Вы не зарегистрированы

Авторизация



Применение полученных знаний в изменённых условиях.

Фото пользователя Ирина Анатольевна Демина
Размещено: Ирина Анатольевна Демина - ср, 23/11/2011 - 19:18

 

Учение, лишенное всякого интереса и взятое

только силой принуждения, убивает в ученике

охоту к овладению знаниями. Приохотить

ребенка к учению гораздо более достойная

задача, чем приневолить.

К.Д. Ушинский

1 слайдСовременное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.

При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положение объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении. Еще В.А. Сухомлинский говорил: "Страшная это опасность - безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает".

2 слайдУже долгое время одна из важнейших проблем дидактики: каким образом активизировать учащихся на уроке? Переломным по значению стало исследование М.Н. Кашина, выполненное в середине 1950-х г.г., в котором автор выступил с критикой в адрес традиционного обучения. Особенно остро встал вопрос о пассивности учащихся в учебной работе. Опираясь на результаты почти 300-часового хронометража, М.Н. Кашин показал, что самостоятельная работа учащихся занимала лишь 10% времени, причем и эта работа состоял в основном из простого чтения учебника и выполнения тренировочных упражнений. Вдобавок к этому обнаружился курьезный факт: чем старше учащиеся, тем меньше использовалась их самостоятельная работа. Этот вопрос остается актуальным и в современной школе. Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации школьников.

Кроме того, международные исследования последнего десятилетия показывают, что российские школьники лучше всего владели фактологическим материалом, где требовалось воспроизведение готовых знаний и умение применить их в знакомой ситуации, но нетрадиционно поставленные вопросы значительно снижали уровень ответов учащихся. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Все это приводит к тому, что выпускники школ в большинстве своем не приспособлены к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной и политической жизни общества. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях, что уже сейчас определяет успешность человека в его профессиональной сфере. К сожалению, это тоже слабое звено в системе образования.

3 слайдВ настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционная система обучения не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких-то простых однотипных примерах, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике.

Встали вопросы: Как избежать этого? Как изжить скуку на уроке? Как сделать учение интересным для обучающихся? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству?

Чтобы ответить на эти вопросы, обратилась к изучению проблемы формирования познавательного интереса к учению как способа развития креативных способностей личности.

Умение учиться – учить себя – является приоритетной целью школы на современном этапе (развитие способностей у обучающихся самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения).

При  разработке программы по новым федеральным государственным стандартам  в тематическом планировании наряду с последовательностью изучения тем, количества часов вводятся  характеристика деятельности обучающихся  и формирование универсальных учебных действий

Как гласит народная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить его рыбу, и тогда, человек, научившейся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

Перед каждым новым поколением людей прежде всего встает задача овладения накопленным опытом человечества.

Изучив литературу по данной теме, мы выделили несколько видов заданий, наиболее эффективных в применение знаний обучающихся в измененных условиях

К урокам применения знаний, умений, навыков можно использовать:

1) Решение задач, аналогичных классным;

2) Решение нестандартных задач;

3) Решение задач с межпредметными связями;

4) Самостоятельное составление задач и упражнений;

5) Самостоятельное изучение несложного материала;

6) Работа над ошибками

7) Практические работы (изготовление пособий, карточек, таблиц);

8) Решение проблемных ситуаций;

9) Проектно-исследовательская деятельность;

10) Планирование, конструирование учебного материала;

11) Составление схем, таблиц, моделирование;

12) Выдвижение гипотезы, анализ и обоснование логики доказательства

 

4 слайд (пример на слайде)

Сейчас меняется  система обучения в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. В последние годы было предпринято много усилий, чтобы решить эту проблему, вводились старые забытые педагогические технологии, использовался опыт зарубежных стран или появлялись новые концепции, активно начинают использоваться и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, «портфель ученика», индивидуальный и дифференцированный поход к обучению, проектная деятельность.

Хотя проектная деятельность не является новшеством (она связана с именами американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика), но в нашей стране долгое время этот метод не использовался. Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Как можно применять полученные знания обучающихся в измененных условиях на одном из примеров покажут мои коллеги.

 

 

 

 

 

 

 

Демина И.А.

Я остановлюсь на уроке, когда выполняется практическая работа (лабораторная работа)

В зависимости от дидактических целей эти уроки проводятся для обогащения учащихся новыми знаниями, организации поисковой деятельности, иллюстрации и систематизации изученного материала, закрепления и проверки знаний и умений школьников.

Важно строить работу учащихся в плане поиска. Для этого учащиеся должны иметь опорные знания, необходимые для выявления сущности процесса в ходе наблюдения, эксперимента, практической работы.

Чаще всего на занятии исследовательский подход применяется совместно с иллюстративным, т. е. часть знаний школьники получают в готовом виде, а часть добывают самостоятельно.

Например, при изучении темы: «Спинной мозг» в 8 классе после объяснения нового материала проводится упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях.

Рассмотрите механизм события: вы шли босиком и наступили на колючку, подпрыгнули, нагнулись и стали рассматривать поврежденное место.

Какие функции спинного мозга здесь проявились?

Как головной мозг получил информацию об уколе? Сделайте вывод о функциях спинного мозга.

 Рассмотрим следующий пример по творческому применению знаний и умений.

В ходе лабораторной работы «Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга»,  обучающимся раздаются инструктивные карточки, в которых даны задания и таблица, в которую заносятся результаты.

Задание выполняются в паре, меняясь ролями: исследователь, исследуемый.

Содержание заданий:

1.Сядьте, положите ногу на ногу, расслабьтесь

Стукните несильно, но резко ребром ладони по колену

Нога подпрыгивает.

2.Посмотрите на источник света

Удалите, затем приблизьте источник света

3.Коснитесь внутреннего угла глаза

Наблюдайте за реакцией глаза

4.Закройте глаза и дотроньтесь рукой до кончика носа

Наблюдайте за точностью движения

Сделайте вывод:

При изучении темы: «Дыхательные движения. Регуляция дыхания»

Обучающиеся проводят исследовательскую работу по определению состояния дыхательной системы. Работа также проводится в парах по инструктивным карточкам.

Работа 1.Определение максимального времени задержки дыхания на глубоком вдохе.

1.1.Испытуемый по команде после обычного выдоха делает глубокий вдох и задерживает дыхание сколько может. Зажав при этом нос.

1.2.Испытатель, пользуясь секундомером, определяет время от момента задержки дыхания до момента его возобновления. Результат фиксируется.

Работа 2.Определение времени максимальной задержки дыхания на глубоком выдохе.

2.1.испытуемый по команде после обычного вдоха делает глубокий выдох и задерживает дыхание сколько может, зажав при этом нос.

2.2. Испытатель определяет время от момента задержки дыхания до его возобновления. Результат фиксируется.

Работа 3.Определение времени максимальной задержки дыхания после дозированной нагрузки.

3.1.Испытуемый делает 15 приседаний.

3.2.Испытуемый садится на стул и задерживает дыхание на вдохе.

3.3.Испытатель регистрирует время. Результат фиксируется.

Сравнивают результаты с таблицей  Физиологические нормы.

Во время уроков решаются и нестандартные задачи.

При изучении темы Обмен веществ и энергии предлагаются следующие задания:

  1. Свинью кормят картофелем богатым крахмалом (углеводом) и у нее образуется подкожный жир. Объясните почему?
  2. Днем, когда человек активен, у него в организме идет интенсивный обмен веществ и тратится много энергии. А вот тратится ли энергия, когда человек спит? Почему?( Да. Тратится на работу сердца, мозга, дыхания. И т.д.)
  3. Человек, находящийся на холоде, стремится, как можно больше двигаться. Объясните.

А теперь мы хотим вам предложить упражнения для проведения физкультминуток.

 


»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading