К учебнику Боголюбова Л.Н. Обществоведение: человек, природа, общение, - М.: Просвещение, 2007.
Тип урока: комбинированный.
Цели и задачи урока:
- образовательная: познакомить с новыми обществоведческими терминами (распознавать и правильно употреблять их в различных контекстах);
- развивающая: совершенствование умения выделять главную мысль текста, делать выводы по изученному вопросу и аргументировать их; совершенствование умения работать в группе, участвовать в дискуссии, давать оценку и высказывать суждения по изученной теме.
- воспитательная: способствовать экологическому и патриотическому воспитанию
Особенности урока: проводится в классе, где есть значительная группа слабых учеников. За 1-2 недели до урока проведена анкета на тему урока в 6 и 10 классах. На предыдущем уроке класс поделён на 6 групп (сперва по желанию, затем туда добавлены ученики по способностям по принципу: слабые к слабым). В зависимости от уровня развития учащихся им будут даваться задание на следующем уроке. Каждая группа нарисовала свою эмблему на следующий урок.
Оборудование: интерактивная доска
Средства обучения:
работа с учебником;
работа с дополнительными источниками;
работа с документами;
презентация;
интерактивная доска;
творческие задания
деформированные задания
работа со схемой
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
презентация
Слово учителя: Сегодня мы продолжаем тему «охранять природу, значит охранять жизнь». Вы не только узнаете новое, но и попробуете оценить ответы друг друга в группе.
Слайд1
1
мотивация
Игра «Зернистые мысли» - выбрать эпиграф занятия.
«Человек – царь Земли, на которой живет» (Ж.-Ж. Руссо).
Природа – кладовая, а человек в ней - хозяин
3. Пора бы человечеству понять,
Богатства у природы отбирая,
Что Землю тоже нужно охранять,
Она как мы – такая же живая
Вычёркивают цитаты, объясняют, почему не подходят в качестве эпиграфа на уроке (безответственное отношение к природе). Выбрали тот, что подчёркнут.
Слайд2
2
актуализация знаний
Прежде чем начать говорить непосредственно об охране природы, вспомним:
Работа с раздаточным материалом (собрать из набора слов нужную фразу – работа по группам).
Великое экологическое правило: нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать.
Слайд3
3
Что означает слово «Охранять». Подберите синонимы 1-3 к слову:
Составьте клястер.
(Подсказка стр. 39. для слабых групп)
Выслушав ответы открыть Слайд 5
Группы по очереди называют синонимы, учитель или ученик записывает их на интерактивной доске Слайд4
Слайд4 Слайд 5
4
Работа с учебником (с.39) «Природа нуждается в охране» прочитайте текст и ответы на вопросы.
- Какое определение понятию «охранять» дают авторы учебника? Открыть слайд 5
Работа с учебником. Выписывают определение с доски в тетрадь
Слайд 6
5
Что должно быть взято под охрану?
Работа с карточками по группам ( см. Приложение)
Учащиеся работают с карточками и отвечают на вопросы к ним.
Слайды 7-10
6
Подведём итоги
Что должно быть взято под охрану?
Вода, воздух. растения, животные, почва, человек. –
Это проблемы только Ленинградской области? Подводим учащихся к понятию «глобальные проблемы»
От кого (чего ) нужно охранять природу?
От неразумной деятельности людей.
записать в тетрадь Что должно быть взято под охрану?
7
Кто занимается Охраной природы. Работа с текстом стр.39
Работа с учебником. Выписывают в тетрадь Кто занимается Охраной природы
Слайд 11
8
Государство на охране природы
Государство издаёт законы – правила поведения. Основной закон - Конституция.
Работа с текстом Конституции ст.42 и ст. 58.
Слайд 12
9
Закон 2001 года « Об охране окружающей среды»
О какой обязанности идёт речь?
За нарушение этих правил государство наказывает виновников штрафами или может лишить свободы на срок до 8 лет.
Работа с текстом слайда 12
Слайд 13
10
Как предприятия: заводы, фабрики могут помочь защитить природу?
Ответы учащихся по слайду 13. Поставить фильтры на трубы, строить очистные сооружения для воды, не выбрасывать отходы где попало.
Слайд 14
11
Существуют общественные организации, которые защищают природу (Гринпис)
А у нас в Сиверской группа «Сиверский лес». Кто о ней слышал? Митинг 29 октября в защиту Сиверского леса.
обсуждение
Слайд 15
12
Закон говорит о том, что охраной природы могут и должны заниматься не только государственные и местные органы власти, предприятия и организации, но и отдельные граждане, т.е. мы с вами.
- Что можешь сделать ты для защиты природы?
Ответы учащихся
После просмотр Слайд 15
Слайд 16
13
Работа с результатами анкеты
Рассказывают 2 ученицы, заранее подготовленные, одна по итогам анкетирования в 6, другая – в 10 классе по очереди по вопросам.
Слайд 17
14
Давайте выставим друг другу справедливые оценки за работу в группе
подают учителю на листочках оценки за работу в группе
Слайд 18
15
Рефлексия
Что особенно понравилось, запомнилось, поразило на уроке