Вы не зарегистрированы

Авторизация



Принципы работы по профилактической программе

Фото пользователя Лилия Римовна Юртаева
Submitted by Лилия Римовна Юртаева on Sat, 14/03/2009 - 15:32

Принципы работы по профилактическим программам.
• профилактическая программа, реализуемая в ОУ, должна быть ориентирована на особенности организации учебного процесса, являющегося в школе главным.
• занятия не должны напоминать школьные уроки, поэтому из них стоит исключить задания, характерные для традиционных уроков, длительные монологические поучающие высказывания ведущего. Это могут быть тренинги, семинары, круглые столы, интерактивные занятия с преобладанием вопросов открытого типа и т.д.
• весь курс должен быть коротким, но интенсивным, не увеличивающим и без того огромную учебную нагрузку детей и подростков.
• содержание предлагаемых программ может реализовываться: в ходе образовательного процесса интегрировано через предметы федерального компонента, предметы регионального (национально - регионального) компонента, предметы и курсы школьного компонента.
• возможны формы реализации содержания программ посредством воспитательных мероприятий: на классных часах, через систему дополнительного образования, кружковую деятельность.
• работать по профилактической программе может специалист, имеющий свидетельство (удостоверение, сертификат) или прошедший специальное обучение по работе с данной категорией программ.
Сегодня предлагается масса профилактических программ, использующих традиционные методы, которые не всегда работают. Опыт показал, одним из самых эффективных методов превентивного обучения на сегодняшний день является тренинг. Тренинг позволяет дать недостающую информацию, сформировать навыки устойчивости к давлению сверстников, навыки безопасного поведения. В широком смысле тренинг это:
- познание себя и окружающего мира;
- изменение «Я» через общение;
- общение в доверительной атмосфере и неформальной обстановке;
- эффективная форма работы для усвоения знаний;
- инструмент для формирования умений и навыков.
Человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод вовлекает участников в процесс, а сам процесс обучения становится легче и интереснее.
Цель превентивного обучения – мотивировать подростка изменить поведение на менее рискованное.
При реализации профилактических программ, помимо использования традиционных методов работы, крайне необходимо включение интерактивных методов. Такая комбинация методов в превентивном обучении немаловажна по целому ряду причин. На рисунке показано, как учащиеся усваивают материал в зависимости от метода, использованного учителем. Использование интерактивных форм обучения наряду с традиционными методами позволяет учителю улучшить качество обучения
Прописная истина – для работы с группой эффективнее использовать групповые методы. Конечно, можно вызубрить информацию наедине с учебником, но, скорее всего, это не приведет к изменению поведения. Можно замечательно знать теорию общения с людьми (прочитав всю психологическую литературу), но не суметь даже ответить по телефону.
«Не все йогурты одинаково полезны», как и не все методы работы с группой одинаково эффективны. Существует так называемая «пирамида познания», которая показывает, что чем больше степень участия обучаемых в процессе познания, тем больше информации и навыков усваивается участниками.

Лекция (5% усвоения) – наиболее быстрый способ предоставления необходимой информации неограниченному количеству слушателей. Недостатком этого метода является то, что лекция ставит участника в пассивную позицию слушателя, что приводит к зеванию, засыпанию, бумажкокиданию, соседотолканию.

Чтение (10% усвоения) хорошо забытое многими молодыми людьми занятие. Может происходить в одиночку или в компании, дома или в вагонах, на диване или на стуле, в ванной или соседней с ней комнате, но не позволяет достичь глубокого усвоения информации. Можно прочитать о том, как пользоваться презервативом, и никогда его не использовать.
Аудиовизуальные средства (20% усвоения). Люди любят смотреть кино, слушать радио. Поэтому просмотр или прослушивание талантливого произведения - замечательный способ для эмоционального переживания информации. Так что, если у вас есть высокохудожественный сериал с закрученной интригой о бледной спирохете, покажите его.
Использование наглядных пособий (30% усвоения). Используя наглядные пособия (чучела тушканчиков, макет водонапорной башни, метроном, презерватив и т.д.), ведущий помогает участникам запоминать и усваивать информацию всеми каналами восприятия: зрением, слухом, осязанием и обонянием. Наглядные пособия для семинаров могут быть самого разного рода: диаграммы, слайды, макеты, модели, раздаточный материал, буклеты, плакаты ...
Обсуждение в группах (50% усвоения) позволяет участникам поделиться своими мыслями, впечатлениями и ощущениями в рамках определенной темы (например, о «Проблеме эмоционального состояния инфузории туфельки после победы над амебой»). Дискуссии и «мозговые штурмы» ценны тем, что позволяют участникам думать, подробно рассказывать о собственных выводах, выслушивать самые разнообразные мнения других.
Обучение практикой действия (70% усвоения) - это ролевые игры, проигрывание ситуаций, практические занятия, самостоятельные исследования. Приобретенный таким образом опыт помогает усвоить информацию, полученную на тренинге. Например, проигрывание ситуации «во время вечеринки с дачи вернулись родители» позволяет усвоить навык уборки территории в течение 30 секунд.
Выступление в роли обучающего (90% усвоения). Хочешь выучить и понять сам – объясни другому. Вот почему профессора почти все знают.
ВНИМАНИЕ!!!
 Прежде чем начинать работать с группой в роли ведущего, желательно самому принять участие в таких занятиях в роли участника.
 
Стать участником обучающего тренинга Вы сможете, обратившись к специалистам лаборатории охраны здоровья детей на кафедре психологии ГОУ ДПО «СарИПКиПРО».
 (8 452) 28-25-23, 28-23-90

 


»  Размещено в сообществах: