Вы не зарегистрированы

Авторизация



Основы социального проектирования

Фото пользователя Пученкина Екатерина Алексеевна
Submitted by Пученкина Екатерина Алексеевна on Sat, 12/11/2011 - 13:31
Данные об авторе
Автор(ы): 
Пученкина Екатерина Алексеевна
Место работы, должность: 
МОУ ДОД "Дом детского творчества" г.Котовска Тамбовской области, методист, педагог дополнительного образования
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Цель урока: 

 

Научить основам проектной деятельности, помочь ребятам освоить алгоритм написания социального  проекта, его осуществления;

создать группу инструкторов по социальному проектированию для помощи и консультирования всех желающих по написанию проекта.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемая методическая литература: 
  1. Сборник социально-педагогических проектов: в помощь социальному педагогу/ сост. А.Г. Ковалева, И.В. Мердюшова. – ВДЦ «Орленок», 2003.
  2. Как сделать отдых людей незабываемым праздником: материалы авторских смен/ авт.-сост. А.П. Гузенко и др. – Волгоград: Учитель, 2007

 

Краткое описание: 
Курс занятий по основам социального проектирования в Школе Успеха "Я-лидер"

 Курс занятий по социальному проектированию

 

Актуальность.В настоящее время проектная деятельность является одним из основных способов решения уставных задач детских и молодежных объединений. Данный курс включает в себя 4 часовых занятия, рассчитан на детей 12-15 лет, желающих научиться составлять и реализовывать социальные проекты.

Цель курса:научить основам проектно-организационной деятельности.

Основные задачи:

-   научить основам проектной деятельности, помочь ребятам освоить алгоритм написания проекта, его осуществления;

-   создать группу инструкторов по социальному проектированию для помощи и консультирования всех желающих по написанию проекта.

 

1-е занятие Тема: ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ

Задачи:

-        познакомить детей с понятиями «проект», «социальный проект», «социальная проблема», «социальная деятельность»;

-   ввести детей в проблематику социального проектирования. Результат. Владение участников занятия понятиями, четкое

представление детей о деятельности различных ветвей власти, сферах их ответственности, специфике работы и полномочиях администрации детского лагеря, умение общаться в группе, анализировать разнородный материал (статистика, СМИ, нормативные акты).

Ход занятия

 

I.  Вводная часть.

Оглашение цели сбора. Знакомство детей между собой: игра «Незаконченное предложение» («Я тот, который...»).

II.Основная часть.

1. Разделение на микрогруппы - по представительству членов ШДО. Каждая группа-ШДО получает карточку, на которой зафиксировано задание: «Описать структуру власти (самоуправления) своей ШДО». Время на работу в группе - 5 минут, после чего каждая группа отчитывается.

 

В каждой группе выбираются «аналитик», «проектировщик», «командир», которые оценивают материал, исходя из своих ролей-заданий:

«Аналитик»:сопоставляет все структуры власти во всех субъектах ШДО, соотносит и вычленяет общий функционал, выполняемый органами власти (самоуправления) во всех субъектах ШДО.

«Проектировщик»:описывает специфику работы и полномочия Актива ШДО.

«Командир»:описывает структуру детского самоуправления ШДО, функциональные обязанности членов Совета актива ШДО.

Остальные группы соотносят три структуры: органов самоупраления субъекта ШДО, Совета ШДО, самоуправления ШДО.

Ведущим вычленяются зоны взаимной ответственности, в том числе обеспечение социальных нужд общественности, контроль за социальной справедливостью.

Вывод: органы власти (органы самоуправления) должны работать на решение социальных проблем.

 

2.      Аудитория делится на микрогруппы, каждая получает на руки печатный материал, в котором нужно вычленить проблему. Все проблемы, которые огласили группы, классифицируются. Таким образом на примерах показывается, что такое «социальные проблемы».

Вывод: решение социальных проблем - социальная деятельность.

 

3.      Ведущий выделяет в аудитории тех ребят, которые состоят в Совете ГДО. К ним присоединяются другие ребята (состоящие в Совете ШДО), образуя микрогруппы.

Задача:проанализировать материал, выслушать ребят и ответить на вопрос: «На что направлена деятельность ГДО?»

Вывод:деятельность ГДО - это общественная деятельность, направленная на решение социальных проблем. Формой планирования социальной деятельности является социальное проектирование.

Социальный проект- программа действий, которая помогает изменить ситуацию в своем дворе, школе, городе. Девизом проектной деятельности могут служить слова: «Помогая окружающим, мы помогаем и себе».

 

III. Заключительная часть.

Подведение итогов, опрос: «Я понял, что социальный проект -это ...», «Я хочу узнать о ...».

 

2-е занятие Тема: ВЫБОР ПРОБЛЕМЫ

 

Задача: анализ спектра проблем, которые значимы для ШДО (ГДО, города) и требуют решения.

Результат. Умение подростков собирать информацию и работать с ней, вычленять проблемы.

Подготовка: акция «Черный ящик». На этой стадии объявляется акция - сбор вопросов, предложений, пожеланий. После этого аналитическая группа классифицирует вопросы и составляется проблемное поле.

В проблемное поле добавляются проблемы, взятые из анализа прессы, и те вопросы, которые актуальны для администрации лагеря.

Ходзанятия

 

I. Вводная часть.

Оглашение цели сбора. Аудитория делится на команды.

II. Основная часть.

Командам представляется проблемное ноле. Каждая команда получает маршрут движения по карте: «Экологический», «Благотворительный», «Творческий», «Тимуровский», «Клубный».

Заданиекоманде:оценить спектр проблем своего маршрута, ресурсы решения проблемы и потенциал своей команды.

После работы каждая группа отчитывается о пройденном маршруте, отвечая на вопросы-задания.

При разработке собственного варианта решения проблемы приемлема следующая методика в обсуждениях.

ПОДХОДЫ

Стратегический

Тактический

1.      Выбор наиболее приемлемой стратегии, метода решения проблемы.

2. Тест на реальность: анализ ре­шения проблемы с позиции:

а) эффективности;

б) посильности;

в) общественной приемлемости;

г) законности

Выбор позитивной тактики:

1. «Мозговой штурм»: составление конкретного перечня приемов, шагов, соотносимых со стратегией решения проблемы.

2.  Обсуждение приемов, шагов,
выбор наиболее приемлемых.

3.      Структурирование, составление
плана действий на основе плани
руемого круга мероприятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Заключительная часть.

Краткая рефлексия: что было открытием? Что далось с наибольшим трудом? Что в мастер-классе хотелось бы изменить?

 

3-е занятие Тема: ШАГИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА

 

Задача: показать алгоритм социального проектирования.

Результат. Овладение алгоритмом социального проектирования.

Ходзанятия

I. Вводная часть.

Оглашение цели сбора.

Сначала обозначим полный перечень основных шагов, которые необходимо предпринять, чтобы:

а)      качественно разработать социальный проект, составить его организационный план и подготовить все необходимое, включая ресурсы и кадры;

б)      успешно реализовать намеченный план действий, получив максимально возможный для вас или вашей команды результат.

II. Основная часть.

Любая деятельность может быть описана в следующем алгоритме:

                                                    Анализ

 

Реализация                                                                            Целеполагание

 

 
   

 

                                              Планирование

 

Прежде чем что-то делать, мы анализируем сложившуюся ситуацию, выстраиваем совместные перспективы, ставим цель, планируем наши шаги, и только потом реализуем то, что задумали и анализируем то, что получилось.

Аудитория разбивается на группы по 7 человек.

Задание: опираясь на эту схему, попробуйте описать пошаговый вариант деятельности. Каждая группа вырабатывает свой вариант, затем представляет его перед аудиторией. Записываются все варианты, они обобщаются - выводится единый, наиболее точный вариант проектной деятельности.

Перечень основных шагов.

Этап - «Разработка социального проекта»:

Шаг 1. Изучение общественного мнения.

Шаг 2. Определение социальной проблемы и ее описание.

Шаг 3. Определение целей и задач работы над выбранной социальной проблемой.

Шаг 4. Составление плана работы.

Шаг 5. Составление рабочего графика.

Шаг 6. Распределение обязанностей внутри команды.

Шаг 7.Определение необходимых ресурсов и источников их получения.

Шаг 8.Разработка системы оценки и описание ожидаемых результатов.

Шаг 9. Разъяснение обязанностей и обучение членов команды.

 

Этап - «Реализация проекта»:

Шаг 10. Составление предложений по проекту.

Шаг 11. Поиск партнеров.

Шаг 12. Проведение официальных переговоров.

Шаг 13. Получение необходимых ресурсов.

Шаг 14. Проведение плановых мероприятий.

Шаг 15. Оценка и контроль выполнения плана.

Шаг 16. Корректировка плана реализации проекта.

Шаг 17. Информирование общественности о результатах проекта.

Шаг 18. Составление отчета об итогах реализации проекта.

Участники мастер-класса фиксируют для себя шаги социального проекта.

 

III. Заключительная часть.

Обсуждение возможных тем проектов для написания и реализации.

 

4-е занятие

Тема: РАЗРАБОТКА ПРОБЛЕМАТИКИ, ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА

(занятие проводится в рамках одного дня Ассамблеи(лагеря) актива)

 

Задача: помочь в предварительной работе над проектом.

Результат. Формирование проблемного поля, над которым будет работать по программе деятельности организации.

Ходзанятия

 

I.  Вводная часть.

Оглашение цели сбора. Сегодня участники узнают, каким образом нужно разрабатывать и подготавливать проект.

II.Основная часть.

Подготовительная часть проекта состоит из двух основных блоков: организационного, куда включается работа с командой, составление рабочего графика и другое; содержательный, где определяется направление работы, тема, проблематика проекта.

Основа содержательной работы - изучение общественного мнения. Социологическое исследование помогает сознательно и оптимально решать социальные проблемы, что и является основной целью любого социального проекта.

Цель исследования - это оформление проблемного поля и со­поставление его с мнением проектировщика.

Участники мастер-класса получают задание: необходимо поработать в библиотеке, посмотреть газеты, справочники, составить представление о том, какие вообще социальные проблемы есть в городе.

Через два часа участники мастер-класса встречаются и представляют результаты своей работы и ту проблему, которая вызвала у них наибольший интерес, ту, которой они хотят заниматься. Участники делятся на группы с подобным содержанием проблем, либо по интересам - проектные рабочие группы.

Группа получает следующее задание: изучить общественное мнение разными способами:

-    анкетирование (проблемы, которые волнуют подростков);

-    открытая дискуссия, в ходе которой можно выслушать всех желающих, поделиться своим представлением о современных социальных проблемах разного уровня, начиная от глобальных и общероссийских до региональных и местных, то есть присущих ГДО и ШДО. Все высказывания и мнения участников необходимо тщательно записывать, не упуская ни одного предложения.

После выполнения второго задания группы собираются для подведения итогов. Необходимо отобрать социальные проблемы по ряду критериев:

-       Важность и острота проблемы для ШДО, ГДО, города.

-       Возможно ли решение в принципе?

-       Что реально вы можете сделать?

-       Сколько времени требуется для решения данной проблемы?

-       Какие средства (материальные и финансовые ресурсы) нуж-х ны для ее решения?

-       Какими ресурсами вы располагаете?

После отбора наиболее актуальных проблем, в решение кото­рых вы можете внести свою лепту, следует приступить к формули­ровке разных вариантов названия этих проблем.

III. Итог занятия.

Оформляются актуальные, реальные социальные проекты, за которыми закрепляются проектные рабочие группы. Эти группы формируют заявку на участие разработанного проекта в открытом конкурсе социальных проектов.