Официальный сайт yerka 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Развитие ключевых компетенций младших школьников через проектную деятельность

Submitted by Надежда Юрьевна Бочкарева on Sat, 12/11/2011 - 06:07

 

          Опыт представлен описанием системы работы по данной теме, через применение метода проектов, который нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми выпускник начальной школы может адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Развитие ключевых компетенций  (разрешения проблем, информационной, коммуникативной) выражается в готовности ученика эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. «Проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора».    

 

        По степени новизны опыт рассматривается, как  развитие у младших школьников  способности анализировать нестандартные ситуации, способности самостоятельного поиска нужной информации, практическому применению знаний, через использование метода проектов.

 

         Содержательно-целевая направленность опыта связана с применением навыков  деятельности учащихся по отношению к поиску, анализу, отбору информации, её преобразование, сохранение и передачу,  проектную деятельность.

Для начальной школы приоритетными остаются формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном школьном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека – потребности в самообразовании. Использование проектного метода в урочной и внеурочной деятельности помогает решать эти задачи.

 

Способ получения нового – опытничество.

            

Длительность функционирования опыта – 4 года

   

 

 

 

РАЗДЕЛ II  Технологический

  

   Актуальность опыта

         Важность этой проблемы обусловлена тем, что в условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания  о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных  и практических задач в разнообразных, динамично изменяющихся ситуациях. За этими качествами закрепилось название «ключевые компетентности». Сегодня запрос школы в первую очередь сосредоточен на этих универсальных способностях. Задача системы образования всегда состояла в формировании у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы. Развитие ключевых компетенций у младших школьников, применяя метод проектов,  позволяет открыть способности школьника к тому или иному предмету, а зачастую побуждает самооткрытие учащимся собственных способностей и возможностей.

 

      Цель: создать условия для развития ключевых компетенций учащихся:

учебно-познавательной,

информационной,

коммуникативной

через использование  метода  проектов.

 

     Задачи:

- провести анализ психолого-педагогической литературы  по данной проблеме;

-  провести диагностику познавательного интереса и мотивации учащихся,  систематизировать полученные данные;

- создать необходимые условия младшим школьникам для формирования умения работать с разнообразными информационными источниками;

- развивать учебно-познавательную, информационную, коммуникативную компетенции учеников через использование метода проектов;

- разработать критерии оценки  ключевых компетенций младших школьников.

 

 

 

 Главная идея опыта его теоретическая база.

 

          Реализация компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно и в полной мере отражает компетентностный подход, спрашиваю  себя, на что направлена организованная мною деятельность ученика? Насколько то, что  делают школьники, значимо для них, востребовано ли это в современном обществе. Где и в чем выражается применение их сегодняшнего опыта.

       Анализируя свой педагогический опыт, я пришла к выводу о том, что умение взаимодействовать в реальных жизненных условиях, а не сумма фактических знаний - вот чему необходимо учить  ребят. Готовясь к очередному уроку, каждый раз ставлю перед собой задачу организовать работу на уроке так, чтобы умения и навыки мотивировали на самостоятельное приобретение новых знаний.

       Что такое компетенция, в чем заключается компетентность учащихся начальной школы?

         Компетенция  выражается в готовности ученика эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели в новой ситуации. Компетенция необходима человеку, живущему  в обществе бурно развивающихся технологий, где основным требованием является требование осваивать новые технологии и роли. В основе компетенции лежит самоуправление.  

         Компетентность – результат образования, который выражается в овладении учащимися определенным набором способов деятельности. Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств. Современным ядром ключевых компетенций является личностный компонент.

        Сопоставление компетенции и компетентностей с другими образовательными результатами позволяет выявить специфические признаки новых результатов образования.

Знание – информация, присвоенная человеком.

Умение – подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым точно, быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, которые совершенствуясь и автоматизируясь, превращаются в навыки.

Навыки – действия, выполняемые автоматически.

        Если руководствоваться теорией о ключевых компетенциях доктора педагогических наук Хуторского А.В., то главными, которые учитель формирует в начальной школе, являются на мой взгляд:

- учебно-познавательные;

- информационные;

- коммуникативные;

Учебно-познавательные компетенции:

• ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

• организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

• задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

• ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;

• выступать устно и письменно о результатах своего исследования;

• иметь опыт восприятия картины мира.

Информационные компетенции:

• владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;

• самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

• ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;

• уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;

• овладеть навыками использования информационных устройств;

• применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.

Коммуникативные компетенции:

• уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление;

• уметь представлять свой класс, школу, страну, использовать для этого знание иностранного языка;

• владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

• владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);

• владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

• иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

        Все эти компетенции формируются в комплексе и в разных предметных и «запредметных» областях. Чтобы перейти к формированию ключевых компетенций, необходимо задать компетенции в деятельностной форме.

        Для формирования ключевых компетенций я применяю технологию проектного обучения.

Приведу несколько  примеров:

Урок окружающего мира в 4  классе по теме: «Органы чувств человека». Итогом этой темы должно быть выполнение творческого задания - составить памятку «Как сохранить здоровыми органы чувств». Ребята разбились на команды, каждая выбрала соответствующий орган чувств человека и результат - разработанную памятку представила классу. Знания, которые они получили на уроке, применили в разработке памятки. Вот такие правила предложили ребята одной из групп, составив памятку «Как сохранить зрение»:

• книгу надо держать на расстоянии 30см от глаз;

• телевизор можно смотреть не более 1 часа в день, располагаясь не ближе двух метров от экрана;

• заниматься у компьютера нужно не более 1 часа в день, делая зарядку для глаз, которую мы делаем в классе на уроках;

• нельзя читать лежа;

• есть больше ягод смородины и морковь.

        На уроке формировались такие компетенции, как коммуникативные – умение представить классу итог проделанной работы, работать в группе, ответить на вопросы своих товарищей; информационные – для составления памятки необходимо было поработать с разными источниками информации, такие как энциклопедии, книги. Необходимо было отобрать, систематизировать, выделить главное в том потоке информации, которую нашли ученики. Учебно-познавательные - само задание уже носит познавательный, творческий характер; Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме, слушании. При этом осуществляется комплексное овладение всеми видами речевой деятельности как необходимое условие общения. Формируются эти навыки на уроках русского языка и литературного чтения. Я люблю открывать знания вместе с детьми. Деликатно, направляемые мной, ученики открывают новый материал сами, сами выводят правило, сравнивая его с учебником, составляют опорную схему. Ученики в ходе выполнения упражнений анализируют, сопоставляют, классифицируют, сравнивают, делают выводы. Моя роль заключается в правильном подборе методов обучения, видов деятельности и упражнений. Знания, которые открыли ученики, надолго остаются в памяти, а это влияет на качество обучения. А значит, сумеют открытые знания применить в практической деятельности. Я стараюсь создать ситуацию успеха на уроке, вселить уверенность, дать почувствовать значимость, определить свою самоцель, достичь максимального результата в общем развитии.

       

 На уроке литературного чтения  ставлю цель не только научить читать, но и научить грамотно выражать свои мысли, уметь высказать свою точку зрения после чтения произведений, ответить на вопрос: «Какие уроки можно извлечь из прочитанного? Какие мудрые мысли ты сумел «прочитать между строк» в произведении?». Недавно, на уроке литературы мы прочитали три произведения Н.Носова «Мишкина каша», «Заплатка», «Как Незнайка сочинил стихи». Сравнивая героев, ученики отдали предпочтение Коле («потому что он рассудительный, не берется за дело, если не знает как это делать», «надо сначала узнать как варить кашу, потом приниматься за дело»), Бобке («потому что он трудолюбивый», «с первого раза не получилось, он отпорол заплатку и снова пришил», «он старался второй раз пришить, поэтому и получилось красиво», Незнайке («потому что он смешной», «учится и пробует писать стихи», «он все хотел попробовать и стихи писать, и быть художником». Вот так из урока в урок учу детей и кашу варить, и пришивать заплатки, и пробовать себя в рисовании и в поэзии.

       Уже в 1 классе возможно использование элементов проектной деятельности учащихся, направленных на формирование ключевых компетенций.

      Например: дана  таблица, в которой изображены несколько четырёхугольников и пятиугольников. Все эти фигуры никак не сгруппированы, но четырёхугольники окрашены в красный цвет, а пятиугольники – в зелёный. Я сообщаю, что все красные фигуры – четырёхугольники, зелёные пятиугольники. После этого ставлю вопрос перед классом: «Почему красные фигуры можно назвать четырёхугольниками, а зелёные пятиугольниками?». Этот вопрос представляет довольно сложную проблему, для решения которой дети должны провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений. Так, они должны сравнить мысленно введенные учителем термины «четырёхугольник» и «пятиугольник». Анализируя эти слова, ученики расчленяют их, выделив в них знакомые слова, являющиеся частями новых терминов – «четыре» и «угол», «пять» и «угол».

         Такой анализ уже может направить их мысль в определённом направлении. Проверить правильность возникших предположений дети смогут, внимательно рассматривая предложенные фигуры. Здесь снова придётся провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений, в результате которых они должны убедиться, что действительно, все красные фигуры содержат по четыре угла, а зелёные по пять углов. Подметив эту особенность, сопоставив её с особенностями терминов – названий данных фигур, школьники должны прийти к выводу, который и будет ответом на поставленный вопрос

 

Метод проектов  в образовательном процессе: описание технологии.

 

          Получение любого результата образования требует адекватных педагогических технологий. Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации.

Проектная деятельность включает::

·      разработку проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеполагание, планирование);

·      реализацию проектного замысла (выполнение запланированных действий);

·      оценку результатов проекта (нового/измененного состояния реальности;

         В основу метода проектов положена идея, составляющая понятие «проект», его прагматическая направленность на результат, который достигается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Результаты выполненных проектов, которые получают учащиеся, должны быть, «осязаемыми»: если это теоретические - оформлены в информационном продукте; если практические – конкретный продукт, готовый к использованию.  Моим результатом, с позиции педагога, является изменение уровня сформированности ключевых компетентностей, который демонстрирует учащийся в ходе проектной деятельности.

         Большое внимание уделяю качеству выполнения учащимися   проектных  работ, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В начальной школе это рисунки, поделки, сочинения, рефераты, проекты.  Воспитание чувства патриотизма, любви к своей малой Родине, уважение к людям, живущим рядом – важная часть моей работы. С этой целью привлекаю ребят к участию в социальных проектах «Мир вокруг нас», «Сберечь наш край лишь в наших силах», «Жизнь дана на добрые дела», «Вахта памяти». Учащиеся класса являются авторами социальных проектов: «Помоги птицам», «Мы – за здоровый образ жизни», «Хочу выступить в защиту…», «Союз ума, добра и красоты», «Книжкин Айболит», которые представляют как на школьном, так и на районном уровне.

          Таким образом, под проектом, на мой взгляд, подразумевается специально организованный и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по разрешению значимой для школьника проблемы; под методом проектов – технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем.

           Применяемая технология проектной деятельности предполагает  соблюдение определенного алгоритма и сочетания различных видов деятельности.

Проектные умения дифференцируют по уровням сложности:

- базовый уровень; продвинутый уровень, высший уровень.

Выделение уровней сложности проектных умений позволяет мне осуществить дифференцированный подход к проектному обучению.  (Приложение 1)

          Анализ диагностических исследований по росту познавательного интереса и мотивации учащихся показывает динамику роста положительного отношения к учебным  предметам.  Высокий уровень школьной мотивации имеют 23, 8% учащихся, хороший – 66,7%, положительное отношение к школе – у 9,5% школьников. Ежегодно совместно с психологом  проводим диагностику учащихся, фиксируем качественные изменения, происходящие в психическом  развитии учеников по методике Битяновой М. «Социометрический метод в школьной практике» Сравнительный анализ показывает, что в третьем и четвертом классе нет отверженных детей, а коэффициент группового сплочения увеличился до 92% (Приложение 2)

         Опыт работы по данной теме позволяет сделать вывод о том, что к началу обучения в 4 классе базовым уровнем овладели все учащиеся класса, т.е 100%,  продвинутым – 5 учащихся (23,8%), высшим – 1 учащийся (4,7%).

Данные представлены в таблице.

Год

базовый

продвинутый

высший

2007-2008

8 -   42,1%

-

-

2008-2009

12 – 63,1%

2 – 10,5%

-

2009-2010

15 – 71,4%

5 – 23,8%

1 – 4,7%

 

Этапы работы над проектом.

          Работу над проектом провожу в  5 этапов. При этом хочу обратить внимание, что принципы построения проектов едины. Поскольку мы говорим о методе проектов в образовательном процессе, хотелось бы отметить, что последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам  продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация – проблема, заключённая в ней и осознанная человеком – поиск способов разрешения проблемы – решение.

 

 Ниже представляю этапы работы над проектом в виде таблицы.

 

1. Поисковый

Моделирование желаемой ситуации.

Анализ реальной ситуации.

Определение и анализ проблемы.

Анализ имеющейся информации.

Сбор и изучение информации.

 

2 Аналитический

Постановка цели проекта.

Определение задач.

Планирование продукта

3. Практический

Выполнение плана работ.

Текущий контроль.

4.Презентационный

Предварительная оценка продукта.

Планирование презентации и подготовка материалов.

Презентация продукта.

5. Контрольный

Анализ результатов выполнения проекта.

Оценка продукта.

 

 

Начиная работу по созданию проекта, учащиеся могут воспользоваться стандартным набором формулировок:

* тематической рамки (например: «Мне интересно про историю моей семьи…»);

* ситуативной рамки (например: «Почему в школьной столовой нас часто кормят кашей?»);

Рамки межличностных или межгрупповых отношений ( например: «Меня часто упрекают …»).

При этом основополагающим принципом должна стать самостоятельность выбора ученика – основа для формирования ответственности за процесс и результат  работы.

          В своей педагогической деятельности использую несколько форм организации самоопределения учащихся относительно общей рамки будущего проекта, рассчитанных на разные группы учащихся одновременно.

Например такие:

1. Предварительная групповая консультация с руководителем проекта.

     Такая форма хороша для учащихся, которые уже имеют опыт проектной деятельности и активны в поисках проектного замысла. Если инициатива исходит от учащегося, то консультация сводится к согласованию и определению первоначальных действий по разработке проектного замысла. Следует обратить внимание, что ученик редко приходит с описанием проблемной ситуации.

         Обычные его слова – «интересно понять, узнать» или «хочу, нужно сделать». С помощью серии вопросов нужно вернуть ученика к той ситуации, в которой возникла эта идея, попросить рассказать, что в ней ученика не устроило. Если инициатива исходит от педагога, то достаточно прислушаться к тому, о чем говорят учащиеся, иметь представление об увлечениях, быть в курсе того, что интересует детей, чтобы задать тему для обсуждения.

         2. Практика вводных  уроков.

Если перед педагогом стоит задача инициировать размышления учащихся над проектным замыслом, классный час может сыграть роль «вводного урока», можно сделать обзор содержания темы, обсудить те аспекты темы которые являются спорными, помогают взглянуть по-новому на те жизненные явления и процессы, которые напрямую затрагивают учащихся. Аналогичную работу провожу на уроках, посвященных повторению и обобщению больших тем.

3. Устраивает ли вас, что …

Размышление учащихся над своим будущим проектом может быть спровоцировано указанием на проблемные точки, которые видят в школе другие люди. Это будут в основном социальные проекты.

4. «Кто со мной».

       В классе всегда есть учащиеся, которые по тем или иным причинам не проявляют инициативу в определении своих намерений. С другой стороны, количество учащихся, которые намерены работать над весьма масштабным  замыслом в одиночку или вдвоем, тоже может оказаться не маленьким. Поэтому имеет смысл обсудить с ними их потребность с кем-то из товарищей.

 

Этапы проектной деятельности:

 1. Поисковый этап-   определение проблемы.

 

Ученик

Учитель

- Принимает в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу ситуации, которая будет изменена при реализации проекта.

- Осуществляет поиск источников информации.

- Описывает желаемую и реальную ситуацию.

- Проводит анализ проблемы.

 

- Фасилитирует:

Использую проблемное изложение.

Мотивирую учащихся к обсуждению.

Обеспечиваю процесс группового обсуждения.

Задаю вопросы, нацеленные на продвижение учащихся.

 

2. Аналитический этап

На этом этапе проектной деятельности учащийся определяет цель и задачи проекта, результат и планируемый продукт своей деятельности.

Ученик

Учитель

Проводит поиск, сбор, систематизацию и анализ информации.

Формулирует цель проекта.

Ставит задачи.

Осуществляет процесс планирования.

Определяет свое место (роль) в групповом проекте.

- Фасилитирует:

Задаю вопросы, нацеленные на продвижение учащихся.

Обеспечиваю процесс группового обсуждения.

-Информирую (помогаю определить круг источников информации).

Наблюдаю.

Организую консультации.

Предлагаю (формулировку цели и задач, критерии оценки, ресурсы).

 

 

3. Практический этап

Ученик

Учитель

Выполняет запланированные действия самостоятельно, в группе.

Осуществляет текущий самоконтроль и обсуждает его результаты.

При необходимости консультируется с учителем.

Фасилитирует:

Обеспечиваю процесс группового обсуждения.

Мотивирую учащихся к самоконтролю.

Наблюдаю (за процессом и содержанием группового взаимодействия, соблюдением техники безопасности)

Организую (доступ к ресурсам)

Информирую.

 

 

4.Презентационный этап

Ученик

Учитель

Выбирает форму презентации.

Готовит и проводит презентацию.

Задает вопросы (при презентации других групп/ учащихся.

Фасилитирует:

Обеспечиваю процесс группового обсуждения.

Задаю вопросы, нацеленные на продвижение учащихся.

Наблюдаю (за процессом и содержанием группового обсуждения, за презентацией)

Задаю вопросы с целью оценить коммуникативную компетентность.

Организую место и время проведения презентации, аудиторию.

Предлагаю различные формы презентации.

 

5. Контрольный этап

Содержанием данного этапа является осмысление учащимся хода и результатов проектной деятельности. Обращаю внимание, что учащиеся часто стремятся предоставить учителю функции контроля. Поэтому при руководстве проектами я организую ситуации, вынуждающие школьников проводить самоконтроль.

Объектами оценки являются:

* результативность проектной деятельности;

*продукт проектной деятельности;

*продвижение учащегося (личные приращения: узнал, научился, смог, понял, преодолел…)

Ученик

Учитель

Рефлексирует свою деятельность по проекту, производит оценку продукта,  собственного продвижения.

Фасилитирует:

Задаю вопросы, нацеленные на продвижение учащихся.

Инициирую оценку продукта, оценку презентации.

 

Примерная тематика проектных работ учащихся представлена в приложении. (Приложение 3).

При формировании ключевых компетенций в работе над качеством образования  руководствуюсь правилами  для педагога.  (Приложение 4)

 

 

 

 

Оценка уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся через оценку проектной деятельности.

          При оценке проекта можно выявить уровень сформированности информационной и коммуникативной компетентностей.

      Для каждого уровня приведены показатели освоения той или иной компетентности на входе (качественное изменение по сравнению с предыдущим уровнем) и на выходе (увеличение доли самостоятельности учащегося или усложнение того способа деятельности, владение которым он должен продемонстрировать).

В начальной школе осваивается первый уровень.

         Продукт, полученный учащимся, не является объектом оценки, поскольку его качество очень опосредовано указывает на уровень сформированности компетенции учащегося в целом (т.е организации внешних и внутренних ресурсов для разрешения проблем). Вместе с тем факт получения школьником продукта является обязательным для легализации оценки. 

         Проводить оценку на основании наблюдения за работой в группе и консультациями необходимо с момента начала проекта, но другие объекты могут быть оценены лишь по завершении проекта. Другими словами, получение продукта в рамках метода проектов является единственным свидетельством того, что проект состоялся, а значит, деятельность учащихся оценена.

(Приложение 5). В процессе работы над проектом заполняю оценочный бланк во время каждой консультации, посвященной информационному поиску в рамках проекта. Таким образом я располагаю исчерпывающей информацией не только для оценки, но и для беседы с учащимся о его продвижении в формировании информационной компетентности. (Приложение 6)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия для формирования умения работать с разнообразными информационными источниками.

1. Изучать возрастные  особенностей младших школьников.

2. Формировать у каждого ученика положительную мотивацию к учению.

3. Создавать ситуацию успеха  для каждого ученика.

4. Учитывать направленность интересов учащихся начальной школы.

5. Осуществлять сотрудничество между учеником и учителем.

6.Поощрять исследовательскую  учащихся деятельность учащихся.

Факторы  успешности опыта.

     При организации работы по развитию ключевых компетенций младших школьников необходимо опираться на психолого-педагогические принципы:

- интерес к теме должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений;

- возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать сложных, требующих больших временных затрат работ;

- проектная деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе;

- сотрудничество: общая деятельность и согласованность действий детей и учителя, общение и взаимопонимание;

-  педагог не просто передаёт определённый объём информации, а формирует развивающую среду.

 

Вывод: таким образом, реализация метода проектов позволяет мне повысить у школьников мотивацию учения. Помогает реализовывать проблемное обучение. Развивает у школьников познавательные навыки, умение самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, теоретическое и творческое мышление, дает возможность обучать групповому взаимодействию. Дифференцированный подход к обучению младших школьников способствует выявлению и максимальному развитию ключевых компетентностей учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результативность опыта

Использование метода проектов  позволило мне  совершенствовать свою  педагогическую деятельность.

Я добилась хороших результатов:

при 100% успеваемости качество знаний  учеников 4 класса по русскому языку составляет 4,2 баллов,

по литературному чтению – 4,5 баллов.

по окружающему миру – 4,6 баллов

по математике – 4,0 балла.

Учащиеся класса являются активными читателями школьной и детской районной библиотеки. В 2007 году учащиеся класса приняли участие в краевом конкурсе  «Лучший УМП сезона». Имею благодарственное письмо Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.  В 2009 году Ученик класса Левин Алексей представлял исследовательскую работу «Куда спешит муравьишка» на районной научно-практической конференции «Мир моих увлечений»

Учащимися были организованы самостоятельные исследования, которые нашли отражение в ученических работах:

1. «Добрый волшебник ударение»

2. «Корень и главное правило»

3. «Орфографический патруль»

4. «Сергей Михалков – мой любимый писатель»

5. «Творчество Сергея Есенина»

6. Азбука детства Л.Н. Толстого»

7. «Что таят в себе подземные кладовые»

8. «Люби и знай свой край»

9. «Куда спешит муравьишка»

10. «Открою себя заново» 

11. «Остров Сокровищ» и др.

 

 На  моих выпускниках педагоги  проходят аттестацию на первую и высшую квалификационную категории.

На  моих выпускниках  участники профессионального конкурса «Учитель года», проводят конкурсные  уроки.

         Таким образом, проведённая мною работа, результаты этой работы позволяют судить, что мне удалось сформировать ключевые компетенции,  используя технологию проектной  деятельности. Фактор успешности детей привёл к изменению отношения родителей к нововведению.        Данные моей работы доказывают и подтверждают необходимость занятий с младшими школьниками проектной  деятельностью

 

 

РАЗДЕЛ III Внедренческий

 

Методику упражнений  я применяю:

1. На своих уроках.

2. Провожу открытые уроки для учителей школы, района.

3. Представила на «Ярмарке педагогических идей»,2006 г

4. Руководила педагогической практикой студентки ХГПУ

Ходжер Юлии в 2007 году, которую она прошла на «отлично».

5. Имею публикацию в сборнике материалов региональной научно-практической конференции, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2007г. «Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста», статья  «Об организации проектной деятельности в начальной школе».

6. Мой опыт может быть использован в любой системе обучения (традиционной, развивающей, коррекционной)

7. В своей работе использую дидактический материал самостоятельно изготовленный.

8. Выступала на ШМО.

В дальнейшем  планирую совершенствовать  работу по данной теме. Метод проектов  применять  на всех предметах, использовать в работе межпредметные проекты, привлекать детей к участию в Интернет – конкурсах, создание презентаций (Power Point Presentations), которые могут использоваться в учебных и познавательных целях;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект, М.: «5 за знания», 2007.

 

2. Дикова Е.А. Интеграция материальных и информационных технологий в проекте, Научно-методический журнал Школа и производство, 2008, №7, с.33.

 

3. Новожилова М.М., Воровщиков С.Г., Таврель И.В. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию, М.: «5 за знания», 2008.

 

4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: «Учебная литература», 2005 г.

 

5. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. Журнал «Начальная школа», № 2 за 2006 год.

Группы: Новые технологии в начальной школе Педагогические находки и идеи Исследовательская деятельность учащихся начальной школы.

 

6. Н.В. Засоркина, М.Ю. Шатилова «Метод проектов в начальной школе». Изд. «Учитель», 2010.

7. К.Н. Поливанова «Проектная деятельность школьников», М. «Просвещение»2008

 

8. Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова «Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования»

Издательский дом Федоров, изд «Учебная литература», 2006.

 

9. А.И. Савенков «Я – исследователь», рабочая тетрадь. Издательский дом Федоров, изд «Учебная литература», 2010.

 

10. Хмара С.А. «Основы исследовательской деятельности учащихся», учебное пособие. Хабаровск, 2007

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                              Приложение 1.

Алгоритм формирования проектной деятельности.

 

Проектная деятельность предполагает при осуществлении проекта соблюдение определенного алгоритма и сочетания различных видов деятельности: на разных этапах проекта выполняется соответствующий элемент проектной деятельности.

Рассмотрим проектные умения по уровням сложности.

 

 

п/п

 

Проектное

умение

Уровни сложности

базовый

продвинутый

высший

1

Проблемати-

зация

-формулиро-

вать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации, порождающей проблему

-выделить и сформулировать проблему из множества проблем;

-рассмотреть проблему под разными углами зрения;

-сформулировать проблему с определенной позиции;

-произвести сужение проблемы путем ограничения пространства и времени в ситуации, породившей проблему.

-их нескольких рядоположен-

ных проблем выбрать главную;

Обосновать выбор.

2

Целеполага-

ние

-формулиро-

вать цель деятельности по заданному результату;

-формулиро-

вать цель деятельности по решению проблемы.

-выбирать главную цель из нескольких, установив их взаимосвязь; обосновать выбор;

-провести уточнение цели с учетом имеющихся средств ее достижения;

-провести распределение общей групповой цели между членами группы;

-ранжировать

Цели по срокам достижения, по масштабам предполагаемых результатов, по принадлежности (личные, групповые);

-сделать сужение и расширение цели;

3

Планирова-

ние

Формулиро-

вать задачу, исходя из формулировки цели.

-планировать поэтапное достижение цели;

-формулировать задачи и предполагаемые результаты для каждого этапа;

-планировать распределение деятельности между членами группы и ставить задачу каждому из них по получению определенных  результатов.

-составить сетевое планирование со сложной структурой этапов, сроков, исполнителей, распределением задач и предполагаемых результатов;

-выполнять графическое представление этого планирования.

4

Рефлексия

и самоанализ

-анализ результата по практической важности;

-анализ результатов по соответствию цели;

-рефлексия поставленной задачи и личных возможностей;

-анализ результата по социальной значимости;

анализ результата по степени решения проблем;

рефлексия результатов решения проблем.

-анализ результата по оптимальности

затрат

 

 

 

 

 

 

                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн