Официальный сайт goldsoftware 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Музыка в зимних красках"

Submitted by Лариса Владимировна Фёдорова on вс, 04/12/2011 - 20:12
Данные об авторе
Автор(ы): 
Фёдорова Лариса Владимировна
Место работы, должность: 
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 61 г.Чебоксары" учитель музыки и преподаватель эстетики 1-ой квалификационной категории
Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

Формировать нравственно-эстетическое восприятие музыки; обучать умению воспринимать музыкальные образы посредством изобразительного искусства; развивать вокально-певческие данные.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемое оборудование: 

Музыкальный центр, диски,  ноутбук, проектор.

Краткое описание: 
Как о зиме рассказывают композиторы, поэты, художники.

Открытый урок на тему "Музыка в зимних красках"

 

 

ЦЕЛЬ: формировать нравственно-эстетическое восприятие музыки; обучать умению воспринимать музыкальные образы посредством изобразительного искусства; развивать вокально-певческие данные.

ПРОБЛЕМА: Как о зиме рассказывают композиторы, поэты, художники.

ЗАДАЧИ:

Образовательные

 

Грамотно и эмоционально разбирать муз. произведение, уметь слушать музыку и исполнять ее. Продолжить освоение муз. языка его выразительных средств. Ввести детей в звучание окружающего мира, через музыку.

Воспитательные

Воспитывать культуру слушания, исполнения, способность эмоционально откликаться на муз. произведение. Укреплять интерес к музыке. Продолжить учить вслушиваться, всматриваться, вдумываться в музыку.

Развивающие

 

Развивать навыки определения настроения музыки. Умение и навыки интонационного чистого и ритмически точного пения.

 

ОБОРУДОВАНИЕ: Музыкальный центр, диски, проектор, ноутбук.

МУЗ.ИНСТРУМЕНТ: фортепиано.

 

План урока:

I.

  1. Стихотворение о зиме (Ф.Тютчев)
  2. Беседа о зиме (вопросы).
  3. Слушание музыки А. Вивальди и П.Чайковского.
  4. Вопросы.

II. Исполнение песен.

III. Итог урока.

Оборудование:

  1. Слайд с темой урока.
  2. Презентация с картинами Левитана, Шишкина, Моне. Портреты композиторов с фамилиями композиторов А. Вивальди, П.Чайковского.
  3. Музыкальный центр с дисками, фонограммами.

 

 

Ход урока:

 

I.

Дети входят в класс под музыку (Звучит «Па-де-де» П.Чайковского)

Музыкальное приветствие«Здравствуйте, ученики!  Здравствуйте учитель!...»

Стихотворение о зиме.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой -
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

 

(Фёдор Тютчев «Чародейкою зимою…)

- Догадались, о чем сегодня наш урок? (слайд)

 

Тема: «Музыка в зимних красках»

 

Какой вы представляли, себе зиму, слушая стихи?

 

Какие звуки можно услышать зимой? (скрип снега, звон льда, шум ветра, вой вьюги)

 

Какими красками можно нарисовать зиму? (сверкающими, солнечными, серыми, мягкими)

 

-Поднимите руку те, кто любит зиму?

 

-А теперь посмотрите, как художники изобразили зиму. (Показ слайдов с изображением зимы).


Учитель говорит

Картины захватывают своей широтой, размахом, радостным цветением красок. Небо зеленое, с золотыми и розовыми облаками. Деревья одеты в шубы и шапки.

Художники  мастерски изобразили переходное состояние природы. Рыхлый, беловато-серый снег, темно-коричневые лужи, свинцово-серое небо, коричнево-серый тон хорошо передает потеплевший влажный воздух, атмосферу оттепели. Маленькие домики, покосившиеся заборчики,  все это на фоне зимних красок, зимы.

- Одно и то же время года художники изобразили по-разному. Как думаете, почему?

Изображая то или иное состояние природы, художник тем самым выражает свое отношение. Он не просто слепо копирует увиденное. Через картину он передает свое внутреннее состояние.

-Какими выразительными средствами пользовались художники?

 

-На первый взгляд природа зимой однообразна все снег да холод. Но ведь нет, то мороз трескучий ударит, то оттепель.…А какой зимний день разный, то сверкающий, солнечный, звонкий, то серенький, мягкий, тихий.

 

-Пожалуй, зима самое волшебное время года. Она дарит нам самые любимые праздники, самые веселые забавы, самые интересные сказки долгими таинственными вечерами.

 

- Послушайте музыку Чайковского «Декабрь»- «Святки». Эта пьеса входит в его цикл «Времена года» В цикле 12 пьес, столько, сколько месяцев в году.

Прежде, чем мы начнем слушать музыку, я хочу напомнить вам, что музыка – это особая страна, не каждому дано войти в ее прекрасный волшебный мир. Только самому внимательному слушателю она откроет свои сказочные ворота. Вслушайтесь в чудесные звуки музыки.

*Звучит пьеса П.Чайковского из цикла «Времена года»- «Декабрь»

- Какое настроение музыки?

- Какую картину нарисовал нам композитор? (ответы детей) Какие краски использовал?

- А теперь - зима Антонио Вивальди из его 4-ого концерта «Времена года»- «Зима». 

- Послушайте, какой эпиграф к этой части взял композитор:

Морозной гладью стелется дорога,
И человек, иззябшими ногами.

Протаптывая путь, стуча зубами,
Бежит, чтобы согреться хоть немного.

*Звучит I часть Allegro molto «Сильный ветер - от холода бегут и топают ногами»

- Понравилось?

- Кто исполняет музыку? (струнные инструменты и клавесин)

- Назовите струнно-смычковые инструменты. (Скрипка, виолончель, альт, контрабас)

- Какая зима в концерте Вивальди? (ответы детей)

- Какой темп? (быстрый)

- Динамика? (громко, усиливается и затихает)

- С какой картиной можно сравнить настроение этого музыкального произведения?

-Когда вы просыпаетесь и смотрите в окно, то обычно вас ласкает солнышко, но бывает и по-другому: хмурые тучи обволокли небо, злится метель.

-Какое сегодня утро вы увидели в окно?

-А какое зимнее утро нарисовал П.И.Чайковский?

*Слушание «Зимнее утро» Чайковского.

Верно: хмурое, вьюжное, тревожное, метельное, ненастное.

-Да, когда мы слушаем пьесу, возникает картина ненастного зимнего утра. Темного, метельного, холодного, неприветливого.

-Какими музыкальными красками нарисовал Чайковский это утро?

Темп? (Встревоженный, быстрый, медленный)

Для чего? (что бы изобразить вьюгу)

Лад. Какие лады? (мажор, минор)

Для чего? (чтобы нарисовать хмурое утро)

-Какие еще краски могут передать темноту и холод зимнего утра?

(Низкий и средний регистр)

 

Красота природы, смена времен года, а каждое из них - осень, зима, весна и лето - неповторимое, особенное. Всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников! Вот как разные люди, по-разному увидели и изобразили одно и то же время года.

Музыканты тоже по-разному чувствовали одно и то же время года - зиму - и выразили свои чувства через музыку.

II.

Исполнение песни «Новогодняя колыбельная»

Давайте вместе с вами вспомним песню о зиме и постараемся выразить свое отношение к ней. Исполнение песни «Новогодняя колыбельная» ( слайд)

 

 

Под Новый год, под Новый год

Сбываются все сказки.

Олень и волк под Новый год

Гуляют без опаски.

Пусть говорят: такого нет,

Такого не бывает,

Кружится в небе белый снег,

Кружится в небе белый снег,

И ветки укрывает.

 

Среди морозной тишины

В сугробах вырастает

Хрустальный дом, где бродят сны,

И музыка играет.

Пусть говорят: такого нет.

А в Новый год бывает.

С небес идёт волшебный свет,

С небес идёт волшебный свет,

И вся земля сияет.

 

И стало жарко и светло

От звёзд на небосклоне.

И снова детство к нам пришло,

И снова сказка в доме.

У ёлки водят хоровод

И взрослые, и дети,

Ведь Новый год, ведь Новый год,

Ведь Новый год, ведь Новый год

Прекрасней всех на свете.

 

А сейчас давайте споем песню, как на концерте чарующим, завораживающим, хрустальным звуком. Встали дети. (Звучит фонограмма)

III.

Итог урока, обобщение.

Каждый человек в душе - художник. Красота жизни, дотронувшись до человеческой души, рождает в ней мелодию, или картину. Используя музыкальные краски, композиторы создают музыкальные картины, поэты рисуют рифмой свои образы зимы,  а художники - свои, поэтому мы находим в произведениях сходства и различия. Все творчество, произведения искусства – это творение рук человека.

-Какими средствами выразительности пользовались  поэты, художники, композиторы?

-Какие произведения о зиме прозвучали сегодня на уроке?

-Назовите поэтов, художников, композиторов, чьи творения мы сегодня узнали.

Д.З. Зимушка зима приготовила для вас «зимние» слова: метель, кружится, хрустальный, зима, белый, вьюга, снежинки, завывает, холод, уснули, злится. Сочините стихотворение посвященное зиме, используя эти слова.

Оценки за урок.

Наш урок, посвященный прекрасному времени года закончился, когда вы будите идти домой посмотрите на природу глазами Тютчева, Вивальди, Чайковского, Шишкина, Левитана. Спасибо за урок.

  Звучит песня «Гимн музыке»

Сколько ждёт нас интересного на свете:

Путешествий, приключений – нам не счесть.

И, конечно, чудесам так рады дети.

Просим это всех волшебников учесть.

 

Так давайте вместе за руки возьмёмся

И отправимся в чудесную страну,

Где к прекрасному искусству прикоснёмся,

Тайну музыки откроем не одну.

 

Припев:                      Каждый раз от души,

                                   Песни пой, играй, пляши,

                                   Музыкальною палитрой ты картину напиши!

                                   Сохрани этот свет!

                                   Ну а музыка в ответ

                                   Будет в жизни талисманом много-много долгих лет,

                                   Много долгих лет.

 

Мир мелодий в звуках леса и прибоя,

Это песни ветра, шёпот тишины.

Ты увидишь, как подружатся с тобою

Семь волшебных нот из сказочной страны.

 

И в дороге дальней с новыми друзьями

Красоту ценить научишься не зря.

И наполнить сможешь добрыми мечтами

Всю планету под названием «Земля»!

 

Припев

 

Так давайте вместе за руки возьмёмся

И отправимся в чудесную страну,

Где к прекрасному искусству прикоснёмся,

Тайну музыки откроем не одну.

 

Припев

 

 

Прикрепленный файл Size
музыка в зимних красках.ppt 1.14 MB
Новогодняя колыбельная +.mp3 4.35 MB
Декабрь из цикла времена года Чайковский.mp3 4.28 MB
Вивальди - Зима (Времена года RV 315).mp3 6.46 MB
Зимнее утро из детского альбома Чайковский.mp3 1 MB
па-де-де чайковский.mp3 6.89 MB
Новогодняя колыбельная -.mp3 2.96 MB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн