Submitted by Лариса Владимировна Фёдорова on вс, 04/12/2011 - 20:12
Открытый урок на тему "Музыка в зимних красках"
ЦЕЛЬ: формировать нравственно-эстетическое восприятие музыки; обучать умению воспринимать музыкальные образы посредством изобразительного искусства; развивать вокально-певческие данные.
ПРОБЛЕМА: Как о зиме рассказывают композиторы, поэты, художники.
ЗАДАЧИ:
Образовательные
Грамотно и эмоционально разбирать муз. произведение, уметь слушать музыку и исполнять ее. Продолжить освоение муз. языка его выразительных средств. Ввести детей в звучание окружающего мира, через музыку.
Воспитательные
Воспитывать культуру слушания, исполнения, способность эмоционально откликаться на муз. произведение. Укреплять интерес к музыке. Продолжить учить вслушиваться, всматриваться, вдумываться в музыку.
Развивающие
Развивать навыки определения настроения музыки. Умение и навыки интонационного чистого и ритмически точного пения.
ОБОРУДОВАНИЕ: Музыкальный центр, диски, проектор, ноутбук.
МУЗ.ИНСТРУМЕНТ: фортепиано.
План урока:
I.
Стихотворение о зиме (Ф.Тютчев)
Беседа о зиме (вопросы).
Слушание музыки А. Вивальди и П.Чайковского.
Вопросы.
II. Исполнение песен.
III. Итог урока.
Оборудование:
Слайд с темой урока.
Презентация с картинами Левитана, Шишкина, Моне. Портреты композиторов с фамилиями композиторов А. Вивальди, П.Чайковского.
Музыкальный центр с дисками, фонограммами.
Ход урока:
I.
Дети входят в класс под музыку (Звучит «Па-де-де» П.Чайковского)
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой -
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Какими красками можно нарисовать зиму? (сверкающими, солнечными, серыми, мягкими)
-Поднимите руку те, кто любит зиму?
-А теперь посмотрите, как художники изобразили зиму. (Показ слайдов с изображением зимы).
Учитель говорит
Картины захватывают своей широтой, размахом, радостным цветением красок. Небо зеленое, с золотыми и розовыми облаками. Деревья одеты в шубы и шапки.
Художники мастерски изобразили переходное состояние природы. Рыхлый, беловато-серый снег, темно-коричневые лужи, свинцово-серое небо, коричнево-серый тон хорошо передает потеплевший влажный воздух, атмосферу оттепели. Маленькие домики, покосившиеся заборчики, все это на фоне зимних красок, зимы.
- Одно и то же время года художники изобразили по-разному. Как думаете, почему?
Изображая то или иное состояние природы, художник тем самым выражает свое отношение. Он не просто слепо копирует увиденное. Через картину он передает свое внутреннее состояние.
-Какими выразительными средствами пользовались художники?
-На первый взгляд природа зимой однообразна все снег да холод. Но ведь нет, то мороз трескучий ударит, то оттепель.…А какой зимний день разный, то сверкающий, солнечный, звонкий, то серенький, мягкий, тихий.
-Пожалуй, зима самое волшебное время года. Она дарит нам самые любимые праздники, самые веселые забавы, самые интересные сказки долгими таинственными вечерами.
- Послушайте музыку Чайковского «Декабрь»- «Святки». Эта пьеса входит в его цикл «Времена года» В цикле 12 пьес, столько, сколько месяцев в году.
Прежде, чем мы начнем слушать музыку, я хочу напомнить вам, что музыка – это особая страна, не каждому дано войти в ее прекрасный волшебный мир. Только самому внимательному слушателю она откроет свои сказочные ворота. Вслушайтесь в чудесные звуки музыки.
*Звучит пьеса П.Чайковского из цикла «Времена года»- «Декабрь»
-Да, когда мы слушаем пьесу, возникает картина ненастного зимнего утра. Темного, метельного, холодного, неприветливого.
-Какими музыкальными красками нарисовал Чайковский это утро?
Темп? (Встревоженный, быстрый, медленный)
Для чего? (что бы изобразить вьюгу)
Лад. Какие лады? (мажор, минор)
Для чего? (чтобы нарисовать хмурое утро)
-Какие еще краски могут передать темноту и холод зимнего утра?
(Низкий и средний регистр)
Красота природы, смена времен года, а каждое из них - осень, зима, весна и лето - неповторимое, особенное. Всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников! Вот как разные люди, по-разному увидели и изобразили одно и то же время года.
Музыканты тоже по-разному чувствовали одно и то же время года - зиму - и выразили свои чувства через музыку.
II.
Исполнение песни «Новогодняя колыбельная»
Давайте вместе с вами вспомним песню о зиме и постараемся выразить свое отношение к ней. Исполнение песни «Новогодняя колыбельная» (слайд)
Под Новый год, под Новый год
Сбываются все сказки.
Олень и волк под Новый год
Гуляют без опаски.
Пусть говорят: такого нет,
Такого не бывает,
Кружится в небе белый снег,
Кружится в небе белый снег,
И ветки укрывает.
Среди морозной тишины
В сугробах вырастает
Хрустальный дом, где бродят сны,
И музыка играет.
Пусть говорят: такого нет.
А в Новый год бывает.
С небес идёт волшебный свет,
С небес идёт волшебный свет,
И вся земля сияет.
И стало жарко и светло
От звёзд на небосклоне.
И снова детство к нам пришло,
И снова сказка в доме.
У ёлки водят хоровод
И взрослые, и дети,
Ведь Новый год, ведь Новый год,
Ведь Новый год, ведь Новый год
Прекрасней всех на свете.
А сейчас давайте споем песню, как на концерте чарующим, завораживающим, хрустальным звуком. Встали дети. (Звучит фонограмма)
III.
Итог урока, обобщение.
Каждый человек в душе - художник. Красота жизни, дотронувшись до человеческой души, рождает в ней мелодию, или картину. Используя музыкальные краски, композиторы создают музыкальные картины, поэты рисуют рифмой свои образы зимы, а художники - свои, поэтому мы находим в произведениях сходства и различия. Все творчество, произведения искусства – это творение рук человека.
-Какими средствами выразительности пользовались поэты, художники, композиторы?
-Какие произведения о зиме прозвучали сегодня на уроке?
-Назовите поэтов, художников, композиторов, чьи творения мы сегодня узнали.
Д.З. Зимушка зима приготовила для вас «зимние» слова: метель, кружится, хрустальный, зима, белый, вьюга, снежинки, завывает, холод, уснули, злится. Сочините стихотворение посвященное зиме, используя эти слова.
Оценки за урок.
Наш урок, посвященный прекрасному времени года закончился, когда вы будите идти домой посмотрите на природу глазами Тютчева, Вивальди, Чайковского, Шишкина, Левитана. Спасибо за урок.