Официальный сайт interaktiveboard 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Реализация компетентностного подхода на уроках английского и немецкого языков.

Submitted by Светлана Алексеевна Сафронова on Wed, 30/11/2011 - 21:24

 

Реализация компетентностного подхода на уроках английского  и немецкого языков  

Сообщение на МО учителей английского и немецкого языков подготовила учитель  немецкого языка МОУ СОШ № 23 Сафронова С. А.

            Сегодня мы живём в обществе бурно развивающихся технологий, где человек должен не только обладать специальной информацией, но и уметь ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, самообучаться, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы, владеть на высоком уровне социальными, коммуникативными и другими ключевыми компетенциями. Поэтому основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений, навыков, сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций.

Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года выделены ключевые компетенции:

  • политическая и социальная;
  • культуроведческая;
  • коммуникативная;
  • информационная;
  • профессиональная.

В переводе с латинского языка компетентный - это знающий.

Согласно словарю русского языка, компетенция – это круг деятельности, та область вопросов, в которой человек хорошо осведомлен (Словарь русского языка, 1982)

    Изучение иностранного языка в целом и английского и немецкого  в частности в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1) развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.

2) развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.

Итак, приоритетная цель - коммуникативная компетенция. Однако существует парадокс:

иностранный язык - это только средство, с помощью которого можно приобретать и демонстрировать свой общекультурный уровень, свою способность мыслить, творить, оценивать.

Тем не менее, государство заинтересовано в практическом овладении иностранным языком, обеспечивающим выход на мировой рынок, приобщение к мировой культуре

         На первое место следует поставить лингвосоциокультурный метод, который предполагает изучение языка через понимание куль­туры той страны, чей язык ты изучаешь, через традиции. Я стараюсь знакомить детей с народными традициями,  историей возникновения праздников, их символикой, что способствует расширению страноведческих познаний детей, приобщает их к народной мудрости. На уроках используются песни, пьесы, сказки, фильмы, как источник языкового и грамматического материала. На первом месте – жизнь, сам непосредственно язык общения, а на втором его теория, т.е. грамматика.

          Осуществлять на практике принципы компетентностного обучения в младших классах мне помогают театральные  и песенные технологии. Они  раскрепощают де­тей,  способствуют сближению детей, раскрытию их внутреннего мира, развивают образное мышление, приближают их к знаниям не только через разум, но и через чувства, эмоции, развивают технику речи и артикуляцию. Разучивание песен и ролей в играх формирует дикцию, умеренный темп речи, интонацию, четкое произношение.

          В формировании коммуникативной компетенции помогают такие виды деятельности как: парная работа, работа малыми группами, перекрестная ра­бота малых групп, общие дискуссии, обсуждения, обмен впечатлениями, использование ролевых игр. При работе в парах и группах учащиеся изу­чают вместе то, над чем они потом смогут работать индивидуально.  Главные преимущества работы в группах: развивающее взаимодействие «лицом к лицу», где учащиеся объ­ясняют материал друг другу, обучая друг друга тому, что знают; индиви­дуальная отчетность, личная ответственность, деятельность каждого ученика оценивается учителем с помощью тестов;  учащиеся получают навыки работы в команде; важную роль имеет рефлексия или обсуждение работы группы, где учащимися могут быть названы члены группы, которые по­могли группе добиться успеха.

 Использование игровой методики.

 Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся
педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. Игра – особо организованное занятия, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ребенок будет при этом говорить на иностранном языке? Не таятся ли здесь богатые обучающие возможности? Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра прежде всего – увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей, в том числе и учителей иностранного языка. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».
Лексические игры
1. “Цепочка слов”: пол – лев – ведро
Затем учитель дает задание составить цепочку из английских слов.
her – red – desk
her – red – dog – garden – name – eight – tram – map – play –
yes – stand – desk
2. “Вставьтепооднойбуквевслова”:
to – two pay – play
for – four may – many
tree – three
3. Игра используется при работе над любой темой. Учитель бросает мяч
одному из учеников и называет какое-либо слово по теме на
английском или русском языке. Играющий, поймав мяч, произносит
эквивалент данного слова.
Т.: Стол
Р.: atable
Т.: Кот
Р.: acatи т.д.
4. Оборудование: картинки, на которых представлены различные предметы,
цветы, животные и т.п.
Учитель показывает картинки. Ученик называет по английски то, что
на ней изображено и подбирает к этому слову слово, рифмующееся с
ним:  cat – hat, ball – wall, bus – plus, lamp –map,
rose – nose и т.д.
5. “Where is the pen?”
Цель игры тренировка учащегося в употреблении предлогов. Учитель
прячет какой-нибудь предмет, затем спрашивает ученика: “Where is
the pen?”. Отгадчикотвечает: “The pen is on the table”, “The pen
is under the book” ит.д.
        Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.

Использование метода проектовразвивает активное самостоятельное мышление ребенка, его творческие, интеллектуальные, коммуникативные умения. Учащиеся учатся работать с текстом, выделять главную мысль, вести поиск информации, анализировать ее, делать обобщения, выводы. Содержание текстов служит стимулом последующих высказываний уча­щихся, мысли поводом к общению. Использование этого метода развива­ет у учащихся умение вести беседу, дискуссию, отстаивать свою точку зрения, активно, самостоятельно, критически мыслить.

 Главная педагогическая цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

  Проектная деятельность позволяет детям получить личностный опыт и освоить виды деятельности, необходимые им в будущем. Таким образом, внутренний результат проектной деятельности - накопление поведенческих, коммуникативных, организационных и других навыков. Дети учатся прогнозировать результат, планировать свою работу, рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения и нести за них ответственность, взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, защищать результаты публично.

  На сегодняшний день мною на уроках английского языка реализованы следующие проекты:

-“My pet”

- “Christmas and New Year traditions”

-“My Family Tree ”

- “My summer adventure”

-“Environment”

- “Western Democracies”

- “Travelling around London”

   Все реализованные проекты были осуществлены с использованием информационных технологий.

Использование ИКТ на уроках английского языка.

Чтобы процесс овладения иностранным языком проходил более ус­пешно, я стараюсь искать новые методические приемы, кото­рые развивают познавательный интерес к учению и формируют устойчи­вую положительную мотивацию к предмету.

   Одним из важнейших компонентов компетентностного подхода является использование информационно-коммуникационных технологий.

Информационная технология (компьютерная технология) - это процесс подготовки и передачи информации ученику. Возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы.

Существует несколько вариантов использования курсов, основанных на новых информационных технологиях. Вот некоторые из чаще используемых мной технологий:

• использую ИКТ в классе в поддержку основного курса обучения;

• использую ИКТ на занятиях с учащимися, способными работать практически без поддержки учителя (Проектная деятельность), что более подходит одарённым детям, любящим и умеющим работать самостоятельно, но и неуспевающие дети подключаются к творческим микрогруппам.

Таким образом, можно сделать следующие выводы, что особенностями организации учебного процесса школьников с использованием ИКТ являются:

• больший акцент на самостоятельную работу школьников;

• обязательная компьютерная компетентность учащихся;

В XXI веке компьютеры в целом и сеть «Интернет», в частности, являются обязательным компонентом общей грамотности человека. Не обсуждая вопрос эффективности применения компьютерных технологий в обучении языку, можно утверждать, что для того, чтобы считаться грамотными людьми, ученикам нужно учиться использовать компьютеры для исследовательской работы, развития навыков письменной речи и формирования коммуникативной компетенции. Я считаю, что использование информационно-коммуникационных технологий в обучении языку на уроках позволяет мне достичь две цели:

- совершенствовать навыки владения языком 

- повышать уровень компьютерной компетентности, необходимой для жизни и работы в современном обществе.

Еще одна технология, используемая мною на уроках для формирования коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять непосредственное иноязычное общение (диалогическая речь) - интерактивный метод.

       Новые информационные технологии, на мой взгляд, открывают большие возможности для расширения образовательных рамок по каждому предмету. Это особенно почувствовали учащиеся, которые принимали участие в проектных работах по иностранному языку (Конкурс  английских стихов , конкурс проектов «Хорошо быть молодым» и живой проект в начальной школе «Я и мои друзья»). Интернет - позволяет окунуться целиком в иностранный язык, использовать аутентичную информацию из иноязычных стран, позволяет нам (и учителям, и детям) участвовать в международных сетевых проектах. В 2010 уч.году учащиеся 2-4 классов участвовали во Всероссийском конкурсе по английскому языку «Британский бульдог». Главная задача этого игрового конкурса – вызвать интерес к изучению иностранного языка.  И главный результат конкурса – это то, что ребята поверили в свои возможности, заинтересовались изучением иностранного языка.

        Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без внимания ни одну сторону школьного дела. Новые принципы личностно-ориентированного образования потребовали новых методов обучения и воспитания, которые формировали бы не просто умения, а компетентности, т.е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности.

I. Использование готовых компьютер­ных обучающих программ является наиболее распространенным в сфере обуче­ния иностранным языкам с помощью ИКТ. Но,по моему мнению, данные  программы можно использовать в качестве дополнительной работы на уроке или кружковой работе, на дополнительных занятиях.

2. Создание собственных мультимедийных презентаций.   Презентации, создаваемые учителем, позволяют быстро и эффективно решить проблему наглядности на уроке. Создание таблиц, включение текста, аудио и видеоинформации это лишь малый перечень того, что может быть включено в презентацию. Анимация объектов позволяет визуально выделить наиболее значимые компоненты, что позволит учащимся допол­нительно акцентировать внимание на них.

   Использование презентаций возможно на любом этапе урока. При изуче­нии новых лексических единиц целесообразно использовать картинки и фотографии, которые позволяют осуществить беспереводной метод представления лексики. При изучении грамматики возможно анимационное вы­деление наиболее сложной или важной информации (например, можно по­казать способ образования множественного числа существительных). Для закрепления изученною материала возможно представление заранее созданных упражнений (например, с пропусками).

             Таким образом, использование технологий групповой работы, метода проектов, игровых методов, внедрение ИКТ в обучение иностранному языку способствует достижению основной цели модернизации образования улучшению качества обучения, увели­чению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщен­ной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, что обусловлено социальным заказом современного общества.

 

 

Литература

1.  Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе.// Педагогика. 2003, № 10

2.  Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД «Первое сентября». Сайт фестиваля 2003-2004.

3.  Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М. -2005

4.  Ирхина И.В. Современные ориентиры развития школьного образования в России. // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2005 № 2, с.152-154

5.  Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393//Учительская газета 2002 №31.

6.  Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.//Школьные технологии.-2004.-№5 с.3-12

7.  Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: .

8.  Шишов С.Е., Агапов И.И. Компетентностный подход к образованию как необходимость.//Мир образования-образование в мире. 2001, № 4.

9.Каверина И. И. Реализация компетентностного подхода на уроках в средней общеобразовательной школе. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 22 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2007/0222-5.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: .

 

Прикрепленный файл Size
Реализация компетентностного подхода на уроках английского языка.doc 56 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн