следовательно,

 

                 6 X4 = 24 перестановок;

 

а так как

        

                 6 = 2 x3, а  2 =1 x2,

 

то число всех перестановок можно представить в виде произведения:

 

                    1x2x3x4 = 24.

 

Рассуждая таким же образом и в случае 5 предметов, узнаём, что для них число перестановок равно

 

                    1x2x3x4x5 = 120.

 

Для 6 предметов:

 

 

                  1x2x3x4x5x6 = 720 и т. д.

 

 

 

  3) Вообще, число способов расставить nразличных предметов на nмест с учётом порядка называется числом перестановок из nэлементов, обозначается Pn  и вычисляется по формуле

 

                       Pn= 1x2x3x…xn= n!, где n>0  или n=0

 

Факториалом натурального числа nназывается произведение всех натуральных чисел от 1 до n.

Принято: 0!=1

 

   4)Вернёмся к случаю с 10 друзьями, которые дожидались дня, чтобы бесплатно пообедать. Число возможных здесь перестановок определиться, если вычислить произведение

 

                 1x2x3x4x5x6x7x8x9x10=10!

 

  Однако, им не пришлось дождаться этого дня. И вовсе не  потому, что официант не исполнил обещания, а потому, что число всех возможных размещений за столом чересчур велико. Оно равняется ни мало, ни много - 3 628 800.

Такое число дней составляет, как нетрудно  сосчитать, почти 10 000 лет! Действительно,

 

  • 628 800 : 365 = 99419 (лет)

 

 

2  Часть.

Практическое решение задач.

 

 

  1. Расчет был бы сложнее, если бы среди 10 друзей было 5 девушек, и они желали бы сидеть за столом непременно так, чтобы чередоваться с юношами. Хотя число возможных перемещений здесь гораздо меньше, вычислить его несколько труднее.

   Пусть сядет за стол - безразлично как - один из юношей.

 

 


 

                                       

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Рис.5.Размещение юношей и девушек за столом.

 

Остальные четверо могут разместиться, оставляя между собой пустые стулья для девушек,

                                        1x2x3x4=4!=24

различными способами.

 

Так как всех стульев 10, то первый юноша может сесть 10способами; значит число всех возможных перемещений для молодых людей

                     10x24=240.

 

 Сколькими же способами могут сесть на пустые стулья между юношами 5 девушек? Очевидно,

 

                1x2x3x4x5=5!=120 способами.

 

Сочетая каждое из 240 положений юношей с каждым из 120 положений девушек, получаем число всех возможных перемещений:

 

                        240x120=28 800.

 

Число это во много раз меньше предыдущего и потребовало бы    всего около 79 лет.( 28800:365=78,90 )

  Доживи молодые посетители кафе до столетнего возраста, они могли бы дождаться бесплатного обеда, если не от самогоофицианта, то от его наследников.

 

  1. Умея подсчитывать перестановки, решим задачу из школьной жизни.

  В классе 25 учеников. Сколькими способами можно рассадить их по партам?

 

  Путь решения этой задачи не сложен: нужно перемножить 25 таких чисел:

                1x2x3x4x5x6………..x23x24x25=25!

 

Результат получается огромный, из 26 цифр.

    

         ВОТ ОНО:   15 511 210 043 330 985 984 000 000.

 

  Это число, величину которого наше воображение не в силах себе представить.

  Число мельчайших капель во всех океанах и  морях земного шара скромно по сравнению с этим исполинским числом.

 

 

 

 

                                           Заключение

 

 Я научилась считать число перестановок и могу научить это делать

 

других. Мой проект можно применять на математических кружках при

 

знакомстве с темой ,, Перестановки”  в 5 - 8 классах, на уроках

 

 математики в 9-х классах при изучении темы ,, Перестановки”.

 

 

Желаю успехов!!!.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               Список литературы:

 

 

  1. М. Ю Макарычев, Н. Г. Миндюк  ,,Алгебра 9 класс”

                  издательство ,, Просвещение”, 2008 год.

 

  1. Я. И. Перельман ,, Живая математика”

                  Издательство ,, Наука”, 1967 год.

 

  1. М. Б. Дектярь, М.В. Эргле  ,,Элементы комбинаторики в школьном курсе математики” Саратов: ГОУ ДПО ,,СарИПКиПРО” 2007год

 

  1. Словарь юного математика, 1987 год

 

  1. Л. И.Ниворожкина  ,, Основы статистики с элементами теории

                              вероятностей”, ,, Феникс”1999 год. 

Прикрепленный файл Размер
Бесплатный обед.ppt 1.05 Мбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн