Видео ролики бесплатно онлайн

Смотреть нарезки видео

Официальный сайт interaktiveboard 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Организация групповой работы на уроках математики

Фото пользователя Елена Геннадьевна Романова
Submitted by Елена Геннадьевна Романова on Sat, 26/11/2011 - 14:59

 

«Организация групповой работы на      уроках математики»

Романова Е.Г., учитель математики МОУ СОШ № 14 г. Коврова

 

Как побудить учащихся в ходе урока к активной, интенсивной деятельности?

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее приемлемым с моей точки зрения является групповая технология:

во-первых, потому, что в условиях классно урочной системы этот  тип занятий наиболее легко вписывается в учебный процесс.

во-вторых, групповая технология обеспечивает не только успешное усвоение материала всеми учащимися, но и интеллектуальное, нравственное развитие учащихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.

Групповая форма обучения решает три основные задачи:

1) Конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией.

2) Коммуникативно–развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её приделами.

3) Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

Психолого-педагогическое обоснование группового обучения заключается в следующем:

 во-первых, реализуется  принцип деятельности;

 во-вторых, формируется  учебная мотивация; происходит постоянный контроль знаний; осуществляемые процессы обучения и воспитания происходят неразрывно  в благоприятном психологическом климате.

Выделю преимущества группового обучения перед традиционным:

•        приобщение к важным навыкам жизни: действенное общение, умение слушать, умение встать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели;

•        улучшение академической успеваемости;

•        воспитание самоуважения;

•        укрепление дружбы в классе, изменение отношения к школе;

•        отсутствие соревнования в учебной деятельности;

•        убеждение учащиеся  в ценности взаимопомощи.

Итак, остановлюсь на некоторых примерах практической организации групповой работы на своих уроках математики.

Статическая пара.Совместно работают учащиеся, сидящие вместе за одной партой. Статическая пара является школой подготовки к работе в динамических и вариационных парах, поэтому в каком бы возрасте ни были дети, но если я начинаю обучать их в рамках групповой технологии, то передо мной, как учителем стоит первостепенная задача – научить учащихся  работать в статической паре.

 В этой паре сидящие за одной партой учащиеся постоянно меняются ролями учителя и ученика. Они могут обучать друг друга, работая в режиме «взаимообучение». Могут контролировать друг друга, работая в режиме «взаимоконтроль».

Перед такой работой дома учащиеся готовят карточки для соседа по изучаемой теме на Iуровне усвоения знаний ( понял, запомнил, воспроизвел). Они придумывают или подбирают упражнения и решают их. На уроке учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются карточками, выступают в роли учителя и ученика, одновременно решая и контролируя друг друга.

Динамическая пара.Наибольшее распространение в моей практике получили микрогруппы в 4 человека. В микрогруппу  объединяются учащиеся двух соседних парт.

При работе в динамической паре общее задание делится между членами микрогруппы (слайд2). Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы. Затем идет обсуждение решений и проверка (слайды3-7).

Командиры (бригадиры) групп заполняют карточку (слайд8). Качество работы характеризуется рядом условных обозначений:

К– имела место консультация с другими членами группы, после которой ученик решил (К+) или всё-таки не решил (К-) задание;

О– допущена ошибка в решении;

+ задание выполнено верно.

Крайне важно пробудить в детях интерес к математике. Помочь в этом могут игровые элементы на уроке, которые имеют успех у школьников всех возрастов. С целью привлечь каждого ребенка к решению устных упражнений я также использую групповую работу. Для этого применяю игры:

- «математическая эстафета»(слайд9);

Эту игру можно проводить как в начале урока (с целью повторения ранее изученного), так и в конце (на этапе закрепления пройденного материала). Класс делится на 6 команд (каждый ряд на 1 и 2 вариант). Игроки каждой команды поочередно выполняют серию однотипных заданий, которые я заранее выписываю на доске и заготавливаю на каждую команду отдельно. Задание с решением каждый игрок передает ученику, сидящему сзади, причем каждому необходимо проверить предыдущие выполненные задания и исправить ошибки, если таковые имеются. Выигрывает команда, первой справившаяся со всеми заданиями и верно их решившая.

 

- « математическое лото»(слайды10-11).

Эта игра также заставляет школьников активно участвовать в выполнении предложенных заданий. Учителю нужно подготовить 5 – 6 больших карт, разделенных на прямоугольники с записанными в них ответами, и соответственное количество маленьких карточек с примерами. Условие – одни и те же числа или выражения в ответах повторяться не должны. Большие карты раздаются группам играющих. Учитель вынимает карточку, читает пример. Учащиеся решают его устно или письменно. Та группа, которая обнаружила на большой карте ответ и считает его правильным, забирает карточку у учителя и накрывает ею соответствующую клеточку. Выигрывает группа, которая раньше всех накрыла все клетки своей карты. Когда игра закончена, играющие переворачивают маленькие карточки и если все ответы верны, должна получиться картинка.

Такие упражнения учащиеся охотно составляют и сами для групп соперников.

Групповое обучение можно применять и на уроке изучения нового материала (слайд12).

Каждый ученик должен пройти через полноценный учебный процесс, поэтому при проведении самостоятельных работ  также использую групповую технологию  (слайды13-16). В этом случае учащиеся работают в гомогенных группах и приходится учитывать индивидуальные особенности: каждая группа получает специальные указания. Проверка выполнения такой работы включает всех учащихся класса в этот процесс и позволяет им быть не только слушателями, но и ощутить себя участником выполнения всей деятельности, связанной с решением заданий.

Вариационная пара.В этом варианте коллективной работы в малой группе по 4 человека каждый работает то с одним, то с другим соседом. При этом происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом микрогруппы.

Каждый ученик вовлекается в процесс работы, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой стороны, умения общаться и, сотрудничая, решать учебные задачи. Работа  на уроках по парам, в группах, где общее дело зависит от  вклада каждого, где есть возможность постоянного оказания помощи друг другу, и имеет место уважительное и доброжелательное отношение к возможностям и проблемам друг друга,  позволяет ребенку чувствовать себя защищённым, воспринимать себя членом коллектива, а значит комфортно. При работе в парах, микрогруппах у каждого ребёнка есть возможность исправления ошибки перед проверкой учителя, благодаря взаимопомощи и взаимопроверке.

Перед детьми постоянно возникают новая коммуникативная задача, а это проблема, требующая разрешения противоречия: «ты знаешь - я не знаю, ты умеешь - я не умею, а мне надо знать и уметь (у меня есть потребность)». Понимание, принятие друг друга в группе или паре нацеливает на деятельность, а не на выяснение отношений, фокусирует внимание обучающегося на проблеме, на решении возникающих проблем.

Чего не следует делать при организации групповой работы (слайд17):

 

·  Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе   работать.

 

·   Разрешить индивидуальное место ученику, который хочет работать один.

 

·  Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представят «продукт» своего труда.

 

· В классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик).

 

·  Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

 

·   В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя кропотливой работы.

 

Результатом моей работы в рамках данной технологии считаю следующие показатели: 

- обучающиеся обучены групповым формам работы;

- меняется структура урока, переход от традиционной к коллективной;

Основа моей педагогической деятельности – уважение к личности ученика. Хочу, чтобы дети не боялись уроков математики. Если правильно организовать групповую работу и обеспечить участников достаточным количеством заданий с обязательным обменом информацией, даже «молчуны» заговорят, так как при  взаимодействии в группах или парах идет процесс формирования коммуникативной компетентности. А это одно из важнейших условий качественного обучения.

Прикрепленный файл Size
Выступление на педсовете по теме1.doc 43 KB
Групповые технологии1.pptx 226.37 KB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Смотреть онлайн бесплатно

Онлайн видео бесплатно