Официальный сайт aktuell 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Загадки озер мира (материал)

Фото пользователя светлана моисеева
Submitted by светлана моисеева on Sat, 12/11/2011 - 16:31

Оглавление.

1. Введение……………………………………………….…....стр. 2

2. Технологическая карта……………………….………..….стр. 3

3. Загадки озер мира………………………………….………стр. 4

4. Заключение……………………….…………………..….....стр. 7

5. Список использованной литературы……………………стр. 8

6. Приложение………………………………………………...стр. 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Введение

 

        Есть на Земле такие природные объекты, которые вызывают восторг и волнении при первом приближении к ним. Это и величественные горы с сияющими вершинами, и гремящие водопады, и могучие реки, и, конечно же, озера.

    Озера (русск.) – природный водоем с замедленным  водообменом, заполняющий впадину суши и закрытый от свободной связи с морем. Озера среди поверхностных вод суши занимают особое место. «Озера испещряют лик материков, и видятся нам на картах голубыми пятнышками различной величины и очертаний. В одних местах они густо вкраплены в поверхность суши, в других теряются среди безбрежной зелени лесов или желто-бурых пространств  пустынь» ( Лесненко В. К., Мир озер).

        Любое озеро – загадка. Это целая Вселенная, такая близкая, но подчас такая необъяснимая, вызывающая восторг и удивление.

        Тема «Озера» является сквозной в ходе изучения физической географии России и мира.  При каждой новой встрече с этой темой хочется узнать что-то новое, интересное. Каждая маленькая загадка, раскрытая на уроке, способствует развитию познавательного интереса у учащихся, расширяет кругозор, формирует научное мировоззрение.

        Большая часть литературы исследует крупные озера. Мало систематизированных материалов и наглядности, посвященных уникальным озерам России и мира. На решение этой проблемы и направлена данная  работа.

        Проблема исследовательской работы: Загадки озер мира.

        Цель: Собрать систематизированный материал по теме загадки озер мира, составить их электронную презентацию.

        Задачи:

*        Изучение литературы по данной теме

*        Составление краткого описания уникальных озер мира

*        Составление презентации уникальных озер мира

       Ожидаемые результаты и предполагаемые приращения:

*        Систематизированное краткое описание уникальных озер мира;

*        Электронная презентация озер(иллюстративный материал);

*        Развитие умений и навыков работы с различными источниками информации;

*        Овладение навыками работы на компьютере;

        Материально-техническое обеспечение:

        -Библиотечный фонд школы и района;

        -Интернет- ресурсы;

         Риски:

         -Невозможность получить всю требуемую литературув библиотеках.

         Адресация: широкий круг пользователей

 

                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Технологическая карта.

 

Этапы исследовательской

работы

                 Задачи

Сроки

 Ответственный

1.

Изучение литературы и

интернет - материалов по

проблеме

1. Выяснить степень

изученности проблемы, составить

список уникальных озер

2. Систематизировать собранный

материал.

декабрь

Моисеев

Дмитрий

2.

Поиск иллюстративного

материала

Подобрать материал для

электронной презентации «Загадки

озер мира»

январь

Моисеев

Дмитрий

3.

Оформление исследова-

тельской работы

1.Составление краткого описания

озер.

2. Создание электронной презента-

ции «Загадки озер мира»

февраль

Моисеев

Дмитрий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    III. Загадки озер мира

 

Озера классифицируют по происхождению озерных котловин. Они бывают бессточные, теряющие воду, поступающие от притоков и атмосферных осадков путем испарения (Балхаш), и проточные или сточные – с вытекающим из них водотоком (Байкал, р. Ангара). Они отличаются своеобразным термическим режимом, химическим составом – пресные (Онежское), соленое (Аральское),   значительными изменениями уровня, встречаются  озера-моря и озера-лужи. Глубина озер колеблется буквально от десятков сантиметров до полутора километров и больше. В одних озерах вода по содержанию минеральных веществ почти приближается к дистилированной, в других – настолько насыщена солями, что они выпадают на дно в виде осадка. Наибольшее в мире озеро -  Каспийское, а самое глубокое – Байкал – бесценное  достояние России. Озера широко используются как источник питьевой, бытовой и промышленной воды, рыболовства, разведения водоплавающих птиц, судоходства, в рекреационных целях и др.

              Что же такое озеро в понимании обычного человека? Я провел интернет опрос и выяснил, что со словом озеро у людей чаще всего ассоциируется следующее: голубое, глубокое озеро, зеркало, вода, отдых, рыбалка. Встречались даже целые размышления: «…Вода в нем пресная и от этого еще более нужная человеку, в этой чаше есть жизнь и можно даже сказать, что вода в озере - это капля живой воды...»

Но можно ли отнести эти ассоциации ко всем озерам мира? Вопрос этот возник не случайно. Как-то в мультфильме я увидел интересное озеро: вода в нем пузырилась, на месте лопнувшего пузыря возникал огонь. Что это – выдумка мультипликаторов или такие озера существуют на самом деле? Часто в художественных произведениях в озерах живут русалки (Н.В. Гоголь «Майская ночь или Утопленница»), ведьмы устраивают шабаши (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»), а Вячеслав Добрынин в своей песне называет озеро колдовским.   В мультфильмах, сказках часто авторы окрашивают озера в различные цвета, поселяют туда духов то добрых, то злых, иногда озера даже называют гиблыми. У меня возник вопрос «Почему?»,  я решил поискать ответ. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что озера и в самом деле могут шипеть и гореть. Но кроме этого я сделал для себя открытие – озерные котловины не всегда заполнены водой, они не только голубые (можно встретить и черные, и красные, и желтые…), а на берегах некоторых из них невозможно посидеть с удочкой, потому что они мертвы. Причины этих явлений разнообразны, они и стали основой классификации. Я попытался систематизировать эти сведения и  составить их презентацию. Эту работу можно использовать как в учебной, так и во внеурочной работе. Далее рассмотрим каждую группу.

 

Первая группа – «Мертвые» озера. Эти озера лишены жизни. Причин тому может быть несколько:

1)                 Высокая соленость.Такие озера характерны для зоны недостаточного увлажнения. Это, как правило, бессточные озера степей, полупустынь и пустынь.    Например, соленое озеро Развал в Соль-Илецкепредставляет собой насыщенный соляной раствор, содержащий более 200 граммов соли на литр. В озере площадью 7 га нет живых организмов, никакой растительности. Примерами таких же озер могут служить – Ассаль (Африка), Мертвое море, Эрчек (Азия), Боткуль, Дус-Холь, Хадын (Россия) (Приложение 1). Несмотря на то, что в этих озерах отсутствует жизнь, воды озер имеют важное хозяйственное значение, возможности для рекреации, и создания бальнеологических курортов. Плотность воды в этих озерах настолько высока, что в нем практически нельзя утонуть, человек держится, как пробка в воде (Приложение 2).  

 

2)      Наличие кислоты, так называемые кислотные озера. Чаще всего эти озера находятся в кратерах потухших или действующих вулканов, поэтому в основном они сосредоточены на Камчатке, Курилах, Малайском архипелаге, Новой Зеландии, встречаются в центральной Америке и южной Европе. Одни из озер содержат серную кислоту, такие как Малый Семячик          (Россия), Зеленое озеро Diego de la Haya (Северная Америка), с очень высокой концентрацией    серы,  Озеро Смерти, расположенное на о. Сицилия (Европа),на дне которого, бьют два     источника концентрированной серной кислоты. Другие соляную кислоту или их смесь - это озеро Кава Иджен на Малайском архипелаге, озеро кальдеры вулкана Головина на острове Кунашир, озеро Фумарольное в кальдере вулкана Узон на Камчатке (приложение 3). 

 

3)В эту группу мы объединили озера, имеющие уникальный химический состав. Это Чернильное озеро.  В Алжире, неподалеку от города Сиди-бель-Аббес, находится природное озеро, наполненное чернилами. В озере нет ни рыб, ни растений, поскольку ядовитые темно-синие чернила пригодны только для того, чтобы ими писать! Ученые пришли к выводу: все дело в составе воды двух маленьких речек, впадающих в это загадочное озеро. В одной из них содержится просто громадное количество растворенных солей железа, в другой - всевозможные органические соединения из расположенных в речной долине торфяных болот. Сливаясь вместе в озерный котлован, потоки взаимодействуют друг с другом, пополняя количество замечательных чернил. Чернила продаются не только в магазинах Алжира. На островах Тринидад и Тобаго есть уникальное асфальтовое озеро. Пич-Лейк является одной из битумных ям, образовавшихся естественным путём. Подобные объекты также можно найти в Венесуэле, Калифорнии и других местах (приложение 4).

      Но не меньший интерес вызывает озеро Пустое (Россия). Ученые сделали химический анализ воды: он такой же, как и в соседних рыбных озёрах. Мало того: в Пустое озеро впадают реки, вытекающие из этих рыбных озёр! И всё же Пустое озеро остаётся пустым и мёртвым. Загадка этого озера не разгадана до сих пор.

 

Вторая группа - цветные озера.Озера эти действительно имеют самые различные, необычные оттенки воды: красный, малиновый, сине-зеленый, голубой, желтый, белый и даже черный. «Разноцветные» озера разбросаны по всему земному шару. Назовем лишь некоторые из них и попытаемся объяснить причины их необычной раскраски. 

Одной из причинпоявления различной окраски озер является развитие разнообразных водорослей. В Женевском озере (Швейцария) вода становится интенсивно красного цвета благодаря развитию красных водорослей.

       Вторая причина – развитие микроорганизмов. «Кровавые» озера встречаются в горных              районах Центральной Европы Лаго де Товел (Италия), Глубокое Красное озеро (Швейцария).

Озеро Молла-Кара (Туркменистан) меняет свой цвет в зависимости от состояния коричнево-красных организмов из семейства жгутиковых. Обычно оно голубое, однако к осени начинает мерцать розовыми или красновато-бурыми оттенками, а потом снова становится голубым. Недалеко от Астрахани находятся Малиновые озера, которые отличаются не только пурпурным оттенком воды, но и малиновым запахом. На юге Западной Сибири рапа некоторых соленых озер имеет интенсивно-розовый или даже пунцово-красный цвет. Здесь можно встретить  Малиновое, Вишневое, Розовое озера. Своеобразная окраска объясняется наличием в них красных рачков-солелюбов. В России встречаются рачки артемии (приложение5).

В-третьих, цвет озер зависит и от минеральных веществ, растворенных в воде «Царицей озер» за удивительную живописность назвал народный поэт Азербайджана Самед Вургун озеро Гек-Гель (то есть «Голубое озеро»). Оно широко известно ярко-голубым цветом. Так окрашивают его воды соли различных минералов и большое количество сероводорода, которым снабжают его многочисленные ручьи. На острове Флорес в Индонезии, на вершине одного из вулканов, располагаются не одно, а сразу три «цветных» озера, причем с водой разных цветов. В одном из них вода ярко-красная, в другом — нежно-голубая, а в третьем — белая, как молоко.  Оказывается, в этом повинны внутренние силы Земли и… химия. Озера образовались в разных кратерах вулкана, богатых различными минералами. В красном - много соединений железа, и вода здесь «ведет себя» спокойно. В голубом же и белом озерах растворены соли серной и соляных кислот в различных концентрациях. Вода здесь все время бурлит, и над ней клубится густой пар. К ним же можно отнести вулканические озера Новой Зеландии, например озеро вулкана Тараверо - белое, как молоко. Кахинайдаах - расположенном в Якутии, вода окрасилась от контакта с продуктами горения угля. Это озеро находится во впадине, где несколько тысячелетий назад горело месторождение каменного угля. Послемногих лет пожара впадину затопила вода. Озеро Красное (Россия) замечательно наличием на его дне так называемых озерных железных руд. Чаще всего эти руды залегают на дне на большой глубине, но иногда руду можно найти и вблизи берега  (приложение 6).

В-четвертых - это озера, цвет которых зависит от взвешенных частиц находящихся                                   в воде или грунтов, слагающих их дно. Название Сарыкуль или Сариколь, что означает «желтое озеро», носят многие озера. Самое большое из них расположено в Челябинской области России. Вода в этом озере своим цветом напоминает сильно разбавленный кофе из-за того, что в ней

взвешено много частичек глины в результате постоянного размывания берегов. Озеро Гэрднер (Австралия), имеет красноватый оттенок, так дно его сложено красноцветными песками. Озеро Бланка (США) - вода в нем молочного цвета и она практически непрозрачна. Секрет этого цвета довольно прост, ледник Колумбия дробит под собой гранитные скалы и перемешивает их с водой. В результате в такой воде мелкого песка не меньше, чем воды (приложение 7).      

 

 

 

                                                                                                                                            

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.Заключение

 

     В ходе исследовательской работы были выполнены все поставленные задачи. Проанализировав все доступные источники информации, мне удалось систематизировать имеющийся материал по выбранным направлениям, подобрать иллюстративный материал. Самая большая сложность при выполнении данной работы была связана с определением географического положения озер, так как большинство из них имеют небольшие размеры. Итогом работы является создание электронной презентации. Работу над этой темой можно продолжать и в дальнейшем, оказывается вопросов об озерах гораздо больше, чем ответов.       Подготовленные материалы доступны широкому кругу пользователей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V.Список использованной литературы

 

1.     Гусаков Б.Л., Петрова Н.А. Перед лицом великих озер,1987 г.

      

2.     Лесненко В.К. Мир озер, 1989 г.

 

3.     Пармузин Ю.П., Карпов Г.В. Словарь по физической географии,1994 г.

 

4.     Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней        школе,1991 г.

 

5.     Шубаев Л.П. Общее землеведение.

 

6.     Интернет – сайты: www.wikipedia.org,  www.google.ru,www.smoking-room.ru        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн