Вы не зарегистрированы

Авторизация



Я ГОВОРЮ: «НЕТ!»

Submitted by Марина Сергеевна Киселева on Tue, 15/11/2011 - 19:34
Данные об авторе
Автор(ы): 
Киселева М.С.
Место работы, должность: 

ГБОУ НПО "Профессиональный лицей № 36", социальный педагог

Регион: 
Нижегородская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровни образования: 
школы-интернаты, детские дома
Уровни образования: 
начальное профессиональное образование
Уровни образования: 
среднее профессиональное образование
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Социология
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Мастер производственного обучения
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Тип ресурса: 
сценарий мероприятия
Краткое описание ресурса: 
<p> &nbsp;</p> <h1 align="center"> &nbsp;</h1> <h1 class="rtejustify" style="margin-top: 0cm; margin-right: 0cm; margin-left: 0cm; margin-bottom: 0.0001pt; "> <span style="font-size:12px;"><span style="font-family:times new roman,times,serif;"><font class="Apple-style-span"><span style="color:black">МЕРОПРИЯТИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ПРОФИЛАКТИКУ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ</span></font></span></span></h1> <h1 class="rtejustify" style="margin-top: 0cm; margin-right: 0cm; margin-left: 0cm; margin-bottom: 0.0001pt; "> &nbsp;</h1> <h1 class="rtejustify" style="margin-top: 0cm; margin-right: 0cm; margin-left: 0cm; margin-bottom: 0.0001pt; "> <font class="Apple-style-span" face="'times new roman', times, serif"><span style="color:black"><o:p></o:p></span></font></h1>

 

Я ГОВОРЮ: «НЕТ!»

МЕРОПРИЯТИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ПРОФИЛАКТИКУ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

1.Цели мероприятия:

  • первичная профилактика никотиновой, алкогольной зависимостей.
  • содействие формированию здорового образа жизни.
  • воспитание психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.

Достичь цель можно через решение основных задач:

ü      Обобщение знаний о последствиях употребления табака и алкоголя(характеристика факторов, разрушающих здоровье человека).

ü      Развитие ценностей здорового образа жизни и уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья несовершеннолетних(через выделение основных мер профилактики последствий никотиновой и алкогольной зависимостей).

ü      Создание условий для формирования коммуникативных компетентностей посредством освоения тренинговых технологий, групповой дискуссии, выработки оценочных умений аргументации и адекватной самооценки.

ü      Развитие гибкости ума и способности к нестандартным решениям.

ü      Содействие воспитанию свободной, независимой, ответственной личности, мобильной в принятии решений и способной планировать свое будущее.

Используемые методы – источники информации:

Вербальные

  • рассказ, промежуточное объяснение, групповая дискуссия.

Наглядные

  • иллюстрирование плакатов, рисунков, демонстрация картинок.

Форма организации– групповая, парная, коллективная.

Оборудование и материалы:

- Тетради, ручки;

- Раздаточный материал;

- Лист формата А-1;

- Маркеры, фломастеры;

- Цветные карточки 6 цветов 3 типоразмеров (по количеству участников);

- Цитаты, рисунки (вывешиваются на доске, стенах).

Ход мероприятия

Перед началом мероприятия аудитория делится на 3 группы (по 6-9 человек).

Дорогие ребята! Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте! Когда люди, приветствуя друг друга, говорят “Здравствуйте!”, какой они вкладывают смысл? - Желают здоровья всем и каждому! Что такое здоровье?

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, а физическое – здоровье нашего тела. Составляющие здоровья должны гармонично развиваться. Здоровье человека – бесценный дар природы. Разрушить здоровье можно, а купить нельзя. Чтобы быть здоровым, необходимо вести здоровый образ жизни, в который входят такие элементы: двигательная активность; рациональное питание; соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена; психическая и эмоциональная устойчивость; отказ от вредных привычек. Об этом мы сегодня будем говорить.

Каждый день можно видеть, в какой ужасной действительности мы живем. Что разрушает здоровье? Окурки, пивные банки, шприцы в подъездах, над которыми дрожат обезумевшие парни и девушки.

В настоящее время курение и употребление алкоголя глубоко вошло в быт многих людей, стало повседневным явлением. В среднем в мире курит около 50 % мужчин и 25 % женщин. По данным ВОЗ - 3 миллиона человек в год убивает табак в настоящее время, а в 2020 году от курения погибнут около 10 миллионов человек в возрасте от 30 до 40 лет. Алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн. человеческих жизней. Продолжительность жизни курильщика сокращается на 10 лет в среднем, а алкоголика – на 15. Поэтому, остается актуальной проблема отказа от вредных привычек. К тому же еще одна проблема: по статистке к окончанию школы среди выпускников практически нет здоровых детей. Задумайтесь об этом!

Из истории табака.До XVI века в Европе не знали о табаке. Моряки из Испании - спутники Христофора Колумба привезли его из Америки (12 октября 1492г). Ритуал курения имел у индейцев символический смысл. Противники садились в кружок, вождь раскуривал трубку и передавал ее соседу. Тот после одной - двух затяжек передавал трубку своему соседу, а он своему. И так по кругу шла "трубка мира".

Несмотря на широкое распространение табака в Европе, курение через некоторое время было запрещено в разных странах. В Сант-Яго в 1692г. за курение были замурованы в стены 5 монахов. В Турции курение рассматривалось как нарушение законов Корана: человека избивали и возили на осле по улицам Константинополя, а после пожара состоялись массовые казни курильщиков. В Персии запрещали курение под страхом лишения губ и носа, а торговцев табака было приказано сжечь на костре.

Табак в России.В Россию табак был завезен через Архангельск, еще при Иване Грозном. При царе Михаиле Федоровиче - первом царе династии Романовых - за употребление "зелья табачища" рвали ноздри, били плетьми и ссылали в Сибирь, однако курильщики не переводились. В 16 – 17 веке Москва была деревянная, и из-за частых пожаров курение запретили. Во времена Петра I, внука Михаила Федоровича, курение даже поощрялось. Много сделавший прогрессивного, в данном случае он оказал жителям России плохую услугу.

Из истории алкоголя.А сейчас послушайте притчу: “Говорят, чтобы уберечь первую виноградную лозу от высыхания, Вакх (бог виноделия) вначале вложил ее в птичью косточку. Но веточка стала расти на глазах. И тогда юноша нашел львиную косточку, которая вместила растение с птичьей косточкой. Но веточка продолжала расти. И тут Вакх увидел на обочине кость осла… Затем, когда вино было готово, Вакх стал щедро угощать им людей. И произошло странное событие: когда гости выпивали по одному бокалу, они веселились и пели, как птички; еще по бокалу – становились сильными и бесстрашными, как львы; но если выпивали больше – превращались в тупых упрямых ослов”.

Еще в древности познакомился человек с необычным веселящим действием некоторых напитков из молока, меда, сока плодов. И не сразу заметили, что на следующий день приходит разбитость, головная боль, дурное настроение. Поэтому с пьянством боролись практически во все времена. В Древней Индии, уличенных в пьянстве, заставляли пить из раскаленного металлического сосуда горячее вино или кипяток до наступления смерти. Каждый римлянин, заставший жену в пьяном виде, имел право убить ее. В Голландии женщин-алкоголичек три раза погружали в воду. Русь была одной из трезвых держав в истории. При Петре I были изданы законы, согласно которым опьянение отягощало вину. При Екатерине II пьяниц наказывали розгами. В 1917 году в Красной армии пьянство каралось расстрелом. В 1941 году война возвращает людей к трезвости. В 1964-1982 году появляется понятие алкогольной эпидемии, алкоголь стал опасен из-за вырождения нации в России.

Давно известно, что курить и пить вредно. Но почему люди все равно употребляют табак и алкоголь? Что привлекает подростков и взрослых в курении сигарет и употреблении алкоголя, особенно пива?

ВОПРОС К АУДИТОРИИ.Каковы причины (мотивы) и последствия вредных привычек? Как предостеречь от вредных соблазнов? Какие меры вы можете предложить для предотвращения этих заболеваний?

На эти вопросы попытайтесь ответить в группах.

Работа в группах:

  • причины курения;
  • последствия курения;
  • меры для предупреждения курения;
  • причины употребления алкоголя, пива;
  • последствия употребления алкоголя, пива;
  • меры для предупреждения употребления алкоголя, пива.

Результаты фиксируют на рабочих листах и их представляют.

Социальный педагог уточняет или комментирует ответы учащихся. Промежуточное объяснение о наличии вредных веществ в составе табачного дыма, о вреде курения, алкоголя и их влиянии на организм подростка, особенно девушек.

Причины (мотивы) употребления табака и алкоголя:любопытство, желание быть принятым в группе “взрослых сверстников”, быть “крутым”; “легкое” общение, пониженная самооценка, неумение отдыхать без допинга, неумение отказать, просто так, удовольствие, развлечение, пример друзей и взрослых, наличие свободных денег; влияние кино, телевидения, рекламы; баловство, от нечего делать, уйти от проблем.

Наиболее характерные для табакокурения заболевания:

Ø      Воспаление носоглотки и гортани. Хронический бронхит.

Ø      Раковые заболевания легких, гортани.

Ø      Хронический гастрит, язвы в желудке и кишечнике.

Ø      Спазм артерий, облитерирующий эндоартериит, инфаркт, инсульт, мигрень.

Ø      Угнетение нервной системы. Память и внимание ослабевают, работоспособность понижается. Раздражительность, агрессивность.

Ø      Расстроена работа потовых и сальных желез.

Ø      Волосы истончены, секутся и выпадают.

Ø      Снижается сексуальная потенция, репродуктивная функция (заячья губа).

Ø      Оголяются шейки зубов, развивается пародонтоз.

Ø      Нарушаются вкусовые ощущения, обоняние.

Ø      Понижается острота слуха.

Ø      Иногда возникает потеря зрения, нарушается цветоощущение.

Ø      “Синдром хронической усталости”.

Последствия употребления алкоголя:

Ø      Психические и неврологические расстройства (повышенная утомляемость, рассеянность, раздражённое настроение, увеличение агрессивности).

Ø      Гибель клеток головного мозга, снижение памяти.

Ø      Сердечно-сосудистые заболевания, инфаркт.

Ø      Заболевания желудочно-кишечного тракта – гепатит, цирроз, гастрит, холецистит.

Ø      Снижение сексуальной потенции, влияние на беременность (потеря ребенка, преждевременное появление).

Ø      “Синдром хронической усталости”.

Ø      Снижение иммунитета.

Ø      Раннее старение (особенно девушек).

Ø      Ухудшение работы желез внутренней секреции.

Меры для предупреждения:

!           Запретить продажу сигарет и алкоголя вообще или до 21 года.

!           Запретить рекламу сигарет.

!           Запрет со стороны родителей.

!           Введение штрафов за курение и распитие алкогольных напитков в общественных местах.

!           Получать достоверную информацию о вреде.

!           Принятие самостоятельного решения: да или нет!

1. Конкурс пословиц.

В каждой шутке есть доля правды – так гласит народная мудрость. Группам предлагается составить по 10 пословиц; начало каждой из них написано на одном листе, конец – на другом.

Пословицы:

  • Хмель шумит, | а ум молчит.
  • Дали вина, | так и стал без ума.
  • Пьяному море по колено, | а лужи по уши.
  • И худой квас лучше | хорошей водки.
  • Кто вино любит, | тот сам себя губит.
  • Работа денежки копит, | хмель их топит.
  • Вино полюбил – | семью разорил.
  • Водка и труд | рядом не идут.
  • Кто чарки допивает, | тот веку не доживает.
  • Невинно вино, | но проклято пьянство.

2. Игра “буриме”.Группам предлагаются готовые рифмы, из которых должно вырасти стихотворение.

_____________________ годы

_____________________ пьешь

_____________________ невзгоды

_____________________ пропадешь

3. Экспресс-опрос

1. Кто из европейских путешественников впервые увидел курящих людей? В каком веке? Варианты ответов:

  1. Френсис Дрейк – 16 век.
  2. Христофор Колумб – 15 век.
  3. Васко да Гама – 15 век.

2. Кто из русских правителей запретил курение? Варианты ответов:

  1. Царь Михаил Федорович.
  2. Иван Грозный.
  3. Петр I.

3. По какой причине в Москве в 16-17 веке было запрещено курение? Варианты ответов:

  1. Экономика.
  2. Из-за частых пожаров.
  3. Для сохранения здоровья.

4. Кто из русских правителей разрешил курение табака? Варианты ответов:

  1. Петр I.
  2. Екатерина II.
  3. Александр III.

ВОПРОС КО ВСЕМ ГРУППАМ.Считаете ли вы необходимой борьбу за здоровый образ жизни уже со школьных лет, или это – только для взрослых?

4. Анаграмма– слово или словосочетание, образованное перестановкой букв или слогов другого слова. Необходимо сложить слова, обозначающие последствия воздействия алкоголя на организм человека.

ФАРКТИН (инфаркт), ДЫОКША (одышка), РИЦЗОР (цирроз), ЯРНАЯН МРЕСТЬ (ранняя смерть).

Позитивная оценка социальным педагогом деятельности учащихся в группах.

Проверка степени понимания. Задание по группам.

1. За чужое здоровье выпиваешь, а свое пропиваешь.

2. Начинается пьянство с легкомыслия.

3. Без ума пьет - без угла живет.

4. Водка и труд рядом не идут.

5. Река начинается с ручейка, а пьянство с рюмочки.

6. Веселая голова живет спустя рукава.

7. Нынче гуляшки, завтра гуляшки – находишься без рубашки.

8. Пей за столом, а не пей за столбом.

9. Кто в водке ищет силы, тот на краю могилы.

10. Сколько муж выпьет вина, столько жена и дети прольют слез.

11. Водка белая, но красит нос и чернит душу.

12. Когда вино входит – тайна выходит.

13. Вино веселит, да от вина голова болит.

14. Водку пить – ум топить.

15. Счастлив тот, кто вина не пьет.

16. Вино веселит сердце, да человека губит.

17. Не упивайся вином – будешь крепче умом.

18. Как хватил через край, так все пропадай.

19. Дали вина – так и стал без ума.

20. Пьяному море по колено, а лужи по уши.

21. Пей, да дело разумей.

22. Работа денежку копит, а хмель ее топит.

23. Был Иван, стал болван, а все винцо виновато.

24. Вечером пьяница, утром лентяй.

Все пословицы, цитаты разделить по пяти разделам:

1.О причинах пьянства.

  1. Пьянство – угроза жизни и здоровью человека.
  2. Алкоголь и труд.
  3. Пьянство и семья.
  4. Народные рекомендации тем, кто употребляет алкоголь.

Взаимная проверка между группами. Ответы:

  1. – 2, 5, 13
  2. – 1, 9, 13, 14, 16, 19, 20, 23
  3. – 4, 6, 11, 12, 18, 21, 22, 24
  4. – 3, 10, 15
  5. – 7, 8, 17, 21

ИТОГ МЕРОПРИЯТИЯ.

Приоритет позитивных ценностей.

Лучший способ борьбы с вредными соблазнами – никогдане брать в рот сигарету, не употреблять алкогольные напитки, не пробовать психоактивные и наркотические вещества. Или немедленно последовать примеру людей, бросивших и отказавшихся от вредных привычек. Как сказал великий китайский мудрец Лао То: “Тот, кто может победить другого – силен, тот, кто может победить самого себя – поистине могуществен!”

Любая положительная деятельность может быть толчком к отказу от вредных привычек.

Для того, чтобы быть здоровым, счастливым и веселым, лучше заниматься любимым делом: тренировать свое тело, петь, рисовать, вышивать, слушать пение птиц, ходить в походы, на концерты, посещать театры, читать книги, дружить... Что вы можете предложить? Или лучше вообще ничего не делать, чем пить и курить.

Поднимите руки, кто готов задуматься о выборе здорового образа жизни, об отказе от соблазна. Давайте подведем итог. Какие вы сделали для себя выводы? Замечательно! И еще. Есть такая фраза: “Ум и руки – на пользу обществу!”

Вам, молодым, предначертано судьбой жить в XXI веке, да и не только жить, а еще и творить, вершить полезные, добрые, вечные дела.

Впереди ожидает Вас
Дружба и свет любимых глаз,
Шум и радость жизни,
И служение Отчизне.
Новых звезд и открытий блеск,
А не вредных соблазнов треск.
Их не выбираешь,
А то жизнь ты проиграешь!