Вы не зарегистрированы

Авторизация



Притча о блудном сыне

Фото пользователя Елена Михайловна Акчурина
Submitted by Елена Михайловна Акчурина on пн, 21/11/2011 - 18:33
Данные об авторе
Автор(ы): 
Акчурина Елена Михайловна
Место работы, должность: 
МБОУ "Старочелны-Сюрбеевская СОШ" Комсомольского района
Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

ознакомить учащихся с притчей о блудном сыне, картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына»; подвести учащихся к следующему выводу: никогда не поздно признавать свои ошибки и вернуться на истинный путь; человек достоин прощения, если искренне раскаивается и сожалеет о содеянном. 

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемое оборудование: 

портрет голландского художника Харменса ван Рейна Рембрандта; картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» (Электронное издание «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»), мелодии к картинам (Палестрина. Missa Prima, Каччини. Ave Maria); электронное издание «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».  

Краткое описание: 
Интегрированный урок

 

                                         Ход урока.

 

        Перед учащимися картина голландского художника Харменса Ван Рейн Рембрандта. Звучит музыка №1.

 

1.Слово учителя.

 

     - Наш предыдущий урок был уроком знакомства с Библией, и мы с вами уже имеем представление о Библии. Давайте вспомним, что означает слово «Библия» (Библия – «книга книг».)

 

      - Что вы знаете о Библии?

 

         Часть Библии, созданная до Рождества Христова, называется Ветхим Заветом.  В В.З. рассказывается о сотворении мира, о первых людях Адаме и Еве, об изгнании их из рая, о всемирном потопе… В Новом Завете рассказывается о рождении Христа, о Его земной жизни и мученической смерти, о Его учениках-апостолах…

 

     - Благодаря Библии появилась духовная музыка, написаны знаменитые произведения живописи. С некоторыми из них мы уже знакомы. Какие картины, иконы вам запомнились?

 

Икона Владимирской Богоматери С.Ушакова; икона «Распятие» Дионисия; икона «Троица»  Андрея Рублёва; картина  Крамского «Христос в пустыне»; картина Иванова « Явление Христа народу"...

 

      -Сегодня мы познакомимся ещё с одной картиной на библейский сюжет. Это картина голландского художника Харменса Ван Рейн Рембрандта «Возвращение блудного сына». Но сначала мы с вами остановимся на притче, благодаря которой появилось это произведение искусства. Вспомним, какой жанр мы называем притчей?     

 

   Притча – маленькая нравоучительная история вроде басни, но без морали и прямого поучения. Мораль каждый должен извлечь из неё сам. Возник этот жанр на Востоке, в древности, где любили говорить иносказаниями.

 

 

 

      - Итак, вернёмся к Библии. Когда Иисус вырос, он стал проповедовать людям своё учение. Он выбрал себе 12 учеников (апостолов)  и стал ходить с ними  из города в город. Иисус рассказывал людям притчи. Он рассказывал их так, чтобы они были понятны каждому. В названии нашей притчи звучит слово «сын», следовательно, в притче важна идея родства, с которой связан каждый человек на земле: ведь все мы чьи-то дети…  Задумаемся, какую роль в нашей жизни играют родители? Чему они стремятся научить детей? Почему отношения родителей и детей часто складываются непросто?

 

      - В Евангелии притчи являются своеобразными иллюстрациями к учению Иисуса Христа, с их помощью он учит людей, они предназначены для того, чтобы вернуть им особые зрение и слух – духовные. Постараемся и мы обрести их. 

 

      Чтобы лучше понять притчу, обратимся к лексическому значению  слова «блудный».

 

       Блудный – заблудший, совершивший ошибку, впавший в заблуждение. Значит, блудный сын – молодой человек, сбившийся с истинного пути. О нём и пойдёт речь в этой        притче.

 

 2. Чтение притчи.

 

       У одного человека было два сына. Однажды  младший  сын  сказал отцу: «Отец, дай мне мою часть наследства». Отец разделил имение, и младший сын, взяв своё, отправился в чужую страну. Там  он  жил  весело,  ни  в  чём  себе  не отказывал, и скоро денег у него не  осталось.

     А  в  это  время  настал  голод  в  той  стране.  Юноша  нанялся  к  одному  из жителей  пасти  свиней. Он  голодал  и  рад  был,  если  ему  удавалось  поесть свиного  корма.

    И тут он опомнился и  сказал: «Сколько  работников у  моего  отца  получают хлеб в изобилии, а я умираю от голода! Пойду я к отцу моему и скажу: «Отец, я согрешил против тебя  и  недостоин  называться  твоим  сыном. Прости  меня  и прими в число наёмников твоих».

    Встал он и пошёл к  отцу. Отец ещё  издали увидел его, побежал  навстречу, обнял и поцеловал его. Сын же сказал  отцу: «Отец,  я  согрешил  против  тебя  и недостоин называться твоим сыном!»

    А  отец приказал слугам: «Принесите  лучшую  одежду и оденьте  его,   и  дайте  перстень  на руку его и обувь на ноги. И заколите откормленного телёнка, станем пировать и веселиться.  Ибо этот  сын  мой  был  мёртв  и  ожил,  пропадал  и  нашёлся». И начали  веселиться.

    Старший  сын  был  в  это  время  в  поле. Возвратившись,  он услышал  пение  и  весёлые  голоса.  Он  спросил  у  одного  из  слуг: «Что это такое?» Слуга ответил: «Твой брат пришёл, и отец твой заколол откормленного телёнка, обрадовавшись, что он здоров».

     Старший сын рассердился  и даже  не  захотел  войти  в  дом. Отец  вышел  и позвал его. Но сын сказал отцу: «Сколько  лет  я  служу  тебе,  всегда  слушался тебя, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться  с друзьями. А брат, растративший имение, пришёл, и  ты  заколол  для  него  откормленного телёнка».

    Отец же сказал ему: «Сын мой! Ты всегда со мной, и  всё,  что  есть  у  меня, - твоё. А брат твой был мёртв и ожил, пропадал  и  нашёлся».

 

  3. Беседа.

 

       - Одна из главных заповедей в семье - «Почитай отца твоего и мать». Как относится младший сын к этой заповеди?

 

         По обычаям того времени, именно младший сын должен был находиться при родителях, опекать их в старости. Но он уходит, нарушает этот обычай, закон. Отец был жив, а наследство принято делить лишь после смерти. Младший сын нарушил эту традицию.

 

        - К чему же привела его жизнь на чужбине, жизнь, в которой не осталось места отцовым заповедям?

 

         Он стал нищим, вынужден был наняться в работники к богачу и пасти свиней. Он голодал.

 

      - Почему блудный сын решил вернуться к отцу? Только ли голод стал причиной возвращения?

 

         Он осознал свой грех, раскаялся в нём, понял, что недостоин называться сыном своего отца, и решил вернуться, чтобы быть хотя бы его наёмником в числе других, не требуя больше ни отцовской любви, ни благ, т.к. посчитал себя недостойным их. Не голод, а прежде всего стыд и чувство вины перед родными ведут его домой.

 

     - Как встретил его отец?

 

       Отец с радостью принял его в свои объятия и даже устроил пир в честь его возвращения. И опять отец оказался мудр: ни слова упрёка, ни нравоучений. Он понимает, что урок, данный сыну жизнью, не прошёл даром.

 

    - Как вы понимаете слова отца: «Этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся»?

 

       Сын был «мёртв», потому что забыл заповеди Господни и вёл распутную жизнь. Теперь же он осознал свой грех, покаялся и ожил.

 

      - Какой момент в притче является кульминационным?

 

         Сцена возвращения сына.

 

4. Работа по картине Рембрандта.

 

        - Сцена возвращения блудного сына (кульминационный момент) всегда привлекала живописцев. Многие из них писали её: Мурильо, Рембрандт, Батони ... Но картина Рембрандта – самая выразительная из них. Давайте же вернёмся вновь к этой картине.

 

Какими предстают перед нами герои притчи?

 

     

5. Прослушивание речи диктора.

 

6. О старшем сыне.

 

      - В притче есть ещё один герой – старший брат, образ которого вырисовывается только в конце. Пока младший вёл беспутную жизнь, он трудился на полях отца. Как он реагирует на возвращение брата? Почему?

 

         Он не радуется возвращению брата и осуждает отца… Ему обидно, что чествуют не его, оставшегося с отцом, а блудного сына.

 

       - Понятна ли вам обида брата? Как поступили бы вы на месте старшего брата?

 

     

7.Основные выводы.

 

       - Мы говорили, что притча – поучительный рассказ. Чему научила вас  эта притча? Какова же основная мысль притчи?

 

         Никогда не поздно признавать свои ошибки, покаяться в грехах, вернуться на путь истинный и получить прощение.

 

       Человек достоин прощения, если искренне раскаивается и сожалеет о содеянном.

 

      Конечно, родители всегда могут понять и простить своих детей, но мы должны стараться не огорчать их. Ведь это самые дорогие для нас люди.

 

 8. Завершение урока.

 

     - Пусть этот урок надолго останется в вашей памяти и поможет вам идти по истинному пути.

 

 9. Домашнее задание. Мини-сочинение «Какой след оставила в моей душе «Притча о блудном сыне». 

 

                                                    ТЕСТ  1.        
                   
1. Произведение живописи на библейский сюжет, написанный Крамским.
   1) «Христос в пустыне»;            
   2) «Троица»;                
   3) «Возвращение блудного сына».          
                   
2. Часть Библии, созданная до Рождества Христова:      
   1) Новый Завет;              
   2) Ветхий Завет.              
                   
3. Первыми узнали о рождении Христа:        
   1) пастухи;                
   2) волхвы;                
   3) Ирод.                
                   
4. Иисус Христос родился:            
   1) в доме;                
   2) в хлеву;                
   3) в поле.                
                   
5. Перед пещерой для скота, где родился Иисус, росли три дерева:   
   1) маслина, ёлка, осина;            
   2) ёлка, клён, пальма;            
   3) пальма, маслина, ёлка.            
                   
6. Спасаясь от Ирода, Иосиф и Мария с младенцем бегут:    
   1) в Рим;                
   2) в Египет;                
   3) в Грецию.                
                   

 

                                               ТЕСТ  2.        
                 
1. Маленькая нравоучительная история без морали:    
   1) рассказ;              
   2) притча;              
   3) басня.              
                 
2. Автор картины «Возвращение блудного сына»:    
   1) Рафаэль;              
   2) Леонардо да Винчи;          
   3) Рембрандт.            
                 
3. В притче о блудном сыне младший сын потратил свою часть наследства:
   1) на постройку дома;          
   2) на милостыню;             
   3) живя распутно.            
                 
4. Оказавшись нищим, младший сын нанялся в работники к богачу пасти: 
   1) свиней;              
   2) телят;              
   3) коней.              
                 
5. Блудный сын решился вернуться к отцу, потому что:  
   1) был голоден;            
   2) осознал свой грех;          
   3) хотелось жить лучше наёмников отца.       
                 
6. Увидев блудного сына, отец:        
   1) рассердился;            
   2) выгнал его из дома;          
   3) обнял его.              
                 
                 

 

 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   
Будем говорить по-русски!