Вы не зарегистрированы

Авторизация



Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся

Фото пользователя Наталия Геннадиевна Каргина
Submitted by Наталия Геннадиевна Каргина on Tue, 17/03/2009 - 19:01
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ушакова Ирина Анатольевна
Место работы, должность: 
ГОУ ДПО "СарИПКиПРО", старший преподаватель кафедры педагогики
Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Педагогика
Целевая аудитория: 
Административный работник
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Целевая аудитория: 
Тьютор
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
В настоящем издании педагогам предлагаются критерии и параметры, примерный инструментарий для оценки и выявления уровня сфоромированности надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта у учащихся. Описанный инструментарий будет полезен руководителям образовательных учреждений при проведении мониторинговых исследований.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ ДПО «САРАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

Оценка

надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов

2008

УДК

ББК 

Р

 

 

Научный редактор:

Ушакова И.А., старший преподаватель кафедры педагогики  ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»

 

Рецензенты:   Водолагина И.Ю. – к.п.н., доцент ПИ СГУ

                                                            им. Н.Г. Чернышевского,

                          Дворцова Н.Б. – к.п.н., доцент кафедры педагогики

                                                       ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»

 

 

 

Р    Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся / Под ред. Ушаковой И.А. – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2008. - 32 с.

 

 

В настоящем издании педагогам предлагаются критерии и параметры, примерный инструментарий для оценки и выявления уровня сфоромированности надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта у учащихся. Описанный инструментарий будет полезен руководителям образовательных учреждений при проведении мониторинговых исследований.

Пособие предназначено для членов муниципальных и школьных стратегических команд по реализации комплексного проекта модернизации образования, специалистов и методистов муниципальных органов управления образованием, руководителей общеобразовательных учреждений, родительской общественности и других лиц, которые заинтересованы в развитии региональной системы оценки качества образования.

 

УДК 

ББК 

 

 

© Министерство образования Саратовской области, 2008

 

© ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2008

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся

 

Под ред. Ушаковой И.А.

 

 

Ответственный за выпуск  

Корректор 

Компьютерный набор, верстка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подписано в печать___________ 2008 г. Формат 60x84 (1/16).

Усл. печ. л. 3. Гарнитура Times New Roman. Бумага.

Печать офсетная. Тираж   экз.

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности. И чем разносторонней, многогранней эта деятельность, тем сложнее оценить ее результат.

В документах по реализации Комплексного проекта модернизации образования подчеркивается, что сложившаяся на сегодняшний день система оценки качества учебных достижений учащихся в общеобразовательной школе трудно совместима с требованиями модернизации образования. К наиболее серьезным недостаткам относятся:

·              направленность оценки исключительно на внешний контроль, сопровождаемый педагогическими и административными санкциями, а не на внутренний контроль, направленный на самоорганизацию и самооценку учеником собственной деятельности;

·              преимущественная ориентация контрольно-оценочных средств на проверку репродуктивного уровня усвоения, на проверку лишь фактологических и алгоритмических знаний и умений, а не на продуктивный уровень усвоения, ориентированный на умения учащихся применять знания, действовать в неопределенной ситуации, владеть способами практической деятельности.

Основными условиями модернизации системы контроля и оценки учебных достижений являются:

·              открытость требований к уровню подготовки обучающихся и процедур контроля для всех участников образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов, специалистов, широкой общественности;

·              создание системы оценки достижения требований образовательных стандартов в процессе текущего и итогового контроля, адекватной новым образовательным целям и направленной на совершенствование системы образования; стандартизация и объективизация оценки качества подготовки выпускников школ с помощью системы внешнего контроля;

·              введение, дополнительно к традиционным, новых видов, форм, методов и средств оценки динамики продвижения учащихся в учебном и внеучебном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а также учитывающих индивидуальные особенности учащихся.

Таким образом, разработка новой системы оценки качества – это чрезвычайно актуальное и проблемное направление реализации Комплексного проекта модернизации образования. Во всех регионах, реализующих этот проект, идет интенсивная работа по формированию критериев качества и поиску способов его оценивания.

Для сущностного понимания данной проблемы необходимо уточнить, что понимается в современном образовании под терминами «качество образования», «образовательный результат (то, что подлежит оцениванию)».

Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных  образовательных результатов социальным и личностным ожиданиям, формально воплощенная в нормативных требованиях.

Под «образовательным результатом» понимается приобретение обучающимся эффективных способов и средств позитивного построения своей личной, профессиональной и общественной жизни. Современный выпускник школы нуждается в умении применять знания, действовать в неопределенной ситуации, владеть ключевыми компетентностями в не меньшей степени, чем определениями, готовыми правилами и алгоритмами.

В результате многочисленных обсуждений в разных регионах, работающих в режиме реализации Комплексного проекта модернизации  образования, складывается следующее представление о результативности современной школы. Выделяется комплекс из четырех слагаемых, являющихся основными ориентирами в оценке качества:

·              традиционные знания, умения и навыки (например: закон Ньютона, правила правописания, алгоритм решения задач и т.п.);

·              надпредметные понятия (например: Родина, совесть, любовь; а также другого рода понятия: знак, деятельность, миф);

·              ключевые компетентности (социальные, правовые, экономические, информационные и другие);

·              общественно-значимый социальный опыт (волонтерство, участие в патриотических, социальных, творческих и других проектах, акциях, где нет никакой состязательности или прямого обучения, но есть опыт принесения пользы людям, обществу, государству).

Для оценки учебных достижений (ЗУНов) существуют традиционные привычные формы – итоговая аттестация, ЕГЭ. Другие результатыключевые компетентности, надпредметные понятия, общественно полезный социальный опыт формируются в учебно-воспитательном процессе школы:

·              ключевые компетентности обеспечиваются через проектные, творческие, исследовательские, трудовые, спортивные и другие занятия, как часть образовательного процесса;

·              надпредметные понятия обеспечиваются успешнее всего через внеклассную, внеурочную виды образовательной деятельности;

·              общественно полезный социальный опыт обеспечивается через практическую деятельность учащихся, присутствующую как в урочной, так и во внеурочной деятельности образовательного процесса.

         Сложность заключается в стандартизации тех результатов образования, которые вводятся в систему оценки качества наряду с учебными. Как оценивать и учитывать все достижения учащихся? Ответ очевиден – нужны новые стандарт, программы, формы аттестации результатов образования школьников.

В Тамбовской области проблема форм оценивания является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных. Начальник управления образования и науки Тамбовской области Наталья Астафьева отмечает, что «на уровне образовательного учреждения в качестве основного объекта оценивания рассматриваются учебные достижения обучающихся, однако современное понимание качества образования в отношении индивидуальных достижений учащихся включает не только учебные достижения, но и степень их социализации и учет таких результатов образования, как уровень сформированности надпредметных понятий, ключевых компетентностей, социального опыта у учащихся» [1]. В связи с этим, подчеркивает Наталья Астафьева, «важным в настоящее время становится отработка механизмов учета всех образовательных результатов школьников» [1].

В целом, в разных регионах России в решении задачи построения механизмов обнаружения и предъявления индивидуальных достижений школьников используются разные способы: анализируется опыт зарубежных стран, преобразуется опыт российских ведущих научных школ, создаются новые механизмы оценки достижений учащихся, воссоздается ушедший опыт советской школы и т.д.

В образовательных учреждениях Ленинградской области разработана модель рейтинговой оценки учебных достижений учащихся. Одним из информационно-управленческих нововведений по орга­низации профильного обучения является использование рейтинг-листов образовательного рейтинга в формировании портфолио учащихся. Описанные Т.М. Бенькович рейтинговые системы оценки с точки зрения их применения в образовательном рейтинге портфолио достаточно полно отражают учебные достижения ученика [2]. В совокупности они представляют целостную модель, кото­рая, по мнению авторов, информативна, технологична и удобна в применении.

Опыт работы образовательных учреждений г. Волхова в данном направлении показал, что содержащаяся в портфолио учебных достижений информация об образовательном рейтинге, а также другая информация разделов портфолио вместе с творческими рефератив­ными, исследовательскими работами, дипломами, грамотами и прочими данными о результатах обучения служит полноценным информационно-аналитическим сопровождением аттестата об окончании основной школы и одним из важных подтверждений правильности выбора учащимися варианта профильного обучения на старшей ступени общего образования.

Опыт регионов показывает, что наиболее адекватной поставленным задачам и предъявляемым требованиям к современной системе оценивания учащихся формой реалистического оценивания, ориентированной на качественное обновление оценки, на результат учебной дея­тельности является «портфолио» (или портфель личных достижений) учащегося. Конечную цель учебного портфолио многие исследователи видят в доказательстве прогресса обучения по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности. Исполь­зование «портфолио» школьника поможет в какой-то мере решить проблемы, связанные с объективным оцениванием результатов всех (учебных и внеучебных) достижений ученика. Портфолио не используется для сравнения учеников между собой, это документация, представляющая индивидуальное развитие за определенный отрезок времени. Заключения преподавателя о достижениях, способностях, силе, слабостях и потребностях ученика будут опираться на знание полного диапазона развития школьника, представленного в портфолио.

В портфель достижений включаются разделы, посвященные планированию будущих этапов обучения в соответствии с общей направленностью непрерывного, «пожизненного» образования. Это делает портфолио рабочим инструментом, позволяющим эффективно контролировать, планировать и оценивать собственные образовательные достижения.

С точки зрения отслеживания и оценивания процесса обучения и его результатов портфолио позволяет решить две основные задачи:

·              проследить индивидуальный прогресс учащегося в течение длительного периода обучения в широком образовательном пространстве и различных жизненных контекстах;

·              оценить его образовательные достижения, уровень сформированности ключевых компетентностей, надпредметных понятий, социального опыта и дополнить результаты тестирования и других традиционных форм контроля.

          В Саратовской области разработано примерное «Положение о модели портфеля индивидуальных образовательных достижений обучающихся  («портфолио»), которое определяет порядок оценки качества индивидуальных образовательных достижений обучающихся общеобразовательных  учреждений  области.

Опыт работы с портфолио в образовательных учреждениях Саратовской области показывает, что портфолио, независимо от его вида, представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы учащихся с продуктами их собственной творческой, исследовательской, проектной или познавательной деятельности, предназначенными для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности.

Кроме того, портфолио как эффективная форма оценивания индивидуальных достижений учащегося может быть использована для формирования тех образовательных результатов, которые востребованы современным образованием. Для оценки уровня сформированности надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта у учащихся педагогам можно использовать тот огромный арсенал методик, который уже накоплен в российской школе. Дело в том, что компетентности, социальный опыт и надпредметные понятия, как и другие результаты образования (знания, умения и навыки), формируются и проявляются в деятельности, поведении и общении школьников. Следовательно, результаты проводимых диагностических процедур (анкетирования, тестирования и др.) могут быть учтены в портфолио учащихся.

На наш взгляд, в настоящее время работа над созданием методик и поиск инструментария для объективной оценки уровня сформированности ключевых компетентностей, надпредметных понятий, социального опыта учащихся является приоритетной. Естественно, что широкий спектр проблем, которые необходимо будет решить в связи с этим, потребует значительной теоретической проработки и экспериментальной проверки, а, следовательно, и значительных временных затрат.

          Цель пособия: дать сущностную характеристику понятиям «надпредметные понятия», «ключевые компетентности» и «социальный опыт»; выявить инструментарий для измерения уровня их сформированности у учащихся для учета результатов исследований в портфолио школьников.

Задачи пособия:

·                разработка примерного инструментария для оценки уровня сформированности надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся;

·              расширение опыта педагогов по проблеме оценивания уровней сформированности надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся;

·              формирование у педагогов ответственного отношения к оцениванию уровней сформированности надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся;

·              развитие у педагогов творческого подхода к оцениванию уровней сформированности надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся.

Предлагаемые в пособии формы оценивания. Для выявления уровня сформированности надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта у учащихся используются методы анкетирования и тестирования.

Достоинством приведенных методик является их универсальность, удобство и экономичность в проведении исследования и обработке результатов.

Структура пособия. Пособие состоит из трех разделов и списка рекомендуемой литературы.

В первом разделе дается определение понятию «надпредметные понятия»; выявляется и теоретически обосновывается комплекс качеств школьников, подлежащих оценке при выявлении уровня сформированности надпредметных понятий у учащихся; предоставляются методики их оценки.

Во втором разделе раскрывается понятие «компетентность», выделяются «ключевые» компетентности современного образования; предлагается необходимый диагностический минимум для выявления сформированности/несформированности тех или иных компетентностей у школьников.

В третьем разделе дается сущностная характеристика понятия «социальный опыт учащегося» и предлагаются методики для выявления уровня его сформированности у школьников. 

 

1. ОЦЕНКА НАДПРЕДМЕТНЫХ ПОНЯТИЙ УЧАЩИХСЯ

Современная школа на одно из приоритетных мест выдвигает проблемы формирования личности, ее воспитанности, готовности выжить в новых условиях. В связи с этим актуальным становится формирование надпредметных понятий у учащихся, являющихся ориентирами в их личной и общественной деятельности. Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам приводит и формирует у школьников нравственные идеалы, воплощенные в духовном облике человека. Формирование надпредметных понятий, вмещающих в себя такие ценности, как Родина, совесть, любовь, заключается в том, что во время обучения внимание, в первую очередь, уделяется духовному развитию личности.

В связи со сложностью оценки надпредметных понятий в теории образования идет дискуссия на тему их измерения и о том, как эти измерения проводить. По мнению одних специалистов, уровень сформированности надпредметных понятий не измеряется количественно, о нем можно говорить лишь в общем, без конкретных параметров и показателей. По мнению других, количественное измерение допустимо в том смысле, что всегда можно ответить на вопрос: проявляется то или иное качество ученика в его поведении. Мы полагаем, что предоставляется возможным выделение некоторых параметров уровня сформированности надпредметных понятий, характеризующих субъектный опыт, которые можно реально оценить и заложить в основу управления развитием в образовательном учреждении.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, мы выявили комплекс качеств, которые отражают современные научные представления и достижения в области формирования надпредметных понятий у учащихся. 

В качестве исходных нами были выделены следующие показатели сформированности надпредметных понятий:

·        уровень сформированности нравственной культуры;

·        уровень развития гражданского самосознания и гражданской ответственности;

·        уровень развития патриотических чувств;

·        уровень сформированности толерантности.

На наш взгляд, среди выделенных показателей актуальным для современного образования и общества в целом становится оценка таких надпредметных понятий, которые ответственны за формирование гражданских качеств личности школьника; воспитание уважения к истории, патриотическим традициям и обычаям Родины; осмысление жизненных ценностей и осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости. Важность рассмотрения проблемы патриотизма в современном обществе определяется девальвацией системы традиционных ценностей и обострением социальных противоречий в обществе; ростом нигилизма, усилением бездуховности, снижением образовательного и культурного уровня подрастающего поколения.

В связи с этим приоритетным становится формирование, а следовательно, и оценка таких качеств личности у учащегося, как патриотизм, гражданственность, толерантность, совестливость и т.д.

         Согласно указанным показателям мы подобрали методики, выявляющие уровень сформированности надпредметных понятий по указанным показателям.

 

Анкета  «Оценка уровня сформированности гражданского самосознания у учащегося»

 

Да

%

Скорее да,  
чем нет

%

Затруд-няюсь ответить

%

Скорее нет,  
чем да

%

Нет

%

Нет ответа

%

Знаю флаг, герб и гимн РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Имею гражданскую позицию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выражаю и отстаиваю свою гражданскую позицию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Готов к сотрудничеству с людьми иной расы, национальности, религии и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Готов взять на себя ответственность в трудной ситуации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активно участ-вую в жизни

класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

школы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часто выполняю общественные поручения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Готов заботиться о своих родителях (старшем поколении) и детях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Готов отвечать за свои поступки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Веду себя в обществе в соответствии с принятыми нормами поведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соблюдаю порядок в общественных местах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соблюдаю правила дорожного движения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика «Самоанализ (анализ) личности»

Методика позволяет оценивать уровень проявления социально ценных качеств личности:

·        активность нравственной позиции;

·        коллективизм;

·        гражданственность в труде;

·        трудолюбие;

·        волевые качества.

Каждый фактор представлен четырьмя вопросами и разбит на два подфактора по два вопроса в каждом. Большее количество баллов по фактору, подфактору указывает на более высокую степень проявления данного качества в личности. Самый высокий суммарный балл по фак­тору –  20, по подфактору –  10, минимальный соответственно 4 и 2.

Инструкция. При ответе на вопросы необходимо выбрать один из предложенных вариантов:

НЕВЕРНО

СКОРЕЕ НЕВЕРНО

КОГДА КАК

В ЦЕЛОМ ВЕРНО

ВЕРНО

 

1

2

3

4

5

 При ответе на вопрос необходимо смотреть на шкалу возможных ответов и решить, какой ответ больше всего подходит: 1, 2, 3, 4 или 5. Например, на вопрос № 1 вы  выбрали ответ «скорее неверно». Тогда после первого номера вы ставите тире и пишете цифру 2. Таким образом нужно отвечать на все вопросы.

Текст методики

1. Уважительно отношусь к большинству людей, к членам группы.

2. Развиваю в себе способность видеть трудности других людей, ак­тивно помогать им.

3. Готов(а) поступиться своими интересами ради интересов коллек­тива.

4. Помогаю сверстникам, не ожидая взамен похвалы и наград.

5. Хочу, чтобы мой труд приносил пользу обществу.

6. Всегда бережно отношусь к предметам, сделанным руками чело­века.

7. В любом деле стремлюсь к достижению наилучших результа­тов.

8. Стремлюсь самостоятельно справляться с трудностями в ра­боте.

9. Часто изобретаю свой подход к делу.

10. Люблю предлагать и осуществлять новые дела.

11. Я - целеустремленный человек..

12. Умею длительно работать с полной отдачей сил.

13. Мне совестно, если я поленился помочь родителям или товарищу.

14. Недовольство собой заставляет меня бороться со своими недо­статками.

15. Ответственно отношусь к делам группы, класса, переживаю за об­щий успех.

16. Проявляю сочувствие ребятам, у которых что-то не получается.

17. Выполняю любую, даже неприятную работу, если она приносит пользу людям.

18. Бережно отношусь к окружающей природе, животным, растени­ям, водоемам и т.д.

19. Мне присуща тщательность, добросовестность в любом деле.

20. Люблю самостоятельную, трудную работу.

21. Любую работу стремлюсь сделать интересной и полезной для себя и для других.

22. Нравится осваивать новые виды деятельности, новые умения, навыки.

23. Я привык выделять в делах главное и не отвлекаться на посто­роннее.

24. Умею сохранять выдержку и терпение в конфликтах с людьми.

Ключ к методике «Самоанализ личности»

1. Активность нравственной позиции - 1, 2, 13, 14

lа) уважение к людям, совестливость - 1, 13

lб) стремление к нравственному самовоспитанию - 2, 14

2. Коллективизм - 3, 4, 15, 16

2а) ответственность перед коллективом - 3, 15

2б) чуткость и взаимопомощь - 4, 16

3. Гражданственность в труде - 5, 6, 17, 18

3а) осознание значимости своего труда для общества - 5, 17

3б) бережное отношение к результатам труда, к природе - 6,18

4. Трудолюбие -7, 8, 19, 20

4а) добросовестность - 7, 19

4б) самостоятельность в преодолении трудностей –  8, 20

5. Творческая активность - 9, 10, 21, 22

5а) стремление к улучшению процесса работы – 9, 21

5б) стремление к новому, инициатива - 10, 22

6. Волевые качества - 11, 12, 23, 24

6а) целеустремленность - 11,  23

6б) настойчивость и самообладание - 12, 24

Интервалы уровней проявления фактора качества у школьника:

Низкий 1,00 - 3,65

Средний 3,66 - 4,32

Высокий 4,33 - 5,00

По вопросам каждого фактора и подфактора подсчитывается средняя арифметическая оценка. Сумма средних арифметических делится при подсчете данных класса на число членов класса. Все итоговые результаты рассматриваются в интервале баллов от 1 до 5.

 

 «Шкала совестливости»­

(разра­ботана В.М. Мельниковым и Л.Т. Ямпольским на основании зарубежных методик (ММРI и 1б-факторный опросник Р. Кеттелла)

«Шкала совестливости» предназначена для измерения степени уважения к социальным нормам и этическим требованиям. Для лиц с высокими значениями фактора «совестливо­сти» характерны такие особенности личности, влияющие на мотивацию поведения, как чув­ство ответственности, добросовестность, стойкость моральных принципов. В своем поведе­нии они руководствуются чувством долга, строго соблюдают этические стандарты, всегда стремятся к выполнению социальных требований; высокая добросовестность обычно соче­тается с хорошим самоконтролем.

Инструкция. На бланке для ответа вам предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением рядом с ним поставьте знак «+» («да»), при несогласии - знак «-»   («нет»).

Текст опросника

1. Я строго соблюдаю принципы нравственности и морали.

2. Я всегда следую чувству долга и ответственности.

3. Я верю, что любые, даже скрытые поступки не окажутся безнаказанными.

4. Меня возмущает, что преступника могут освободить благодаря ловкой защите адвоката.

5. Я считаю, что соблюдение законов является обязательным.

6. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.

7. Если бы я должен был намеренно солгать человеку, мне пришлось бы смотреть в сторо­ну, так как стыдно было бы смотреть ему в глаза.

8. Я люблю читать книги, статьи на темы морали и нравственности.

9. Меня раздражает, когда женщины курят.

10. Думаю, что существует одно-единственное правильное понимание жизни.

11. Когда кто-нибудь проявляет глупость или невежество, я стараюсь его поправить.

12. Я человек твердых убеждений.

13. Я люблю лекции на серьезные темы.

14. Я считаю, что всякую работу следует доводить до конца, даже если кажется, что в этом нет необходимости.

Обработка результатов и выводы

За каждый положительный ответ начисляется по 1 баллу и подсчитывается их сумма. Чем больше сумму баллов набрал опрашиваемый, тем больше у него выражены совестливость, чувство ответственности:

1-6    – низкий уровень

7-10 –  средний уровень

11-14 – высокий уровень.

 

Методика для изучения социализированности личности учащегося

(позволяет оценить уровень сформированности толерантности, нравственной культуры учащегося)

(разработана профессором М. И. Рожковым)

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (про­слушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 — всегда; 3 — почти всегда; 2 — иногда; 1 — очень редко; 0 — никогда.

1.  Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.

2.  Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

3.  За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.

4.   Я умею прощать людей.

5.   Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6.   Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7.   Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8.   Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.

9.   Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружа­ющие.

10.  Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11.  Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12.  Мне нравится помогать другим.

13.  Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14.  Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15.  Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16.   Переживаю неприятности других, как свои.

17.   Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

19.    Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20.    Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

 

 

 

1

5

9

13

17

2

6

10

14

18

3

7

11

15

19

4

8

12

16

20

Обработка полученных данных. Среднюю оценку соци­альной адаптированности учащихся получают при сложе­нии всех опенок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе анало­гичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности — с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нрав­ственности) — с четвертой строчкой. Если получаемый ко­эффициент больше трех, то можно констатировать высо­кую степень социализированности ребенка; если же он боль­ше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.

 

2. ОЦЕНКА КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

В современном отечественном образовании существует несколько классификаций ключевых компетентностей. Мы в данном пособии приводим классификацию, предложенную И.А. Зимней. Исследователь выделяет следующие ключевые компетентности:

·              компетентности здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;

·              компетентности ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка) науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;

·              компетентности интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний;

·              компетентности гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);

·              компетентности самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком;

·              компетентности социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;

·              компетентности в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнесс-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента;

·              компетентности познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения,  проблемные ситуации – их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

·              компетентности деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;

·              компетентности информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет технологией

Перечень ключевых компетентностей дан в самом общем виде и нуждается в детализации, как по возрастным ступеням обучения, так и по учебным предметам и образовательным областям. Разработка образовательных стандартов, программ и учебников по отдельным предметам должна учитывать комплексность представляемого в них содержания образования с точки зрения вклада в формирование ключевых компетентностей. В каждом учебном предмете (образовательной области) следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определенных компетентностей.

В данном пособии предлагаются методики для оценки следующих компетентностей: здоровьесбережения; ценностно-смысловой ориентации в мире; самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; социального взаимодействия; деятельности. Дать оценку уровня сформированности компетентностей познавательной деятельности и интеграции позволяют традиционные контрольно-оценочные формы. Методики для оценки компетентности в общении и компетентности информационных технологий представлены в «Региональной программе мониторинговых исследований качества образования Саратовской области» (См. список литературы). Методика по оценке компетентности гражданственности учащегося может быть заимствована из первого раздела данного пособия.

 

Анкета «Как я оцениваю свое здоровье?»

(анкета позволяет оценить уровень сформированности у учащегося компетентности здоровьесбережения)

1. 3анимаюсь спортом:

постоянно

иногда

не занимаюсь

2. Как я питаюсь:

хорошо

не очень

плохо

З. Курю:

постоянно

редко

не курю

4. Выпиваю:

часто

иногда

никогда

5. Употребление наркотиков:

постоянно

иногда

никогда

6. Режим дня:

строго соблюдаю

иногда нарушаю

не соблюдаю

7. Соблюдаете ли гигиенический режим:

постоянно

иногда

никогда

8. Делаете ли по утрам зарядку:

постоянно

иногда

никогда

9. Проводятся ли физкультпаузы на уроках:

постоянно

иногда

никогда

10. Как много времени тратится на выполнение домаш­него задания:

3 часа и более

от 1 часа до 3-х

до 1 часа

11. На выполнение каких предметов тратится больше всего времени (перечислить)

 

Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников

(анкета позволяет оценить уровень сформированности у учащегося компетентности ценностно-смысловой ориентации в мире)

(составлен Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Я. Степановым)

Ход проведения. Для успешного проведения теста необ­ходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «м» — мальчик, «д» —девочка).

Предварительно подготавливаются листы бумаги для бо­лее удобного подсчета результатов.

Номер вопроса

Буква ответа

а

б

в

1

2

3 .

*

 

 

 

*

 

 

 

*

Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.

Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ров­ным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщен­ность не влияла на выбор ответа.

Учащимся предлагается выбрать один из трех предложен­ных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *.

 1. На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты делаешь?

а)     обойду, не потревожив;

б)     отодвину и пройду;

в)      смотря какое будет настроение.

2. Ты заметил среди гостей невзрачную девочку (мальчика), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что ты делаешь?

а)      ничего, какое мое дело;

б)      не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;

в)       подойду и непременно заговорю.

3. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь?

а)       тороплюсь в школу;

б)      если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;

в)      звоню по телефону 03, останавливаю прохожих;

4.  Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они ста­рые. Как ты поступишь?

а)       предложу свою помощь;

б)      я не вмешиваюсь в чужую жизнь;

в)     если попросят, я, конечно, помогу.

5.  Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо нака­зан. Как ты поступишь в этом случае?

а)      очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;

б)      ничего: жизнь вообще несправедлива;

в)      вступаюсь за обиженного.

6.   Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что делаешь?

а)       они мои, раз я их нашел;

б)       завтра спрошу, кто их потерял;

в)       может быть, возьму себе.

7.   Ты пишешь контрольную работу. На что ты рассчиты­ваешь?

а)      на шпаргалки;

б)      на усталость учителя: авось, пропустит;

в)      на свои знания.

8. Ты пришел на уборку школы и видишь, что все уже трудятся. Что ты предпримешь?

а)     поболтаюсь немного, потом видно будет;

б)     ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;

в)     присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.

9. Некий волшебник предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченней без необходимости учиться. Что ты ему ответишь?

а)     соглашусь с благодарностью;

б)     сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;

в)     отказываюсь решительно.

10. Тебя учитель просит выполнить общественное поруче­ние. Выполнять его не хочется. Как ты поступишь?

а)     забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;

б)     выполняю, конечно;

в)     увиливаю, ищу причины, чтобы отказаться.

11.  Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизве­стном музее. Сообщишь ли ты кому-нибудь об этом?

а)      да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;

б)      не знаю, как придется;

в)      зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.

12.  Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сде­лать. Как ты поступишь?

а)      поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;

б)      сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;

в)      я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.

13.  Уроки закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как ты поступишь?

а)       напомню о праве на отдых;

б)       делаю, раз надо;

в)        посмотрю, что скажут остальные.

14.   С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как ты к этому относишься?

а)        отвечаю тем же;

б)        не замечаю, это не имеет значения для меня;

в)        разрываю все отношения с этим человеком.

15.   Ты узнал, что школу закрыли по каким-то причинам. Как ты реагируешь?

а)        бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;

б)        обеспокоен, думаю, как дальше учиться;

в)        буду ждать новых сообщений.

16. Что ты чувствуешь, когда на твоих глазах хвалят кого-то из твоих одноклассников?

а)      ужасно завидую, мне неудобно;

б)       я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;

в)       мне все равно.

17.  Тебе подарили красивую необычной формы авторуч­ку. На улице взрослые мальчишки требуют отдать подарок им. Что ты делаешь?

а)      отдаю— здоровье дороже;

б)       постараюсь убежать, говорю, что ручки у меня нет;

в)       подарков не отдаю, сражаюсь с ними.

18.    Уезжая надолго из дома, как ты себя чувствуешь вдали?

а)       быстро начинаю скучать;

б)        хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;

в)        не замечал.

19.     Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь?

а)      отбираю интересное и приношу;

б)       ненужных книг у меня нет;

в)       если все принесут, я тоже кое-что отберу.

20.   Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову?

а)     у этого человека был, конечно, своп личный интерес;

б)     человеку просто повезло прославиться;

в)     уважаю таких людей и не перестаю восхищаться ими.

Обработка полученных данных. Количество выборов, сде­ланных школьниками в каждой случае, необходимо под­считать и выразить в процентном отношении к общему чис­лу учащихся.

Показателем, свидетельствующим о достаточной нрав­ственной воспитанности учащихся, является количество Выборов от 10 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 1,4, 11, 12, 18, 19.

Графа 6. Сосчитать * на вопросы 6, 10, 13, 15, 16.

Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 9, 14, 17, 20.

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнрав­ственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13. 15, 16, 17, 20.

Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 5, 8, 14, 18, 19.

Графам. Сосчитать * на вопросы 11, 12.

Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсив­ном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.

Оценка уровня конфликтности личности

(анкета позволяет оценить уровень сформированности у учащегося компетентности социального взаимодействия)

При ответе на вопросы теста из трех предлагаемых вариантов ответа выберите один и запишите его. Например: 1-а, 2-б, З-в и т.д.

1. Характерно ли для вас стремление к доминированию, то есть к тому, чтобы подчинить своей воле других:

а) нет, б) когда как, в) да.

2. Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а, возможно, и ненавидят:

а) да, б) ответить затрудняюсь, в) нет.

З. Кто вы в большей степени:

а) пацифист, б) принципиальный, в) предприимчивый.

4. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями:

а) часто, б) периодически, в) редко.

5. Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возгла­вили новый для вас коллектив:­

а) разработал бы программу работы коллектива на год вперед и убедил бы коллектив в ее целесообразности; б) изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами; в) чаще бы советовался с людьми.

6. В случае неудач, какое состояние для вас наиболее характерно:

а) пессимизм, б) плохое настроение, в) обида на самого себя.

7. Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива:

а) да, б) скорее всего, да, в) нет.

8. Относите ли вы себя к людям, которым лучше сказать горькую правду в глаза, чем промолчать:

а) да, б) скорее всего, да, в) нет.

9. Из трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего стараетесь изжить в себе:

а) раздражительность, б) обидчивость, в) нетерпимость критики других.

10. Кто вы в большей степени:

а) независимый, б) лидер, в) генератор идей.

11. Каким человеком считают вас ваши друзья:

а) экстравагантным, б) оптимистом, в) настойчивым.

12. Против чего вам чаще всего приходится бороться:

а) несправедливости, б) бюрократизма, в) эгоизма.

13. Что для вас наиболее характерно:

а) недооцениваю свои способности, б) оцениваю свои способности достаточно объективно, в) переоцениваю свои способности.

14. Что вас приводит к столкновению и конфликту с людьми чаще всего:

А) излишняя инициатива, б) излишняя критичность, в) излишняя прямолинейность.

Вопросы

Оценочные баллы

Уровни развития конфликтности

Суммарное число баллов

1

а) 1

б) 2

в) 3

1 – очень низкий

14-17

2

а) 3

б) 2

в) 1

2 – низкий

18-20

3

а) 1

б) 3

в) 2

3 – ниже среднего

21-23

4

а) 3

б) 2

в) 1

4 – чуть ниже среднего

24-26

5

а) 3

б) 2

в) 1

5 – средний

27-29

6

а) 2

б) 3

в) 1

6 – чуть выше среднего

30-32

7

а) 3

б) 2

в) 1

7 – выше среднего

33-35

8

а) 3

б) 2

в) 1

8 – высокий

36-37

9

а) 2

б) 1

в) 3

9 – очень высокий

38-39

10

а) 3

б) 1

в) 2

10 - наивысший

40-42

11

а) 2

б) 1

в) 3

 

 

12

а) 3

б) 2

в) 1

 

 

13

а) 2

б) 1

в) 3

 

 

14

а) 1

б) 2

в) 3

 

 

 

Методика «РЕПКА»

(позволяет оценить уровень сформированности у учащегося компетентности самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии)

Цель: определить изменения, происшедшие в личности школьника в течение учебного года.

 Учащимся предлагаются следующие вопросы:

1. Подумай и постарайся честно ответить, что в тебе за прошедший год стало лучше (поставь рядом с буквой знак «+»), а что изменилось в худшую сторону (поставь знак «—»):

а)  физическая сила и выносливость;

б)  умственная работоспособность;

в)  сила воли;

г)   выдержка, терпение, упорство;

д)   ум, сообразительность; с) память;

ж)  объем знаний;

з)   внимание и наблюдательность;

и)   критичность и доказательность мышления;

к)   умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целе­устремленность) ;

л)   умение планировать работу;

м)  умение организовать свой труд (организованность);

н)   умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки;

о)   умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;

п)   чуткость и отзывчивость к людям;

р) умение работать вместе с товарищами, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других;

с)  умение подчинять свои желания интересам дела и кол­лектива;

т)  умение видеть и ценить прекрасное в природе, в че­ловеке, в искусстве;

у)  умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться и т.д.

2. Над какими из названных качеств ты собираешься ра­ботать в ближайшее время (перечисли буквы из предыду­щего вопроса)?

3.  Какие специальные способности ты в себе открыл в этом году или сумел развить в себе (способности к танцам, музыке, рукоделию и т.д.)?

4.  Над какими из них ты сейчас работаешь?

5.  Что бы ты хотел себе пожелать на будущее?

Обработка полученных данных. Полученные результаты можно систематизировать с помощью следующей таблицы:

 

 

Фамилия, имя учащегося

 

Качества личности

Физическая сила и вынос­ливость

Умственная работоспо-соб­ность

Сила воли

 

1. Андреев Миша

2. Баранов Саша

3. Белоусова Надя

+

-

-

+

-

+

+

+

-

 

 

Анализ ответов учащихся на вопросы методики позволя­ет получить информацию о личностном росте каждого ре­бенка, о самооценке школьников, об изменениях в их ин­теллектуальном, нравственном и физическом развитии. Со­поставление полученных данных с целями, содержанием и способами организации процесса воспитания помогает оп­ределить эффективность воспитательной деятельности. Ре­зультаты анкетирования целесообразно использовать при перспективном и текущем планировании жизнедеятельно­сти и воспитания учащихся.

              

Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности

(позволяет оценить уровень сформированности у учащегося компетентности деятельности)

(подготовлена Л. В. Байбородовой)

 Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности. Для ответа используется следующая шкала: 3 — привлекает очень сильно; 2 — привлекает в значительной степени; 1 — привлекает слабо; О — не привлекает совсем.

Что привлекает в деятельности:

1.   Интересное дело.

2.   Общение с разными людьми.

3.   Помощь товарищам.

4.   Возможность передать свои знания.

5.   Творчество.

6.   Приобретение новых знаний, умений.

7.    Возможность руководить другими.

8.    Участие в делах своего коллектива.

9.    Вероятность заслужить уважение товарищей.

10.  Сделать доброе дело для других.

11.   Выделиться среди других.

12.   Выработать у себя определенные черты характера.

Обработка и интерпретация результатов. Для опреде­ления преобладающих мотивов следует выделить следую­щие блоки:

а)     коллективистские мотивы (п. 3, 4, 8, 10);

б)     личностные мотивы (п. 1, 2, 5, 6, 12);

в)     престижные мотивы (п. 7, 9, 11).

Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.

 

3. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ

Под социальным объективированным опытом в современном образовании понимается опыт со­вместной жизнедеятельности людей, зафиксированный в знаниях, принципах и нормах поведения, моральных предписаниях, традициях, обычаях, ритуалах, представлениях о должном. Социальный опыт отражен во всей совокупности знаний, накопленных человечеством. Он «опредмечен» в  материальной и ду­ховной культуре, как в вещно-предметных формах, так  и  в формах соци­альных отношений и общения, в формах и способах деятельности; за­фиксирован посредством языка в общественном сознании, в формах и способах мышления, в общих и специфических знаковых системах, имеющих общественное значение в специальной деятельности людей. Одно и то же содержание может передаваться различными носителя­ми, но обязательно формируется соответствующая информационная си­стема (знаний, умений) и состоится передача, а затем и усвоение соци­ального опыта: речь идет о присвоении человеком социальных способов и форм деятельности, форм отношений и общения, опреде­ленного содержания общественной информации, установок, норм, об­щественных ценностей.

Жизнедеятельность человека развертывается в трех основных видах человеческой активности – деятельности, общении и поведении, в кото­рых и происходит усвоение социального опыта. Для его передачи создаются специальные информационные системы. Научно описаны сле­дующие:

·                            «Предметная» — в результатах труда, в орудиях труда фикси­руются и передаются умения действий с вещами и материальными объектами. Вещи, окружающие человека, выступают в роли посред­ника в трансляции опыта от предшествующих поколений к нынешнему.

·                            «Традиционная» — «целостные отрезки» или узлы поведения фиксируются и передаются посредством традиций и обычаев через опре­деленный комплекс действий. Таким путем передаются формы отноше­ний, способы общения и системы действия.

·                            «Рациональная» — социально-значимая информация фиксируется посредством вербальной знаковой системы и хранится в общественном сознании. Через особые виды общественной и личной деятельности про­исходит усвоение индивидом общественных норм и правил, которыми он должен руководствоваться в своем социально-значимом поведении.

Мы под социальным опытом будем понимать опыт участия школьника в различных видах деятельности и межличностного взаимодей­ствия при исполнении комплекса социальных ролей, наложивший отпе­чаток на понимание жизни и отношение к ее различным проявлениям, определивший содержание установок и знаний учащегося, уровень раз­вития его умений и навыков. Социальный опыт всегда является резуль­татом активного взаимодействия школьника с окружающим миром. Для учащегося овла­деть социальным опытом — значит не просто усвоить сумму сведений, образцов, а научиться тем способам деятельности и общения, результа­том которых он (опыт) и является. Таким образом, каждому школьнику предстоит не просто усвоить общественный социальный опыт, а необ­ходимо присвоить его.

Социальный опыт человека как некая целостность и интеграль­ное образование имеет свою структуру. В.В. Краевским и И.Я. Лернером выделяются следующие составляющие социального опыта:

·              знание – представляет собой всю накопленную информацию о мире и способах выполнения различных видов деятельности;

·              опыт осуществления известных способов деятельности – вклю­чает готовность выполнять установленные нормы, правила деятель­ности в их проявлении, а также систему общих интеллектуальных и практических навыков и умений;

·              опыт творческой деятельности – предполагает сформирован­ное творческое отношение к деятельности и готовность личности к организации собственных творческих инициатив;

·              опыт эмоционально-ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека – содержит совокупность социальных потребностей, обуславливающих эмоциональное восприятие личностно определенных объектов, входящих в систему ценностей.

     Об оценке первых двух составляющих социального опыта речь шла в предыдущих разделах пособия, для оценки опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека мы предлагаем следующие методики.

 

 

 

Оценка уровня творческого потенциала личности

(позволяет оценить уровень сформированности у учащегося опыт творческой деятельности)

В тесте используется 10-балльная шкала самооценки личност­ных качеств, которые и характеризуют уровень развития творческого потенциала личности.

Однако следует помнить, что все оценки относительны.

Инструкция для учащихся. При са­мооценке мысленно представьте себе наивысший (10-й) уровень раз­вития соответствующего качества и низший (1-й) уровень и найдите себе место на 10-балльной шкале.

1. Как часто начатое дело вам удается довести до логического конца?

2. Если всех людей мысленно разделить на логиков и эвристов, то есть генераторов идей, то в какой степени вы - генератор идей?

3. В какой степени вы относите себя к людям решительным?

4. В какой степени ваш конечный «продукт», ваше творение чаще всего отличается от исходного проекта, замысла?

5. Насколько вы способны проявить требовательность и настой­чивость, чтобы люди, которые обещали вам что-то, выполнили бы свое обещание?

6. Как часто вам приходится выступать с критическими суждения­ми в адрес кого-либо?

7. Как часто решение возникающих у вас проблем зависит от ва­шей энергии и напористости?

8. Какой процент людей в вашем коллективе чаще всего поддерживают вас, ваши инициативы и предложения?

9. Как часто у вас бывает оптимистичное и веселое настроение?

10. Если все проблемы, которые приходилось вам решать за пос­ледний год, условно разделить на теоретические и практические, то каков среди них удельный вес практических проблем?

11. Как часто вам приходилось отстаивать свои принципы, убеж­дения?

12. В какой степени ваша общительность, коммуникабельность способствует решению жизненно важных для вас проблем?

13. Как часто у вас возникают ситуации, когда главную ответствен­ность за решение наиболее сложных проблем и дел в коллективе вам приходится брать на себя?

14. Как часто и в какой степени ваши идеи, проекты удается воп­лотить в жизнь?

15. Как часто вам удается, проявив находчивость и даже пред­приимчивость, хоть в чем-то опередить своих соперников по учебе?

16. Как много людей среди ваших друзей и близких, которые счи­тают вас человеком воспитанным и интеллигентным?

17. Как часто вам в вашей жизни приходилось предпринимать нечто такое, что было воспринято даже вашими друзьями как нео­жиданность, как принципиально новое дело?

18. Как часто вам приходилось коренным образом реформиро­вать свою жизнь или находить принципиально новые подходы в ре­шении старых проблем?

Вы можете определить уровень вашего творческого потенциала на основе суммарного числа набранных вами баллов.

Суммарное число баллов

Уровень творческого потенциала личности

18 – 39

1 - очень низкий уровень

40 – 54

2 - низкий

55 – 69

3 - ниже среднего

70 – 84

4 - чуть ниже среднего

85 – 99

5 - средний уровень

100 – 114

6 - чуть выше среднего

115 – 129

7 - выше среднего

130 – 142

8 - высокий уровень

143 – 162

9 - очень высокий уровень

163 – 180

10 - наивысший

 

Методика «Направленность личности»

(позволяет оценить уровень сформированности у учащегося опыт эмоционально-ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека)

Методика позволяет выявить следующие направленности личности:

1. Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграж­дение и удовлетворение безотносительно работы и окружающих людей, агрессивность в достижении статуса, властность, склон­ность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интро­вертированность.

2. Направленность на о6щение (О) - стремление при любых обсто­ятельствах поддерживать отношения с людьми, ориентация на со­вместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкрет­ных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3. Направленность на дело (д) - заинтересованность в решении де­ловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориента­ция на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интере­сах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Инструкция. На каждый пункт опросника возможны три ответа, обозначае­мых буквами А, Б, В. Вам нужно выбрать тот ответ, который более всего выражает ваше мнение. Над вопросами долго не думайте, вы­полняйте работу самостоятельно.

 Текст методики

1. Больше всего удовлетворения в жизни дает:

А - оценка работы;

Б - сознание, что находишься среди друзей;

В - сознание того, что работа выполнена хорошо.

2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:

А - известным игроком;

Б - выбранным капитаном команды;

В - тренером, который разрабатывает тактику игры.

3. Лучшими преподавателями являются те, которые:

А - имеют индивидуальный подход;

Б - создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится

высказывать свою точку зрения;

В - увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему.

4. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:

А - не скрывают, что некоторые люди им несимпатичны;

Б - вызывают у всех дух соперничества;

В - производят впечатление, что предмет, который они препода­ют, их не интересует.

5. Я рад, что мои друзья;

А - всегда верны и надежны;

Б - помогают другим, когда для этого представляется случай;

В - интеллигентны и у них широкие интересы.

6. Лучшими друзьями считаю тех:

А - на которых можно надеяться;

Б - с которыми хорошо складываются взаимные отношения;

В - которые могут больше, чем я.

7. Я хотел бы стать известным, как те, кто;

А - может сильно любить;

Б - отличается дружелюбием и доброжелательностью;

В - добился жизненного успеха.

8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть;

А - опытным летчиком;

Б - начальником отдела;

В - научным работником.

9. Когда я был ребенком, я любил:

А - когда меня хвалили;

Б - игры с друзьями;

В - успехи в делах.

10. Больше всего мне не нравится, когда:

А - меня критикуют;

Б - в коллективе ухудшаются товарищеские отношения;

В - встречаю препятствия при выполнений возложенной на меня задачи.

11. Основная роль школ должна заключаться в:

А - развитии индивидуальных способностей и самостоятельности;

Б - воспитании в учениках качеств, благодаря которым они мог­ли бы уживаться с людьми;

В - подготовке учеников к работе по специальности.

12. Мне не нравятся коллективы, в которых:

А - человек теряет индивидуальность в общей массе;

Б - недемократическая система;

В - невозможно проявление собственной инициативы.

13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использо­вал его:

А - для обеспечения отдыха;

Б - для общения с друзьями;

В - для любимых дел и самообразования.

14. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

А - мои усилия достаточно вознаграждены;

Б - работаю с симпатичными людьми;

В - У меня работа, которая меня удовлетворяет.

15. Я люблю, когда:

А - другие ценят меня;

Б - приятно провожу время с друзьями;

В - чувствую удовлетворение от выполненной работы.

16. Если бы обо мне писали в газетах, мне бы хотелось, чтобы:

А - похвалили меня за мою работу;

Б - сообщили о том, что меня выбрали в Совет школы;

В - отметили дело, которое я выполнил.

17. Лучше всего я учился бы, когда преподаватель:

А - имел ко мне индивидуальный подход;

Б - вызвал дискуссию по разбираемым вопросам;

В - стимулировал меня на более интенсивный труд.

Обработка результатов. Подсчитать количество ответов с одинаковыми буквенными обо­значениями по всем вопросам и определить преобладающую направ­ленность личности, исходя из того, что ответы с буквой:

А - обозначают направленность на собственную личность;

Б - на общение с другими людьми;

В - на деловую активность.

 

 

 

 

Все предлагаемые в пособии методики могут быть использованы педагогами как в комплексе, при проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности всех образовательных результатов, так и при оценке индивидуальных учебно-воспитательных маршрутов школьников, при локальной (одномоментной) экспертизе по выявлению уровня сформированности показателей надпредметных понятий, ключевых компетентностей, социального опыта учащихся. Предлагаемый диагностический инструментарий может быть использован также при осуществлении экспертной оценки образовательной деятельности в процессе аттестации образовательного учреждения.

Желаем Вам успехов!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.     Астафьева Н. Доклад о реализации Комплексного проекта модернизации образования в Тамбовской области // http://www.kpmo.ru/kpmo/info

2.     Бенькович Т.М. Модель образовательного рейтинга в портфолио учебных достижений// Профильная школа. 2005. №2.С. 48 – 50.

3.     Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - Правительство Российской Федерации. – Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001 г.

4.     Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. – 2003. - №2. – С.3-10.

5.      «Региональная программа мониторинговых исследований качества образования Саратовской области» / Под ред. Чаниловой Н.Г., Громовой В.И. – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2008. - 48 с.

6.     Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: ООО «Мир книги», 2001. – 95 с.

7.     Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Человек и его изменение в телекоммуникационных системах. Междисциплинарные аспекты исследований: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 21-23 июня 2004 г., г. Москва.— М.: ИСМО РАО, 2004. – С.74-79.

8.     Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157.

9.     Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.

10. Хуторской А.В. Институт на рубеже тысячелетий (о целевых установках исследований по обновлению содержания образования и ключевых компетенциях) // Институт общего среднего образования. К 60-летию Российской академии образования и 80-летию Института. – М.: ИОСО РАО, 2002. – С.97-99, 105-108.

11. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 320 с.

 

В пособии использованы материалы сайта: http://www.kpmo.ru

 



Фото пользователя Оксана Александровна Максимова

На: Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и соц


Наталья Геннадьевна, спасибо за интересный и полезный материал!

С уважением, Оксана Максимова.



Фото пользователя kandidat01

На: Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и соц


Наталия Геннадьевна, спасибо за нужный, полезный, практичный материал!




Фото пользователя kandidat01

На: Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и соц


Наталия Геннадьевна, спасибо за материал! Очень полезно для нашей работы.




Фото пользователя Наталия Александровна Киселева

На: Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и соц


Наталья Геннадьевна, огромное спасибо за интересный материал, который Вы здесь представили! Изучаю с большим интересом.

Удачи во всем! Наталия Киселева




На: Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и соц


Какой ужас!

Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли

ВИР