Официальный сайт zakonoproekt2010 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Многообразие путей познания мира

Submitted by Николай Иванович Никитин on Tue, 29/11/2011 - 10:17
Данные об авторе
Автор(ы): 
Иванов Георгий Александрович
Место работы, должность: 
учитель обществознания
Регион: 
Город Москва
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Обществознание
Цель урока: 

 

Цели и задачи:
- объяснить понятия и термины: «уровни человеческих знаний», 
«мифическое знание», «рационально-логическое знание», 
«жизненный опыт», «здравый смысл», «эсхаталогия», «паранаука»;
- ознакомить с видами и уровнями человеческих знаний, развивать у 
учащихся умения осуществлять комплексный поиск, 
систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, 
анализировать, делать выводы, рационально решать 
познавательные и проблемные задания;
- способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
30
Используемые учебники и учебные пособия: 

Боголюбов. Обществознание. 10 класс

Используемая методическая литература: 

Нет

Используемое оборудование: 

Доска, мел, компьютер с выходом в Интернет, проектор

Используемые ЦОР: 

Ссылки:

http://mich-schola30.narod.ru/pok.pdf

http://www.prosv.ru/ebooks/Bogolubov_Obwestvozn_10_Ucheb/6.html

http://larisa.ucoz.ru/load/k_urokam_obshhestvoznanija/mnogoobrazie_putej_poznanija/3-1-0-1

Краткое описание: 
план конспект урока в форме деловой игры

План-конспект открытого урока по обществознанию в 10-м классе

(профильный уровень)
Тема: Многообразие путей познания мира
Цели и задачи:
- объяснить понятия и термины: «уровни человеческих знаний», 
«мифическое знание», «рационально-логическое знание», 
«жизненный опыт», «здравый смысл», «эсхаталогия», «паранаука»;
- ознакомить с видами и уровнями человеческих знаний, развивать у 
учащихся умения осуществлять комплексный поиск, 
систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, 
анализировать, делать выводы, рационально решать 
познавательные и проблемные задания;
- способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тип урока: урок-деловая игра.
I. Организационный момент.
Вводное слово учителя: В истории рассматривались различные виды 
знаний: рациональное и чувственное, логичное и алогичное, научное и 
ненаучное, обыденное и художественное, нравственное и философское и др.
И далеко не всегда процесс познания совершается за письменными 
столами или в научных лабораториях. Не всегда люди стремились и к 
академическим знаниям.
Всякая молитва, говорил И.С.Тургенев, сводиться к одному: «Господи, 
сделай так, чтобы дважды два не было четыре».
- Действительно, нужна ли человечеству вера в чудесное?
- Какую роль играла фантазия в процессе познания истины?
- Помогает ли искусство лучше понять мир?
Поразмышляем над этими вопросами.
Тема урока: «Многообразие путей познания мира».2
- Какие вопросы нам предстоит рассмотреть на уроке?
Учащиеся называют пути познания мира и следующие вопросы:
1. Мифологическое познание мира.
2. «И опыт, сын ошибок трудных…»
3. Познание средствами искусства.
4. Там, где кончается наука.
II. Проверка знаний учащихся (мотивационный момент).
Даже сейчас, в  XXI веке, большинство людей черпают сведения о мире 
отнюдь не из научных трактатов. Как грибы, растут астрологические 
прогнозы, появляются объявления с обещаниями решить все проблемы т от 
«знаменитых» ясновидящих, необычайно популярными стали массовые 
оздоровительные сеансы по телевизору. Следовательно, наряду с наукой 
существует множество путей познания. Об  этом пойдет речь на уроке, 
который я предлагаю провести в виде ролевой игры.
Итак, класс должен разделиться на группы, каждая из которых будет 
представлять определенную роль убежденных сторонников своих, 
ненаучных способов познания мира и истины. Условие лишь одно: вы 
должны быть убедительны во время представления своего способа 
представления.
Группа I готовит выступление в защиту мифологических знаний.
Группа  II готовит выступление в защиту обыденных знаний, народной 
мудрости и здравого смысла.
Группа  III готовит выступление в защиту художественно-образных 
знаний.
Группа IV готовит выступление в защиту паранаучных знаний.
Каждая группа предъявит результаты своей работы на заседании 
«круглого стола», опираясь на §23 и дополнительные материалы.
Отвечают учащиеся  I группы - «Миф  – первая фаза познания и 
объяснения общества».3
Основные тематические циклы мифов:
- космогонические мифы – мифы о происхождении мира и Вселенной;
- антропогонистические мифы  – мифы о происхождении человека и 
человеческого общества;
- мифы о культурных героях  – мифы о происхождении тех или иных 
культурных благ;
- эсхатологические мифы – мифы о «конце света», о конце времени;
- биографические мифы  – рождение, посвящение в полновозрастный 
статус, брак, смерть мифологических героев.
Роль и значение мифов:
- черпаем знания о принятой в данном обществе системе правил и 
ценностей;
- создаем картину целостной жизни народа;
- мифы сохраняют жизненный опыт народов;
- постигая мифы, человек соотносит свой личный опыт с продовым 
опытом коллектива, сообщества людей;
- обеспечивает преемственность культурного опыта;
- передает лучшие нравственные качества героев и предлагает им 
следовать последующим поколениям.
Учащиеся  II группы используют описание историка С.М.Соловьева о 
строительстве Успенского собора Московского Кремля. Учащиеся 
рассказывают о том, какие практические знания появились у русского народа 
в ходе сооружения собора.
Другой пример, учащиеся читают эпизод из рассказа Н.С.Лескова 
«Левша», где царь в мелескоп рассматривает работу  – подковы на ногах 
механической «аглицкой» блохи и никак не может их увидеть, и отвечают на 
вопрос, как житейский опыт помог мастеру справиться с поставленной 
задачей: подковать блоху.4
- Какая практическая деятельность или житейские ситуации породили 
следующие пословицы и поговорки:
Человека узнаешь, когда с ним пуд соли ложкой расхлебаешь;
Домашняя копейка лучше заезжего рубля.
Портной без кафтана, сапожник без сапог, а плотник без дверей.
Ученики делают выводы:
- опыт повседневной жизни – особый способ познания мира;
- способ формирования практического знания – трудовая деятельность;
- практические знания не претендуют на теоретическое обоснование и 
обходятся без него;
Практическому знания свойственен свой язык: «чуть-чуть», «на глазок»;
- приобретаются не только практические знания, но и оценки, норму 
поведения.
Учитель задает вопросы:
- Какие оценочные суждения вытекают из следующих пословиц? 
Согласны ли вы с содержащейся в них оценкой:
Не спрашивай старого – спрашивай бывалого.
Иному горе – ученье, иному – мученье.
Не испортив дела, мастером не станешь.
Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом.
Примеры народной мудрости:
-афоризмы: «Любишь кататься – люби и саночки возить»;
- поговорки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»;
- суждения: «Куй железо, пока горячо».
Отличительная черта народной мудрости свод рецептов поведения для 
разных случаев жизни.5
Здравый смысл  – стихийно складывающиеся взгляды людей на 
окружающую действительность и самих себя под воздействием 
повседневного опыта.
Ученики  III группы рассказывают о картине М.И.Хмелько 
«Переяславская рада 1654 год» и проанализировали стихотворение 
Р.Рождественского после посещения мим парижского кладбища Сен-Женьев 
де Буа, где похоронены многие участники белого движения.
Особенность этой формы познания – художественное обобщение, образ.
Ученики IV группы приводят примеры информации (паранаучной). Там 
а, где кончается наука. Характерные черты паранауки  - туманность и 
загадочность сведений, которыми они оперируют.
Причина появления  – ограниченные возможности науки, которая не 
может ответить на все вопросы.
Отличительные черты паранауки:
- паранаука отличается претензией на универсальность;
- завышенные претензии на внимание к себе;
- нередко нетерпимость к традиционной науке.
Положительное воздействие паранауки в том, что она способствует 
выдвижению новых научных проблем.
III. Итог урока.
Учитель: вот и закончилась наша деловая игра, и давайте подведем ее 
итоги.
– С какими ненаучными способами познания истины мы познакомились?
– Какой из них показался вам самым убедительным?
Что объединяет все эти направления?
– Можно ли утверждать, что ненаучное познание ведет человека к истине? 
Ответ аргументируйте.
Домашнее задание: выучить §23, выполните задания.

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн