Официальный сайт moscowout 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита»

Размещено: Елена Александровна Лисюкова - вт, 08/11/2011 - 13:02
Данные об авторе
Автор(ы): 
Лисюкова Елена Александровна
Место работы, должность: 
ГОУ СОШ № 236 , учитель русского языка и литературы
Регион: 
Город Москва
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

1.постичь «невозможный» роман во всей его сложности и глубине  /книга-читатель-культура/;

2.показать трагическую   любовь героя романа  в конфликте с окружающей   пошлостью;

3. заострить внимание на незыблемости  высоких  нравственных  принципов. 

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемое оборудование: 

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»,

доминанты жизни и творчества писателя,

мультимедийное оборудование,

компьютер,

презентация

коллажи: «Трехмерность романа» и «Троеплановость образов»,

 эпиграф к уроку  " Миф, фантастика, сатира – три дороги к одной цели."

Краткое описание: 
Урок с использование современных образовательных технологий. Урок предназначен для учащихся 11 классов. На уроке используются разные виды работы: комментированное чтение; беседа по тексту анализируемых подробно фрагментов/2,12,23,24,31,32 гл/; индивидуальные проблемные задания; эвристическая беседа; диспут; творческая работа.

ТЕМА УРОКА: «Мастер и Маргарита»

                        Художественное своеобразие романа М.А. Булгакова.

                        Сочетание в нем фантастики с философски-библейскими           

                        мотивами.

                        Сатира и глубокий психологизм.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: постичь «невозможный» роман во всей его сложности и                                                                                                                                                                                       

                        глубине  /книга-читатель-культура/; показать трагическую           

                        любовь героя романа  в конфликте с окружающей   пошлостью;

                        заострить внимание на незыблемости  высоких  нравственных    

                        принципов.  

 

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», 

                        доминанты жизни и творчества писателя, мультимедийное

                       оборудование, компьютер, презентация

коллажи: «Трехмерность романа» и «Троеплановость образов»,

                        эпиграф к уроку.

                        Миф, фантастика, сатира – три дороги к одной цели.

ВИДЫ РАБОТЫ  НА УРОКЕ: комментированное чтение;

                        беседа по тексту анализируемых подробно фрагментов

                        /2,12,23,24,31,32 гл/;

                        индивидуальные проблемные задания;

                        эвристическая беседа;

                        диспут;

                        творческая работа.

1.ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ .

Слайд №1

Слайд №2

   В 30-е годы был написан замечательный роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

   Выдержав заклятие огнем и мраком, этот роман дошел до нашего читателя уже в «новую» эпоху, сменив некоторые канонизированные произведения, созданные в 30-е годы. Хорошо это или плохо?

   Наверное, хорошо, уже хотя бы потому что замечательные произведения Мастера вышли из забвения. Прав был Воланд : «Рукописи не горят».

   Да, этот роман сложный со всех сторон. У нас еще мал опыт анализа совершенно нового и с историко-литературной , и с эстетической стороны романа. В нем нет прозрачной аллегории, как в «Собачьем сердце», нет и конкретности исторических событий «Белой гвардии», «Дней Турбиных» и «Бега». Но нам нужен и этот шедевр, как одно из сокровищ «золотого фонда», проверенного временем.

  Вот на сегодняшнем занятии мы и попробуем, хотя бы в общем, постичь идею и этого романа.

  Вам предложены доминанты, по которым мы и начнем нашу работу /доминанты прилагаются/. 

-Внимательно прочитайте историческую справку 30-х годов и ответьте, почему Мастер, как и автор, не верил, что роман может быть напечатан?

-Перед вами три высказывания о Воланде трех критиков: Лакшина, Яновской и Яблокова. Как, по вашему мнению, кто из них более объективен в оценке его?

УЧИТЕЛЬ. Выслушав высказывания учеников, прокомментировав их, высказывает и свое мнение.

 

2.КОММЕНТИРОВАНИЕ ТЕКСТА И БЕСЕДЫ.

-Какова точка отсчета тех временных координат, в которых существуют персонажи булгаковского романа?

/ «настоящее», в котором существуют москвичи, «прошедшее» время, в котором разворачиваются события романа Мастера/.

-Каковы три смысловые «ключа» романа?

/доминанты/.

Завязка беседы и в тексте, и на уроке слова, с которыми арестованный обратился к прокурору: «добрый человек»? Это и есть «преступление».

/Сталкиваются не два мировоззрения, а два мира. Один , привычный и удобный- мир зла, другой, кажущийся фантомом, иллюзией, свет которого даже не мерещится в душах людей, - мир добра./

-Так что же исповедует Иешуа?

-Что есть истина? /Разговор по 2 главе романа и по картине Н.Ге «Что есть истина»/

-Что ответил Иешуа на иронический вопрос прокурора? Что бы ответили вы?

-Чем поразителен ответ Иешуа?

/В том, что арестованный доказывает на деле – он избавляет Пилата от мучительной головной боли, - что истина оказывается вполне реальным, а не абстрактным человеческим понятием: она исходит от человека  и замыкается на человеке/.

-Примирился ли Пилат с такой простотой? Поверил ли он в то, что сострадание избавило его от страданий?

-«А теперь скажи, что это ты все время употребляешь слова «добрый человек»? Ты всех, что ли , так называешь?» «Всех, - ответил арестант, - злых людей нет на свете».

Далее беседа с элементами диспута.

-Это утверждает Иешуа, доставленный сюда по доносу «доброго человека» Иуды из Кариафа. Действительно ли все люди добры? А может быть , это только булгаковский Иешуа проповедует, а Иисус Христос проповедует совсем иное?

/Предлагается библейский миф –Еангелие от Матфея – именно этот эпизод./

-Почему же Пилат , желая спасти арестованного , не может этого сделать?

   Эта тема основного содержания романа Мастера о Понтии Пилате.

История Мастера и Маргариты. / «Свободен!Свободен!» «Я погибаю вместе с тобой!»/

-Какова сюжетная и композиционная роль истории Мастера и Маргариты?

-Мастер, кто он-борец или пропагандист?

-Кому он соответствует в системе образов романа?

/Работа по коллажу/.

 

3.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Сравнительная характеристика Мастера и Иешуа.

1.М.А.Булгаков рассказывает о духовных муках и радостях Мастера в тот момент, когда инквизиторы от литературы возводили на Голгофу самого автора.

  Как Иешуа за его проповедь Добра Пилат приговаривает к смерти на кресте.

2.Обоим им нет места в реальном мире.

3.Смысл жизни в проповеди Добра и Истины, в свободном творчестве, в любви, без этих добродетелей жизнь бессмысленна.

4.Оба они жертвы доноса.

5. Оба обладают даром прозрения.

Слайд № 3, Слайд №4

 

ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ.

Формула  Мастера и Маргариты: «Свободен! Свободен!» и «Я погибаю вместе с тобой!»- привлекает читателя. Их сила- в их внутренней независимости, в их независимой любви и независимом творчестве, т.е. в этом они и противостоят всем героям романа – вольным или невольным колодникам. Этим они привлекают и Бога, и Сатану. Наши герои не погибают вместе, а обретают еще большую свободу, абсолютную свободу. Потому-то им и дано право освобождать от вечных мук других.

Слайд №5

 

4.ВЫВОДЫ ПО УРОКУ. ОБОЩЕНИЯ. ИТОГИ.

-Так откуда берутся злые люди?

-Что имел в виду Иешуа, когда говорил о новой вере? / не зло, а добро; не вера, а истина./

-Так каков же итог тысячелетнего развития человечества?

/Появление Волада со свитой в Москве. Булгаков пытается ответить на этот вопрос /.

УЧИТЕЛЬ. Обратите внимание на общую интонацию, атмосферу сцены в театре Варьете, характерную и для всего романа/ самые жуткие вещи происходят как бы не всерьез, под смех, аплодисменты и улюлюканье. Это обстановка какого-то вселенского глумления человека над самим  собой, над всем родом человеческим/.

-Кого и за что наказывает Воланд?

-Где действует Сатана и его подручные?

/там, где отсутствует добро, где иначе не может быть исправлено зло, а нужно наказание/.

-Соответствует ли число наказаний масштабам зла? жадности? равнодушия? эгоизма, бессердечия, лжи, предательства, трусости?

/анализ коллажа/

ВЫВОД: где бессильно добро, там и зло не всесильно.

 

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ 12 ГЛАВЫ.

-Рухнул ли храм старой веры? Перешли ли люди в царство истины и справедливости здесь, в этой стране, претендующей на миссианскую роль?

-Или есть в натуре человека хоть надежда на изменение мира, не погиб ли ген добра за века, прошедшие после гибели Христа? /Варьете-это искушения, придуманные не дьяволом, а самими людьми/.

-Кто просит оторвать голову Бенгальскому?

-Кто просит вернуть ему голову?

-Как правильнее? «Милосердие лишь иногда стучится в сердца» или «Милосердие все же стучится в сердца?»

-Так что, человеку не дано прийти к добру, справедливости, истине? Что для него жизнь, проповедь и гибель Христа? /словно и не было его/.

-Может быть во зле спасение человечества?

-Тогда почему в романе сатаническая сила - лишь воплощение человеческого зла, - хотя иногда и способного восстановить справедливость?

 

КОММЕНТАРИЙ ЭПИГРАФА К РОМАНУ.

-Откуда милосердие в глумливой толпе?

-Как эта тема /тема милосердия/ прослеживается далее в романе?

/Маргарита прощает незыблемый грех Фриде, Мастер – Пилату. Заметим , не Бог, а человек прощает/.

-Так кто есть булгаковский Сатана?

/умница и истинный рыцарь, а его свита – симпатичнейшие ребята. Они никого не побуждают совершать дурные поступки и никакого зла не сеют. Напротив: все зло выводят на чистую воду и наказывают, суровее всего обходясь с тем злом, которое таят в себе люди, сами заточившие себя в неволю: Берлиоз- в неволю догм и стереотипов; буфетчик- в оковы собственного скупердяйства; Николай Иванович / сосед Маргариты/- в плен инструкций, установлений, казенных бумаг/.

-Так что же первично в жизни Добро, Зло?

/люди добры от природы, а обстоятельства вынуждают их творить зло. Добро надо высвободить, а не датьвластью/.

Слайд №6


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн