Официальный сайт graffitistudio 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Образ романтического героя в лирике М.Ю.Лермонтова.Стихотворения «Молитва», «Парус».

Размещено: Наталья Владимировна Кунцевич - пн, 21/11/2011 - 21:49
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кунцевич Наталья Владимировна
Регион: 
Владимирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

 

Цели урока:       - углубить знания учащихся о понятии: романтический

                                 герой.

                              - проанализировать стихи М.Ю.Лермонтова: «Молитва»,

                              «Парус».                 

Тип урока: 
Комбинированный урок
Краткое описание: 
Образ романтического героя в лирике М.Ю.Лермонтова. Стихотворения «Молитва», «Парус».(9класс).

 

Образ романтического героя в лирике  М.Ю.Лермонтова.

                                    Стихотворения «Молитва», «Парус».

 

Цели урока:       - углубить знания учащихся о понятии: романтический

                                 герой.

                              - проанализировать стихи М.Ю.Лермонтова: «Молитва»,

                              «Парус».                

 

                                                    Ход урока.

 

 1.Слово учителя.

- Какие слова самые главные в теме нашего урока?

- Назовите основные черты романтического героя.

Приведите примеры романтического героя из лирики М.Ю.Лермонтова.

Ответы учащихся.

( Например :Мцыри, Демон, Тамара, Кирибеевич ).

Основные черты романтического героя:

- раздвоенность внутреннего мира;

- жажда борьбы;

- противостояние среде;

- стремление к свободе;

- поиск счастья;

- невозможность осуществления мечты;

- неминуемое поражение.

2.Сеголня на уроке мы обратимся еще к двум романтическим  стихотворениям М.Ю. Лермонтова: «Молитва» и  «Парус».

Выразительное  чтение заранее подготовленным учеником стихотворения «Парус».

              

                          Анализ стихотворения по вопросам.

- Что вы почувствовали?

- Из скольких четверостиший состоит стихотворение?

- Изменяется ли лирический герой от 1-го четверостишия к последнему?

Докажем это.

1-    ое четверостишие.

- Какая картина возникает в 1- ых строках? Можно ли её назвать обыкновенным пейзажем? Почему?

Ответы учащихся.

( В мире пустоты (море) возникает одинокий предмет – парус                            (лирическое «я» героя).

      Слово «туман»  усиливает неопределенность внутреннего состояния                                                                                                                                                                           героя -  не известно ни будущее, ни прошлое героя.                                                                                                              

- На какие раздумья наводит образ паруса?

     Цели?:     - Что ищет?

                 - Что кинул он в краю родном?

Ответы учащихся.

2 – ое четверостишие.

- Нарисуйте, какая картина возникает в 1 – ых строках?

- Слова какой части речи используются для описания бури? Почему?

Ответы учащихся.

( Стихия свободна и игрива, в ней есть нечто страшное и прекрасное Реакция паруса не определена. То ли подчиняется ( мачта гнется), то ли выходит победителем (  нет описания гибели ).

- Как отвечает на вопрос 1 – го четверостишия 2 –ая часть стихотворения?

Объясните.

Выходит, что герой ни к чему не стремится, ничего не ищет?

Почему увы? Действительно ли поят сожалеет о пути, избранным своим героем?

Ответы учащихся.

( Возникает состояние абсолютного разлада. Герой уходит от мира, но ни  к чему не стремится, он ищет возможности реализовать свои титанические силы, но получив  такую возможность, оказывается не способен реализовать свою мечту).

  Посмотрим, как объясняет этот разлад 3 – е четверостишие.

Ответы учащихся.

( Это картины абсолютной гармонии ).

- Стремится ли герой к этой гармонии? Докажите.

- Почему «парус» назван « мятежный»?

Ответы учащихся.

( Парус жаждет подвига, ищет схватки с миром. А в результате - невозможность этой  борьбы).

Структура стихотворения. ( Учитель рисует на доске).

 

Состояние покоя  –  1 – ое  четверостишие

Бунтарство              - 2- ое  четверостишие

 Отрицание 1 –го и 2 –го  - 3-е четверостишие

 

- Кто же такой «парус»?

- О чем это стихотворение?

Ответы учащихся.

 

                      Анализ стихотворения « Молитва».

 

- Что такое молитва?

- В какие моменты жизни человек обращается к  молитве?

Ответы учащихся.

 

Выразительное чтение  стихотворения « Молитва» учеником.

- Каков лирический герой   этом стихотворении?

- Что вы можете сказать о его душевных переживаниях?

-  Изменяется ли его внутреннее состояние от начала стихотворения к концу?

Ответы учащихся.

! – ое четверостишие.

- Что чувствует герой в 1 –ых строках?

- Почему молитва названа «чудной»?

- Какое действие оказывают эти слова на душу героя в последнем четверостишии?

  - Какое значение имеет завершение стихотворения безличными        глаголами?

 ( «Я» твердит молитву, всё остальное совершается само по себе).

- При каком условии мятежная душа героя может обрести покой и спасение?

Начертите самостоятельно схему стихотворения.

Хаос, дисгармония, разлад – 1-ое четверостишие

Обращение к божественному началу – 2-ое четверостишие

Восстановление утраченной гармонии – 3-е четверостишие

- Как вы понимаете слова Д.С.Мережковского : « А.С.Пушкин = дневное, М.Ю.Лермонтов – ночное  светило русской поэзии»?

( Поэзия М.Лермонтова, как и сама ночь ,полна таинственности. Мечты и грёзы лирического героя м.Лермонтова сродни сновидению

  Но Д.Мережковский в эти слова вкладывает ещё одну мысль: « К М.Лермонтову человек стремится на закате жизни, в преддверии вечного сна»).

  Заключительное слово учителя.

    Домашнее задание: выучить стихотворения М.Ю.Лермонтова « Парус» и «Молитва» наизусть.


Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн