Официальный сайт all-remont 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Живописцы счастья

Фото пользователя Наталья Ивановна Богачева
Submitted by Наталья Ивановна Богачева on Sat, 26/11/2011 - 21:57
Данные об авторе
Автор(ы): 
Богачева Наталья Ивановна
Место работы, должность: 

Казанское суворовское военное училище, преподаватель

Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Культурология
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
сценарий урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p> &nbsp;</p> <p> Сценарий урока включает сочетание монолога учителя и его диалога с&nbsp;учениками: учитель &ndash; ведущий актер, а ученики &ndash; участники спектакля, получившие опережающие задания.</p>

 

Тема урока: Живописцы счастья.

Цель урока: Выявить суть нового направления (импрессионизм) в творчестве Клода Моне, Огюста Ренуара, Эдгара Дега, Камиля Писсарро, Альфреда Сислея.

Задачи урока: Развить у суворовцев умения:

1) анализировать произведения живописи;

2) сравнивать произведения импрессионизма и неоклассицизма, импрессионизма и критического реализма;

3) излагать свою точку зрения, используя искусствоведческий материал;

4) обобщать, делать выводы, давать оценку.

Урок основан на организации учебного материала в форме видео-презентации. Уроки подобного типа позволяют насытить занятия искусством, активизировать разные формы мышления учащихся через зрительные, музыкальные и слуховые образы, активизировать внимание учащихся, так как с первых минут школьники получают яркое впечатление. Например, на данном уроке при восприятии картин импрессионистов эмоциональной поддержкой служит шедевр импрессионистской музыки «Сады под дождем» Клода Дебюсси. Таким образом, художественно-выразительные средства одного искусства интегрируются, входят в контакт с художественными средствами выражения другого, что способствует развитию эмоционально-эстетической сферы учащихся.

Сценарий урока включает сочетание монолога учителя и его диалога с учениками: учитель – ведущий актер, а ученики – участники спектакля, получившие опережающие задания.

 

Ход урока

Учитель.Импрессионизм – направление в европейском искусстве второй половины XIXвека. Сложился и ярко проявил себя в изобразительном искусстве Франции, повлияв на развитие мировой живописи в целом.

Учащимся предлагается просмотреть подборку слайдов и высказать свое мнение о творчестве художников этого направления.

Наше восприятие искусства начинается с эмоции. Поэтому попытайтесь по возможности точнее уловить те эмоции, которые возникнут от общения с предлагаемыми произведениями.

Проанализируйте подборку слайдов в следующем алгоритме:

- Что вижу?

- Что чувствую

- Что удивило?

- Что не понимаю?

Подумайте, какие вопросы вам хотелось бы задать авторам увиденных вами картин.

 

[video:http://www.youtube.com/watch?v=nHDrdo0aVBg]

Видеоряд

Клод Моне: “Завтрак на траве”, “Купание в Лягушатнике”, “Темза у Вестминстера (Вестминстерский мост)”, “Пейзаж. Парк Монсю. Париж”, “Впечатление. Восход солнца”, “Бульвар Капуцинок”, “Поле маков у Аржантёя”, “Прогулка, Камилла Моне с сыном Жаном”, “Уголок сада в Монжероне”, “Стог сена в Живерни”, “Руанский собор, западный портал и башня Сен-Роман, полдень”, “Руанский собор в солнечном свете”, “Парламент, эффект тумана”, “Сад Моне в Живерни”, “Сад художника в Живерни”;

Камиль Писсарро: “Бульвар Монмартр в Париже”, “Оперный проезд в Париже”, “Площадь Французского театра в Париже”;

Альфред Сислей: “Снег в Лувесьенне”, “Туманное утро. Вуазен”, “Весенний сад”, “Cен-Мамме. Серенький денек”;

Берта Моризо: ”Ловля бабочек”, “Крестьянка, развешивающая белье”, “Летний день”;

Пьер Огюст Ренуар: “Клод Моне, работающий в своем саду”, “Качели”, “Бал в Мулен де ла Галетт”, “Обнаженная в солнечном свете”, “Жанна Самарии”, “Портрет актрисы Жанны Самари”, “Мадам Шарпантье со своими детьми”, “Завтрак гребцов”;

Эдгар Дега: “Голубые танцовщицы”, “Балетный класс”.

 

Учитель.Салоны – выставки картин. Эти патронируемые правительством выставки были вожделенной мечтой каждого французского художника. В Салонах преобладало академическое искусство. В то время медаль Салона означала широкое признание и гарантию профессионального успеха, солидные гонорары. Весной 1874 года молоизвестные живописцы, отвергнутые Салоном, решили организовать независимую выставку тридцати художников. Она открылась на бульваре Капуцинок. Нельзя сказать, что выставка прошла незамеченной. Три с половиной тысячи посетителей заплатили за вход, неучтенное количество пришло по приглашениям, появились многочисленные отзывы в прессе. Но понимания художники не нашли и здесь. Против них ополчились официальное искусство, пресса, буржуазная публика. Выставка шокировала публику, ошеломила своей новизной и вызвала саркастические насмешки. Это была не просто выставка непризнанного искусства, это был громкий скандал.  Так в художественную жизнь Франции вторглось новое великое искусство. Отныне импрессионисты стали регулярно выставлять свои работы в «Салоне независимых».

 

Задание для суворовцев

На основании материалов урока ответить на вопрос: «В чем сущность импрессионизма?»

Видеоряд:

  1. Клод Моне “Впечатление. Восход солнца”.
  2. Пьер Огюст Ренуар “Качели”.
  3. Пьер Огюст Ренуар “Обнаженная в солнечном свете”.

Учитель.Впечатления посетителей выставок и отзывы французской критики того времени были крайне негативными. Толпа веселилась, раздражалась и издевалась. Глаза, привыкшие к безликой академической продукции, видели в этих полотнах одну только размалеванную пестроту. Здесь не пахло кропотливым трудом. По утверждению зубоскалов, эти пять или шесть душевнобольных просто выстреливают по полотну из пистолета, заряженного тюбиками с краской, после чего им остается только поставить подпись на своих шедеврах.

Ученик.Критика тоже позволила себе порезвиться. «Дерзкий вызов прекрасному», «оскорбление общественного вкуса» - так охарактеризовали работу Моне «Впечатление. Восход солнца» французские критики того времени. «Рисунок на обоях в зачаточном виде и то выглядит более законченным, чем эта, с позволения сказать, марина».

Критики развлекались, притворно принимая солнечные блики на платье героини картины Ренуара «Качели» за жирные пятна.

Картина Ренуара «Обнаженная в солнечном свете», показанная публике в 1876 году, была написана тоже на пленэре, и художник пытался передать трепет солнечных лучей на женском торсе, виднеющемся среди зелени. В ответ критик, упивающийся собственным остроумием, просил «внушить господину Ренуару, что женское тело – это не нагромождение разлагающейся плоти с зелеными и фиолетовыми пятнами, которые свидетельствуют о том, что труп уже гниет полным ходом».

Учитель.В злобно-издевательском хоре тонули негромкие голоса доброжелательных критиков. Понадобилось лет десять, чтобы взрывы возмущения сначала утихли, потом, в 1980-е годы, уступили место признанию. Это десятилетие называют «героическим периодом» импрессионизма. Уже после последней совместной выставки, состоявшейся в 1886 году, пришел настоящий успех, а затем год от года росла слава. Словно солнечной вспышкой своих ярких красок импрессионисты озарили европейское искусство и осветили ему дальнейший путь. Кто эти люди? В чем заключается сущность их творчества? На эти вопросы мы постараемся ответить сегодня на уроке.

На экране слайд -

Клод Моне. “Впечатление. Восход солнца”.

Ученик.На первой выставке был представлен пейзаж, написанный Клодом Моне из окна гостиницы Гаврского порта: зыбкий туман, чернеющие лодки и над горизонтом багровый шар солнца висит в молочно-сизой дымке, бросая на воду алые отсветы. Когда у художника спросили, как назвать картину в каталоге выставки, он ответил: «Впечатление». Впечатление – по-французски «импрессион»: отсюда и пошло название импрессионисты, то есть «впечатленцы». Слово имело оттенок иронический и впервые появилось в статье Луи Леруа, озаглавленной «Выставка импрессионистов», где этот пейзаж был раскритикован за то, что в нем ничего нельзя разглядеть.

На экране слайды:

  1. Камиль Писсарро. “Бульвар Монмартр в Париже”.
  2. Камиль Писсарро. “Оперный проезд в Париже”.
  3. Клод Моне. “Стог сена в Живерни”.
  4. Клод Моне. «Стога».

Учитель.Художники приняли и закрепили за собой название импрессионисты («впечатленцы»), так как оно выражало суть их подхода к натуре. Действительно, они в своих работах старались не столько изобразить натуру, сколько передать свое впечатление от нее. А поскольку это впечатление могло сильно меняться в зависимости от состояния световоздушной среды (иными словами – от погоды и освещения), то их картины фиксировали сиюминутное, мгновенное восприятие ежесекундно меняющегося мира. Например, Клод Моне не раз обращался к созданию серий картин («Стога», «Тополя», «Соборы»), стремясь передать различную степень освещенности одних и тех же предметов утром, днем, вечером, в солнечный и пасмурный день.

 

 

 

На экране слайды:

  1. Альфред Сислей. “Снег в Лувесьенне”.
  2. Альфред Сислей. “Туманное утро. Вуазен”.
  3. Альфред Сислей. “Весенний сад”.
  4. Альфред Сислей. “Сен-Мамме. Серенький денек”.

Ученик.До сих пор живописцы делали на природе этюды и эскизы, а картину создавали уже после, в мастерской, опираясь на сделанные ранее наброски. Такой метод позволял долго и тщательно доводить до совершенства техническую сторону работы, но неизбежно отдалял художника от его же собственных непосредственных впечатлений. Натура воспроизводилась на холсте по памяти, хоть и подкрепленной набросками. Моне предложил завершать картину не в мастерской, а на природе. Идея понравилась, и с этого момента пленэрная живопись навсегда стала фирменной чертой импрессионизма. Ее задача состоит в том, чтобы как можно более полно воспроизвести реальный облик натуры в условиях естественного освещения. Картина, выполненная на пленэре, должна передавать все изменения цвета, обусловленные воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Средства пленэрной живописи позволяют передать свежесть зрительного впечатления от природы.

На экране слайды:

  1. Клод Моне. «Соборы».
  2. Камиль Писсарро “Оперный проезд в Париже”.
  3. Пьер Огюст Ренуар “Обнаженная в солнечном свете”.

Учитель. Когда Моне писал свои «Соборы» (до сих пор не установлено точное количество работ, принадлежавших к этому циклу, предположительно около 50), меньше всего его интересовали архитектурные формы здания. На полотнах собор  растворяется в переливах цвета и света. Лучи утреннего, полуденного и закатного солнца скользят по башням и аркам собора, дробясь на тысячи оттенков. Здание будто тает в цветовом мареве. Руанцы именно таким видели свой знаменитый собор каждый день, но не замечали этого. Художнику хотелось раскрыть им глаза на примелькавшееся явление. Правдивость искусства импрессионисты видели не в стремлении к похожести, а в том, что живопись должна воссоздать момент, когда человек смотрит на мир словно впервые, как ребенок. Художники-импрессионисты старались преодолеть так называемую константность (постоянство) восприятия, которая заставляет видеть знакомые явления всегда приблизительно одинаково. Поэтому можно сказать, что импрессионизм – это новое художественное видение мира. Художники этого направления старались обновить видение мира. Они стремились передать световоздушную атмосферу, окутывающую предметы. Им удалось выявить в отношениях света, воздуха и цвета такие чарующие эффекты, каких раньше не замечали и без их живописи, наверное, и не заметили бы.

Ученик.Вы, наверное, заметили, что изображенные в пейзажах импрессионистов предметы ничего не говорят вашему осязанию, их не хочется потрогать. Они приблизились к «чистой видимости», полагаясь только на показания глаза, они не примешивали к ним предварительного знания об изображаемом. Вспомните картину Камиля Писсарро «Оперный проезд». Каменные здания, экипажи, люди – все смотрится легкими пятнами и кажется сотканным из единой материи, которая, в сущности, и не материя, а ее скользящее отражение на сетчатке глаза. В своих работах художники создавали зрительный образ мира.

Ученик.Незыблемое правило академической живописи требовало изображения локальных цветов, то есть тех, которыми предметы обладают при нейтрально-рассеянном освещении. Импрессионисты же заметили, что тени - цветные, что игра бликов и разноцветных рефлексов постоянно изменяет облик мира. Они изображали цвета предметов и даже теней такими, какими их видели, то есть с учетом отражений и рефлексов соседних тонов. И учили зрителя тоже видеть это в природе, долго получая в ответ лишь злые насмешки, обвинения в шарлатанстве, подозрения либо в сумасшествии, либо в желании поиздеваться над людьми. Например, «Обнаженная в солнечном свете», показавшаяся критику похожей на разлагающийся труп, была написана на пленэре, и Ренуар пытался передать трепет солнечных лучей на женском торсе, виднеющемся среди зелени.

На экране слайды:

  1. Клод Моне. “Купание в “Лягушатнике”.
  2. Клод Моне. “Бульвар Капуцинок”.
  3. Альфред Сислей. “Снег в Лувесьенне”.
  4. Альфред Сислей. “Туманное утро. Вуазен”.
  5. Берта Моризо. “Крестьянка, развешивающая белье”.
  6. Эдгар Дега. «Гладильщицы».

Ученик.Художники-импрессионисты были совершенно разными людьми по образованию, происхождению, политическим взглядам. Но это не мешало им быть единомышленниками в искусстве. На их взгляд, задача живописи – открыть красоту в простых вещах. Живопись импрессионистов поэтизирует всю множественность явлений окружающего мира. Не только сельская природа, но и толпа на парижских бульварах, поток экипажей, скачки, кафе, вокзалы… Какой-нибудь переулочек и готический собор – перед очами живописца это были объекты равноправные.

 

 

 

 

 

 

 

 

На экране слайды:

  1. Гюстав Курбе. «Дробильщики камней».
  2. Жан Франсуа Милле. «Сборщицы колосьев».
  3. Жан Франсуа Милле. «Пряха».
  4. Оноре Домье. «Прачка».
  5. Пьер Огюст Ренуар “Качели”.
  6. Пьер Огюст Ренуар. “Портрет актрисы Жанны Самари”.
  7. -Пьер Огюст Ренуар. “Мадам Шарпантье со своими детьми”.
  8. Пьер Огюст Ренуар. “Завтрак гребцов”.
  9. Пьер Огюст Ренуар. “Бал в Мулен де ла Галетт”.

Ученик.По времени импрессионизм существовал одновременно с критическим реализмом. Основным жанром, в котором проявилось своеобразие этого направления (критического реализма), стала сюжетная картина, показывающая преимущественно печальные, темные и трудные стороны жизни народа, обличающая несправедливость социального уклада. В творчестве же импрессионистов отсутствует и критическая направленность, и склонность к социальным проблемам. Сюжеты их картин не зовут к обдумыванию, к оценке людей и событий. Самую солнечную сторону яркого искусства импрессионизма воплотил в своем творчестве Огюст Ренуар. Его холсты всегда светлы и проникнуты непосредственной радостью бытия. Он наслаждается зрелищем цветущей жизни. Художник с удовольствием пишет скромно одетых молоденьких работниц, спешивших со своими корзинами среди уличной толпы, но также и нарядных актрис и дам из общества в обстановке роскоши. В своей жизни Ренуару довелось испытать тягостную нужду, непонимание публики, презрительное пренебрежение критики, разлад с бывшими друзьями и любимыми женщинами, тяжелую и долгую болезнь. Но ни следа этих невзгод нельзя найти в жизнеутверждающих работах «живописца счастья». На его картинах всегда праздник, в них нет горечи. Солнце сверкает, щеки румянятся, дети радуются, взрослые наслаждаются жизнью, все они молоды, прекрасны и веселы. Кажется, что беззаботное настроение не пройдет никогда.

«Мулен де ла Галетт» - это одно из самых радостных полотен Ренуара. Картина запечатлела веселый бал в саду популярного кабачка на Монмартре. Там собиралась молодежь из рабочих семей, студенты, продавщицы, модистки, клерки. Прелестные барышни и элегантные кавалеры танцуют, сидят за столиками, болтают, смеются и кокетничают. В картине все живет в движении, в кружении вальса, в улыбках и взглядах. Но в композиции нет резких движений, ощущение динамики создается ритмом цветовых пятен на поверхности холста. Изображения погружены в поток бликов, теней, рефлексов.

На экране слайды:

  1. Клод Моне. «Бульвар Капуцинок».
  2. Клод Моне. «Улица Монторгей. Праздник 30 июня 1878 года».
  3. Клод Моне “Уголок сада в Монжероне”.

 

Учитель.В жизни мгновение не застывает, а переходит в другое, и вот эту постоянную подвижность, перетекание, вибрацию художники-импрессионисты передавали размытостью очертаний, тающими формами, расплывами цвета.

Импрессионисты добивались ощущения вибрации воздуха и света с помощью мелких раздельных мазков, рассчитывая на то, что они совместятся в зрительском восприятии. При близком рассмотрении поверхность их работ – сложнейшее сплетение вибрирующих мазков несмешанных красок.  На расстоянии такая живописная поверхность рождает образ в состоянии движения.

 

 

 

На экране слайды:

  1. Эдгар Дега. «Репетиция».
  2. Эдгар Дега.“Голубые танцовщицы”.
  3. Эдгар Дега.“Балетный класс”.
  4. Эдгар Дега. «Балерина, завязывающая туфлю».
  5. Эдгар Дега. «Балерина и женщина с зонтом».
  6. Эдгар Дега. «Танцовщица у фотографа».
  7. Ж. О. Д. Энгр. «Источник».
  8. Ж. О. Д. Энгр. «Большая купальщица».
  9. Ж. О. Д. Энгр. «Большая одалиска».
  10. Эдгар Дега. «Купание в тазу».
  11. Эдгар Дега. «Женщина в ванне».
  12. Эдгар Дега. «Ванная».

Учитель.Эдгар Дега не работал на пленэре, не писал пейзажей, отводил главную роль не цвету, а точной линии, выразительному силуэту. Что связывало его с другими участниками импрессионистического течения?

Ученики.Произведения Эдгара Дега неразрывно связаны с современностью. Его творчеству присущи такие характерные для всего импрессионизма черты, как кажущаяся непреднамеренность и даже случайность композиции и стремление остановить мгновение. Рама обрезает фигуры балерин. Это усиливает ощущение взгляда, на мгновение остановившегося на действии, происходящем в репетиционном зале («Голубые танцовщицы», «Балетный класс», «Репетиция»). Художник часто обращается к теме балета. Дега пишет танцовщиц во время репетиций (завязывающими туфли, делающими разминку) в позах и ракурсах, вовсе не рассчитанных на восхищение зрителя, он изображает не показную, праздничную сторону балета, а будничную, закулисную.

Учитель.У Эдгара Дега есть серия картин с изображением обнаженных женщин, купающихся, моющихся, вытирающихся, причесывающихся. Посетители выставок негодовали при виде его обнаженных потому, что в Салоне они видели наготу совершенно иного рода: если не нимфы, то их подобия, во всяком случае нечто идеальное. Обнаженные Дега – его современницы. Их пропорции не подгонялись под идеальный шаблон. Они никогда не позируют и всецело заняты своим туалетом, моются ли они, вытираются или причесываются, заняты настолько, что это избавляет их от хлопотливого желания выглядеть изящнее. Лучше всего сказал о них сам художник: «До сих пор нагота изображалась в таких позах, которые предполагали присутствие свидетелей. Мои же женщины – честные человеческие существа, они не думают ни о чем другом, а заняты своим делом. Вот одна из них: она моет ноги. Это как будто подсмотрено в замочную скважину». Дега показывает жизнь, застигнутую врасплох. Его картины кажутся случайно выхваченными мгновенными фрагментами жизни.

Проверка задания, предваряющего работу на уроке по изучению нового материала.

Обобщите то, о чем говорилось на уроке. Ответьте на вопрос: «В чем же сущность импрессионизма?» Подумайте, изменилось ли ваше впечатление от произведений художников-импрессионистов.

Ученики.

- Работы импрессионистов всегда сопряжены с современностью, а образы – с поэтическим отображением окружающего мира. Они стремились открыть красоту в простых вещах.

- Художники-импрессионисты передавали в своих произведениях непосредственное впечатление от ежесекундно меняющегося мира, полагаясь только на показания глаза, не примешивая к ним предварительного знания об изображаемом.

- Свои работы они начинали и заканчивали на открытом воздухе – на пленэре. В них они стремились передать световоздушную атмосферу, окутывающую предметы.

- Импрессионисты писали чистым цветом, избегая смешивать краски на палитре, располагали чистые красочные мазки так, чтобы они смешивались в глазу зрителя. Они отказались от черных, коричневых тонов, ибо солнечный спектр их не имеет. Светлые тона. Тона солнечного спектра – одна из заповедей импрессионизма.

Учитель.Импрессионизм реформировал художественные вкусы, перестроил зрительное восприятие. Но главным, вероятно, явилось то, что импрессионисты отвоевали право художника писать свободно, так, как он видит, как ему подсказывает интуиция.

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн