Официальный сайт flashgamer 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Осень в звучании слов (исследовательская работа)

Фото пользователя Ирина Александровна Орешкина
Размещено: Ирина Александровна Орешкина - чт, 24/11/2011 - 22:25

Осень в звучании слов

(исследовательская работа)

 

Выполнила: Фомина Маргарита,

ученица 10 "Б" класса МОУ СОШ с углубленным изучением

отдельных предметов № 15 г. Воронежа

Руководитель: Орешкина И. А.,

учитель русского языка и литературы

Оглавление

 

I.    Введение

II.   Осень в звучании слов

1.     История изучения «чувства природы» в научной литературе

2.     Лингвистический анализ стихотворений М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева

3.     Анализ фонетического уровня поэтических текстов М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева

III.  Заключение

IV.   Список литературы

V.    Приложения

 

Введение

 

Природа… Человек не может существовать отдельно от окружающего мира: он часть ее. Порой именно природа дарует радость, исцеляет душу, становится источником вдохновения. Об этом хорошо известно поэтам и писателям, которые обращали свой восхищенный взор на окружающий мир и стремились запечатлеть увиденную красоту в слове.

Именно художникам слова свойственно обостренное «чувство природы» [1 ]  – этот  термин был впервые употреблен в середине XIX века для характеристики взаимоотношений человека с окружающим миром. Произведения, созданные поэтами и писателями, – это результат нравственного, эстетического воздействия природы на человека, в результате которого рождаются шедевры.

 Множество шедевров русской литературы посвящено осени – излюбленному времени года А. С. Пушкина. Однако каждый художник слова, обращаясь к этой теме, описывает осенние пейзажи по – своему:  природа  по – особому, неповторимо воздействует на каждого из нас. Несмотря на разницу в мировосприятии  поэтов, их стихи даруют эстетическое наслаждение, вызывают в душе читателя ответную реакцию. И дело не только в том, что в описаниях поэтов предстают знакомые нам с детства приметы этого времени: само звучание «осенних» строк отличается, например, от пейзажных зарисовок зимы или лета.

 Перечитав стихотворения разных поэтов XIX века об осени, я выдвинула следующую гипотезу: осенние пейзажи, благодаря звукам, которые использовали художники слова, создают определенный эмоциональный фон, свойственный любому человеку, созерцающему окружающий  мир в это время года.

Целью данной работы  является исследование звуко – буквенного состава  поэтических тестов, посвященных осени.  Для достижения данной цели мне необходимо было решить несколько задач:

1)    познакомиться с существующими научными исследованиями в этой области;

2)    подобрать соответствующий языковой материал для собственных исследований;

3)    проверить полученные результаты с помощью современной компьютерной программы.

 

В качестве объекта для исследований я выбрала следующие известные стихотворения: М. Ю. Лермонтова «Осень» [7], «Солнце осени» [8] и Ф. И. Тютчева «Осенний вечер» [12] , «Есть в осени первоначальной…» [11]. Выбирая тексты для анализа, я руководствовалась следующими соображениями:

1)     Лермонтов и Тютчев – поэты, обладающие яркой индивидуальностью;

2)    выбранные стихотворения известны любому школьнику.

 В отношении этих поэтических текстов были применены следующие методы исследования:

1)    лингвистический;

2)    сопоставительный;

3)    фоносемантический;

4)    компьютерный  анализ.

 Ожидаемый результат:   мне хотелось доказать, что стихотворения поэтов  XIX века об осени вызывают в сознании читателя целый комплекс различных ассоциаций – эта особенность заложена в фонетической структуре каждого слова, из которого состоит поэтический текст.

1. История изучения «чувства природы» в научной литературе

 

Исследованию поэтических чувств, вызванных созерцанием красоты окружающего мира, посвящено немало научных работ. Так, в начале ХХ века профессор Варшавского университета, историк русской и белорусской литературы И.И. Замотин [1], обращаясь к творчеству русских писателей XIX века, исследует специфику того или иного литературного направления, анализируя чувство природы, присущее героям произведения. В монографии историка литературы В.Ф. Саводника «Чувство природы в поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева» [1], вышедшей в свет в 1911 году, автор обращает внимание на индивидуальность каждого художника слова в восприятии им окружающего мира. Исследователь  отмечает важнейшие особенности в лирике каждого из поэтов: Пушкин  изображает различные времена года (чаще всего осень), а Лермонтов  обращается к символике времени суток; пейзажи Пушкина наполнены людьми, а пейзажи Лермонтова безлюдны; Тютчев осмысливает  природу как единое целое, не лишенное внутренних противоречий. По мысли В.Ф. Саводника, эти особенности свидетельствуют о разности характеров и темпераментов поэтов.  

В  XX веке начинает активно развиваться психолингвистика. А.А.Потебня, А.М. Газов-Гинзберг, В. В. Левицкий обратили пристальное внимание на звуковые возможности слова. В 1974 г. выходит в свет монография А.П. Журавлева «Фонетическое значение» [9], в которой опубликованы данные примененной им экспериментальной методики в отношении звуков: «испытуемым предлагалось оценивать звуки по 3 – балльным шкалам в ассоциации с понятиями «большой – малый», «приятный – неприятный», «горячий – холодный», «грубый – нежный», «высокий – низкий» и т.д. В результате обнаружились определенные «предпочтения» звуко – смысловых соответствий, выраженных количественно. Каждому звуку было приписано определенное место в смысловом пространстве предложенных шкал» [9]. Этот же ученый является автором ещё одной любопытной книги «Звук и смысл» [3], в которой, опираясь на физические свойства звука, автор устанавливает ассоциации, например,  между звуком и цветом.

 В настоящее время  существует целая наука – фоносемантика, изучающая различные свойства звуков и ассоциации, которые они вызывают. Так,  мысль А.П.Журавлёва о возможности диагностирования цветовой окраски художественного текста развивает Л.П.Прокофьева [9], используя для этого собственные специальные компьютерные программы в приложении к различным видам текстов. Ею было экспериментально доказано, что звуки, используемые в речи, у большинства людей ассоциируются с определенным цветом или цветовым оттенком. Эта ассоциативная связь очень устойчива, поэтому наша речь — это прочно связанный поток звукоцветовых ассоциаций в психике человека.

Изучив достижения науки в исследовании поэтических текстов, посвященных природе, я решила подвергнуть анализу стихотворения двух романтиков – М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева, обратив внимание на то, как они изображают осень. Новизна моей работы заключается  в следующем:  полученные в ходе исследований данные позволят обнаружить особую взаимосвязь между пейзажными зарисовками, чувствами, которые испытывает поэт, рассказывающий об увиденном, и читателем, воспринимающим  данную информацию.

 

2. Лингвистический анализ стихотворений М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева

 

Для сопоставительного анализа мной были выбраны  стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень» и Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» (Приложение 1), так как нельзя не заметить, что они, во – первых, относятся к разному периоду в творчестве поэтов (стихотворение «Осень» написано юным Лермонтовым, а «Есть в осени первоначальной…» – Тютчевым, зрелым художником слова); во – вторых произведения различны по своему эмоциональному фону: в первом преобладают грустные ноты, а во втором царит умиротворение. Кроме того, Тютчев описывает начало осени, а Лермонтов уже ее середину, о чем свидетельствует фраза: «Листья в поле пожелтели, // И кружатся и летят…».

В то же время в этих поэтических текстах много общего. Например,  в одном и другом стихотворении  объектом изображения становятся сходные предметы (поле), действующие лица (человек, пахарь), панорама отдыхающей природы, готовящейся к зиме.  Нельзя не отметить общее и в   композиции произведений, которая является кольцевой: стихотворение «Осень» начинается с описания поля и заканчивается этим образом; в стихотворении «Есть в осени первоначальной…  » слова «лучезарны», «льётся», «лазурь»  словно бы обрамляют пейзажную зарисовку.   

Однако все же эти произведения различаются. Стихотворение Лермонтова называется «Осень», и это название отражает основную тему произведения. Поэтический текст не разбит на строфы. Наверное, автор хотел показать, что изменения в природе  в равной степени затронули каждое живое существо. Текст состоит из 4 предложений, но мысленно его  можно разбить на 3 микротемы: 1) листья, срываемые ветром; 2) человек и животные, охваченные одинаковым чувством; 3) ночной пейзаж. С помощью инверсии автор акцентирует внимание читателя на ключевых словах текста: «мрачную», «не любит», «скрыться», «тускл». В итоге именно они создают грустный эмоциональный фон стихотворения, передают ощущение какой – то потери, и это чувство усиливается от начала текста к его концу.

Стихотворение Тютчева имеет нулевое заглавие, и, следовательно, текст содержит в себе несколько тем: тему природы и красоты. Композиция стихотворения проста: оно состоит из трех строф, что соответствует трем предложениям и трем микротемам: 1) начало осени – «дивная пора»; 2) опустевшая природа; 3) мир, пронизанный осенними лучами солнца. Тютчев  использует самые изысканные эпитеты, передающие его отношение к окружающему миру: «дивная пора», «день стоит как бы хрустальный», «чистая и тёплая лазурь», которые передают восхищение автора всем тем, что его окружает.  Его взгляд подмечает мельчайшие приметы осени, вызывающие поэтический восторг: «Лишь паутины тонкий волос // Блестит на праздной борозде». Читая это стихотворение, представляешь мир, залитый солнцем, и звенящую тишину. Хочется вдохнуть полной грудью осенний воздух –  так мастерски описал поэт увиденную им картину.

 

 3. Анализ фонетического уровня поэтических текстов М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева

 

И Лермонтов, и Тютчев активно используют звуковые возможности слова. Так, нельзя не заметить, что в их поэтических текстах преобладают звуки О, А в ударных позициях, что позволяет строкам звучат протяжно. Эта фонетическая особенность помогает представить в воображении пространство с опустевшими полями, деревьями, сквозь ветки которых светит осеннее солнце. Кроме того, и тот, и другой поэт прибегает к аллитерации. Например, у Лермонтова находим: «Листья в поле пожелтели, // И кружатся и летят…», а Тютчев пишет: «…блестит на праздной борозде». Весьма любопытным оказывается тот факт, что оба стихотворения совершенно разных поэтов содержат практически одинаковый  набор гласных ударных звуков: у Лермонтова [О] встречается 9 раз, у Тютчева 15, у Лермонтова [И] в сильной позиции оказывается 7 раз, у Тютчева также 7, звук [Э] тоже по 7 раз  и т. д. (Приложение 2). Можно заметить, что у Тютчева гласные [О], [А] и [А], [О] появляются в первой и последней строчке произведения, а у Лермонтова с [И]  начинается и заканчивается текст.

Чтобы установить ассоциативную связь между звучанием слова и тем, как воспринимает его человек, я воспользовалась результатами экспериментов А. П. Журавлева, согласно которым каждый звук может быть соотнесен с определенным цветом и вызвать определенные эмоции. Наиболее яркими являются гласные. Именно они определяют цвет слов [5].  

 

ЗВУКОБУКВА

ЦВЕТ

А

ГУСТО-КРАСНЫЙ

Я

ЯРКО-КРАСНЫЙ

О

СВЕТЛО-ЖЕЛТЫЙ ИЛИ БЕЛЫЙ

Е

ЗЕЛЕНЫЙ

Е

ЖЕЛТО-ЗЕЛЕНЫЙ

И

СИНИЙ

Й

СИНЕВАТЫЙ

У

ТЕМНО-СИНИЙ. ТЕМНЫЙ СИНЕ-ЗЕЛЕНЫЙ, ТЕМНО-ЛИЛОВЫЙ

Ю

ГОЛУБОВАТЫЙ

Ы

МРАЧНЫЙ ТЕМНО-КОРИЧНЕВЫЙ

 

Руководствуясь данной таблицей, я составила звукобуквенную карту анализируемых стихотворений (Приложение 3).

Считается, что секрет настроения букв связан с цветами, которые, как известно, способны управлять нашими эмоциями. Например, А  возбуждает, Е и Э – взывают к жизни, У и Ю – угнетают, О и Ё – успокаивают, а И и Ы – вводят в депрессию  [10]. Цветовая гамма  стихотворения «Осень» весьма разнообразна, но мы можем заметить, что количество «темных» звуков меньше, чем «светлых». В некоторых словах «светлая» звукобуква чередуется с «темной»: "трудов", "полуденных".  Есть также слова, которые состоят только из «светлых» звукобукв: "поневоле".  У – темно – синяя, ночная звукобуква. Ее становится больше к концу произведения, что соответствует описанию ночного пейзажа. Таким образом, для данного стихотворения характерна  изменчивость его эмоциональной окраски.     

Звукобуквенная карта стихотворения Тютчева на первый взгляд очень сильно похожа на предыдущую карту поэтического текста Лермонтова: она очень яркая и пестрая. В текстеесть слова, состоящие только из «светлых» звукобукв: "борозде", "простор", "волос", или «темных»: «зимних бурь», «уж пусто». Серединка произведения насыщена «темными» цветами, а края  в основном «светлыми». Кажется, что в определенной момент в душе человека возникает волнение, связанное с приходом осени, но потом наступает успокоение.  

Сделать какой – то определенный вывод относительно сходства или различия эмоционального фона этих произведений на основании данных звукобуквенных карт, составленных мною, сделать трудно, поэтому я воспользовалась специальной компьютерной программой "Звукоцвет". Эта программа позволяет увидеть цвет всего стихотворения или отрывка из прозы.  Именно таким способом я проанализировала стихотворение М. Ю. Лермонтова «Осень» и Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» (Приложение 4). В результате получилось, что преобладающий цвет каждого текста зеленый, однако произведение Лермонтова имеет более темный тон.

Чтобы проверить полученный результат, я таким же способом проанализировала еще два текста: М. Ю. Лермонтова «Солнце осени» и Ф. И. Тютчева «Осенний вечер» (Приложение 5). Оказалось, что общий фон всех произведений об осени зеленый, отличающийся в каждом случае только своими оттенками. Интересно то, что самым «светлым»  оказалось стихотворение Ф. И. Тютчева «Осенний вечер», а самым «темным» – М. Ю. Лермонтова  «Осень», что соответствует, на мой взгляд, чувству, которое преобладает в этих поэтических текстах.

 

Заключение

 

Таким образом, данные исследования подтверждают:

1) существует ассоциативная связь между звукобуквой, цветом и эмоциями человека;

2) звучание "осенних" строк стихотворений разных авторов имеет много общего;

3) в сознании читателя возникают художественные образы, созданные поэтами,  благодаря информации, которую несут звуки и буквы.

 

Список литературы

 

1. Гаврилина О. В. Чувство природы в школьном изучении. [www документ] — URL: http://g1583.ru/files/resursnyj_centr/metodika_literatury.pdf

2. Дымшиц М. Н. Звуко – цветовая синестезия и методы ее исследования. [www документ] — URL: http://www.vaal.ru/show.php?id=114

3. Журавлев А. П. Звук и смысл. [www документ] — URL: http://tezaurus.oc3.ru/docs/4/articles/6/3/03.pdf

4. Звукоцвет. ру. [www документ] — URL: http://zvukocvet.ru/about/o-zvukocvetovom-analize.html

5. Казакова И. Н. Возможности звукописи в художественном тесте. [www документ] — URL: http://moy-school192007.narod.ru/19_1.htm

6. Кормилов С. И. Основные понятия теории литературы. Литературное произведение. Проза и стих. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М.: МГУ, 1999

7. Лермонтов М. Ю. Осень. [www документ] — URL: http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/ler259.html

8. Лермонтов М. Ю. Солнце осени. [www документ] — URL: http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/ler355.html

9. Михалев Б. А. Методический арсенал фоносемантики. [www документ] — URL: http://amikhalev.ru/?page_id=335

10. Спектральные параметры букв и звуков. [www документ] — URL: http://www.kuvshinka.net/load/vedy/vedy/spektralnye_parametry_bukv_i_zvukov/190-1-0-3546

11. Тютчев Ф. И.  Есть в осени первоначальной… [www документ] — URL: http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/tutchev92.html

12. Тютчев Ф. И. Осенний вечер. [www документ] — URL: http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/tutchev235.html

 

Приложение 1

 

М. Ю. Лермонтов                                

         «Осень»

Листья в полепожелтели,

И кружатся и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою,

Уж не любит, меж цветов,

Пахарь отдыхать порою

От полуденных трудов.

Зверь, отважный, поневоле

Скрыться где-нибудь спешит.

Ночью месяц тускл, и поле

Сквозь туман лишь серебрит.

 

Ф. И. Тютчев

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -                                                    

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

 

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё - простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

 

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь -

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле...

 

 Приложение 2

 

Таблица № 1

 

М. Ю. Лермонтов «Осень»

Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

И, О, Э

О, А

А, А

О, И, А

И,У, И, Э

Э, И, А

Э, А, А

А, А

И, О

О, Э, А, А, О

У, Э, О

Э, У, О, О, Э

А, А, О

И, О, О

У, О

И, А, Э

Э, А, О

Э, О, И, Ы ,О

Ы, Э, И

О, О, Э, И, У

О, Э, У, О

О, И, О, У

О, А, И

А, О

 

Таблица № 2

 

Звуки

Лермонтов

Тютчев

О

9

15

А

8

9

И

7

7

Э

7

7

У

4

3

 

Приложение 3

 

 

 

Приложение 4

 

 

 

Приложение 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Размер
Осень в звучании слов Фомина Рита.doc 549 Кбайт

»  Тэги к этому документу:

Фото пользователя Надежда Владимировна Кучмина

На: Осень в звучании слов (исследовательская работа)


Маргарита, очень хорошая, серьёзная работа!

Здоровья и удачи! С уважением Надежда Кучмина


Поиск

Loading

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн