Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»

Фото пользователя Ольга Владимировна Задорова
Размещено: Ольга Владимировна Задорова - вс, 15/03/2009 - 23:02
Данные об авторе
Автор(ы): 
Задорова Ольга Владимировна
Место работы, должность: 
МОУ «СОШ №1 р.п. Новые Бурасы» учитель химии высшей квалификационной категории
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 
Образовательная: Сформировать представление о генетической связи основных классов неорганических соединений Развивающая: Развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать Воспитательная: Продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

1. Словарь химических терминов под ред. Бусева А. И., М., Просвещение, 1971
2. Химия, справочные материалы, под ред. Третьякова Ю. Д., М., Просвещение, 1989
3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г.,      Химия. 8кл

 

Используемая методическая литература: 

 

1. Хомченко Г. П., Цитович И. К., Неорганическая химия, М., Высшая Школа, 1978
2. Современные открытые уроки химии Сгибнева Е.П., Скачков А.В. «Феникс» Ростов-на-Дону 2002
Используемое оборудование: 

 

Оборудование и реактивы для учителя:   карточки: Р, S, Ag, Cu; таблички с надписями: «Оксиды», «Кислоты», «Основания», «Соли»;  CuO, NaOH, H2SO4, спиртовка, пробирки
Оборудование и реактивы для учащихся:  пробирки, растворы HCl, H2O, Ca(OH)2, H2SO4, NaOH , фенолфталеин, метилоранж
Краткое описание: 
Организационный этап Приветствие класса, распределение на 4 группы, представление экспертов (учеников 9 класса) Этап проверки знаний Приглашаются по 1 ученику от каждой группы для выполнения задания на доске; остальным – блиц-опрос Эксперты оценивают, отмечают баллы 1 ученик от группы выполняет задание на доске, остальные ученики отвечают на вопросы Этап актуализации опорных знаний учитель предлагает разгадать загадки (каждой группе свою), знаки найденных элементов записываются на доске. Предлагает всем учащимся написать химический диктант. Эксперты оценивают, отмечают баллы Учащиеся отгадывают загадки, составляют формулы оксидов данных элементов Четыре ученика (по 1 от каждой группы) пишут диктант на обратной стороне доски. Этап подготовки учащихся к активному и осознанному усвоению нового материала Учитель предлагает найти представители основных классов неорганических соединений. Из веществ, формулы которых были предложены на химическом диктанте, предлагает выбрать те, которые можно объединить в две группы. Учащиеся находят оксиды, кислоты, основания, соли Учащиеся должны найти группу веществ, содержащих Са и С учитель напоминает о том, как в биологии называется носитель наследственной информации, сообщает о понятии генетический ряд Учащиеся распределяют найденные вещества в два ряда по усложнению состава, начиная с простого вещества Учащиеся формулируют тему и цель урока Учитель предлагает исходя из двух составленных цепей, составить опорный конспект в виде блока для Ме и неМе 1 и 2 группы составляют для Ме, 3 и 4 группы для неМе Этап закрепления изученного Используя общие схемы генетических рядов, учитель предлагает составить две генетические цепи, представленные элементами, атом, которого содержит 12 протонов, а другой - 16 электронов Учащиеся составляют генетические ряды и пишут уравнения реакций для этих генетических рядов. Этап применения изученного - Можно ли составить «обратный» генетический ряд Учащиеся делают предположения Этап обобщения и систематизации Проверка гипотезы. Проведение лабораторной работы Проводят предложенную лабораторную работу Осуществление цепочки химических превращений
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

 

Актуализация опорных знаний.
Ребята распределяются по группам (группы создаются без учёта уровневых достижений). 1 группа «Оксиды», 2 группа «Кислоты», 3 группа «Основания», 4 группа «Соли» (на столах у каждой группы табличка с названием). В каждой группе ребята определяют одного консультанта. Работа учащихся, отвечающих у доски и в группах, оценивается по пятибалльной шкале (приглашаю учащихся старших классов в качестве экспертов) и количество баллов записывается в таблицу на доске.
Учитель: итак, мы с вами изучили основные классы неорганических соединений. Давайте повторим состав, свойства этих веществ и попробуем определить тему нашего урока. Для каждой группы я предлагаю «загадки».
 
Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается.
Красив в кристаллах и парах, на детей наводит страх.
Белый воздуха боится, покраснел чтоб сохраниться.
Хоть многие вещества превращает в яд, в химии она достойна всяческих наград.
Азот.
 Йод.
 Белый и красный фосфор.
 Сера.

На доске прикрепляем таблички со знаками угаданных химических элементов.

К доске выходят четыре ученика (по одному из каждой группы). Используя правила составления бинарных соединений, составляют оксиды этих элементов и называют их. В это время провожу «разминку», задаю 8 вопросов (по два вопроса каждой команде).
Вопросы разминки.
1.     Определённый вид атомов. (Химический элемент).
2.     Химическое явление. (Реакция).
3.     Название типа реакций, при которых из двух веществ получается лишь одно вещество. (Соединение).
4.     Все ли вещества состоят из молекул? (Нет).
5.     Растворимые в воде основания. (Щёлочи).
6.     Чему равен молярный объём газов при нормальных условиях? (22,4 л/моль).
7.     Название типа реакции, при которой из одного вещества получаются два или несколько новых веществ. (Разложение).
8.     Число Авогадро. (6.02 * 1023 частиц в одном моле вещества).
·         Постановка учебных целей.
Провожу химический диктант (четыре  ученика записывают формулы веществ на обратной стороне доски, остальные – в тетрадях).
ВaO, CO2 , S ,   SO2     SO3, Вa, NaCl, Вa(OH)2, NaOH, ВaSO3, H2SO4, ВаSO4 ,  Вa
Проверяем правильность написания химических формул.
Задания группам: Распределить данные вещества по классам.
1 группа – учащиеся выписывают формулы оксидов, дают им названия и делают краткое сообщение о свойствах  (работают со справочным материалом).
2 группа – учащиеся выписывают формулы кислот, дают им названия и делают краткое сообщение о свойствах и применении серной кислоты.
3 группа – учащиеся выписывают формулы оснований, дают им названия и делают краткое сообщение о свойствах и применении гидроксида натрия.
4 группа – учащиеся выписывают формулы солей, дают им названия и делают краткое сообщение о свойствах и применении солей: хлорида натрия. На столах учащихся образцы этих солей.
·         Создание проблемной ситуации.
Задание для всего класса:
1. Из веществ, формулы которых были предложены на химическом диктанте, выберите те, которые можно объединить в две группы (варианты будут различные). Остановимся на том варианте, где учащиеся увидят формулы веществ, содержащих один и тот же элемент.
2. Попробуйте распределить их в два ряда по усложнению состава, начиная с простого вещества. Получили две цепи:
   Ba               BaO            Ba(OH)2
 
S           SO2                SO3             H2SO4
Учитель: в каждой цепи есть общее - это химические элементы - Ba и S, они переходят от одного вещества к другому (как бы по наследству).
Вопрос: как в биологии называется носитель наследственной информации? Ген.
Как вы думаете, какой элемент будет являться «геном» для данной цепи?
 Поэтому цепи или ряды называются генетическими.
·         Определение темы и цели исследования.
Тема нашего урока: «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений» (запись на доске и в тетради).
Задание для групп:
Исходя из двух составленных цепей: бария и серы, используя обозначения Ме  и неМе , 1 и 3 группы составьте опорный конспект в виде блока для Ме, а 2 и 4 группы – для неМе.
Получаем:
Суждение. Между основными классами неорганических соединений существует родственная (генетическая взаимосвязь).
Творческое задание №1.
(Работа в группах).
1.     Используя общие схемы генетических рядов, составьте две генетические цепи, представленные элементами, атом, которого содержит 12 протонов, а другой - 16 электронов. Напишите уравнения реакций для этих генетических рядов. (Проверяем).
Проблемная ситуация. Можно ли составить«обратный» генетический ряд. Как вы думаете, с какого класса веществ нужно начать этот ряд? (варианты могут быть разные).
1.     Выбираем соль (акцентируем внимание на том, чтобы растворимая соль была представлена металлом, гидроксид которого не растворяется в воде) или нерастворимое основание.
2.     Например:
Составляем уравнения реакций для данных цепей, определяем типы реакций, называем вещества, определяем классы неорганических соединений.
·         Проверка гипотезы.
Проведение лабораторной работы: Осуществление цепочки химических превращений        
                                CuCl2         Cu(OH)2               CuO             Cu  
 
     записывают и выводы делают таблицу
 
 
Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание.
 
 
 

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Олег Николаевич Полетаев

На: «Генетическая связь между основными классами неорганических


Ольга Владимировна, спасибо, - очень детальная разработка, разрешите использовать в качестве основы?




На: «Генетическая связь между основными классами неорганических


Ольга Владимировна! Хороший рабочий урок. Бери конспект и проводи.




На: «Генетическая связь между основными классами неорганических


Хороший рабочий урок. Бери конспект и проводи.




Фото пользователя Ольга  Николаевна Ястребова

На: «Генетическая связь между основными классами неорганических


Хороший рабочий урок



Поиск

Loading