Вы не зарегистрированы

Авторизация



Эффективные педагогические приемы развития силовой выносливости юношей старшего возраста средствами базового вида спорта «Баскетбол»

Submitted by Геннадий Федорович Заступенко on Wed, 16/11/2011 - 17:32
Данные об авторе
Автор(ы): 
Заступенко Геннадий Федоович
Место работы, должность: 

МОУ "Лицей № 36" г. Саратова, учитель физической культуры

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Физическая культура
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Тьютор
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p> Опыт работы педагога в направлении развития двигательных способностей школьников</p>

 

Заступенко Г.Ф.,

 учитель физической культуры МОУ «Лицей № 36» г. Саратова

 

Эффективные педагогические приемы развития силовой выносливости юношей старшего возраста средствами базового вида спорта «Баскетбол»

 

Одной из основных целей на ступени среднего (полного) физкультурного образования является приобретение учащимисякомпетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями. Данная целевая направленность связана с необходимостью наличия у школьников компетенций, которые помогут в дальнейшем  к успешной профессиональной подготовке и к реализации любых жизненных планов. Здесь важен не только уровень общей, но и специальной физической подготовки. Особый акцент в своей работе делаю на развитие специальных видов выносливости.

Старший школьный возраст (15 – 17 лет) характеризуется завершением процесса полового созревания организма. По сравнению с предыдущими возрастными группами наблюдается снижение прироста в развитии кондиционных и координационных способностей. Тем не менее, сохраняются еще немалые резервы для улучшения двигательных способностей, особенно если это делать систематически и целенаправленно. В первую очередь следует уделять внимание развитию специальных видов выносливости, так как для этого имеются физиологические предпосылки организма: способность к максимальному накоплению кислородного долга (анаэробная производительность организма). Функциональные возможности для осуществления интенсивной и длительной работы у юношей выше, чем у девушек. Они лучше переносят физические нагрузки: при относительно меньшей частоте пульса и большем повышении кровяного давления. Период восстановления этих показателей до исходного состояния короче. Поэтому, я  уделяю большое внимание формированию системы работы по развитию силовой выносливости у юношей старшего школьного возраста.

Среди всех базовых видов спорта, которые включены как средства формирования физической культуры личности школьников в содержание федерального компонента среднего (полного) общего образования, особое место занимают спортивные игры. «Спортивные игры традиционно популярны среди всех категорий населения страны благодаря разностороннему воздействию на организм человека, в том числе эмоциональному»[1]. Появление игры было оправдано необходимостью передачи опыта от одного поколения другому. Именно в игре моделируются реальные жизненные условия, наилучшим образом формируются качества личности, определяющие успешность последующей деятельности человека. Многие проявления в культурной жизни и искусстве обязаны своим существованием игре, под влиянием которой формируются способности к творческому самовыражению. Развитие фантазии, интуиции, изобретательности происходят в процессе игры. В спорте человек, как ни в какой другой деятельности, подчиняясь духу игры и состязательности, находит возможности для выражения эмоций, самореализации, добивается признания, а самое главное, овладевает природным миром посредством развития собственного тела и духа. Одной из самых динамичных и увлекательных игр в мире считается баскетбол. Многолетний опыт работы в лицее с учащимися подтверждает огромный интерес школьников к баскетболу. Поэтому, я считаю, что баскетбол является наилучшим эффективным средством развития силовой выносливости у юношей старшего школьного возраста  в силу своей эмоциональности: создание комфортных условий для успешного повышения анаэробной производительности организма на фоне  больших физических нагрузок.

В теории и методике физического воспитания и спорта силовая выносливость рассматривается, как «способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины»[2]. В данном определении просматриваются два аспекта: физиологический (готовность всех систем организма) и психологический (наличие необходимых качеств личности). Учет взаимосвязи этих аспектов позволяет разработать эффективные педагогические приемы для успешного развития силовой выносливости учащихся и реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к организации процессов  обучения и воспитания.

  1. Создание мотивации средствами организации проблемного типа обучения.Проблемная ситуация позволяет учащимся осознать необходимость повышения уровня развития силовой выносливости. Например, на этапе организационного момента учитель с помощью информационных и проблемных вопросов актуализирует знания учащихся по теме «Совершенствование скорости реакции посредством игры в баскетбол»:
  2. Что такое силовая выносливость?
  3. Какие физические качества влияют на развитие силовой выносливости?
  4. Какие волевые качества необходимы для развития силовой выносливости?
  5. В каких технических действиях проявляется силовая выносливость?
  6. Влияет ли силовая выносливость на развитие скорости реакции при игре в баскетбол?  

Последний вопрос является переходной ступенькой к основной проблеме урока. Таким образом, учащиеся вовлекаются в диалог с учителем и вместе формулируют проблему урока. Остальные этапы логически подводят учащихся к решению данной проблемы.

 

 

  1. Поддержание интереса к развитию силовой выносливости средствами командных игровых видов спорта.Игровые задания на материале вида спорта «Баскетбол» позволяют противостоять утомлению с помощью выполнения технико-тактических действий на фоне эмоционального характера упражнений. Например, сочетание таких видов упражнений как подготовительные, специальные, контрольные. Организация выполнения данных упражнений производится различными способами: в парах, в тройках, в пятерках, по-одному. Это позволяет разнообразить характер заданий и предъявляет определенные требования к практическим умениям учащихся.
  2. Пример подготовительного упражнения с баскетбольным мячом:  ведение б/мяча змейкой, передача партнеру, который передвигается спиной вперед, обратная передача, бросок в кольцо после 2-х шагов, смена мест (2 номера меняются местами с 1-ми).
  3. Пример подготовительного упражнения с набивным мячом:по сигналу игрок № 1, передвигаясь спиной вперед передает мяч игроку № 2, который передвигается лицом вперед от груди двумя руками; то же - в обратном направлении.
  4. Пример специального упражнения с баскетбольным мячом:стоя на месте по сигналу игрок № 1 передает мяч другому игроку № 2 по средней траектории, а игрок № 2 – с отскоком от пола игроку № 1; то же, в движении.
  5. Пример специального упражнения с набивным мячом -подвижная игра «Квадрат»: на углах прямоугольника 3 х 6 м располагаются 4 игрока. В середине прямоугольника располагается водящий – перехватчик. Игроки передают друг другу набивной мяч произвольным способом, но без перекидки через перехватчика. Задача перехватчика – коснуться набивного мяча. В случае успеха он меняется местами с игроком, осуществившем неудачную передачу.
  6. Пример контрольного упражнения  с баскетбольным мячом - тест «Передача и ловля баскетбольного мяча от стены за 20 сек.»: учащиеся располагаются в 2 м от стены и выполняют передачи двумя руками от груди в стену, на которой находится круг диаметром 50 см на расстоянии 2 м от пола.
  7. Пример контрольного упражнения с набивным мячом -тест «Лягушка» за 20 сек.: и.п. – стойка баскетболиста, учащийся держит мяч между ног на уровне голени так, что правая рука находится за ногой, а левая впереди ног. Меняя положение рук учащийся не дает мячу коснутся пола.
  8. Сочетание различных методов развития силовой выносливости:  

игрового, соревновательного и метода динамических усилий.Сущность метода динамических усилий состоит в создании максимального силового напряжения посредством работы с непредельным отягощением с максимальной скоростью. В соответствующем режиме учащиеся выполняют контрольные упражнения с набивными и баскетбольными мячами (тесты «Лягушка», «Передача и ловля баскетбольного мяча от стены за 20 сек.», «Большая восьмерка»). В специальных упражнениях метод динамических усилий применяется в сочетании с игровым методом. Игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма (подвижная игра «Квадрат»; встречная эстафета с набивными мячами). Учебная игра без ведения мяча позволяет сочетать метод динамических усилий с  соревновательным методом. Она несет смысловую направленность предыдущих упражнений: эффективность игры определяется уровнем развития силовой выносливости и влияет на скорость реакции игроков, что в конечном счете отражается на результате командного взаимодействия.

  1. Стимулирование деятельности учащихся средствами индивидуального бального оценивания и рейтингового группового оценивания выполнения игровых заданий.Каждый этап деятельности учащихся оценивается в баллах. В индивидуальных заданиях оценивается уровень технической  и физической подготовленности. В групповых заданиях оценивается технико-тактический уровень, т.е. качество исполняемой роли (нападающий, защитник). В тестах нормативы складываются из индивидуальных возможностей учащихся. В игровых заданиях – из уровня технико-тактической подготовленности. Пары, тройки и т.д. формируются с учетом психологической совместимости игроков. Это позволяет создать ситуацию успеха и стимулировать как личностную, так и командную деятельность учащихся.

Эффективность деятельности по развитию силовой выносливости определяется результатами, достигнутыми на каждом этапе выполнения заданий. Это предоставляет возможность увидеть соответствующие проблемы и вовремя внести коррекцию в собственную учебную деятельность. Очень важно при подведении итогов сформировать общественное мнение о влиянии уровня развития силовой выносливости на скорость реакции игрока в баскетбол. Предложенные педагогические приемы апробированы на уроках физической культуры в 10-х классах лицея, на практических занятиях с учителями физической культуры в рамках проведения курсов повышения квалификации. Качество полученного результата позволяет сделать вывод об эффективности и возможности использования данного педагогического опыта в учебно-воспитательном процессе.



[1] Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.Д. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков; Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. С.

[2] Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие длястуд. Высш. Учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. С. 79.