1. Организационный момент. Начала урока начинается с эпиграфа (Слайд 1) Речь - это музыкальный инструмент, над которым надо работать...2. Сообщение темы и цели урока.Сегодня на уроке мы вспомним, что такое речь, для чего нужна она. Закрепим умение работать с различными литературными жанрами. 3. Работа по теме урока Речевая гимнастика (Слайд 2) Задание №1 " Надоедливый комар"(отработка опоры дыхания) Задание № 2 Подуть на горячее молоко, сдувая пенку. Вспомните, что такое речь? Для чего нужна речь? Чем богата наша речь? ( многозначностью слов, сравнением, антонимами, синонимами, фразеологизмами...) Чтобы речь была красивой, грамотной нужно постоянно работать над ней, выполняя определённые правила:1) Учимся правильно дышать ( Слайд 3)
От дыхания зависит громкость, чистота и выразительность речи. Необходимо управлять речевым дыханием.
Давайте исправим ошибку. Дыхательная гимнастика играет важную роль.
2) Учимся говорить чисто ( Слайд 4)
Именно в этом случае помогают преодолевать трудности в произношении отдельных звуков скороговорки
Соберите перепутанные скороговорки
и сосалашоссе Архип по охрипСаша шла
осип сушкуОсип
Произнесите скороговорку, преодолевая все возможные дикционные трудности.
3) Учимся петь ( Слайд 5)
Конкурс на лучшего " певца скороговорок"
Скороговорка " От топыта копыт пыль по полю летит" ( мотив частушки, затем колыбельной песни)
4) Учимся говорить выразительно ( Слайд 6)
Реплика №1 - " Я ни в чём не виновата!" ( тихо, но решительно)
Реплика № 2 - " И она ещё спрашивает? Неисправимая притворщица!" ( крича, даже немного взвизгнув)
Реплика № 3 - " Имей в виду: я на тебя нисколько не сержусь!" ( весёлым голосом)
Реплика № 4 - " Ну, я вижу - с тобой каши не сваришь!" ( с сожалением)
5. Учимся сочинять ( Слайд 7)
На рябине воробей ( учащиеся сочиняют небылицу)
.........................................
6. Учимся работать над текстом ( Слайд 8)
Текст
Пришла весна, стаял снег. Из своей сухой норы вылез барсук. Сонный ещё. Сопатый, мохнатый. Он всю зиму спал как медведь. Шерсть на боках у него свалялась. Потягивается барсук, расправляется.
Пошёл барсук на охоту - лягушек ловить, под корнями во мху жуков искать. Поест, попьёт, почавкает - да тем же ходом обратно к себе на квартиру, в сухую нору.
Что я прочитала? Докажите.
Какова общая тема текста?
Выделите микротемы текста? Какой тип текста? Докажите.
Можно к этому тексту составить план? Какие виды плана вы знаете?
Какой план подходит к этому тексту?
Работа над мимическим планом ( работа над мимикой, жестами)