Официальный сайт jetune 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок 1

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 «Б» КЛАССЕ

 

«НАШ КРАЙ  ( УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ )»

 

 

УЧИТЕЛЬ ЛУПАЧЕВА ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА

 

2011

 

Тип урока:изучение нового материала.

Форма: урок-путешествие.

Цели. Обучающие:познакомить детей с природой края, проблемами экологии; совершенствовать навыки работы с картой.

Развивающие:совершенствовать навыки связной речи, формировать умение работать с различными источниками информации.

Воспитывающие:воспитывать бережное, чуткое отношение к природе родного края, познавательную активность учащихся.

Оборудование: физическая карта Ленинградской области, карты природных зон и животного мира в уменьшенном виде у каждого ученика, заготовки буклетов, фотографии охраняемых животных и растений  (в том числе на интерактивной доске в виде презентации),  тестовое задание на компьютерах, интерактивная доска с ответами на задания тестов.

 

Ход урока.

 

I.  Организация класса.    1 мин.         

 

II. Сообщение темы и целей урока.   2 мин.

- Посмотрите на доску и прочтите тему нашего сегодняшнего урока. (Наш край)

- Как вы понимаете выражение «мой край»? (Это край, где мы родились, учимся, живём. Это наша родина.)

- Если посмотреть на административную карту России, то можно увидеть Ленинградскую область, похожую на бабочку, которая раскинула свои крылья на северо-западе нашей страны.

- Это наша малая родина, которую мы очень любим. А любить родину – значит знать её, изучать. Цель нашего урока - сделать очередные шаги в изучении нашего края, послушать, что о нём говорят разные учёные, а также поделиться своими знаниями с нашими друзьями из Германии. Наш девиз сегодня – «Ленинградская область глазами географа, биолога, эколога, археолога». А для германских друзей из города-побратима Гатчины Эттлингена мы составим мини-буклеты на память.

- План работы зашифрован на доске значками. (Ученики по символам определяют, о чём пойдёт речь на каждом этапе урока:

1. География.

2. Полезные ископаемые.

3. Растительный мир.

4. Животный мир.

5. Экология.

 

 

 

 

 

III. Изучение нового материала.

1. География Ленинградской области.    9мин.

 

А)- Давайте определим географическое положение нашей области.

Вика Антонова. (Область расположена на Восточно-Европейской равнине, в умеренном поясе Земли. Основная природная зона области – лесная.)

Запись в буклете: Ленинградская область расположена на Северо-Западе России. Площадь 85 тыс.кв.км. Основная природная зона лесная.

- Назовите соседей Ленинградской области.

Сергей Гречушников: (На северо-западе по территории области проходит государственная граница Российской Федерации с Финляндией. На западе – с Эстонией. На юго-западе и юге область граничит с Псковской и Новгородской областями, на востоке – с Вологодской областью, на севере и северо-востоке – с Карелией.)

- Расскажите о водоёмах нашего края. ( На территории области очень много водоёмов. Самые крупные озёра – Ладожское и Онежское. Самые крупные реки – Нева, Свирь, Волхов, Вуокса, Нарва, Луга. Река Нева – очень глубокая и широкая судоходная река, хотя и короткая. Её протяжённость всего 74  

км. На месте впадения Невы в Финский залив располагается город Санкт-Петербург.)

Запись:Крупнейшие озёра: Ладожское и Онежское. Крупнейшие реки: Нева, Свирь, Волхов.   

Молодец, Сергей, ты верно показал на карте географические объекты, но испытывал затруднение при показе крупнейших озёр.                                              Отметка 4                                                     

- А что вы знаете о нашем городе? (Гатчина – самый крупный город Ленинградской области. Располагается Гатчина на юге Ленинградской области. В Гатчинском районе протекают реки Оредеж и Ижора (приток Невы).

Запись: Центр Ленинградской области город Санкт-Петербург. Крупнейший город Ленинградской области город Гатчина. Население около 100 тысяч человек.

- Молодцы, ребята! А теперь назовите поселения Гатчинского района. (Сиверский, Вырица, Дружная Горка, Тайцы, Коммунар, Кобрино.)

- А сейчас предоставим слово учёным-географам. У них для вас интересная информация.

Учёный-географ (Антон Потапов): - Площадь Ленинградской области почти 85 тысяч квадратных километров. В состав области входят 16 районов; 27 городов. Территория области больше таких государств, как Австрия, Бельгия, Дания, Швейцария и Нидерланды. Население составляет примерно полтора миллиона человек.)

Запись: В состав области входит 16 районов, 27 городов. Население 1500000 человек.

- Спасибо нашим учёным. А какие формы земной поверхности преобладают  в нашей области? Взгляните на карту. (Показ учеником на карте). (Поверхность Ленинградской области – равнина. Высота над уровнем моря в основном не превышает 100м, но встречаются возвышенности высотой до 200м. На востоке области располагаются возвышенности. На карте они окрашены в очень светлый коричневый цвет.)

- У наших учёных-географов есть дополнения. (На востоке расположены Тихвинская и Вепсовская возвышенности с максимальной отметкой 290м над уровнем моря.) (Показывает на карте.)

Итог: - Что представляет собой поверхность Ленинградской области?

Запись: Поверхность: равнина.

 

Б) - По условным значкам на карте определите, какими полезными ископаемыми богата наша земля. (Бокситы, фосфориты, горючие сланцы, торф, гранит, известняк).

- Дополнение учёных-географов. Татьяна Иванова: (Бокситы используются в производстве алюминия; фосфориты – фосфора, горючие сланцы – газа и многих химических продуктов и лекарств. А как используются торф, гранит и известняк, вы сейчас сами скажете.)

Дети: - Торф используют для отопления, в производстве удобрений, медикаментов. Гранит и известняк – в строительстве.

Вывод о преобладании гранита, известняка, песка, т.е. строительных пород.

Запись: Полезные ископаемые: гранит, известняк, торф, бокситы, фосфориты.

 

В) Самостоятельная работа с картой.Ученики разделяются на 3 группы.

1 группа определяет местонахождение залежей торфа,

 2 группа – гранита,

3 группа – песка.

 

Г) Проверка(Индивидуальные ответы детей).

Оценка.

- Оба учёных-географа получают отметку «5», три ученика (по результатам проверки самостоятельной практической работы) : Арина Хюппонен  и Мария Донцу не сразу верно назвали местонахождение залежей торфа и гранита и получают отметки «4». Павел Никулин полностью справился с заданием, его речь была грамотной. Отметка «5».        5 отметок

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 

2. Флора и фауна Ленинградской области.  10 мин.+ тест 5 мин.

А) - А теперь поговорим о природе нашего края. Назовите виды деревьев, которые произрастают у нас. (Ель, сосна, берёза, осина, дуб, рябина, ива.)

- Богата область и лекарственными растениями.Какими? (Брусника, крапива, ландыш, малина, мать-и-мачеха, ромашка, пустырник, подорожник, тысячелистник, зверобой, черника.)

- Послушайте сообщение нашего учёного-ботаника. ( Игнат Борисов. Ученик дополняет ответы детей и рассказывает о ландыше.)

- Листья ландыша майского оказывают лечебное влияние на сердце. Собирать листья нужно в тот момент, когда у растений появятся бутоны. В следующий раз на том же месте  заготавливать растение можно не раньше, чем через 3 года. Также листья содержат эфирное масло, которое используется не только в медицине, но и в парфюмерии. Цветущие поляны ландыша представляют собой волшебное зрелище и распространяют по всей округе дивный аромат. К сожалению, многие люди не понимают, что это растение стало очень редко встречаться в природе, и рвут его во время цветения, а некоторые даже продают у метро и железнодорожных платформ. Покупая эти душистые букетики, мы поощряем уничтожение прекрасных цветов. Ландыш майский занесён в Красную книгу и охраняется государством.

Запись: Растения, занесённые в Красную книгу России: ландыш, купальница.

 

Б) - Взгляните на карты, которые лежат перед вами, и назовите виды животных, обитающих на территории нашего края. (Заяц, лисица, белка, кабан, лось, косуля ,волк, медведь, бобр, барсук, росомаха.)

Вывод о том, что животный мир области характерен для лесной зоны.

Какие из животных внесены в Красную книгу?  

- 1-й учёный–зоолог (Никита Пасичниченко): «В Ленинградской области для охраны животных созданы заповедники и заказники. В Красную книгу внесены 9 видов птиц, гнездящихся или встречающиеся в области. Это хищные птицы: орлан-белохвост, беркут, скопа, змееяд, сапсан, кречет. А ещё малый, или тундряный, лебедь, белощёкая казарка, чёрный аист. (Показывает фотографии птиц.)

- 2-й зоолог (Аня Лякина): « В Нижне-Свирском заповеднике охраняется ладожская нерпа. Ладожская нерпа – уникальный памятник природы, морской реликт (т.е. древний вид животного). Раньше считалось, что нерпа поедает ценные промысловые виды рыб, на неё была открыта охота и это сильно сократило её  численность. Однако учёные провели исследования и убедились, что пища нерпы состоит большей частью из малоценных видов рыб, что нерпа не приносит ущерба рыбному хозяйству и является санитаром озера. Живому памятнику природы – ладожской нерпе необходима надёжная охрана.»

- 3-й зоолог (Алина Максимова): «В ХХ веке на территорию Ленинградской области были завезены некоторые животные для акклиматизации и дальнейшего распространения. Это канадский бобр, енотовидная собака, американская норка, ондатра. Эти животные акклиматизировались, размножились и теперь имеют промысловое значение. В Гатчинском районе на специальной ферме разводят австралийских страусов.»

Запись. Животные, охраняемые государством: орлан-белохвост, беркут, тундряный лебедь, ладожская нерпа.

 

В) Тест на первичное запоминание материала «Я знаю природу нашего края» (на компьютерах).

I- Отметьте значком те растения, которые НЕ характерны для Ленинградской области.

  • Малина
  • Ландыш
  • Финиковая пальма                 *
  • Сосна
  • Кипарис                                  *
  • Брусника

II– Отметьте значком названия животных, обитающих в Ленинградской области.

  • Заяц-беляк                              *
  • Попугай какаду                     
  • Американская норка              *
  • Ондатра                                  *  
  • Фламинго                                
  • Канадский бобр                     *

Самопроверка (ответы транслируются на интерактивной доске).

Г) Оценка работы ботаника (1 ученик) и зоологов (3 ученика).

- Спасибо учёным, приготовившим для нас новые интересные сведения. Вы получаете отметки «5»                                    4 отметки

 

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ     1 мин.

 

3. Экология Ленинградской области.     9 мин.+ тест 4 мин.

А) – Как же человек относится к природе?

(Обсуждение проблем экологии: вырубка лесов, загрязнение воздуха и водоёмов, браконьерство, неумеренная охота.)

- А что мы, каждый из нас, можем сделать для сохранения природы в нашем общем доме?

(Ученики предлагают свои варианты решения проблем экологии.)

(Не будем мусорить в лесу, у водоёмов,  разжигать костры, будем защищать животных, растения.)

Б) – Учёные-экологи всерьёз обеспокоены состоянием окружающей среды в нашей области. Послушаем их.

1-й эколог (Сергей Пунтусов): «Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них за последние 50 лет. Всё это произошло по вине человека.

     Санкт-Петербург – огромный промышленный центр. В нём десятки промышленных предприятий, которые выпускают в атмосферу вредные газы, а в реки – сточные воды.»

2-й эколог (Алёна Задворьева): «Для охраны растений и животных в Ленинградской области кроме Нижне-Свирского заповедника создан 41 заказник и 5 охраняемых зон для нереста лососёвых рыб. Известен заказник «Вепсский лес», «Мшинские болота», «Ракитинский». Недалеко то Гатчины находится уникальный памятник природы – Саблинские пещеры, водопад и обнажения редких пород красного песка. Это заброшенные штольни после добычи кварцевых песков. Пещеры – уникальные места зимовок нескольких видов летучих мышей.»

- Спасибо нашим учёным-экологам за интересную информацию. Вы хорошо подготовились, речь была грамотной. Отметки «5».    2 отметки.

Запись.Для охраны растений и животных в Ленинградской области создан Нижне-Свирский заповедник и несколько заказников.

 

 В) Экологический тест.

– Что же мы с вами должны делать для спасения природы? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним тестовое задание на компьютерах. Знаком «+» отметьте факторы, способствующие сохранению природы.

А) защита лесов от пожаров                    (+)

Б) защита от комаров                                  

В) разведение животных                          (+)

Г) защита растений от вредных насекомых   (+)

Д) уничтожение ядовитых грибов

Е) отстрел волков

Ж) лесопосадки                                         (+)

 

Г) Самопроверка по записям на интерактивной доске. Обсуждение ответов.

Проблемная ситуация: некоторые ученики могут пометить знаком «+» вариант Е, другие будут не согласны.

- Попробуйте аргументировать свою точку зрения.

(Мнение одной стороны: волки могут напасть на скот, на собак или даже на человека.

Мнение другой стороны: волки являются санитарами леса, поедая раненых и больных животных, от которых могут заразиться и другие обитатели леса. К тому же, волки нападают только в самое голодное для них время, что случается очень редко, т.к. они всегда могут сами найти себе добычу. Известно , что «волка ноги кормят».

 

IY. Итог урока   2 мин.

- О нашем крае можно рассказывать долго. Не перечесть всего того, чем он богат и интересен. Но урок-путешествие подошёл к концу. Что же больше всего вам запомнилось из услышанного сегодня?

(Ответы учеников.)

- Я очень рада, что урок заинтересовал вас, что вы приняли в нём живое участие. Это значит, что вы любите свой родной край и вам не безразлична его судьба. А наши друзья из Эттлингена получат в подарок небольшие буклеты. Спасибо за работу на уроке.

 

Y. Домашнее задание.   1 мин.

- Дома вы должны будете выполнить задания №1 и №2 в рабочей тетради на стр.47 (Записать основные сведения о своём крае, которые помогут вам рассказать о нём.)

 

 


»  Tags for document:

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн