Submitted by Мария Андреевна Мартыш on Wed, 16/11/2011 - 17:38
Конспект урока во 2 классе 11.11.2011
Тема «Великий колокольный звон»
Цели:
1. Духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре.
2. Патриотическое воспитание
3. Развитие вокально-хоровых навыков
Задачи:
1.Познакомить учащихся с разновидностью звучания колоколов
2. Проследить связь музыки и литературы
3. Разучивание песен про Новый год.
Ход урока:
Организационный момент 1мин.38сек
Вход в класс под музыку из оперы «Борис Годунов» М.Мусоргского
Объяснение темы
Семь холмов – как семь колоколов,
На семи холмах – колокольни
Всех счетом сорок сороков
Колокольное семихолмие.
Ребята, как вы думаете, о каком музыкальном инструменте мы сегодня будем говорить на уроке.
Ответ детей.
Правильно. Давайте запишем тему урока:«Великий колокольный звон».
1 -2слайд презентации.
3.Слайд
Работа со словом.
Слово «колокол» произошло от старинного русского «коло» - круг, но есть и такая версия: «кол о кол» - удар одного кола о другой, что напоминает предшественника самого колокола – деревянное било.
Впервые колокольные звоны появились в 13веке в Новгороде и до сих пор продолжают нас радовать своей музыкой.
Ребята, как вы думаете, где можно услышать звучание колоколов. (ответы детей).
4.слайд
-Скажите, а колокола всегда звучат одинаково? (ответы детей).
Давайте послушаем, как звучат колокола в опере «Борис Годунов» М.Мусоргского
5.слайд
Прослушивание музыкального фрагмента 1мин.38сек
Расскажите, как звучали колокола в этом произведение?
Празднично, торжественно, радостно.
А теперь послушайте другой колокольный звон.
Прослушивание музыкального фрагмента «Праздничный трезвон. Красный Лаврский трезвон» 1мин.31сек
6.слайд
Ответы детей.
у колоколов есть свой звук - чем больше размер колокола, тем ниже тембр его голоса, а издаваемый им звон будет ярче и громче, чем у хрупкого маленького колокольчика.
Колокольные звоны бывают 4 видов.
7.слайд
Записываем в тетради.
1.НАБАТ – ТРЕВОЖНО, ВЗВОЛНОВАННО СООБЩАЛ О ПОЖАРЕ, ВОЙНЕ.
Картина зрительно разделена на две части – безмятежные розовые облака неба (обители Бога) и осенние краски земли грешной, находящейся в вечерних сумерках.
По тихой речной глади скользит паром с богомольцами. Широкая дорога к храму говорит о том, что его двери открыты для всех. А сам образ возвышающихся над лесом куполов храма – мостик от земли к небу, путь от греховности к святости.
Так какой образ несет в себе вечерний звон? (Покоя, умиротворения).
А теперь проверим – как вы усвоили знания о колокольных звонах и закрепим их в небольшой самостоятельной работе.
9слайд Звучат фрагменты разных звонов, по характеру которых учащиеся должны их узнать и назвать. Потом дети методом взаимопроверки выявляют ошибки и выставляют оценки.
10.слайд
Урок заканчивается боем Кремлевских курантов, на фоне которых читается фрагмент стихотворения Д.Белухина "Колокола".
Много лет живете вы, колокола,
Много знаете о жизни на Руси,
Много сможете, наверно, рассказать,
Что нельзя забыть и что нельзя простить.
Упражнение "Воздушный шарик":Сделайте медленный глубокий вдох через нос, руки через стороны вверх ("надуваем шарик"). Задерживаем дыхание, а затем "сдуваем шарик" – выдыхая воздух, говорим: "Ха-ха-ха". Руки опускаем вниз с остановками. (Выполнить 2 – 3 раза).
– Упражнение "Дровосек": Сцепите руки в замок. Медленно вдохните через нос, руки поднимите вверх. Задержите дыхание. Резко выдохните через рот со звуком "У", руки резко опустите вниз, показывая движения топора.
– Упражнение "Гармонь". Руки согнуты перед грудью в локтях. Глубокий вдох через нос – руки медленно растягивают меха. Выдох через рот со звуком А-А-А, руки возвращаются в исходное положение.
Пошипим, как разъярённая кошка (ш-ш-ш с показом "когтей"). Покажите, как работает мотор у большой грузовой машины (вибрация губ и низкий звук), а как у игрушечной машинки (вибрация губ с высоким звуком).