«Практическое использование инновационных технологий в изучении немецкого языка»
Учитель немецкого языка
МОУ СОШ с.Сосновка
Балтайского района
Саратовской области
Ананьева Н.Е.
Введение в проблему.
В последнее время с расширением международных связей иностранный язык становится реально востребованным и осознается как средство общения, взаимопонимания, приобщения к иной национальной культуре. В связи с этим модернизация школьного образования предполагает изменение статуса иностранного языка как школьного учебного предмета. Актуальность овладения школьниками немецким языком объясняется давними культурными и экономическими связями России и Германии.
Современные жизненные тенденции требуют иного подхода в преподавании немецкого языка. Становится актуальным использование инновационных методик, технологий, предлагаемых современной педагогикой.
Я работаю учителем немецкого языка 16 лет. За эти годы накопился определенный опыт работы по освоению и внедрению в практику преподавания немецкого языка различных технологий.
Думаю, многие со мной согласятся, что в педагогике не существует универсальных средств и методов обучения и воспитания. Эффективность данного процесса во многом зависит от применяемых технологий, как традиционных, так и инновационных. Но, говоря об инновациях, в голову приходит мысль о том, что все новое – это хорошо забытое старое, только на более высоком уровне. Об этом свидетельствует вся история педагогики и педагогических технологий, начиная с античности и заканчивая сегодняшним днем: от наставления личности к разговору с личностью, от авторитарных форм обучения к педагогике сотрудничества, к личностно – ориентированному обучению, применению информационных технологий, в частности, компьютерных.
Главными принципами обучения немецкому языку в школе являются личностно – ориентированная направленность, развитие межкультурной компетенции, коммуникативная направленность и системность, формирование автономии учащегося в учебной деятельности по овладению языком.Поэтому среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям работы учителя немецкого языка, с моей точки зрения, являются:
. информационные технологии;
· обучение в сотрудничестве;
· метод проектов;
· «Портфель ученика»;
· индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, возможности рефлексии, которые реализуются во всех перечисленных выше технологиях.
Хочу подробнее остановиться на использовании в своей практике перечисленных выше инноваций. Убеждена, что многие согласятся с таким мнением: каждый человек талантлив по-своему, а заметить талант, помочь ему вырасти – дело нелёгкое. Большую роль в этом благородном деле играет учитель. Но не каждый педагог в состоянии это сделать (да простят меня коллеги), так как учитель сам должен быть нестандартным, не таким, как все, одержимым, имеющим огромное желание сделать жизнь своих учеников интереснее через свой предмет. Приходится идти в ногу со временем, быть в курсе всего происходящего. Поэтому использование инновационных технологий становитсяактуальным и новым в преподавании иностранного языка. Используемые мною инновации (информационные технологии, обучение в сотрудничестве, метод проектов, «Портфель ученика», индивидуальный и дифференцированный подход к обучению) имеют практическую значимость: через проекты и исследования, творческие работы (сочинения, письма, песни, стихи театрализованные постановки) школьники овладевают необходимым багажом знаний по немецкому языку. Новые методические приемы развивают познавательный интерес к предмету. Полученные умения и навыки проектирования и исследовательской работы находят применение не только в школе, но в дальнейшей учебе в различных заведениях. Кроме того, выполненные детьми работы не лежат «мертвым грузом», а служат наглядным примером для учащихся других классов. Ученики видят результаты деятельности своих сверстников. В классе имеется стенд, где размещается информация о готовящихся проектах, представляются результаты исследований и проектной деятельности: рефераты, диагностический материал ( анкеты, тесты, опросы, диаграммы), фотографии, сочинения, рисунки, статьи и т.д. Особое место отводится газете «Deusche Zeitung», которая является информационным центром. Это долгосрочный проект старшеклассников. Они ежемесячно помещают туда информацию на немецком языке об успехах, проблемах, интересных фактах из жизни школы.
Практическое использование инновационных технологий при изучении немецкого языка в школе.
Информационные технологии.
Новые педагогические технологии, используемые в настоящее время или только зарождающиеся в умах ученых и педагогов, в недрах педагогической практики, немыслимы без широкого применения новых информационных технологий, компьютерных, в первую очередь. Они легко используются во всех инновациях. Считаю, что именно новые информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции всех инновационных технологий, являясь их неотъемлемой составной частью, реализовать заложенные в них потенциальные возможности: - во-первых, потому, что в условиях еще существующей у нас системы занятий ( классно – урочной) они наиболее легко вписываются как в учебный, так и в воспитательный процесс. Это технологии, которые позволяют при интеграции в реальный учебно-воспитательный процесс достигать стандартов, поставленных любой программой; - во-вторых, они обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но и интеллектуальное, нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.
Интернет и компьютер, мультимедийный проектор и интерактивная доска дают возможность проводить уроки на высоком уровне, вносить в них разнообразие, применить наглядность, что позволяет лучше усвоить изучаемый материал. К сожалению, не все сельские школы оснащены современным высокотехничным оборудованием. Наша школа не является базовой. Поэтому у нас нет ни одного мультимедийного проектора и ни одной интерактивной доски, с помощью которых можно было бы просматривать фильмы, презентации. В учебном процессе мы ограничиваемся лишь только компьютером, который является своеобразной «палочкой – выручалочкой». Интернет и компьютер используем достаточно часто, особенно в проектной, исследовательской деятельности, например, при изучении тем «Города Золотого кольца» в 7 классе, «Молодежь в Германии» в 9 классе, «Праздники в России и Гермении» в 4 классе и др. Информационные технологии позволяют в полном объеме использовать УМК по немецкому языку: просмотр и прослушивание СD, DVD – дисков, презентаций, электронных версий контроля и др.
Личностно– ориентированные технологии или обучение в сотрудничестве.
Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Оно является важным элементом прагматического подхода к образованию в философии Дьюи , его проектного метода.
Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!
Смысл обучения в сотрудничестве заключается в том, что дети будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого, если они научатся помогать друг другу. На педагогическом языке это означает, что необходимо использовать методы, адекватные данной задаче. Обучение в сотрудничестве помогает решать многие коммуникативные задачи, развивает все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование, как в начальной школе (2-4 классы), так и в среднем ( 5-8 классы) и старшем звене (9-11 классы), приобщает детей к новому социальному опыту.
Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Лучше усваивается учебный материал, когда дети работают в парах, группах: ведут диалог, например, на тему «Знакомство»(2-5 кл.), «Экскурсия по городу» (6-8 кл.), «Любимый сказочный герой» (2-6 кл.), составляют вопросы на заданную тему («Достопримечательности старого города» (5 кл.), проводят взаимопроверку знаний грамматики, лексики в форме игры ( «Домино», «Бинго», «Бильярд», «Футбол» и др. (4-8 кл.). Делю детей на группы так, чтобы было примерно одинаковое соотношение сильных и слабых учеников. Это позволяет активизировать внимание детей, слабые ученики чувствуют поддержку сильных, слушают их, учатся у них, а, следовательно, появляется интерес к изучению языка. Причем важно, что эта эффективность касается не только успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.
Проектная методика также включает в себя обучение в сотрудничестве.
Метод проектов. Проект. Исследовательская работа.
В последнее время в методической литературе стали много писать об использовании метода проекта как инновационного. Думаю, многие учителя немецкого языка согласятся со мной, что эта инновационная технология не так уж и нова. По крайней мере, те, кто работают по учебникам немецкого языка И.Л.Бим, хорошо знакомы с методикой проектной деятельности уже около 20 лет. Структура учебника такова, что предполагает после изучения определенной темы выполнение проекта. Причем проект в большинстве случаев предполагает исследовательскую деятельность школьников. Поэтому я всегда связываю воедино эти инновационные формы обучения и воспитания: метод проекта и исследовательская деятельность. Дети уже по природе своей исследователи, а любое исследование требует индивидуального подхода к работе с ребенком. На уроках создаю проблемные ситуации, требующие неординарного решения, включая альтернативные точки зрения, например, при изучении в 9- 11 классах таких тем, как «Стремление к индивидуальности», «Проблемы молодежи», «Конфликты между детьми и родителями», «Нелегкий путь в мир взрослых», «Что такое любовь?», «Что важнее: семья или карьера?» и другие, предлагаю подискутировать, учу высказывать свое мнение, используя сложные конструкции предложений. Это уроки-дискуссии или уроки – диспуты, где ребята спорят, учатся отстаивать свою точку зрения на немецком языке. С большим интересом ребята участвуют в различных исследовательских делах, связанных как с изучением предмета, так и выходящими за его рамки. Например, изучая в 7 классе тему «Транспорт», предлагаю провести небольшое исследование. Даю текст о различных видах транспорта. В тексте нужно найти однокоренные слова, объяснить их значение, определить часть речи, вставить эти слова по смыслу в другой текст. Затем передать содержание обоих текстов на немецком языке, используя прошедшее время Perfekt. После выполнения заданий ученики составляют вопросы к содержанию текста и составляют таблицу «Виды транспорта». Затем исследования текста продолжаются. Ищем в тексте существительные, прилагательные, глаголы и местоимения, повторяя грамматику: склонение артиклей, местоимений, спряжение сильных глаголов, употребление предлогов с дательным и винительным падежами. Виды транспорта особенно интересуют мальчиков. Разговор выходит за рамки предмета. К следующему уроку они приносят много интересного материала по теме на русском языке и охотно делятся информацией с одноклассниками.
Исследовательскую деятельность использую во внеклассной работе. Школьники участвуют в различных исследовательских и краеведческих конкурсах и конференциях районного и областного уровня. Исследуют проблему «Немцы Поволжья», пишут рефераты о Германии. Изучают немецкие традиции и делают сравнительную характеристику с русскими. Имеются призовые места муниципального и регионального уровней. К сожалению, эти конкурсы русскоязычные. В будущем планирую готовить детей к конкурсам, непосредственно касающимся изучения немецкого языка.
Как правило, исследования носят проблемный характер, содержат элементы самостоятельной исследовательской практики. Например, работа со статьями из немецких газет или журналов. В своей практике часто использую журналы „Schrumdirum“, „Warumdarum“, газеты „ Deusche Zeitung“, „Frankfurter Allgemeine Zeitung“, которые способствуют формированию мотивации к изучению языка на базе аутентичного текста. Они содержат интересный материал о великих немцах, спорте, праздниках, поэтах и писателях, временах года, странах, культурах и субкультурах, изобретателях, животных, растениях, религиях мира и многое другое. Работать с такими текстами сложно, но интересно. Дети знакомятся с различными фактами, учатся анализировать события на другом языке, получают социокультурный опыт, знакомятся с миром зарубежных сверстников, осваивают темы «Повседневная жизнь», «Межличностные отношения», «Молодежь в современном обществе», «Роль немецкого языка в современном мире», «Экология», «Здоровый образ жизни» и другие. Работу с аутентичным текстом стараюсь превращать в творческую деятельность, в результате которой школьники самостоятельно постигают определенные понятия, идеи, а не получают их в готовом виде. Например, в 10 классе в начале апреля, использовав резервные уроки, провела несколько занятий, посвященных 50-летию полета Ю.А.Гагарина в космос. Первый урок – аудирование, второй – творческие работы «Космос вчера и сегодня», где ученики должны были написать сочинение и выполнить рисунки на проблемную тему. Третий - презентации учащихся по теме «50 лет в космосе». Это был проект, посвященный 50- летию полета первого человека в космос.
Все перечисленные темы уроков являются составными частями проектов, над которыми мы работаем.
Начиная с 4 класса, учу детей навыкам исследования по следующему проекту – плану: 1. Выбор темы.
2. Поиск материала и его изучение.
3. Оформление работы:
- введение: постановка цели и задач; указание материала исследования, методов исследования, теоретической и практической значимости работы.
4. Собственно исследования. Основная часть работы. Раскрытие темы.
5. Заключение: выводы, оценки.
6. Библиография.
7. Приложения: фотоматериалы, иллюстрации, статьи, документы.
8. Справочный аппарат (сноски).
9. Защита работы. Оценка результатов.
В зависимости от возраста обучающихся изменяется подход к исследованию: в начальной школе ( 2-4 кл.) исследования проводятся на примитивном, элементарном уровне. При изучении темы «Семья» предлагаю детям побеседовать с родителями о членах семьи, узнать о возрасте, профессии, хобби и рассказать об этом с учетом изученной лексики, используя различные формы : «семейное древо», «цветочная клумба», «цветущий сад». Здесь предоставляю свободу творчества. Получаются очень интересные творческие работы с элементами исследования. Одни дети рисуют дерево с листочками, где каждый листик- член семьи. На листочке пишут имя, возраст, профессию, хобби. Другие изображают свою семью в форме ромашки, третьи – в форме лесных деревьев, которые хорошо уживаются в лесу: тополь- папа, береза- мама и т.д. В средней школе (5-8 кл.) требования к работам возрастают. Например, восьмиклассники при изучении темы «Школьный обмен» работают с газетными и журнальными статьями, которые я предлагаю им в качестве исследования. Причем материал они должны найти самостоятельно, выбрать его из многообразия заметок и рубрик. Затем перевести статью, определить ее тематику, проблематику и написать письмо и сообщение, в котором рассказать о школьном обмене и новых друзьях. Старшеклассники (9-11 кл.) выполняют исследования в соответствии с предложенным выше планом. Они овладевают навыками социологического опроса на уровне класса, школы, села, анализируют результаты, ведут дискуссии по теме. Приведу несколько примеров. При изучении в 10 классе темы «Проблема конфликтов между взрослыми и детьми» предлагаю провести диагностические исследования: анкетирование, тестирование родителей, детей, одноклассников по проблеме «Отцы и дети». Анкеты составляются детьми. Результаты оформляются в виде таблиц и диаграмм. Затем на уроке дети обмениваются мнениями, делают собственные выводы.
При работе над волнующей подростков темой «Что такое любовь?» предлагаю прочитать, перевести и проанализировать стихи немецких поэтов о любви, сравнить их с переводом русских поэтов. Заучить наизусть оригиналы. Многие ученики, пользуясь Интернетом, самостоятельно находят как классические произведения немецких поэтов, так и современные, и работают с ними.
Предметом исследования и анализа становятся клипы, фильмы, мультфильмы на немецком языке. Изучая в 11 классе тему «Кино», предлагаю ученикам, например, просмотр эпизодов из художественного фильма на немецком языке «Астерикс и Обеликс». Так как детям приходится работать с аутентичным текстом, то просмотр организовываем дважды. Не всегда удается сразу понять, о чем идет речь. Но подобные виды работы заинтересовывают учащихся, дают возможность получить информацию о немецком кинематографе, режиссерах, мультипликации, классической и современной музыке.
Все перечисленное выше не может укладываться в рамках одной инновационной технологии. Исследования являются неотъемлемой частью проектной методики и практически невозможны без применения информационных технологий, потому что современные условия жизни диктуют свои правила.
В своей педагогической практике использую различные виды проектов: краткосрочные(1, 2 урока, например, «Лесная школа», «Любимые животные» в 3 классе, «Мой дом, квартира, комната», «Веселый счет» в 4 классе, «Мы играем и поем», «Учить немецкий - знакомиться со страной и людьми» в 5 классе, «Что такое Родина для каждого из нас?» в 7 классе и др.) и долгосрочные( в течение четверти, полугодия, года и даже нескольких лет, например, «Праздник алфавита», «Прощай, 2-й класс» во 2 классе, «Времена года» в 3-7 классах, «Рождество», «Новый год» - 2-11 классы, «Средства массовой информации»-9 класс, «Планета Земля в опасности» в 7 классе, «Великие немцы и великие русские» в 9-11 классах и др). Работа над проектом включает 5 стадий:
- Подготовка. Определение темы, цели проекта. Создание инициативной группы.
- Планирование. Определение источников информации, определение задач, выработка плана действий.
- Исследование. Практическая деятельность: решение задач, диагностика и др.
- Выводы, анализ информации, написание творческих работ, докладов, оформление проекта наглядно.
- Представление проекта и оценка его результатов. Презентация проекта.
Каждый этап требует тщательной подготовки, учета индивидуальных и групповых форм работы. Много информации для подготовки проекта дети находят в газетах «Trommel», «Frankfurter Allgemeine Zeitung», «Deusche Zeitung» и журналах ,,Schrumdirum“, „Warumdarum“, а также в Интернете. Используя информационные технологии, готовят презентации, как отдельных частей, так и весь проект.
Особый интерес у детей вызывают коллективные проекты праздников, в которых участвуют иногда все возрастные группы. Это «Рождественская звезда», «Новогодний сюрприз», «Праздник весны» и др. Каждый класс получает определенное задание: подготовить поздравления в различной форме ( открытка, газета, стихи) – 2-5 кл., оформление зала –9 кл., подготовка музыкальных номеров - 5-7 кл, театрализованного представления – 10 кл, изготовление подарков- 11 кл.
В проектах детям нравятся творческие работы: написание синквейнов ( о мужчинах и женщинах в 10 классе), составление коллажа («Чем я занимаюсь в школе? В здоровом теле здоровый дух» в 7 классе), письмо другу ( на любую тему), сочинение с рисунком («Одежда», «Режим дня» в 6 классе) и многие другие.
Хочу предложить разработку урока – проекта в 10 классе «Was bedeutet für Sie der Begriff „Heimat“?», в котором представлены используемые мною в работе инновационные технологии.
Цели урока.
- Образовательные.
- Рассмотреть понятие « Родина» с различных точек зрения.
- Учить строить рассказ с проблемным вопросом.
- Закрепить знания лексики и грамматики.
2. Развивающие.
- Развитие навыков проектной деятельности.
- Развитие коммуникативных умений и навыков.
- Развитие навыков аудирования с последующей дискуссией.
- Использование ИКТ на уроках немецкого языка.
- Воспитательные.
Воспитание любви и гордости за свою Родину.
Оборудование.Карта России, российская символика, иллюстрации картин И.Репина, произведения И. Бунина, А. Солженицына, музыкальный центр, компьютер, видеоролик о Сосновке . Оформленная доска: рубрики«Meine Heimat istRussland», «Meine Heimat sind eine Kultur,eine Wissenschaft, berümte Menschen», «Meine Heimat istSosnowka», «Yeder Mensch findet seine Heimat schön: Meinungen Ausländer», «Was sagen verschiedene Menschen über seiner Heimat?»
Ход урока.
1. Организационный момент. Тема, цели урока.
2.Повторение по теме « Иностранцы»:
-Какие проблемы имеют иностранцы в чужой стране?
-С кем из героев текстов мы познакомились, изучая данную тему?
-Какие проблемы были у этих людей и почему?
3. Мнение иностранцев о Родине . Аудирование./Диск/
Проверка аудирования. Какой смысл вкладывают молодые люди в понятие « Родина»?
4. Словарнаяработа.
Der Ausländer Der Begriff
Die Geseltschaft Sich fühlen
Asyl Erhalten Der Ort
Die Heimat Die Gegend
Geboren sein Aufwachsen
5. Составление ассоциограммы « Что значит для Вас понятие «Родина»?
Die

6. Защита проекта «Родина для меня- это…».
Выступление учащихся с творческими работами и презентациями:
- Презентация творческой работы «Россия». / Дискуссионные вопросы/.
- Просмотр видеоролика с комментариями «Сосновка». / Дискуссионные вопросы/.
- Презентация творческой работы «Наука, культура». / Дискуссионные вопросы/.
- Презентация творческой работы «Моя семья». / Дискуссионные вопросы/.
-Результаты социологического исследования. / Дискуссионные вопросы/.
7. Переводчики. Вопросы гостям.
-Как Вас зовут? Откуда Вы? Как вы относитесь к проблеме «Иностранные рабочие» в нашей стране? Что для Вас значит слово Родина? Что значит любить свою Родину?
8. Подведение итогов проекта. Обобщение по теме. Оценки.
9. Домашнее задание. Сочинение « За что я люблю свою Родину?»
«Портфель ученика».
Уже на протяжении нескольких лет практикую такую форму работы с учащимися, как «Портфель ученика» или «Портфолио». Считаю целесообразным использование этой инновации в изучении немецкого языка. Даннаятехнология предполагает систему сбора достижений школьника в определенной области. «Портфель» вмещает в себя достижения ребенка по изучению немецкого языка, то есть все то, чем он может гордиться. Даже если ребенок испытывает трудности в изучении предмета, он все равно работает с «Портфелем». Практика показывает, что данная форма работы стимулирует ученика, подстегивает его. Для такого школьника простой перевод уже является достижением. Наблюдая за успехами сверстников, ему также хочется поместить в свою папку какой -нибудь материал. Пусть это будет простой рисунок без комментариев или перевод текста. «Портфель» представляет собой папку, куда ученик «складывает» все свои успехи по предмету. «Портфель ученика» является долгосрочным проектом – с 3 по 11 классы. Начинаем оформление со второго года обучения немецкому языку, то есть с 3 класса. Дети уже научились читать и писать, строить простые предложения. В свой «Портфель» мы решили помещать наиболее удачные творческие работы: рисунки, сочинения, письма, автобиографии, сообщения, открытки, диски с презентациями, карикатуры, фотографии, проекты, например, «Книга о себе», который длится несколько лет, участие в неделях немецкого языка, открытых уроках и даже лучшие переводы текстов. После окончания изучения курса немецкого языка «Портфолио» вручается ученику.
Заключение.
Имея желание сделать жизнь своих учеников интереснее через свой предмет, вызывая и развивая интерес к предмету, можно достигнуть замечательных результатов. В этом помогает использование в процессе обучения немецкому языку инновационные технологии. Когда видишь, как радуются своим успехам твои ученики, можно считать, что уроки прошли не зря, что они интересны детям.
Слава богу, наступили такие времена, когда учитель может творить, проявляя инициативу в своих начинаниях, когда одна из концепций модернизации образования в области иностранных языков гласит: от послушания к инициативе. А это значит, что нужно приветствовать и поощрять инициативу современного школьника, так как на первый план выдвигается задача воспитывать думающих, развитых, ищущих личностей, которые могли бы быть в состоянии самостоятельно добывать знания, предлагать что-то новое, интересное, а потом и осуществлять задуманное. В этом помогают используемые мною инновационные технологии: информационные, обучение в сотрудничестве, метод проектов, «Портфель ученика», индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
В своем докладе я постаралась показать применение данных инноваций на практике.
Мною использована следующая литература:
- Андронкина Н. М. Проблемы обучения иноязычному общению в преподавании иностранного языка как специальности // Обучение иностранным языкам в школе и вузе. СПб., 2001.
- Бим И.Л., Рыжова Л.И., Воронина Г.И., Карелина И.В. Рабочие программы по немецкому языку. 2-11 классы. М. «Глобус», 2010.
- В докладе использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru
- Kontakt Deutsch. Langenscheidt Verlag, 2000
- Комков И.Ф. Методика обучения иностранным языкам. «Высшая школа», 1986.
- Программы Общеобразовательных учреждений. Немецкий язык, 5-9 классы, 10-11 классы.
- УМК по немецкому языку для 2-11 классов общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2010.
|