Официальный сайт openclass 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Детерминированные игры с полной информацией

Фото пользователя Анна Анатольевна Филатова
Submitted by Анна Анатольевна Филатова on Sat, 05/11/2011 - 04:50
Данные об авторе
Автор(ы): 
Филатова Анна Анатольевна
Место работы, должность: 
МОУ лицей № 4, учитель информатики и ИКТ
Регион: 
Волгоградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Информатика и ИКТ
Цель урока: 

Сформировать у учащихся понятие теории игры как метода познания; рассмотреть различные формы представления игр; сформировать у учащихся понятие выигрышной стратегии игры; научить учащихся описывать стратегию игры с помощью двоичного дерева игры.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

1.      Фиошин М.Е. Информатика и ИКТ. 10-11 кл. Профильный уровень. В 2 ч. Ч. 2: 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.Е. Фиошин, А.А. Рессин, С.М. Юнусов. – М.: Дрофа, 2008.

2.      Демонстрационные варианты ЕГЭ 2004-2011 гг. http://www1.ege.edu.ru/content/view/21/43/

3.      Попов В.Б. Pascalдля школьников. М.: Финансы и статистика, 2002.

Используемая методическая литература: 

1.      Информатика и образование, № 12-2010. – http://www.infojournal.ru

2.      http://inf.1september.ru/2007/14/01.htm- Энциклопедия учителя информатики.

Используемое оборудование: 

Компьютерный класс, оснащенный современной техникой.

Используемые ЦОР: 

Обучающая презентация "Выигрышная стратегия игр"

Краткое описание: 
Материал этого урока поможет в подготовке к решению заданий части C единого государственного экзамена по информатике.
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

Тема:Теория игр. Детерминированные игры с полной информацией.

11 класс (профильный)

Тип: Комбинированный урок - урок-объяснение нового материала и первичного закрепления знаний.

Метод: Объяснительно-иллюстративный.

Форма организации урока: Беседа, демонстрация графических иллюстраций в презентации, текст с определением.

Оборудование: компьютерный класс, оснащенный современной техникой.

Методическое обеспечение урока:

- карточки для индивидуальной поисковой работы;

- раздаточный дидактический материал;

- карточки с планом работы в группе.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуально-обособленная, частично – поисковая.

Программное обеспечение:презентация-сопровождение занятия по теме.

Цели урока: сформировать у учащихся понятие теории игры как метода познания; рассмотреть различные формы представления игр; сформировать у учащихся понятие выигрышной стратегии игры; научить учащихся описывать стратегию игры с помощью двоичного дерева игры.

Задачи:

1. Образовательная: Создать условия для

- актуализации знания по теме дерева графов;

- формирования понятий:

·        теория игр;

·        формы представления игр;

·        детерминированная игра с полной информацией;

·        терминальная и нетерминальная позиции;

·        стратегия игры;

·        выигрышные и проигрышные стратегии игр;

- усвоения связи между стратегией игры и двоичным деревом игры;

- установки познавательной задачи по теме урока.

2. Развивающие:

- Развивать умения

·        анализировать, систематизировать, обобщать, структурировать полученные знания;

·        выделять главное (составлять план – схему, план - конспект);

·        работать в группе;

- развивать навыки построения дерева, отражающего стратегию игры.

3. Воспитательные: воспитание

·        дисциплины;

·        аккуратности;

·        избирательного отношения к полученной информации;

·        ответственного отношения

План:

1. Организационный момент. 1 минуты.

2. Актуализация знаний. 6 минуты.

3. Изучение нового материала. 10 минут

4. Закрепление и самопроверка знаний. 18 минут

5. Итог урока. Рефлексия. 4 минуты.

6. Домашнее задание. 1 минута.

Информационные ресурсы урока:

1.      Фиошин М.Е. Информатика и ИКТ. 10-11 кл. Профильный уровень. В 2 ч. Ч. 2: 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.Е. Фиошин, А.А. Рессин, С.М. Юнусов. – М.: Дрофа, 2008.

2.      Информатика и образование, № 12-2010. – http://www.infojournal.ru

3.      http://inf.1september.ru/2007/14/01.htm- Энциклопедия учителя информатики.

4.      Демонстрационные варианты ЕГЭ 2004-2011 гг. http://www1.ege.edu.ru/content/view/21/43/

5.      Попов В.Б. Pascalдля школьников. М.: Финансы и статистика, 2002.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

Включение в деловой ритм, подготовка класса к работе.

 

2. Актуализация знаний.

На экране - заголовок презентации (демонстрация слайда №1).Все текстовые и графические данные слайдов переносятся учащимися в тетрадь. Об этом они заранее предупреждаются и на каждом этапе это напоминается учителем.

Введение в курс (демонстрация слайда №2).Заранее одному из учащихся был дан материал, раскрывающий понятие

детерминированных игр. И вступительное слово делает этот ученик.

 

 

 

 

 

 

 

Сопровождение сообщения ученика (демонстрация слайдов № 3-№ 8).

 

 

 

 

 

 

 

 

У.1. Под игрой понимается процесс, в котором участвуют две и более стороны, ведущих борьбу за реализацию своих интересов. Каждая из сторон имеет свою цель и использует некоторую стратегию, которая может вести к выигрышу или проигрышу – в зависимости от поведения других игроков.

Игр очень много. Существуют антагонистические игры - это игры с противоречивыми интересами сторон и полной информацией об игре. Они ещё называются детерминированными играми от лат. слова детерминировать – определять, обусловливать. Например, игра двух лиц с нулевой суммой означает, что выигрыш одного игрока является проигрышем другого (в ряде игр возможна ничья). В такой игре участвуют два игрока, которые ходят по очереди (первый игрок ходит первым и второй игрок ходит вторым соответственно), причем оба они обладают полной информацией о текущей игровой ситуации и о возможных ходах очередного игрока. Игра считается оконченной, если достигнута позиция, являющаяся, согласно правилам игры, терминальной (конечной, заключительной), например, матовая позиция в шахматах. Правилами игры также устанавливается, каков исход игры в этой терминальной позиции. Другой пример, в математике большое распространение получили игры с камнями, в которых в распоряжении двух игроков имеется несколько кучек камней (одна и более). Игроки ходят по очереди. Также определено, сколько камней и из какого количества кучек может взять игрок за один ход.

3. Изучение нового материала.

(заранее каждому учащемуся раздается дидактический материал)

Основные понятия теории игр сегодня мы и рассмотрим. Введение новых понятий (демонстрация слайда № 9).

Нетерминальная позиция Х называется выигрышной для игрока, которому предоставлен ход, если существует хотя бы один ход, переводящий игру в проигрышную позицию. Нетерминальная позиция Х называется проигрышной, если все ходы из позиции Х ведут в выигрышные позиции.

Стратегией в конечной игре с полной информацией называется правило, указывающее, как следует игроку ходить в каждой из позиций, где ход за ним. Стратегия определяет полный план действий игрока при всевозможных ситуациях, могущих возникнуть в игре.

Стратегия называется выигрышной для игрока, если все партии, в которых он придерживается этой стратегии, заканчиваются выигрышем этого игрока.

Иллюстрация задания с решением (демонстрация слайдов № 10 - № 15). Учитель сопровождает показслайдов пояснениями.

Итак, напоминаю, тема урока: Теория игр. Более точное определение вы сможете сказать в конце урока, поработав

самостоятельно с материалами урока.

За 10 минут вы должны найти всю

необходимую информацию самостоятельно.

Затем вы объединяетесь в группы по цвету карточек и в течение 18 минут

рассматриваете вопросы для совместного

обсуждения. Помогут вам в этом

индивидуальные карточки, с указанием

основных направлений поиска решений и плана действий. Определите уровень сложности карточки самостоятельно. Если в ходе работы у вас возникнет вопрос, поднимите руку.

Учитель следит за временем.

 

 

Обучающиеся продолжают делать записи определений в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся записывают с экрана в тетрадь условие задания 1 и решение в виде двоичного дерева игры по образцу  и его таблицы.

 

 

 

 

 

10 минут самостоятельно работают с раздаточным материалом.

 

Выбирают одну из трех карточек (красная

карточка на «5»,синяя карточка на «4»,

зеленая –«3»).

 

По истечении 10 минут учащиеся

объединяются в группы по цвету карточки (не более 4 человек в одной группе) и получают план работы в группе.

4. Закрепление и самопроверка знаний.

Организация деятельности по применению новых знаний. Обучение работе в мини-коллективе (группе).

Учитель контролирует выполнение работ в группах и организует их самопроверку по раздаточному материалу.

 

 

Далее одна группа (красные карточки) садятся за компьютеры и самостоятельно работают 18минут. Практическая работа на компьютере в среде программирования PABC. Разработка программы на языке Pascalавтоматизации стратегии дерева игры.

Другие группы (синие и зеленые карточки) работают по дифференцированным карточкам-заданиям.

5. Итог урока. Рефлексия.

Анализ успешности усвоения нового материала и деятельности учащихся.На экран снова выводятся слайды №2, № 9 и, отвечая на вопросы учащихся, или задавая их им, можно перейти на соответствующий слайд и восстановить в памяти объясненный материал.

Итак. 1. Что изучает теория игр?

2. Что значит детерминированные игры с полной информацией?

3. Что такое стратегия игры?

4. Как найти выигрышную стратегию игры?

5. Что показывает двоичное дерево игры?

Молодцы. Как вы считаете, верно ли вы

выбрали уровень сложности?

Выставление оценок за урок. Затем рефлексия:

 

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы :

·        я узнал…

·        было интересно…

·        было трудно…

·        я выполнял задания…

·        я понял, что…

·        теперь я могу…

·        я приобрел…

·        я научился…

·        у меня получилось …

·        я смог…

·        я попробую…

·        меня удивило…

 

 

 

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, опираясь на слайды презентации и свои конспекты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Домашнее задание.

Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению (демонстрация слайда № 16):

выучить определения основных терминов и понятий урока; воспользоваться дополнительным материалом и привести примеры игр разной формы и с полной информацией. По учеб. Фиошина М.Е., ч.2, стр. 247-253.

 

 

 

Обучающиеся записывают задание на дом.

 

Приложение.

Презентацию к уроку, карточки для самостоятельного изучения и обсуждения в группе, а также прогнозируемые результаты работы обучающихся и программу решения задания на языке программирования см. в прикрепленных файлах.

Прикрепленный файл Size
Выигрышная стратерия игры.ppt 521.5 KB
ФилатоваАА_Детерминированные игры.docx 30.4 KB
ФилатоваАА_Детерминированные игры(для 2003).doc 69 KB
Program GAME в PABC(для 2003).doc 34.5 KB
Карточки с тренировочными заданиями(для 2003).doc 32 KB

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн