Пол толкованию слова определить слово и записать его в начальной форме. У доски 1 ученик работает…
1. Наука, изучающая словарный состав языка, называется … (лексикология)
2. Словарный состав языка называется …(лексика)
3. То, что обозначает слово, называется …(лексическое значение)
4. Слово, имеющее одно лексическое значение…(однозначное)
5. Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначное)
6. Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…(толковый словарь)
III.Усвоение нового материала.
1.–Ребята, давайте запишем термины «прямое», «переносное слово». Сегодня мы с вами будем выяснять, что означают эти слова.
*Прослушивание строк из «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина (Учащийся читают наизусть)
–Что значит слово «золотой»?
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт;
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд.
«Золотые скорлупки», то есть скорлупки из золота. Слово «золотой» употребляется в прямом значении.
*Прослушивание отрывка из стихотворения поэта И.Никитина (учащийся читает наизусть).
Золотые нивы,
Гладь и блеск озёр,
Светлые заливы,
Без конца простор.
–Что значит «золотые нивы»? Похожие на цвет золота. Здесь у слов на основе сходства по цвету появилось переносное значение.
–Таким образом слово «золотой» может иметь и прямое и переносное значение.
IV.ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Задание 1:
На доске схема.
Задание учащимся: закончить построение схемы.
Схема имеет следующий вид:
значение слова.
(прямое) (Переносное)
Прямо указывает на ПЕреносит прямое значение слова
предмет,действие,явление. на другой предмет.
Задание 2:
Распределить словосочетание в два столбика соответственно схеме (Словосочетания диктует учитель):
Тяжёлый чемодан, лёгкая рука, железная дисциплина, железный гвоздь, олимпийские игры, тяжёлый характер, холодный ветер.
Самостоятельная работа.
1.Запись под диктовку.
Дождь уснул. От солнца же поднялась суета ветра, взъерошились деревья, забормотали травы и кустарники. И даже сам дождь снова встал на ноги, разбуженный щекочущей теплотой, и собирал свое тело в облака.
Задание: объяснить орфограммы, подчеркнуть основы предложений и указать, в каком значении употреблены глаголы (в прямом или переносном)
Самопроверка.
На доске записан текст с выполненным заданием.
2. Тест на закрепление изученного материала.
На парте у каждого ученика имеется экземпляр теста.