Вы не зарегистрированы

Авторизация



Прямое и переносное значение слова

Данные об авторе
Автор(ы): 
Эрднеева Антонина Борисовна
Место работы, должность: 

МОУ"Олинская СОШ",учитель русского языка и литературы.

Регион: 
Астраханская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

Повторить изученное по теме"Лексика"

Научить различать прямое и переносное значение слова,употреблять в речи слова в переносном значении.

Развивать творческую активность учащихся.

Обогащать словарный запас языка,совершенствовать грамматический строй речи учащихся.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
23
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебный комплекс по русскому языку для 5-9 классов:

"Русский язык.Теория.5-9класс"

"Русский язык.Практика.5 класс"

Русская речь.5 класс"

Используемая методическая литература: 

С.И.Львова"Язык в речевом общении"

Г.А.Богданова"Уроки русского языка в 5 классе"

Русский язык.Поурочное планирование 5 класс".По учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой.

Используемое оборудование: 

Интерактивная доска.

Учебник 5 класса

Тесты

Используемые ЦОР: 

конспект урока

Краткое описание: 
<p> Этот урок ставит и воспитательные задачи:воспитывает осознанную потребность в знаниях,любовь к русскому языку.</p>

 

Ход урока.

I.Организационный момент. Постановка задачи.

II.Повторение изученного.

        1.Устный опрос.

        2.Терминологический диктант.

Пол толкованию слова определить слово и записать  его в начальной форме. У доски 1 ученик работает…

1.    Наука, изучающая словарный состав языка, называется … (лексикология)

2.    Словарный состав языка называется …(лексика)

3.    То, что обозначает слово, называется …(лексическое значение)

4.    Слово, имеющее одно лексическое значение…(однозначное)

5.    Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначное)

6.    Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…(толковый словарь)

 

III.Усвоение нового материала.

1.Ребята, давайте запишем термины «прямое», «переносное слово». Сегодня мы с вами будем выяснять, что означают эти слова.

*Прослушивание строк из «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина (Учащийся читают наизусть)

 –Что значит слово «золотой»?

                 Белка песенки поёт

                 Да орешки всё грызёт;

                 А орешки не простые,

                Все скорлупки  золотые,

                Ядра – чистый изумруд.

«Золотые скорлупки», то есть скорлупки из золота. Слово «золотой» употребляется в прямом значении.

*Прослушивание отрывка из стихотворения поэта И.Никитина (учащийся читает наизусть).

                  Золотые нивы,

                  Гладь и блеск озёр,               

                  Светлые заливы,

                 Без конца простор.

–Что значит «золотые нивы»? Похожие на цвет золота. Здесь у слов на основе сходства по цвету появилось переносное значение.

–Таким образом слово «золотой» может иметь и прямое и переносное значение.

 

IV.ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Задание 1:

          На доске схема.

Задание учащимся: закончить построение схемы.

Схема имеет следующий вид:

значение  слова.
                        (прямое)                                                                    (Переносное)
Прямо указывает на                                                    ПЕреносит прямое значение слова 
предмет,действие,явление.                                    на другой предмет.
 

 

 

Задание 2:

Распределить словосочетание в два столбика соответственно схеме (Словосочетания диктует учитель):

Тяжёлый чемодан, лёгкая рука, железная дисциплина, железный гвоздь, олимпийские игры, тяжёлый характер, холодный ветер.

 

Самостоятельная работа.

1.Запись под диктовку.

Дождь уснул. От солнца же поднялась суета ветра, взъерошились деревья, забормотали травы и кустарники. И даже сам дождь снова встал на ноги, разбуженный щекочущей теплотой, и собирал свое тело в облака.

Задание: объяснить орфограммы, подчеркнуть основы предложений и указать, в каком значении употреблены глаголы (в прямом или переносном)

Самопроверка.

На доске записан текст с выполненным заданием.

2. Тест на закрепление изученного материала.

На парте у каждого ученика имеется экземпляр теста.

Задание: выпишипе букву, обозначающую правильный ответ.

 

 

 

Тест.

1.Словарный состав языка изучает наука:

А) фонетика

Б) синтаксис

В)лексикология

Г)пунктуация .

2.Слово употреблено в переносном значении в обоих словосочетаниях:

А) каменное сердце, строить мост

Б) жар солнца, каменное издание

В) золотые слова, строить планы

3.В каком ряду слова являются многозначными:

А) звезда, искусственный, каменный.

Б) единственный, жалюзи, жокей;

В) каменистый, кафтан, композитор.

V.Подведение итогов урока. Оценка участия в уроке.

VI.Домашнее задание:

Выписать из учебника литературы по пять слов с прямым и переносным значением.

 

 

 


»  Tags for document: