Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Образ птицы в народном творчестве»

Submitted by Наталья Андреева on Tue, 13/12/2011 - 01:20
Данные об авторе
Автор(ы): 
Андреева наталья Викторовна (технология), Барыбина Ирина Анатольевна (изобразительное искусство).
Место работы, должность: 
МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №28" города Курска Учитель технологии, учитель изо.
Регион: 
Курская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Технология
Цель урока: 

 

1.  Познакомить учащихся с искусством русских народных мастеров
использовавших образ птицы в росписи, резьбе, вышивке и т.д.

2.    Расширить представление учащихся о характере творческой
деятельности мастера, воспитывать у них бережное отношение к народному
искусству и его создателям.

        3.   Развить у детей потребность в творчестве, воображение и фантазию.

4. Научить на основе знакомой реальной формы создавать сказочный образ,
установить связь между понятием «Жар птица» и цветовой гаммой.

5. Формировать конструктивные умения и навыки в передаче
объемной формы. Содействовать эмоционально-эстетическому развитию
детей средствами комплексного воздействия труда, изоискусства,
литературы.

6. Обобщить знания детей о народном декоративно-прикладном
искусстве.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемое оборудование: 

 

Для учителя: таблицы и плакаты с изображением предметов декоративного искусства, где используется образ птицы.

Для учащихся: тонированные альбомные листы, краски: акварель или гуашь, листы белой бумаги, ножницы.

Краткое описание: 
Образ птицы в народном творчестве

 

Ход урока

Учитель ИЗО Барыбина И.А.:

            - Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычный урок, а необычность его в том, что вы узнаете новое, выполните красивые рисунки и смастерите, из бумаги, интересную игрушку. Но сначала, давайте посмотрим выставку, на которой представлены предметы быта, выполненные народными мастерами. С давних времен человек стремился украсить вещи и предметы окружающие его. Для этого мастера изображали на них не только то, что существует в реальной жизни, что мы видим часто (цветы, деревья, зверей, людей и т.д.), но и то чего нет в реальной действительности. У художников, как правило, очень развито воображение, и они умеют изображать не только сказочных животных, но и сказочную природу, сказочных персонажей. А помогает им в этом изучение реальности, которая служит толчком для воображения.

          Самым любимым стало изображение птиц: это и «утушки», и «лебедушки», павлины и петушки. Вы видите, как они украшают и резьбу дома, и вышитые рушники, и расписную посуду.

         Но самым популярным стал образ загадочной и сказочной Птицы - Девы Сирин. Пришел этот образ из далекой «страны чудес» Индии, где родилась легенда о сладкоголосых птицах - девах. По представлению наших

предков, крылатые девы излечивали от болезней, предсказывали судьбу, а главное, приносили людям счастья. Поэтому в народном искусстве птица Сирин изображалась очень часто и жила дольше других легендарных персонажей. Да и по сей день художники используют этот образ для украшения ювелирных изделий, шкатулок, декоративных панно, в надежде на, что эти вещи принесут удачу и счастье их владельцам.

Сегодня вы будете изображать сказочных птиц. Но сначала давайте вспомним, как мы изображали реальных птиц. Посмотрите на таблицы и вспомните, на какие три основные группы мы можем разделить всех птиц? (вывод: чем большее птица, тем длиннее шея, лапки, клюв, хвост, крылья).

Теперь послушайте как вы будете выполнять задание. На прошлом уроке мы с вами затонировали альбомные листы, т.е. уже выполнили основной фон. Для того, чтобы изобразить птицу вы воспользуетесь своими ладошками. Посмотрите, как похожа наша рука на птицу. Смело, на ладонь, нанесите краску, выполните на листе отпечаток, а дальше, как подскажет каждому из вас фантазия дорисуете птице голову, крылья, хвост, клюв, хохолок. Ваши птицы могут лететь, плыть по волнам, или уютно сидеть на ветке «райского дерева».

Приступайте к работе, но помните, что использовать лучше не больше трех цветов в изображении птицы и не забудьте о технике «Мазками», которая больше всего подходит для выполнения оперения птиц. Работайте уверено и аккуратно (оцениваются работы в ходе урока индивидуально).

 

По завершению работы прикрепить рисунки детей на стенд, чтобы увидеть итог урока.

 

Молодцы ребята, вы прекрасно поработали. Ваши рисунки украсят школьную выставку и будут дарить радость, улыбки и тепло ваших сердец всем кто их увидит.

А теперь, чтобы перейти ко второй части нашего урока на котором вы смастерите игрушку, вам необходимо отдохнуть. Для этого мы выполним несколько упражнений на расслабление мышц плечевого пояса:

1. ИП - сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 -поменять положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслаблено опустить руки вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. ИП - сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3-4 локти назад прогнуться. Повторить 5-6 раз. Руки опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

3. ИП - сидя, руки вверх. 1- сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз. Руки опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

Учитель Андреева Н.В.:

А я хочу рассказать вам о замечательной чудодейственной птице -счастья. Художники называют ее жар - птицей. А по мастеровому - это драночные птицы, потому что хвост и крылья у них расщепляются на драночки - тоненькие пластиночки. А как родилось в народе понятие об этой птице, как первая птица была сделана?

С давнишних времен в лесной нашей северной стороне, в Архангельской области, жители занимались поделками из дерева и прутьев ивы. Когда появились железный топор и нож, стали расщеплять древесину на дранки, делать драночные корзины и лукошки.

И вот, в одной семье, живущей в таежной избушке, ребенок захворал тяжелой болезнью, против которой знахари оказались бессильны. Лежал он укрытый звериными шкурами, дело было в конце зимы, а отец его сидел и делал дранки для корзины. Ребенок, устав видно, лежать в душной избе, спросил: «Папа, а скоро лето?» - «Скоро, скоро, сынок, еще немножко и будет лето, - ответил отец, и ему пришла в голову мысль подвесить под  потолок птицу, чтобы сыну казалось, будто птицы уже прилетели.

 - А я тебе сейчас сделаю лето», - сказал и сделал птицу: головка, крылышки, хвост, - все при ней, как у настоящей. Подвесил ее к потолку, и птица вдруг ожила, крылья ее задвигались в струях горячего воздуха, который шел от печи.

Ребенок заулыбался и стал поправляться, заходили соседи, спрашивают, чем же вылечили ребенка. Узнав про птицу, стали просить хозяина, чтобы он вырезал им такую же. Так приобрела деревянная птица чудодейственную силу и стали называть ее «святым духом», хранительницей детей, символом семейного счастья.

Как гласит поверье, мастер должен был выточить ее за пятьдесят два прикосновения к дереву ножа и топора. Пятьдесят два - ни больше, ни меньше - по числу недель в году. При этом он произносил заклинанье, превращающее дерево в доброго духа.

Пятьдесят два удара - пятьдесят два слова, неизвестных нам и поныне.

Не только в северных деревнях мастерят таких птиц. Птица - солнце приобрела и в Курском крае широкое распространение. У нас в городе мастерит птиц Волков Михаил Павлович, а в Советском районе, в селе Нижняя Грайворонка проживает мастер Ишков Виктор Сергеевич, который не только сам мастерит, но и еще и обучает этому искусству деревенских ребятишек.

В современном жилище эта птица - память о предках, их вере и обычаях. Она украшает дом, делает его уютнее. От движения воздуха они начинают кружиться, словно парят в небе. А может и оберегают, приносят счастье.

И вот сегодня мы будем мастерить птицу - солнце, но только из бумаги. Кто знает, если мы сделаем ее с любовью, с душой, может она принесет нам счастье, радость, обережет нас от неприятностей.

Перед вами на столе лежат листы бумаги, а на доске поэтапный чертеж изготовления птицы. Я буду вам показывать, а если кто - то отстанет или не увидит, вы сможете в качестве подсказки  пользоваться этой таблицей.

         Давайте вспомним правила по технике безопасности при работе с ножницами. Перед вами несколько таблиц. Выберите, какая из них пригодится нам в работе (дети выбирают таблицу по технике безопасности с изображением Незнайки с ножницами в руках и проговаривают правила работы с ножницами).

         Итак, смастерим себе такую Птицу - Солнце. Подумайте, в какой технике мы будем сегодня работать. (Дети отвечают, что техника оригами). Сначала мы сделаем туловище.

1. Заготовим квадрат.

2. Сложим его по диагонали.

3. Затем каждый образовавшийся треугольник поделим пополам (с одной
и с другой стороны).

4. Сложим данную фигуру пополам. Это туловище.

5. Поднимем у птицы шейку.

6. Опустим вниз головку.

7. Хвост длинноват, мы его спрячем внутрь.
Вот туловище и готово.

На прошлом уроке мы отрабатывали приемы складывания и гофрирования бумаги. Мы с вами сделали две заготовки, но вы не знали - для чего. А сейчас я вам открою секрет. Это - хвост, а это - крылья. Обратим внимание на птицу: крылья и хвост у нее резные. Мы же резьбу сделаем при помощи ножниц. Края заготовок обрежем так, чтобы они напоминали нам вырезанную щепу. Крылья мы делаем из оной заготовки, значит оба края нужно оформить симметрично. А хвостик с одного края. Теперь соберем изделие.

А). Туловище птицы слегка согнем вдоль и сделаем на сгибе небольшой надрез для крыльев.

Б). Крылья аккуратно проденем в эту щель и расправим.

 В). Хвост  прикрепим сзади.

       Вот и готова наша птица. Поднимем птичек вверх. Пусть они полетают. Я надеюсь, что они принесут в своих клювиках только пятерки. А дома вы проденете ниточку через туловище, подвесите к потолку и пусть они вам

напоминают о весне, о лете, согревают вас во время зимних вьюг, а может быть, и оберегают от неприятностей и несчастий.

 На этом урок закончен. Спасибо, до свиданья.

 


»  Tags for document: