Официальный сайт interaktiveboard 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Статья на тему «Организация самостоятельной работы учащихся на уроках биологии как фактор развития познавательной активности»

Фото пользователя Елена Васильевна Гондарь
Submitted by Елена Васильевна Гондарь on пн, 28/11/2011 - 14:14
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гондарь Елена Васильевна
Место работы, должность: 
МОУ"Пудостьская СОШ"
Регион: 
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках биологии как фактор развития познавательной активности

Используемая методическая литература: 

Горностаева З.Я “Проблема самостоятельной познавательной  деятельности”

// Открыт. школа. – 1998.

Жарова Л.В. “Управление самостоятельной деятельностью учащихся” - Л., -

1982.

Зимняя И.А. “Основы педагогической психологии” - М, 1980.

Кралевич И.Н. “Педагогические аспекты овладения  обобщёнными  способами

самостоятельной учебной деятельности.” / Мн. – 1989.

Орлов В.Н. “Активность и самостоятельность учащихся” - 1998.

  Пидкасистый  П.И.,  Горячев  Б.В.   “Процесс   обучения   в   условиях

Краткое описание: 
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках биологии как фактор развития познавательной активности

 

 

 

 

 

 

Анализ методической темы

«Организация самостоятельной работы учащихся на уроках биологии как фактор развития познавательной активности»

учителя биологии

МБОУ «Пудостьская СОШ» Гондарь Елены Васильевны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1. Введение

2. Система самостоятельной работы учащихся

3. Классификация видов самостоятельной работы    учащихся

4. Организация самостоятельной работы учащихся на уроке.

5. Влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие

познавательной способности учащихся

6.  Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Организация самостоятельной работы, руководство ею — это  ответственная

и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и  самостоятельности

необходимо  рассматривать  как  составную  часть  воспитания  учащихся.  Эта

задача  выступает  перед  каждым  учителем  в  числе  задач   первостепенной

важности.

    Целью   данной  работы   является   изучение    организации

самостоятельной работы школьников и  условий  их  успешной  реализации.  Для

этого необходимо выяснить, какие  функции  выполняет  самостоятельная

познавательная  деятельность  учащихся  и  почему  она  так  необходима  для

формирования зрелой личности.

    Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо  иметь

ввиду две тесно связанные между собой задачи.

 - Первая из  них  заключается  в

том,  чтобы  развить   у   учащихся   самостоятельность   в   познавательной

деятельности, научить их  самостоятельно  овладевать  знаниями,  формировать

свое  мировоззрение;

 - вторая  —  в  том,  чтобы  научить  их  самостоятельно

применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

    Самостоятельная работа не самоцель. Она является  средством  борьбы  за

глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них  активности

и самостоятельности как черт личности, развития их умственных  способностей.

Ребенок,  в  первый  раз   переступающий   порог   школы,   не   может   еще

самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах  еще  планировать

свои  действия,  корректировать  их  осуществление,  соотносить   полученный

результат с поставленной целью.

    В  процессе  обучения  он  должен  достичь  определенного    достаточно

высокого уровня самостоятельности,  открывающего  возможность  справиться  с

разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

    Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания,  умения,  убеждения,

духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая  только  к

словам.   Этот   процесс   включает   в   себя    знакомство,    восприятие,

самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий.

    И,  пожалуй,   главной   функцией   самостоятельной   работы   является

формирование  высококультурной  личности,  т.к.  только  в   самостоятельной

интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек, что способствует дальнейшей самореализации и самоопределению личности ученика. Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому всё объяснили. Поэтому задача учителя – не давать учащимся знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать эти знания.

    Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Только врезультате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками – писал А. Н. Леонтьев. Именно недостаток деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке. Научно доказано безусловное положительное влияние самостоятельных работ на качество знаний, развитие мышления и воспитания положительных сторон психики учащихся.

    Основополагающим требованием  общества  к  современной  школе  является

формирование личности, которая  умела  бы  самостоятельно  творчески  решать

научные,  производственные,   общественные   задачи,   критически   мыслить,

вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически  и

непрерывно  пополнять  и  обновлять  свои  знания   путем   самообразования,

совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

      В практике моей работы значительное место уделено деятельностному подходу к обучению, который включает проблемное преподавание, элементы технологии критического мышления, а также развитие творческой активности учащихся.

Что же такое самостоятельная работа?     

 Самостоятельная работа, по определению А.И. Зимней,   представляется  как

целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим  объектом

в совокупности  выполняемых  действий  и  корригируемая  им  по  процессу  и

результату деятельности. Её выполнение требует  достаточно  высокого  уровня

самосознания,  рефлективности,   самодисциплины,   личной   ответственности,

доставляет  ученику  удовлетворение  как  процесс  самосовершенствования   и

самопознания.

    Всем нам известно, что  учащимся  важно  дать

метод, путеводную нить для организации приобретения знаний, а это  значит  –

вооружить их умениями и  навыками  научной  организации  умственного  труда,

т.е. умениями ставать цель, выбирать  средства  ее  достижения,  планировать

работу  во  времени.  Для  формирования  целостной  и  гармоничной  личности

необходимо систематическое  включение  ее  в  самостоятельную  деятельность,

которая в процессе особого вида учебных заданий –  самостоятельных  работ  –

приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

    А.И. Зимняя подчёркивает, что  самостоятельная  работа  школьника  есть

следствие правильно организованной его учебной деятельности  на  уроке,  что

мотивирует  самостоятельное  её  расширение,  углубление  и  продолжение   в

свободное время. Для учителя это означает чёткое осознание не только  своего

плана учебных действий, но и осознанное его формирование  у  школьников  как

некоторой схемы освоения учебного предмета  в  ходе  решения  новых  учебных

задач.

Самостоятельная  работа  –  это высшая  работа  учебной  деятельности  школьника  и   является   компонентом целостного педагогического процесса, поэтому её присущи такие  функции,  как воспитательная, образовательная, развивающая.

    В   процессе   управления   самостоятельной деятельностью не последнее  место  принадлежит  преподавателю,  так  как  он принимает прямое (затем косвенное)  участие  в  организации  педагогического процесса. В связи с этим следует перечислить следующие принципы управления:

         1) дифференцированный подход к учащимся с  соблюдением  посильности

            учебных заданий;

         2)   планомерное   возрастание    интеллектуальных    нагрузок    и

            последовательный переход к более неточным и  неполным  указаниям

            по выполнению самостоятельной работы;

         3) постепенное отдаление учителя и занятие  им  позиции  пассивного

            наблюдателя за процессом;

         4) переход от контроля учителя к самоконтролю.

    Организация самостоятельной работы – это отбор учителем  средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность, обеспечение условий эффективности.

 

 

Система самостоятельной работы учащихся

 

        На различных  уроках  с  помощью  разнообразных  самостоятельных  работ

учащиеся приобретают знания, умения и навыки. Все  эти  работы  только

тогда  дают  положительные  результаты,  когда  они   определенным   образом

организованы, т.е. представляют систему.

    При  построении  системы  самостоятельных  работ необходимо соблюдать ряд

дидактических требований:

 1. Система самостоятельных работ должна  способствовать  решению  основных

    дидактических задач — приобретению учащимися глубоких и прочных знаний,

    развитию  у  них  познавательных  способностей,   формированию   умения

    самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять  их

    на практике.

 2. Система должна удовлетворять основным принципам  дидактики,  и,  прежде

    всего  принципам  доступности  и  систематичности,   связи   теории   с

    практикой, сознательной и творческой активности, принципу  обучения  на

    высоком научном уровне.

 3. Входящие в систему работы должны быть разнообразны по  учебной  цели  и

    содержанию, чтобы  обеспечить  формирование  у  учащихся  разнообразных

    умений и навыков.

 4. Последовательность выполнения домашних и классных самостоятельных работ

    логически вытекало  из  предыдущих  и  готовило  почву  для  выполнения

    последующих.

    Эффективность самостоятельной работы  достигается,  если  она  является

одним их составных элементов  учебного  процесса,  и  для  нее предусматривается специальное время на каждом  уроке,  если  она  проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически.

    Только при этом условии у учащихся вырабатываются устойчивые  умения  и

навыки в выполнении различных видов самостоятельной  работы  и  наращиваются

темпы в ее выполнении.

    При отборе видов самостоятельной работы, при определении  ее  объема  и

содержания следует руководствоваться,  как  и  во  всем  процессе  обучения,

основными принципами дидактики. Наиболее важное значение в этом  деле  имеют

принцип доступности и систематичности, связь  теории  с  практикой,  принцип

постепенности в нарастании  трудностей,  принцип  творческой  активности,  а

также  принцип  дифференцированного  подхода  к  учащимся.  Применение  этих

принципов   к   руководству   самостоятельной   работой   имеет    следующие

особенности:

 1. Самостоятельная работа должна  носить  целенаправленный  характер.  Это

    достигается  четкой   формулировкой   цели   работы.   Задача   учителя

    заключается в том, чтобы  найти  такую  формулировку  задания,  которая

    вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как

    можно лучше. Учащиеся  должны  ясно  представлять,  в  чем  заключается

    задача и каким образом будет проверяться  ее  выполнение.  Это  придает

    работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и  способствует

    более успешному ее выполнению.

    Недооценка указанного требования приводит  к  тому,  что  учащиеся,  не

поняв цели работы, делают не то, что нужно,  или  вынуждены  в  процессе  ее

выполнения  многократно  обращаться  за  разъяснением  к  учителю.  Все  это

приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня  самостоятельности

учащихся в работе.

 2. Самостоятельная работа  должна  быть  действительно  самостоятельной  и

    побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно.  Однако  здесь

    нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы,

    предлагаемой на каждом  этапе  обучения,  должны  быть  посильными  для

    учащихся, а сами ученики — подготовлены  к  выполнению  самостоятельной

    работы теоретически и практически.

 3. На  первых  парах  у  учащихся  нужно  сформировать  простейшие  навыки

    самостоятельной работы (выполнение схем и чертежей, простых  измерений,

    решения несложных задач и т.п.). В этом случае  самостоятельной  работе

    учащихся  должен  предшествовать  наглядный  показ  приемов  работы   с

    учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.

    Самостоятельная работа,  выполненная  учащимися  после  показа  приемов

работы   учителем,   носит   характер   подражания.   Она    не    развивает

самостоятельности в подлинном смысле слова, но  имеет  важное  значение  для

формирования  более  сложных  навыков  и   умений,   более   высокой   формы

самостоятельности,   при    которой    учащиеся    оказываются    способными

разрабатывать  и  применять  свои  методы   решения   задач   учебного   или

производственного характера.

 4. В некоторых случаях для самостоятельной работы нужно предлагать такие  задания,  выполнение    которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а  требует    применения  знаний   в   новой   ситуации.   В   этом   случае    самостоятельная   работа   способствует   формированию   инициативы   и    познавательных способностей учащихся.

 5. В организации самостоятельной  работы  необходимо  учитывать,  что  для

    овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися  требуется

    разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного  подхода

    к учащимся.

    Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных  учащихся,  учитель

должен вовремя переключать успешно справившихся с  заданиями  на  выполнение

более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений  можно

свести до минимума.  Другим  дать  значительно  больше  таких  упражнений  в

различных вариациях, чтобы они усвоили  новое  правило  или  новый  закон  и

научились самостоятельно применять его  к  решению  учебных  задач.  Перевод

такой группы учащихся  на  выполнение  более  сложных  заданий  должен  быть

своевременным.  Здесь  вредна  излишняя  торопливость,   как   и   чрезмерно

продолжительное «топтание на  месте»,  не  продвигающее  учащихся  вперед  в

познании нового, в овладении умениями и навыками.

 6. Задания,  предлагаемые  для  самостоятельной  работы,  должны  вызывать

    интерес  учащихся.   Он   достигается   новизной   выдвигаемых   задач,

    необычностью их содержания, раскрытием  перед  учащимися  практического

    значения  предлагаемой  задачи  или  метода,  которым  нужно  овладеть.

    Учащиеся всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам,  в

    процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления.

 7. Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и  систематически

    включать в учебный  процесс.  Только  при  этом  условии  у  них  будут

    вырабатываться твердые умения и навыки.

8. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное

    сочетание  изложения  материала  учителем  с  самостоятельной   работой

    учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом  деле  нельзя

    допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой  может

    замедлить темпы  изучения  программного  материала,  ввиду чрезмерной перегрузки учащихся.

 9. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида  руководящая

    роль  должна  принадлежать   учителю.   Учитель   продумывает   систему

    самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный  процесс.  Он

    определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной  работы,  ее

    место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы.

    Он обучает учащихся методам самоконтроля  и  осуществляет  контроль  за

    качеством, изучает индивидуальные особенности учащихся и  учитывает  их

    при организации самостоятельной работы.

 

 

Классификация видов самостоятельной работы учащихся

 

 

    Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу,  которая

выполняется  учащимися  по  заданию  и  под  контролем   учителя,   но   без

непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для  этого

время. При  этом  учащиеся  сознательно  стремятся  достигнуть  поставленной

цели, употребляя свои умственные усилия и  выражая  в  той  или  иной  форме

(устный ответ, графическое построение,  описание  опытов,  расчеты  и  т.д.)

результат умственных и физических действий.

    Самостоятельная  работа  предполагает  активные   умственные   действия

учащихся, связанные с поисками  наиболее  рациональных  способов  выполнения

предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.

    В процессе обучения применяются различные виды  самостоятельной  работы

учащихся, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения  и

навыки. Все виды самостоятельной работы,  применяемые  в  учебном  процессе,

можно классифицировать по различным признакам:  по  дидактической  цели,  по

характеру  учебной  деятельности  учащихся,  по   содержанию,   по   степени

самостоятельности и элементу творчества учащихся и т.д.

    Все виды самостоятельной работы по дидактической цели  можно  разделить

на пять групп:

    1)  приобретение  новых   знаний,   овладение   умением   самостоятельно

       приобретать знания;

    2) закрепление и уточнение знаний;

    3) выработка умения применять знания в решении  учебных  и  практических

       задач;

    4) формирование умений и навыков практического характера;

    5)  формирование  творческого  характера,  умения  применять  знания   в

       усложненной ситуации.

    Каждая  из  перечисленных  групп  включает  в  себя   несколько   видов

самостоятельной работы, поскольку  решение  одной  и  той  же  дидактической

задачи может осуществляться различными  способами.  Указанные  группы  тесно

связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды  работ

могут  быть  использованы  для  решения   различных   дидактических   задач.

Например, с помощью экспериментальных,  практических  работ  достигается  не

только приобретение умений и навыков, но также приобретение новых  знаний  и

выработка умения применять ранее полученные знания.

    Рассмотрим содержание работ при классификации по основной дидактической

цели.

 1.  Приобретение  новых  знаний  и   овладение   умениями   самостоятельно

    приобретать  знания  осуществляется  на  основе  работы  с   учебником,

    выполнение  наблюдений  и   опытов,   работ   аналитико-вычислительного

    характера.

 2. Закрепление  и  уточнение  знаний  достигается  с  помощью  специальной

    системы упражнений по  уточнению  признаков  понятий, 

    отделению существенных признаков от несущественных.

 3. Выработка умения применять знания на практике осуществляется с  помощью

    решения  задач  различного  вида,   решение   задач   в   общем   виде, логических задач, задач практического характера,   экспериментальных работ и т.д.

 4. Формирование умений творческого  характера  достигается  при  написании

    эссе, рефератов, при подготовке докладов, заданий при поиске новых

    способов решения задач, новых вариантов опыта, составления кроссвордов,  и т.п.

 

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке.

 

    Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе  учебной

деятельности. От того, какова эта деятельность зависит  результат  обучения.

Отношение учащихся к собственной деятельности  определяется  в  значительной

степени тем,  как  учитель  организует  их  учебную  деятельность. 

      Важную  роль  в  организации  самостоятельной  работы  играет подборка учебного материала,  т.к.  с  его  помощью  мы  черпаем  информацию содержания обучения. Однако сама по себе информация вне потребности  ребенка не имеет для него никакого значения и  не  оказывает  никакого  воздействия. Если  же  информация  созвучна   потребностям   учащегося (личная значимость учебного материала)   и   подвергается эмоциональной  переработке,   то   он   получает   импульс   к   последующей деятельности. Для этого содержание учебного материала должно  быть  доступно ученику, должно исходить из имеющихся у него знаний и опираться на них и  на жизненный опыт детей, но в то  же  время  материал  должен  быть  достаточно сложным и трудным.

     Формулирование цели ещё один важный аспект в данной работе.  Хорошо, если  учитель  не  только  сам  формулируют,   но   и привлекают к этому учащихся, т.к. это  дает  возможность  лучше понять задачу, более сознательно ее решить, осознать ее  назначение,  и  тем самым создаёт условия  для  лучшего  её  усвоения.  Этот  способ  называется способ целевого требования.

    Ещё один способ – учебно-проблемный, когда учитель  не  только  формулирует

цель, но строит процесс ее решения,  как  процесс  разрешения проблемы, и после  решения  обсуждают  с  учащимися  как была разрешена проблема, осуществлена цель решения.

    Таким  образом,   если  мы  хотим  найти  наиболее  эффективный  путь   формирования внутренних мотивов самостоятельной познавательной  деятельности,  то  есть необходимость использования в обучении учебно-проблемного   способа  организации  решения задач. 

       Самостоятельная работа должна состоять из следующих трех основных этапов:

    1) Вводно-мотивационный этап.

    На этом этапе  учащиеся  должны  осознать  основную  цель  предстоящего

изучения учебной темы, ее место и роль в общем образовании, ее  практическое

и теоретическое значение. В нужных случаях, учитель указывает  какие  знания

и умения ранее  пройденного  материала  особенно  понадобятся  при  изучении

данной темы. Затем учитель сообщает, сколько  уроков  отведено  на  изучение

темы, примерные сроки ее завершения и перечисляет  основные  элементы  темы,

т.е.  знания,  умения  и  навыки,  которыми  должны  овладеть   учащиеся   в

результате изучения этой темы.

    2) Операционно-познавательный этап.

    На этом этапе учащиеся усваивают знания, входящие в  содержание  данной

темы, при этом используются разные виды и формы учебной работы: рассказ  или

лекция, фронтальная работа  по  изучению  понятия.  Коллективная  работа  по

усвоению  учебного   материала,   решению   задач,   проведению   опытов   и

экспериментов, индивидуальная работа по решению задач, и т.д.

    Изложение учебного материала производится в основном  учителем,  но  по

мере взросления учащихся, часть учебного материала должна выносится на самостоятельное изучение.

    3) Рефлексивно-оценочный этап.

      Здесь производится обобщение изученного и подведение итогов работы  по

данной теме. При этом, главная  цель  этого  этапа  –  развитие  у  учащихся

рефлексивной  деятельности  (самоанализа),  способностей   к   обобщению   и

формирование адекватной  самооценки.  Для  обобщения  пройденного  материала

могут использоваться различные методы: обобщающие уроки,  доклады  учащихся,

составление по группам обобщающих схем, проектная работа и т. д.

     Итак, чтобы организовывать   самостоятельную    деятельность    классного    коллектива, необходимо постепенно передавать учащимся многие свои функции и роли,  и,  не  подавляя инициативы, руководить самостоятельной  работой  учащихся.  Как  показывает опыт, если эту систему вводить начиная с первого класса, то учащиеся  быстро осваиваются с ней и она становится для них привычной, и школьники  смогут  в полной мере испытать чувства эмоционального  удовлетворения  от  сделанного, радость победы  над  преодоленными  трудностями,  счастье  познания  нового, интересного.  Тем  самым  будет  формироваться  у  учащихся  ориентация   на переживание  таких  чувств  в  будущем,   что   приведет   к   возникновению потребности в творчестве, познании, в упорной самостоятельной учебе.

 

Влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие

познавательной способности учащихся

 

 

    Самостоятельная работа оказывает  значительное  влияние  на  глубину  и

прочность  знаний  учащихся  по  предмету,  на  развитие  их  познавательных

способностей, на темп усвоения нового материала.

    Практический опыт показал, что:

 1.  Систематически  проводимая  самостоятельная  работа  при  правильной  ее

    организации способствует получению учащимися более глубоких  и  прочных

    знаний по сравнению с  теми,  которые  они  приобретают  при  сообщении

    учителем готовых знаний.

 2. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели  и

    содержанию   самостоятельных    работ    способствует    развитию    их

    познавательных и творческих способностей, развитию мышления.

 3. При тщательно продуманной  методике  проведения  самостоятельных  работ

    ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического

    характера, а это в свою  очередь  оказывает  положительное  влияние  на

    формирование познавательных умений и навыков.

 4. С течением  времени  при  систематической  организации  самостоятельной

    работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы  по

    предмету у учащихся вырабатываются  устойчивые  навыки  самостоятельной

    работы. В результате для выполнения примерно  одинаковых  по  объему  и

    степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени

    по сравнению с  учащимися  таких  классов,  в  которых  самостоятельная

    работа совершенно  не  организуется  или  проводится  нерегулярно.  Это

    позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного  материала,

    увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ  и

    других видов работ творческого характера.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

Горностаева З.Я “Проблема самостоятельной познавательной  деятельности”

// Открыт. школа. – 1998.

Жарова Л.В. “Управление самостоятельной деятельностью учащихся” - Л., -

1982.

Зимняя И.А. “Основы педагогической психологии” - М, 1980.

Кралевич И.Н. “Педагогические аспекты овладения  обобщёнными  способами

самостоятельной учебной деятельности.” / Мн. – 1989.

Орлов В.Н. “Активность и самостоятельность учащихся” - 1998.

  Пидкасистый  П.И.,  Горячев  Б.В.   “Процесс   обучения   в   условиях

демократизации и гуманизации школы.” — М, 1991.

Подласый И.П.  “Педагогика” - М., 1996.

Столяренко Л.Д.  “Педагогика” - Ростов, 2000.

Харламов И.Ф.  “Педагогика” - Мн., 2002.

 

 


 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн