Официальный сайт janmille 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Анализ художественного текста на уроках литературы (на примере повести М. Горького «Детство»).

Submitted by Ирина Васильевна Цыганова on чт, 01/12/2011 - 18:17
Данные об авторе
Автор(ы): 
Цыганова Ирина Васильевна
Место работы, должность: 

МОУ "СОШ №82" г. Саратова, учитель русского языка и литературы

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Предмет(ы): 
Литература
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p> Анализ художественного текста на уроках литературы&nbsp;</p> <div> (на примере повести М. Горького &laquo;Детство&raquo;).&nbsp;</div> <div> &nbsp;</div>

 

Анализ художественного текста на уроках литературы

(на примере повести М. Горького «Детство»).

 

Современный урок литературы – это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, ориентированный на развитие интеллектуальных качеств учащихся, на формирование мировоззрения, эстетического  сознания, вкусов и потребностей.  В связи с этим чрезвычайно важным представляется вопрос об организации читательской деятельности учащихся на уроках литературы. Обращаясь к проблемам урока , можно отметить особую важность продуманности типологии и структуры урока. В дидактической литературе предложена классификация уроков по основной образовательной цели: урок усвоения новых знаний, урок комплексного применения знаний, урок обобщения и т.д. Опираясь на достигнутое в методике и дидактике литературы, мне хотелось бы остановиться на технологии обучения анализу художественного текста. При анализе художественного произведения в структуре уроков выделяют такие элементы: подготовка к восприятию темы урока и осмысление результатов самостоятельной работы учащихся дома; восприятие, осознание и осмысление нового материала; обобщение знаний  и умений, формируемых на уроке, и осмысление домашнего задания. Однако на всех этапах работы над художественным произведением необходимо внимание к идейно – нравственной позиции писателя. Это позволяет превратить уроки литературы в уроки постижения искусства слова.

На подготовительном этапе урока необходимо дать возможность ученикам осознать результаты своего самостоятельного чтения, увидеть его фрагментарность, недостаточную глубину. Чтобы создать установку на вторичное прочтение, вопросы учителя не должны быть слишком простыми, касаться лишь сюжета. Например, если на уроке в центре внимания находится  изображенная писателем картина жизни, то на подготовительном этапе важно выявить, воспринята ли  учащимися пространственно – временная сторона произведения, видят ли они его эстетическую значимость. Например, изучая «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»         М.  Е. Салтыкова – Щедрина, целесообразно спросить ребят: «О чём говорит читателям найденная генералами на необитаемом острове  газета «Московские ведомости». Анализ художественного  произведения проходит под определённым, избранным углом зрения. При этом начальным этапом анализа становится отбор художественного материала. Работа, связанная с отбором  материала, нужна по ряду причин: чтобы создать опорные точки для решения поставленных задач, для усиления внимания и познавательной активности учащихся, с целью развития образного мышления. Отбор  и классификация материала – важнейшее, но не основное содержание этапа « восприятие, осознание и осмысление нового материала. Решающее значение имеет текстуальный анализ. Например, если задачей урока является обогащение представлений учащихся о характере изображения писателем героев произведения, то этап текстуального анализа должен быть направлен на постижение таких сложных компонентов произведения, как нравственно – эмоциональный  мир героев и нравственно – эмоциональные оценки автором изображаемого. Ребятам кажется, что если они уловили  ведущее свойство героя, то уже заглянули  в глубину изображённого характера. Но разве можно отказать в смелости Андрию  из повести «Тарас Бульба».  Важно показать подросткам сложность  формирования характера, сложность поисков человеком места в жизни, своей лини поведения.

Обобщение на уроке представляет особые трудности. Важно осмыслить результаты совместной деятельности учителя и учащегося, важно, чтобы на уроках царила атмосфера  коллективного труда.

Этап урока ,на котором осмысливается домашнее задание , может быть по значимости  и сложности поставлен на первое место. Трудность заключается в том, что для литературы характерны в основном  опережающие домашние задания, которые необходимо давать в соответствии с избранным учителем путём анализа.

Чтобы проиллюстрировать возможности данного направления работы, обратимся к фрагменту анализа повести М. Горького «Детство».

Работая над повестью, учащиеся должны понять, над какими трудными  и волнующими вопросами жизни заставляют задуматься произведения Горького, какие разнообразные чувства  приходится переживать вместе с  героями. Эти задачи реализуются в самом построении уроков.

Первый урок. Автобиографический характер повести. Первичное осмысление  учениками отношения автора к изображаемому на основе самостоятельного чтения произведения.

Второй урок.  «Свинцовые мерзости жизни» в повести. Обогащение представлений ребят об особенностях изображения  писателем  действительности.

Третий – четвертый  уроки. Дед Каширин, бабушка Акулина Ивановна, Хорошее Дело. Обогащение представлений учащихся об особенностях изображения писателем героев произведения.

Пятый урок. Алёша Пешков –  положительный герой повести. Осознание характера своей оценки произведения учащимися и на этой основе выработка объективно значимых критериев  оценки художественного произведения.

Подробно хочу остановиться на разработке первого урока, задачей которого является формирование первичного представления об отношении автора  к изображаемому  на основе самостоятельного чтения  произведения учащимися. Предлагается подумать над  тем, какие проблемы поднимает автор в произведении, каким является его эмоциональное отношение к поставленным  вопросам, каков тон повествования.

На этапе подготовки  к восприятию темы  урока и  осмыслению результатов самостоятельного чтения учителю необходимо узнать, какие произведения Горького школьники читали ранее, определить в какое время жил писатель , о каком периоде в  жизни России рассказал он в своей повести. Затем важно задать вопрос, какое впечатление на школьников произвела повесть  и  подвести их к нравственным проблемам произведения, которые , как правило оказываются вне поля внимания детей, но тем не менее являются актуальными для них.

На этапе осознания и восприятия нового материала расширим представление  школьников о писателе и обратимся к статье о Горьком, которая дана в учебнике и в которой говорится о бесконечно трудном и мучительном пути  самого писателя. После прочтения задаём вопросы: « Какие факты жизни писателя вошли в повесть « Детство»? В чём смысл заглавия? Почему повествование ведётся от первого лица?  Затем обратимся к осмыслению проблем, поднятых автором  в повести. Организация текстуального анализа имеет свои сложности, так как учителю заранее приходится запрограммировать те « открытия», которые будут сделаны учащимися на уроке. Дети должны прийти к выводу о том, что в повести рассказывается о формировании характера , раскрыт процесс становления личности подростка. Предлагаем объяснить поведение Алёши по отношению к мастеру Григорию в двух эпизодах: гл.4, когда Алёша хочет стать поводырём у Григория и гл. 7, когда Григорий ходит по дворам и просит  милостыню, а Алёша не может даже подойти к нему. Можно задать следующие вопросы: « Сколько времени  в жизни героев прошло между двумя этими эпизодами? Кто из персонажей изменился за этот период? Что раньше думал о жизни Алёша и что думает теперь? Когда восприятие действительности мальчиком глубже?

Повесть может заинтересовать ребят и поставленной в ней проблемой  выбора человеком линии поведения, насколько важно занимать устойчивую нравственную позицию. Сравнение внуков Кашириных, воспитанных в  одинаковой среде , подводит ребят к мысли о том, что не только среда влияет на формирование личности, но большую роль имеет  и самовоспитание, умение отвечать за свой характер.

На этапе обобщения важно показать школьникам, что писателем « зашифрована» в повести  значительно большая информация о мире, человеке, его нравственной позиции, чем просто рассказ о жизни народа до революции.

Домашнее задание, цель которого подготовить учащихся к следующему уроку, даётся по вариантам: 1.Составить план первых трёх глав, указав конкретно те места, где происходит действие.    2.Составить план рассказа « История жизни работников Кашириных – Григория Ивановича и Цыганка.

Таким образом, переходя от урока к уроку, мы всесторонне  и глубоко проанализируем художественный текст, т.к. намеченную структуру урока можно считать универсальной в связи с тем, что изучение произведений любого жанра предполагает и подготовку к восприятию, и отбор материала, и текстуальный анализ, и обобщение, и домашнее задание.


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн