Вы не зарегистрированы

Авторизация



Элективный курс образовательной области "Технология"

Submitted by Алексей Павлович Курьянов on Sat, 12/11/2011 - 17:20
Данные об авторе
Автор(ы): 
я
Место работы, должность: 

МОУ СОШ р.п Пушкино

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Технология
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p> &nbsp;</p> <p> <strong><em>Цель&nbsp; данного курса - </em></strong>ознакомление учащихся с элементами электротехники&nbsp;&nbsp; и&nbsp;&nbsp; радиоэлектроники,&nbsp;&nbsp; необходимыми&nbsp;&nbsp;&nbsp; для&nbsp; выполнения&nbsp;&nbsp; проектов&nbsp;&nbsp; и обусловленными&nbsp; самой&nbsp; жизнью.</p> <p> &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; В процессе теоретического обучения&nbsp; учащиеся&nbsp; знакомятся с электрификацией&nbsp; быта,&nbsp;&nbsp; назначением,&nbsp;&nbsp; устройством,&nbsp;&nbsp;&nbsp; монтажом</p> <p> &nbsp;и&nbsp;&nbsp;&nbsp; работой электротехнических и электробытовых приборов.&nbsp; Школьники получают сведения об электрических цепях и их элементах, электролампах, двигателях, проводниковых и изоляционных&nbsp; материалов.</p> <p> &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Особое внимание необходимо уделить правилам обращения с электротехническими приборами и источниками электрического тока в домашних условиях.</p> <p> &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Рекомендуется ознакомить учащихся с назначением и видами устройств&nbsp; защиты&nbsp;&nbsp; бытовых&nbsp;&nbsp; электроустановок&nbsp;&nbsp; от&nbsp;&nbsp; перегрузки; правилами безопасной эксплуатации бытовой&nbsp;&nbsp; техники;&nbsp; путями экономии электрической энергии в быту.</p> <p> &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; В основу&nbsp; отбора&nbsp;&nbsp; материала&nbsp;&nbsp; по&nbsp;&nbsp; электротехнике положен принцип&nbsp; целесообразности,&nbsp; т.е. в&nbsp;&nbsp; программу включен материал, позволяющий&nbsp;&nbsp; учащимся&nbsp; получить&nbsp; общее&nbsp;&nbsp; представление об электротехнике&nbsp; и&nbsp; выполнить&nbsp; проект.</p> <p> /o:p&gt;</p> <p> &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p>

 

 

                                         ГОУ  ДПО  "САРАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ

                               ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

                                              РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Творческий  проект


                    Элективный курс  

            образовательной области

                       "Технология"

           

         Основы  электротехники  

 

 

                                  Выполнил:

                                                             Курьянов А.П.

                                                            Учитель технологии

                                                            1 квалификационной

                                                             категории МОУ СОШ

                                                             р.п Пушкино

                                                            Советского района

                                                            Саратовской области

                                                           

                                                          Проверил:

                                                            Преображенская Е.В.

                                                            Крапивина Н.Ю.

 

 

 

                                   Саратов   2008 г.

                 Пояснительная записка.

 

 

           Цель  данного курса - ознакомление учащихся с элементами электротехники   и   радиоэлектроники,   необходимыми    для  выполнения   проектов   и обусловленными  самой  жизнью.

           В процессе теоретического обучения  учащиеся  знакомятся с электрификацией  быта,   назначением,   устройством,    монтажом

 и    работой электротехнических и электробытовых приборов.  Школьники получают сведения об электрических цепях и их элементах, электролампах, двигателях, проводниковых и изоляционных  материалов.

           Особое внимание необходимо уделить правилам обращения с электротехническими приборами и источниками электрического тока в домашних условиях.

           Рекомендуется ознакомить учащихся с назначением и видами устройств  защиты   бытовых   электроустановок   от   перегрузки; правилами безопасной эксплуатации бытовой   техники;  путями экономии электрической энергии в быту.

             В основу  отбора   материала   по   электротехнике положен принцип  целесообразности,  т.е. в   программу включен материал, позволяющий   учащимся  получить  общее   представление об электротехнике  и  выполнить  проект.

 

            Целью изучения данного курса  также  является:

           * освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности в области технологии;

             * овладение обще-трудовыми и специальными умениями, необходимыми для использования и ведения  домашнего хозяйства;

             * развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения;

             * воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, ответственности за результаты своей деятельности.

 

             Межпредметные  связи.

             Физика- электрическое поле, электрический ток, нагрев проводника электрическим током, проводники и диэлектрики, последовательное  параллельное   соединение   элементов  в

электрической цепи, предупреждение опасного воздействия на человека  электрического тока.

 

            Дидактические  средства.

             Таблицы:  " Правила безопасной работы",  "Электротехнические работы", "Электрическая арматура",   "Электрические машины",  ИКТ,

           Оборудование.

        Действующие макеты:   электромагнит,    электрический звонок,   трансформатор, машины   постоянного  тока, понижающий трансформатор

( оборудование обеспечивает  безопасность проведения занятий и лабораторных работ).

 

 

     В результате изучения  курса "Основы электротехники" ученик должен:     

        знать /  помнить

        * назначение и виды устройств защиты бытовых электроустановок от перегрузки; правила эксплуатации бытовой техники; пути экономии электрической энергии в быту;

       уметь

        *  объяснить работу простых электрических устройств (трансформатор, генератор, электродвигатель) по их принципиальным и функциональным схемам;  включать в цепь  маломощный потребитель, выполнять сборку электрических цепей  с напряжением до 42 В;

           * использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  для  безопасной эксплуатации электробытовых приборов.

 

 

                          Этапы  изучения  курса.

1. Общее ознакомление с программой изучаемого курса.

  * цели и задачи,  знания, умения, навыки,  результативная      деятельность;

   *теоретический и практический материал, включенный в

 программу;

2.  Почасовое распределение элективного курса:

    *  магниты и электромагниты____________ 1час.

    *  электрический звонок _______________  1час.

    *  трансформатор ___________________   1час.

    *  электродвигатель  постоянного тока____  2час.

    * генератор  постоянного

      и переменного тока____________________2час.

    *  генератор трёхфазного тока__________   2час.

    * устройство и ремонт бытовых

       электроприборов___________________  2час.

    * результативная деятельность(контроль)_  1час. 

 

   

            Особенности  технологии изучения.

 

      Изучение курса основано на наглядно-демонстративных методах

обучения.  Применение  действующих  макетов  на   занятиях  

позволяет  доступно   изучать  материал курса и вызывает наибольший

  интерес к данному предмету. 

             Лабораторно-практическая деятельность  направлена на развитие творческой,  активной,  ответственной и   предприимчивой   личности    учащегося.     Результативная    деятельность  изучаемого материала направлена на  подготовку выпускников к профессиональному  самоопределению  и  применению полученных знаний и умений при эксплуатации и ремонте электробытовых приборов и механизмов.

 

        

         

           

 

 

 

 

 

 

         

 

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      Технологическая и конструкторская

                              документация.

 

           При составлении  программы элективного курса  я рассмотрел  и включил ряд тем с общей нагрузкой 12 часов

 наиболее  приемлемых   для данного возраста детей и их

интересов. 

             При изучении  данной   программы  используются   таблицы       «Типы проводников для внутренней и наружной проводки», схемы «Последовательное и параллельное соединение элементов электрической   цепи»,   «Устройство  бытовых   машин»,    «Электрическая   арматура», «Электромонтажный инструмент»,  которые  позволяют  понять   принципы устройства и работы  электрических машин, квартирной проводки,  бытовых    электроприборов.

       Используются технические средства обучения:   И К Т,

фильмоскоп, к  которому  прилагаются   диафильмы: «Машины  постоянного и переменного тока»,  «Схемы соединения обмоток генератора,  электродвигателя»,  «Электромагнит – его изготов-

ление, принцип работы».

      Применяются также действующие макеты  электрических машин:  генератор, трансформатор, электродвигатель, которые позволяют наглядно увидеть устройство и принцип  их действия.

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Постановка проблемы.  (потребности)

 

Во время занятий на уроках технологии 7 – 8 классах у учащихся

проявляется  устойчивый  интерес  к  устройству,  работе   различных  механизмов, связанных с действием электрического тока;

            возникает много вопросов   и  по  выполнению   ремонта  электробытовых устройств, т.к. не у каждого  имеются условия для выполнения данного вида работы.

            В связи с данной проблемой  и потребностью  решения многих вопросов, связанных с электротехникой, передо мной  возникла цель

создать новый   элективный   курс  «Основы  электротехники»   в  образовательной   области «Технология». 

 

                                   Обоснование.

   Выявив  существующие потребности, учитывая мои возможности и материально – техническую базу,   согласовав  все   вопросы    с администрацией  школы, я решил разработать программу данного элективного курса.

 

                                       Реализация  задач:

 1.Изучить и проанализировать  стандарты и разрешённые программы

по предметам  технологии и физики;

 

2. Определить содержание программы  курса, количество часов, необходимых для  изучения  материала программы, с учётом материально- технической базы;

 

3. Подготовить наглядный и  демонстрационный материал;

 

4.Составить тематическое и поурочное планирование  элективного  курса.

 

 

                        Исследовательский  этап.

    Мною  были изучены и проанализированы  программы по   техноло-гии   и  физики, и я пришёл к выводу,  что   данный    материал   не в полном   объёме   даёт  представление   по изучению   тем в  области электротехники.  В связи с чем у ряда учащихся возникают вопросы и  проявляется интерес к механизмам,  связанных с электротехникой.  

 

                                       Выводы.

 

         Разработанная программа элективного курса была опробована мною при проведении  кружковой  работы   в 9 классах. В результате

учащиеся,   прошедшие изучение данной программы, получили более

углубленные знания по электротехнике, что дало возможность приме-

нению полученных знаний на практике при  выполнении  незначитель-

ных    ремонтных   работ  в  быту.

           Некоторые  из  ребят,   проявляющих  наибольший  интерес в области электротехники,  по   окончании школы  поступили в  средне- специальные учебные заведения, связанные с получением специальности   техник – электрик,  техник – механик, мастер по обслуживанию   линий электропередач.

          Я предлагаю  данный элективный курс «Основы электротехники»

включить  в  образовательную область   «Технология»   как предпро-

фильный, т.к. интерес детей   стал  более устойчивым, многие  овладели  прочными знаниями и умениями.

          Данная программа  элективного курса  может быть доработана

темами, соответствующими  изучаемому   материалу  в  10 классе,

для использования  этой программы как профильный   предмет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Магниты и электромагниты.

Цели:

          1.Рассказать учащимся об устройстве и принципе работы        электромагнита.

          2. Расширить знания учащихся об устройстве и работе электромагнитов.

          3. Воспитать внимание слышать и слушать.

 

Оборудование:доска, макет электромагнита, плакат.

 

Место проведения: столярная мастерская.

 

 

Ход урока.

 

 

I.Вводная часть:

 

                   1. Сообщение темы и цели урока.

                   2. Краткая беседа о магнитах и электромагнитах           

                       опираясь на имеющиеся знания уч-ся.

 

II. Основная часть:

 

          1. Что такое постоянный магнит, его свойства и       получения.

          2.Применение постоянного магнита в быту и технике.

          3. Электромагнит – определение.

                    а) Устройство – работа по плакату, на доске.

                    б) Принцип работы электромагнита.     

                        Демонстрация действующего макета.

                    в) Применение электромагнитов в промышленности.                                          

                    г) Выполнить краткие записи в тетрадях по устройству и

                          принципу работы электромагнитов.

                                           

 III. Заключительная часть:

 

1.     Подведение итогов урока.

2.     Поощрение учащихся отличившихся на уроке.

3.     Домашнее задание ( повторить устройство и принцип действия электромагнита).

 

 

Тема: Устройство и принцип работы электрического звонка.

 

Цели:

1.     Рассказать учащимся об устройстве и принципе работы электрического звонка.

2.     Расширить знания учащихся в области электротехнике.

3.     Воспитать внимание слышать и слушать.

 

Оборудование:доска, плакат.

 

Место проведения: столярная мастерская.

 

Ход урока.

I.                  Вводная часть:

 

1.     Опрос учащихся по пройденной теме «Магниты и электромагниты».

-         Что такое магнит, электромагнит;

-         Свойство постоянного магнита, применение;

-         Устройство, работа электромагнита, применение.

2.     Сообщение темы и цели занятия.

 

II.               Основная часть:

 

1.     Что такое электрический звонок (определение).

2.     Основные детали устройства электрического звонка.

3.     Работа по плакату.

4.     Принцип действия электрического звонка (работа по схеме).

5.     Электрическая схема звонка (работа в тетрадях).

6.     Применение электрических звонков.

 

III.           Заключительная часть:

 

1.     Подведение итогов урока.

2.     Поощрение учащихся.

3.     Домашнее задание (повторить по тетрадям).

 

 

 

 

 

 

 

Тема:                    Трансформатор

 

Цели:

        1.Дать учащимся знания по устройству и принципу работы

          трансформатора.

               2.Развить знания учащихся в области электротехнике.

    3.Воспитать любовь к технике и электрическим машинам.

 

Оборудование:плакат, доска, макет понижающего   

                        трансформатора.

 

Место проведения:  столярная мастерская.

 

Ход урока.

 

I.                   Вводная часть:

 

1.     Краткий опрос учащихся по пройденной теме

     « Электрический звонок».

- Устройство электрического звонка;

          - Принцип работы электрического звонка;

         - Применение электрического звонка;

2.     Сообщение темы и цели урока.

 

   II      Основная часть:

 

1.     Что такое трансформатор (определение трансформатора);

2.     Устройство трансформатора (работа на доске, демонстрация макета трансформатора);

3.     Принцип работы трансформатора (работа на доске, объяснение по схеме, демонстрация работы трансформатора на макете);

4.     Типы трансформаторов и их применение.

5.     Краткие записи в тетрадях по устройству и работе трансформатора.

 

      III    Заключительная часть:

 

1.     Подведение итогов занятия;

2.     Поощрение учащихся отличившихся на уроке;

3.     Домашнее задание (повторить тему по тетради);

4.     Сообщение темы последующего занятия.

 

Тема:« Электродвигатель постоянного тока»

 

Цели:1. Познакомить ребят с устройством и принципом работы

              электродвигателя.

2.Развить знания уч-ся в области электротехники.

3.     Воспитать внимание при изучении новой темы.

 

Оборудование:доска, плакат, макет электродвигателя.

 

Место проведения:столярная мастерская.

 

Ход урока:

 

I.Вводная часть:

 

1.     Опрос уч-ся по пройденной теме «Трансформатор»

-         Что такое трансформатор?

-         Устройство трансформатора.

-         Принцип работы трансформатора.

-         Типы трансформаторов, применение.

2.     Сообщение темы и целей урока

 

II.Основная часть:

 

1.     Что такое электродвигатель ( определение )?

2.     Устройство электродвигателя ( работа по плакату, демонстрация макета).

3.     Краткие записи деталей машины.

4.     Принцип работы электродвигателя ( работа на доске, демонстрация действия макета электродвигателя).

5.     Применение электродвигателей постоянного тока.

 

III.Заключительная часть:

 

1.     Подведение итогов урока.

2.     Краткое повторение новой темы.

3.     Поощрение уч-ся, отличившихся на уроке.

4.     Домашнее задание ( Повторить схему работы электродвигателя ).

 

 

 

 

Тема:«Генератор постоянного и переменного тока»

 

Цели:1. Рассказать ребятам о генераторах постоянного тока.

2.Развить знания уч-ся в области электротехники.

3.     Воспитать внимание слышать и слушать.

 

Оборудование:доска, плакат, макет генератора

 

Место проведения:столярная мастерская.

 

Ход урока:

I.Вводная часть:

1.Краткий опрос уч-ся по пройденной теме «Электродвигатель»

-         Что такое электродвигатель?

-         Устройство электродвигателя.

-         Принцип работы электродвигателя.

-         Применение электродвигателя.

          2.Сообщение темы и цели урока.

 

II.Основная часть:

1.     Что такое генератор (определение)?

2.     Основные части генератора в зависимости от полученного Э.Д.С. (работа на доске).

3.     Принцип работы генератора постоянного тока, назначение коллектора.

4.     Принцип работы генератора переменного тока, особенности его устройства (демонстрация действия макета)

5.     Применение генераторов постоянного и переменного тока.

6.     Особенности применения генераторов переменного тока.

7.     Краткие записи в тетрадях.

 

III.Заключительная часть:

1.     Подведение итого урока.

2.     Поощрение уч-ся.

3.     Домашнее задание ( повторить по тетрадям тему «Генератор»)

 

 

 

 

 

 

 

Тема:«Машина переменного тока трехфазного    

            генератора»

 

Цель:1. Познакомить уч-ся с устройством и принципом

             работы генератора трехфазного тока. Способы

             соединения его обмоток.

                       2.Развить знания уч-ся о применении машин

                          трехфазного тока.

 

             Оборудование: доска, плакат, макет генератора.

 

             Место проведения: столярная мастерская

 

Ход урока:

 

         I.Вводная часть:

1.     Опрос уч-ся по пройденной теме.

-         что такое генератор переменного тока?

-         Что такое генератор постоянного тока?

2.     Общее устройство генератора постоянного тока, его основные узлы, применение генераторов.

 

 II.Основная часть:

1.     Ознакомление уч-ся с новой темой

2.     Конспектирование основных понятий и зарисовка схем генератора.

3.     Схемы соединений обмоток генератора. (работа на доске)

4.     Принцип работы генератора трехфазного тока.

 

III.Заключительная часть:

1.     Подведение итогов знаний новой темы.

2.     Разбор непонятных моментов

3.     Поощрение уч-ся.

4.     Домашнее задание ( повторить схемы соединения обмоток трехфазного генератора).

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Устройство и ремонт бытовых электроприборов»

 

Цель: 1. Обучить уч-ся правилам ремонта распространенных

             неисправностей в бытовых электрических приборов.

         2.Развить знания по устройству электрической бытовой

            техники и правилам по техники безопасности при

            эксплуатации и ремонте.

                 3.Воспитать интерес к технике и любовь к труду.

 

Оборудование:Доска, плакат, детали электрических машин,

                          электромонтажный инструмент.

 

Место проведения:столярная мастерская.

 

Ход урока:

 

I.Вводная часть:

1.     Сообщение темы и цели занятия.

2.     Значимость темы в жизни человека.

 

II.Основная часть:

1.     Основные, часто встречающиеся неисправности бытовых электрических приборов. ( обрыв, короткое замыкание, плохой контакт, неисправность изоляции, механическое повреждение). Причины возникновения данных неисправностей.

2.     Серьезные неисправности бытовых электроприборов ( обрыв обмоток, повреждение валов, неисправность переключателей)

     А) работа по плакату

     Б) работа на доске

     В) демонстрация деталей электрических машин.

3.     Правила ремонта электрических машин. Техника безопасности при ремонтных работах.( электромонтажный инструмент, требования к использованию инструмента).

4.      Правила эксплуатации бытовых электрических приборов ( машин).

 

III.Заключительная часть:

1.     Подведение итогов занятия.

2.     Вопросы уч-ся – ответы.

3.     Домашнее задание ( повторить правила эксплуатации и ремонта бытовых приборов). 

 

 

Тема:  Контроль знаний уч-ся по разделу элективного курса

          «Основы электротехники».

 

Цель:1.Подвести итог усвоения знаний уч-ся по данному разделу.

           2.Проверить знания уч-ся элективного курса.

                  3.Обобщить знания уч-ся в области электротехники.

             

            Оборудование : доска, демонстрационный материал, карточки

                                     с заданиями.

             

            Место проведения:  столярная мастерская.

 

             

            Ход урока:

             

            I.Вводная часть:

            1. Сообщение темы и цели занятия.

            2. Выбор задания уч-ся ( карточки).

             

            II.Основная часть:

            1. Подготовка уч-ся к выполнению работы.

            2. Ответы уч-ся по вопросам билета.

            3. Демонстрация практического задания, указанного в билетах.

            4. Оказание помощи уч-ся при ответах.

             

            III.Заключительная часть:

            1.Подведение итогов знаний уч-ся по зачётно-контрольной  

               работе.

            2.Поощрение учащихся, отличившихся на уроке.

            3.Поощрение учащихся, отличившихся при изучении элективного      курса «Основы электротехники».

 

 

 

 

 

 

 


»  Tags for document: