Официальный сайт aquaexpert 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Роль экологического воспитания в нравственном развитии младшего школьника

Фото пользователя Елена Николаевна Бессмертная
Размещено: Елена Николаевна Бессмертная - вс, 15/03/2009 - 15:22

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №2»
 
 
 
 
 
Роль экологического воспитания в нравственном развитии младшего школьника.
                
 
 
 
 
Классный руководитель 3 «Г» класса
Бессмертная Елена Николаевна
 
 
 
 
 
 
 
село Александровское
2009 год
«Открытие новых нравственных элементов в каждом человеке, в каждой семье будет способствовать постепенному преобразованию общества».
Я. М. Неверов
В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека всех возрастов и профессий.
Природа должна быть раскрыта не только как материальная среда человеческого существования, но и как духовная, входящая в объекты научного и художественного познания, а также как материя, предмет и орудие его жизнедеятельности. Без развитой способности нравственного восприятия невозможно целостное представление и  познание природного объекта, явления как эстетического, характерного, совершенного в своем роде. Без этого невозможна его правильная оценка, решение определенных познавательных, трудовых, творческих задач стоящих перед человеком.
В отношении между людьми всегда высоко ценились нравственные чувства, такие моральные качества как доброта, милосердие, терпимость, порядочность, вежливость, умение правильно вести себя в обществе, семье, быту, в коллективе. Это и многое другое входит в содержание нравственной культуры. Она не передается по наследству, не возникает сама по себе, а требует специального нравственного воспитания.
Нравственное воспитание – это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребенка. Оно предполагает становление отношений ребенка к Родине, к труду, к своим обязанностям, к обществу, к окружающей среде, к самому себе. Нравственное воспитание объединяет  экологическое воспитание с патриотическим и эстетическим.  Нравственное воспитание способствует превращению социально необходимых требований общества во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство. Нравственность играет роль “компаса” поведения, позволяющего ориентироваться в жизни. Через систему ориентаций, норм, оценок, идеалов она регулирует поведение людей.
Общеобразовательная школа ставит перед собой следующие задачи по нравственному воспитанию:
1.раскрывать учащимся содержание общечеловеческих нравственных ценностей и обосновывать их значение для общества в целом и для личности каждого ученика в отдельности;
2.добиваться превращения общественных норм и правил поведения в глубокие личные убеждения учащихся, в их действенно – волевую сферу;
3.прививать школьникам добросовестное и постоянное выполнение нравственных норм и правил поведения дома, в школе, в общественных местах;
воспитывать невосприимчивость к аморальному поведению в учебной, трудовой, общественной деятельности, в личных делах и поступках учащихся.
Если сравнить эти задачи со словами из цитат Я.М. Неверова, то можно заметить, что они вытекают из главных жизненных  принципов великого педагога-мыслителя.
1. «…Человеку нужно не только приобретать полезные в жизни знания, но прежде всего, быть человеком».
2. «Заниматься воспитанием человека как существа нравственно-разумного, духовного, живущего… не для себя, но и для всех и для всего»
3. «Человеческое достоинство- это чистая любовь к добру, истине... А это, в свою очередь, главная цель жизни».
4. « Жизнь имеет своим главным элементом труд, и самый верный признак реальности – деятельность. Люби труд и не теряй понапрасну времени. Труд – источник добродетелей»
Целью моей работы с учащимися по экологическому воспитанию является формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и экологических принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы нашей местности. Теоретическая база нравственно-экологического воспитания основывается на решении трех задач в их единстве: обучения, воспитания и развития.
Цель экологического воспитания стараюсь достигнуть по мере решения в единстве следующих задач:
образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли, настойчивости, ответственности).
 
 
Но нормы и правила поведения будут плохо усвоены, если не будут учитываться условия экологического воспитания.
Первое важнейшее условие - экологическое воспитание учащихся должно проводиться в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов.
 
Для реализации задач экологического воспитания через нравственное состояние ребёнка я отдаю предпочтение следующим методам, формам и методическим приёмам обучения:
стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, для чего использую на уроках сюжетно-ролевые игры, беседы, доклады учащихся, викторины, мини-сочинения;
 
развитие творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека; для чего привлекаю методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, используя традиционные методы (опыт, лабораторная работа, жалобное письмо, рейд);
 
формирование исследовательских навыков, умений, способностей принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания – проблемный подход к процессу обучения (пресс-конференция, наблюдение, операция, исследование, разработка);
 
- вовлечение учащихся и их родителей в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды (конференции, вечера, проекты, стенгазеты, буклеты, подборка фотографий на тему).
 
Формирование экологических понятий у младших школьников осуществляю с помощью заданий, которым целесообразно придавать экологическую направленность. Задания, используемые мною на уроках, раскрывают не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате этого учащиеся чаще будут вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.
В  экологическом воспитании младших школьников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятель­ности по изучению, сохранению и улучшению природной среды. Среди нетрадиционных форм организации работы на уроке, которым можно придать экологическую ориентацию, следует выделить уроки- праздники и тематические уроки (Праздник леса, Лесной карна­вал, Береги природу, и др.). Содержание натуралистических празд­ников может быть различным, но принципы ор­ганизации их в основном общие. Не важно, какая тема избрана для того или иного праздника, главное, чтобы он был направлен на все­стороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции. “Охрана природы — долг каждого” — вот основная идея, которая красной нитью долж­на проходить через композицию всякого нату­ралистического дела.
Заслуженной популярностью у ребят поль­зуются конкурсы и турниры. Игровые конкурсы носят обычно комплексный характер, представ­ляя собой сплав традиционных викторин, раз­личных соревнований, выступлений. Так, тур­нир знатоков природы может включать несколько этапов:
Конкурс на лучшего зна­тока тайн природы (требуется выдвинуть свою гипотезу относительно разгадки одной из ее тайн).
Конкурс рисунков “Природоохранительные знаки” (командам предлагается нарисо­вать различные природоохранительные знаки, которые можно установить в лагере, в лесной зоне , на экологической тро­пе).
 Эстафета эрудитов (она проводится цепочкой: первая команда задает вопрос вто­рой, вторая — третьей и т. д.).
 Конкурс устных рассказов на тему “Красная книга при­роды” (участники турнира должны рассказать о самом удивительном, на их взгляд, пред­ставителе флоры или фауны, попавшем на стра­ницы Красной книги). Для конкурса можно предложить и такие темы: “Самый кра­сивый уголок нашего края”, “Удивительное ра­стение (животное)”, “Очевидное — невероят­ное” и т.п.
 Конкурс знатоков голосов природы (команды слушают магнитофонную запись с голосами птиц, других животных.)
 Реклама книг о природе (книга может быть предложена заранее или в ходе турнира).
 Конкурс на лучшую инсцени­ровку басни, персонажами которой являются представители флоры или фауны.
Победителей в личном и командном первен­стве определяю по итогам турнира в целом.
 
Удачным сочетанием игровой и познава­тельной деятельности младших школьников являются игры-экскурсии.
Для этого я предварительно тщательно продумываю подробный план подготовки к экскурсии:
   1. Намечаю тему. Желательно, чтобы название темы звучало эмоционально или проблемно, что позволяет мне сразу заинтересовать учащихся.
   2. Определяю цель, задачи и составляю предварительный план экскурсии.
   3. Выбираю место проведения экскурсии, заранее стараюсь побывать там со своей семьёй, разрабатываю маршрут. По возможности предусматриваю места для подвижных игр, информации, наблюдений, сбора природного материала, общественно полезной деятельности учащихся.
   4. Уточняю содержание воспитательного и познавательного материала, подбираю игровой материал, стихи, загадки, викторины.
   5. Продумываю методику проведения экскурсионного занятия.
   6. Планирую организационные формы деятельности учащихся (когда и где проводить массовые и групповые наблюдения), выполнение общественно полезных дел, распределить обязанности между подгруппами или отдельными учащимися.
   7. Продумываю, к каким обобщениям, выводам надо подвести учащихся, как оценить их воспитанность и дисциплинированность.
   8. Когда окончательно уточнены содержание и методика проведения экскурсии, можно доработать план. 
 Предлагаю  детям заучивать перед экскурсией стихотворение о природе, используя для этого стихи И.Бунина, Ф.Тютчева, С.Есенина, загадки С. Маршака, Е. Серовой, Р.Федькина. Перед экскурсией могу дать детям по подгруппам или отдельным учащимся различные задания по наблюдению за животными и растениями. Стараюсь уделять большое внимание повышению познавательной активности учащихся на экскурсиях. Для этого служат дидактические игры, такие как: "Узнай дерево по листу" или "Что изменилось?»
 Для того,  чтобы объективно оценить состояние проблем нравственного воспитания через экологическое сознание, провожу неоднократно различные беседы,  дискуссии, анкетирования, тестирования. Эти формы провожу как отдельно для учеников и их родителей, так и совместно.
 
В итоге своего выступления я хочу познакомить с коллективным творческим проектом «Азбука нравственной культуры». Этот свод правил был составлен из ответов детей на поставленный мною вопрос «Как вы понимаете слова Я.М. Неверова?» Мне пришлось высказывание из цитат педагога преподнести детям более в доступной форме:
1. «…Человеку нужно не только приобретать полезные в жизни знания, но прежде всего, быть человеком».
2. «Человек живёт не для себя, а для всех и для всего».
3. «Чистая любовь к добру, истине – главная цель в жизни»
4. «Люби труд и не теряй понапрасну времени. Труд – источник добродетелей»
                Азбука нравственной культуры.
1.Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.
2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя                           честно жить.
Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.                                                                                                       Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.»
Нравственное воспитание является основой всех основ. В зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитание - искусство, и это искусство заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, которые входят в его жизнь, он должен чувствовать в них человеческое - разум, мудрость, любовь к людям. Если ребенок этого не переживет, то ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия.
    Лично для меня  полнота человеческого счастья заключается в богатстве духовной жизни, в сознании того дела, которому отдаешь свои силы.

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн