Официальный сайт 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Разработка заседания методического объединения учителей начальных классов

Фото пользователя Нина Николаевна Штукина
Submitted by Нина Николаевна Штукина on чт, 12/03/2009 - 17:04

Заседание методического объединения учителей начальных классов с использованием активных методов работы с педагогами по теме: «Компетентностный подход   в начальном образовании»

 

Цель:

создать условия для становления готовности учителей начальных классов к реализации компетентностного подхода в обучении школьников

 

window.google_render_ad(); Задачи:

 

сформировать у членов методического объединения  следующие компетенции: умение осуществлять самоанализ профессиональной деятельности; умение определять критерии эффективности вариативных УМК; умение осуществлять учебное сотрудничество и профессиональную коммуникацию для решения практических задач учебной и педагогической деятельности; умение проектировать урок;

разработать систему мер по формированию ключевых компетенций учащихся в специально спроектированной образовательной среде начальной школы, обладающей определенными параметрами (целостность, открытость, психологически комфортная атмосфера) и принципами построения (гуманизм, культуросообразность, субъектность, свобода выбора).

 

Оборудование:

 

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»; Закон РФ «Об образовании»; карточки для деления на группы; наглядные пособия для рефлексии; раздаточный материал  для изучения содержания различного рода компетенций

 

План:

 

1. Психологический настрой (“Все в твоих руках”)

2. Вхождение в тему (метод “Ассоциации”)

3. Теоретический ввод:

освещение проблемы в нормативно-правовых документах  (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;  закон РФ “Об образовании”);

Работа в группах:

деление на группы (метод “Классические тройки”);

изучение в группах содержания различного рода компетенций (метод “Проработка темы в группе”);

разработка группами системы мер по реализации компетентностного подхода на уроке в начальной школе (метод “Мозговой штурм”)

5. 6. Рефлексия (“Все в твоих руках”).

Ход заседания

 

1. Психологический настрой “Все в твоих руках”

(Притча)

 

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках возможность формировать личность:

  • любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;
  • умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;
  • уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
  • доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;
  • готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

 

2. Вхождение в тему (метод “Ассоциации”)

 

- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово “компетентность” ?

(Слова должны начинаться с букв данного слова).

к

- креативность…

о

- организованность…

м

-модернизация…

п

- планирование…

е

- единство…

т

- толерантность…

е

- единомышленники…

н

- новизна…

т

- творчество…

н

- научность…

о

- осведомлённость…

с

- сотрудничество…

т

- терпимость…

ь

 

 

3. Теоретический ввод

 

Что такое компетенция и компетентность?

КОМПЕТЕНЦИЯ, –и, ж. (книжн.).

1. Круг вопросов, в которых кто–нибудь хорошо осведомлён.

2. Круг чьих–нибудь  полномочий, прав. К. суда. Дело не входит в чью–нибудь  компетенцию.

КОМПЕТЕНТНЫЙ, –ая, –ое; –тен, –тна.

1. Знающий, осведомлённый, авторитетный в какой–нибудь  области. К. специалист. Компетентное суждение.

2. Обладающий компетенцией (во 2 знач.) (спец.). Передать дело в компетентную инстанцию.

          сущ. компетентность, –и, ж.

(Толковый словарь русского языка. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.)

Что характеризует уровень современного образования?

К сожалению, в практике преобладает качество образования, отражающее только уровень знаний, умений и навыков учащихся.

В «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» сформулированы ключевые компетенции современного качества образования, которое  предполагает ориентацию образования не только на «усвоение обучающимися определенной суммы универсальных знаний, умений и навыков, но и на развитие личности, её познавательных и созидательных способностей». Ориентируясь на формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, модернизация настаивает на создании таких условий обучения, при которых ученики уже в стенах школы приобретут «опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности». Следовательно, в стенах школы человек должен овладеть суммой современных универсальных умений, научиться применять их в повседневной жизни. Это означает, что необходимо перейти  от предметно-знаниевой модели обучения к практико-ориентированной, компетентностной.

Изменения, происходящие сегодня в системе российского образования, предполагают обновление качества образования. В статье 14 Закона РФ «Об образовании» записано: «Содержание образования в школе должно быть ориентировано на обеспечение  самоопределения». В «Стратегии модернизации содержания общего образования» обозначены обновленные цели общего образования:

  • развитие у обучающихся самостоятельности и способности к  самоорганизации;
  • умение отстаивать свои права;
  • готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
  •  толерантность

В государственном образовательном стандарте начального общего образования определено, что важнейшим приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных  умений, навыков и способов познавательной деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предполагает успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования.

Анализируя последние государственные документы, рассматривающие современное качество образования, можно выделить две группы образовательных результатов:
1. Способность ориентироваться (в окружающей действительности, в явлениях природы, в социальных явлениях, во всех областях культуры).
2. Формирование пяти ключевых компетенций:

  • социальных;
  • коммуникативных;
  • информационных;
  • толерантности;
  • самообразования

Состав образовательных компетенций определен программами, отражен в государственных образовательных стандартах, в «Требованиях к уровню подготовки выпускников». Под компетентностью понимается выраженная способность применять свои знания и умения, интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях). В постиндустриальную эпоху  наиболее предпочтительными компетенциями, которыми должен обладать выпускник образовательного учреждения, являются:

·        готовность к продолжению образования;

·         способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений;

·        толерантность: понимание различий, уважение к другим, способность жить с- людьми разных культур, языков и религий;

·        владение новыми технологиями, понимание их применения;

·         способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.

Компетентный человек – это человек, обладающий достаточными навыками, знаниями и возможностями в определенной области. Знания являются основой компетенции. Изменение модели образования требует прежде всего изменения самого учителя, готового достигать социальных, коммуникативных, информационных компетенций, толерантности, самообразования и практико- ориентированных знаний и умений у учеников.

            - Что же такое компетентностный подход и как его реализовать на практике?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, объединимся в группы.

 

4. Деление на группы (метод “Классические тройки”)

 

Участники берут карточку, на которой написано слово и ищут еще двоих, чтобы получилась “классическая тройка”.

вера – надежда – любовь;

солнце – воздух – вода;

ум – честь – совесть;

мама - папа – я;

лебедь – рак – щука.

 

7. Изучение в группах содержания различного рода компетенций (метод “Проработка темы в группе”)

 

На доске укреплены карточки  для групп:

Информационная компетенция

Выражается в умениях самостоятельно: интерпретировать систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи,делать аргументированные выводы, использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации, структурировать полученную информацию, представлять её в различных формах  и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации.

 

Коммуникативная компетенция

Выражается в умениях самостоятельно: вступать в контакт с любым типом собеседника (по возрасту, статусу, степени близости и знакомства и т.д.), учитывая его особенности; поддерживать контакт в обращении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога, а также с использованием средств невербального общения; слушать собеседника, проявляя терпимость к чужому мнению; высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение; грамотно разрешать конфликты в общении; изменять при необходимости своё речевое поведение; оценивать успешность ситуации общения; корректно завершать ситуацию общения.

 

Проблемная компетенция

Выражается в умениях самостоятельно: выявлять проблему в ситуациях избыточной информации; формулировать цель; делить цель на ряд последовательных задач; находить альтернативные пути и средства решения задач, в том числе оценивать необходимость и средства решения задач; реализовывать выбранные пути и средства решения проблемы; оценивать степень разрешённости проблемы и характер достигнутого продвижения

 

 

Самообразовательная компетенция

Выражается в готовности человека к непрерывному самообразованию, саморазвитию, профессиональному и личностному росту, умение конструктивно выходить из кризисов развития

 

Гражданская компетенция

Готовность адекватно исполнять социальную роль гражданина своего государства и патриота своей Родины, включает момент социально-культурной самоидентификации, патриотические ценности, правовые и политологические знания, избирательские умения и т.д.

Группы работают с раздаточным материалом: изучают сущность различного рода компетенций. Приветствуется дополнение рекомендаций из своего педагогического опыта.

После проработки темы группа представляет свой материал, используя карточки для визуализации.

 

6. Разработка группами системы мер по реализации компетентностного подхода на уроках   в начальной школе (метод “Мозговой штурм”)

 

сбор идей (принимаем все идеи);

анализ идей;

представление системы мер группой;

обсуждение и дополнение каждой группой.

 

Системы мер по реализации компетентностного подхода на уроках   в начальной школе

 

  1. В начальной школе компетентностный подход должен реализоваться путем формирования у школьника системы ключевых компетенций, составляющих его субъективный опыт. Формирование субъективного опыта должно происходить посредством усвоения культуросообразного содержания начального образования, представленного в различных сферах социального опыта:
  • предметных и надпредметных знаний (результат: «Я знаю...»);
  •  предметных и общепредметных умений («Я умею...»);
  • творчества («Я создаю...»);
  •  в эмоционально-ценностной сфере («Я стремлюсь...»).
  1. Основным результатом деятельности учителя начальных классов не должна стать система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой,  информационной и других сферах личности и создание условий для её реализации.
  2.  Необходимо на первый план выдвигать не информированность ученика, а умение разрешать возникающие в жизни проблемы.
  3. В качестве результатов обучения рассматривать не сумму заученных знаний, умений и навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях.
  4. Изменение модели образования требует прежде всего изменения самого учителя, готового достигать социальных, коммуникативных, информационных компетенций, толерантности, самообразования и практико- ориентированных знаний и умений у учеников.

 

9. Рефлексия (“Все в твоих руках”)

 

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

Большой – для меня было важным и интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию…

Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

Мизинец – для меня было недостаточно…

 

 Список литературы:

1. Закон Российской Федерации “Об образовании” - М.: Издательство “Ось – 89”, 2001.

2. Конвенция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России. – 2002. - №6. – с. 10-42.

3. Куревина О.А., Петерсон Л.Г. Концепция образования: современный взгляд. – Москва, 1999.

4. Образовательный процесс в начальной школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы (Проект) // Начальная школа: плюс – минус. – 2001.- №9. – С. 24-25; №10. – с. 20-22.

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4 изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1998, - С. 289.

6. Молокова А.В.  Реализация компетентностного подхода в условиях  информатизации образования. – СМ. – Н., 2007.

7. Ряписов Н.А.      Компетентностный подход и реалии российского образования. – СМ. – Н., 2007.

8.  Чуракова Р.Г.     Формируем общие учебные навыки и способы    работы   с  учебником // Методист. – 2005.-  №4.- С. 13-16.

9. З.И. Дмитриенко,   заведующая кафедрой  начального  образования НИПКиПРО

 

 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Татьяна Литвинова

На: Разработка заседания методического объединения учителей нача


Спасибо! Очень хороший материал для МО!!! 

Литвинова Татьяна


Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн