Российская Федерация
Министерство образования Саратовской области
Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Детский дом» г. Балашова
БРЕЙН-РИНГ:
«НАРОДНЫЕ ПРЕМУДРОСТИ» (интеллектуальная игра)
Воспитатель Детского дома
Толстолуцких
Александр Иванович
Балашов
2008
Использование в воспитательной работе информационно-коммуникативных технологий и метода проектов
Проект «Народные премудрости»
В рамках программы интеллектуально-творческого развития ребенка в условиях детского дома.
Над проектом работали воспитанники семьи № 1 под руководством воспитателя Толстолуцких А.И.
Цели:
- Исследование проблемы использования в речи малых форм русского фольклора (пословицы, поговорки, приметы, загадки) посредством наблюдения и анализа литературной и разговорной речи, публикаций в СМИ.
- Обогащение словарного запаса воспитанников, развитие речи, воображения, творческих способностей.
- Воспитание патриотизма, уважения к культуре и традициям русского народа.
- Развитие познавательного интереса, навыков делового общения, умения выделять главное в процессе работы со справочной литературой.
- Формирование навыков коллективно-творческой работы.
- Воспитание чувства товарищества.
- Формирование умения исследовательской деятельности у воспитанников.
Структура подготовки и поведения проекта
Подготовительный этап работы:
- Ознакомление с вводными установками: темой, целями и сроками реализации проекта. Совместное обсуждение этапов работы. Выделение предполагаемых направлений самостоятельной работы воспитанников.
- Распределение работы между участниками проекта.
- Распределение работы между участниками группового проекта.
Основной этап:
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность воспитанников по реализации проекта:
1. Сбор и изучение информации.
2. Посещение библиотеки для сбора материла по теме проекта.
3. Подготовка рисунков и плакатов по теме проекта.
Деятельность воспитанников по реализации проекта совместно с воспитателями:
1. Экскурсии в краеведческий музей.
2. Работа в детской городской библиотеке.
3. Подбор наглядных материалов, иллюстраций к мероприятию:
- промежуточное обсуждение полученных данных в группах;
- систематизация и анализ полученных данных;
- обсуждение способов оформления конечных результатов;
- подведение итогов, оформление результатов.
4. Составление сценария мероприятия.
Заключительный этап.
1. Защита проекта.
2. Проведение брейн-ринга «Народные премудрости».
3. Коллективная рефлексия.
Рассмотрим подробнее работу на каждом этапе.
Выбор темы проекта осуществлялся совместно с детьми. Проблема использования в речи устойчивых выражений, взятых из русского фольклора, вызвала живой интерес и эмоциональный отклик у ребят. Было решено, что в ходе выполнения проекта будет создаваться «Копилка народных премудростей»: загадки, пословицы, поговорки, народные приметы, «крылатые выражения», которые могут обогатить и украсить речь.
На подготовительном этапе знакомлю детей с вводными установками – информацией по организации и осуществлению проекта: уточняется и формулируется тема, обсуждаются этапы работы, способы добывания нужной информации, предполагаемые результаты работы, распределяются виды деятельности между участниками проекта.
В ходе работы над проектом вместе с детьми познакомились с различными формами русского фольклора (былины, сказы, сказки, песни, потешки, загадки, пословицы, поговорки и др.), рассмотрели их влияние на образование идиом и «крылатых» выражений, бытующих в современном русском языке. После чего воспитанники окончательно выбрали тему проекта – «Народные премудрости», включающие малые формы фольклора.
Воспитанники были распределены на группы, каждая из которых исследовала свое направление: загадки и способы их создания; пословицы и поговорки; народные приметы; использование малых форм фольклора в литературных произведениях; использование малых форм фольклора в разговорной речи; использование малых форм фольклора в популярной литературе и СМИ.
В работе над проектом был использован фонд школьной библиотеки. Библиотекарь по моей просьбе заранее подготовил подборку нужных для работы над проектом книг, журналов, газет. К работе над проектом были привлечены сотрудники ЦДБ, которые помогали каждой группе детей в выборе необходимой информации и работе над ней.
Защита проекта проходила в форме подготовки и проведения брейн-ринга: «Народные премудрости», который стал закономерным итогом совместной проектной деятельности детей и привлеченных к нему взрослых.
Творческим итогом проекта стало оформление детьми альбома: « Пословицы и загадки русского народа в рисунках».
Договорились, что храниться Копилка: «Народных премудростей» будет у ребят первой семьи. В нее были положены первые наиболее понравившиеся детям загадки, пословицы, поговорки, написанные ими от руки.
Брейн-ринг «Народные премудрости»
Цели:
- расширять кругозор учащихся, обогащать их словарный запас;
- развивать образное и логическое мышление воспитанников;
- способствовать развитию памяти, речи, внимания, воображения;
- воспитывать уважение к русскому фольклору, культуре и традициям русского народа;
- воспитывать чувство товарищества, умение работать в команде.
Оборудование: выставка рисунков, плакаты, карточки с заданиями.
Ход мероприятия:
Участвуют две команды. Игра состоит из 6 туров. Ведущий задает вопросы обеим командам, право ответа получает команда, первой поднявшая сигнальную карточку. Побеждает в туре команда, одержавшая шесть побед. Победитель в игре определяется суммированием результатов всех туров.
Вступительное слово ведущего.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас состоится брейн-ринг «Народные премудрости». Мы будем отгадывать загадки, знакомиться с пословицами и поговорками, а также народными приметами. Наша задача – узнать «премудрости» русского народа и научиться украшать ими нашу речь.
В игре принимают участие команды: «Умники и умницы» и «Ума палата». Поприветствуем их!
Тур I: загадки. Человек, его быт и труд
1. Стучат. Гремят. Вертятся.
Никого не боятся,
Сами не человеки,
А считают чужие веки. (Часы)
2. Два лежачих, два стоячих,
Один ходит, другой бродит. (Дверь)
3. Синяя синичка
Весь белый свет одела. (Иголка с ниткой)
4. Без рук, без ног,
Рубашку просит. (Подушка)
5. Мать толста, дочь красна,
Сын под небеса уходит и не приходит. (Печь, пламя, дым)
6. Одну крышу
Четыре братца держат. (Стол)
7. У одной сестрицы два братца,
Гонят друг дружку,
Но никак два других не догонят. (Телега)
8. На все стороны лежит доска,
Во всю Русь широка. (Дорога)
9. В воде родится
Воды боится. (Соль)
10. Не куст, а с листочками,
Не рубаха, а сшита,
Не человек, а рассказывает (Книга)
11. Земля беленькая,
Грядки ровные,
А птички на них черненькие. (Бумага, строчки, буквы)
12. В огне не горит –
В воде не тонет. (Снег)
Тур II. загадки. Животные: дикие и домашние
1. Не князь по породе, а ходит в короне (Петух)
2. Кровь пью, а жизнь даю. (Пиявка)
3. Идет в баню черен, а выходит красен (Рак).
4. Стоит копна среди двора,
Спереди вилы – сзади метла (Корова)
5. Над полом – полом
Ходит барышня с колом.
Хозяин придет – она уйдет (Мышь и кот)
6. Ночью калачиком, днем скалочкой (Собака)
7. Ничего не болит, а все стонет и вопит (Свинья)
8. Черный, как ворон, с рогом –
А не бык –
Об шести ног, без копыт (Жук).
9. Четыре ноги, а рыло свинячье,
100 иголок несет, а шить не умеет (Еж).
10. Четыре четырки,
Две растопырки,
Седьмой – вертун,
А сам – ворчун (Собака).
11. Возле елок
Из иголок
Летним днем
Построен дом.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион (Муравейник)
12. Два раза родится,
А один раз умирает(Птица).
Тур III. Закончить пословицу
1. Без терпенья нет … (ученья)
2. Без муки нет… (науки)
3. Кому книга – развлеченье, а кому… (ученье)
4. Книга учит жить, книгой надо… (дорожить)
5. Знания не даются без… (старания)
6. Где учение, там и … (умение)
7. Язык до Киева… (доведет)
8. Курицу яйца… (не учат)
9. Сколько дурака не учи, а дурак все… (свое ладит)
10. Учить трудно, переучивать еще… (труднее).
11. Ум хорошо, а два… (лучше).
12. Человека узнают в работе, а птицу… (в полете).
Тур IV. загадки. Домашний инвентарь, орудия труда, предметы быта.
1. По лавкам скок,
По полу скок
Сядет в уголок –
Не шелохнется (Веник)
2. Чего из угла в угол не переставить? (Печь)
3. Четыре в избе,
Пятый возле (Рукавица)
4. Был я на топтале,
Был я на кружале,
Был я на пожаре,
В семью попал,
Всю семью кормить стал (Горшок)
5. Сижу верхом, не знаю на ком.
Знакомого я встречу, запляшу и привечу (Шапка)
6. С ногами, но не ходит,
Со спинкой, а не лежит (Стул)
7. В брюхе – баня, на голове – пупок,
Одна рука, да и та на спине (Чайник)
8. Два моря на дуге висели (Ведра на коромысле)
9. Кум с кумой водятся, да близко не сходятся
Одна коптится, другой топчется (Пол и потолок)
10. Мужик идет из лесу,
Зеркало за поясом (Топор)
11. Сам маленький, пузатенький,
А весь дом бережет (Замок)
12. Стоит столбом,
Горит огнем,
Ни жару, ни пару, ни угольев (Свеча)
Тур V. Закончи народную мудрость
1. Больше землю удобряй – выше будет… (урожай)
2. Велик день для лодыря, а для ударника… (мал)
3. Ударная работа человека… (красит)
4. Счастье в воздухе не вьется, а руками… (достается)
5. Нет плохой земли, а есть плохие… (пахари).
6. Кто смел, тот и на коня… (сел).
7. Риск – благородное… (дело).
8. Волков бояться – в лес... (не ходить).
9. Жизнь прожить – не поле… (перейти)
10. Либо грудь в крестах, либо голова… (в кустах)
11. Великому кораблю – великое… (плавание)
12. Всякое дело мастера… (боится)
Тур VI. Отгадай народную мудрость
1. Если ваш дом гостеприимен, в народе говорят:
Не красна изба углами, а красна изба…
а) стенами; б) пирогами; в) хлебами; г) окнами.
2. Если долго чего-то ждешь, но это все напрасно, говорят:
Жди, пока рак на горе…
а) крикнет; б) пискнет; в) свистнет; г) застрекочет.
3. Если хозяин бережлив, то говорят:
Что рубль бережет…
а) алтын; б) копейка; в) грош; г) гривенник.
4. Если ты хочешь быть полезным, но незаметным, то говорят:
Мал золотник, да…
а) дорог; б) добр; в) зол; г) горд.
5. Если ты хочешь быстро заработать, да нечестно, то в народе говорят:
Погнался…
а) за деревянным рублем; б) за лишним рублем;
в) за медным рублем; г) за длинным рублем.
6. Если ты попал впросак, то в народе говорят:
а) ушел за тридевять земель; б) заблудился в трех соснах;
в) побывал у черта на болоте; г) куй железо, пока горячо.
7. Если хорошо сделал свое дело, то в народе говорят:
Что комар носа…
а) не поранит; б) не уронит, в) не потеряет; г) не подточит.
8. О тех, кто показал себя с лучшей стороны, говорят,
Что он не ударил в грязь…
а) лицом; б) ногой; в) рукой; г) рукавицей.
9. Если ты можешь сохранять самообладание в сложных ситуациях, то в народе говорят,
Что ты умеешь держать себя:
а) в черном теле; б) в руках; в) в ежовых рукавицах; г) в форме.
10. Если человек хорошо в чем-то разбирается, то говорят,
Что он в этом деле съел
а) пуд соли; б) много каши; в) собаку; г) кислые щи.
11. Если вы кого-то разоблачили в каких-то темных делах, то значит,
что вы этого человека вывели на…
а) кофейную гущу; б) откровенный разговор;
в) свежий воздух; г) на чистую воду.
12. Если вы думаете, что у вас отсутствует музыкальный слух, то это значит
Вам медведь наступил на…
а) ухо; б) ногу; в) горло; г) хвост.
Подведение итогов мероприятия. Объявление результатов игры.Выявление лучших игроков. Награждение команд.
|