Вы не зарегистрированы

Авторизация



государственно-общественное управление

    Выберите действие:

                                                                     ЭССЕ

 

Моя  философия директора   

 

Усенко А.Н.,

директор МБОУ СОШ № 50 г.Шахты  

 

 

 

Многие руководители, оценивая период своей деятельности, привлекают в подтверждение своих слов цитаты известных в прошлом и настоящем гениев (и не очень) педагогической и административной мысли; стремятся сложнее и заковыристее обрисовать свое педагогическое или управленческое кредо – «чтобы было не хуже чем у других»; другие стремятся придать некий пафосный налёт своим мыслям; третьи выдают желаемое за действительное, т.е. откровенно врут, тратя на это время.

Сегодня (и вчера, и завтра) образование поставлено в угол. Оно не наказано, оно должно подумать и понять – как, куда и для чего развиваться дальше. Здесь приобретает важное значение профессиональное и гражданское поведение директора школы. Развиваться следует непременно. Роль директора в степени и масштабах развития коллектива и школы трудно переоценить. Сказано об этом достаточно. Я вижу секрет моего успеха, как руководителя, в постоянном честном, простом (если хотите – монотонном) труде, самообразовании, предсказуемом для коллектива единомышленников поведении.  

Содержание моей философии как директора можно представить в виде взаимосвязанных и взаимодополняющих идей:

·  Директор – организатор.

·  Уметь взаимодействовать с людьми. Всегда есть компромисс. И я его нахожу.

·  Моделировать человеческое сознание.

·  Ежедневно давать уроки жизни для людей.

·  Адекватное восприятие и отношение к окружающей действительности.

Я руководствуюсь некоторыми (имеется и еще несколько) позициями в своей деятельности:

1.Руководитель вдохновляет и обучает своих сотрудников.

2.Ставлю две цели: ближнюю и перспективную.  

3.Говорю с подчиненным на его языке.

4.Планирую время на каждый день, неделю, месяц. (А сейчас пошли планы на год). План – это прекрасная возможность не только сэкономить время, но и эффективно его использовать.

5.Чаще встречаться с членами коллектива: не закрывать двери своего кабинета, перекинуться с сотрудником парой фраз в помещениях школы, встретиться с подчиненным на его территории – всё это существенно не только снижает риск возникновения конфликтов (в основном рождающихся из-за домыслов и недомолвок) в коллективе, но и способствует высвобождению времени для деятельности и размышления над перспективами развития школы.

Мы все были детьми. И каждый из нас помнит свою школу. Нравилось нам в школе – понравится и нынешнему поколению детей. Если в школе хорошо  взрослому, то есть шанс, что будет хорошо и ребенку. Мне нравится школа, в которой я работаю директором. Она уютная и чистая. Весь коллектив умеет ценить то, что имеется в школе. Можно сказать, мы все любим то, что имеем.

Достиг ли я того, к чему стремился? Думаю – нет. Удовлетворение от достигнутого – сиюминутное. Скорее – убеждение себя в успешности и состоятельности. Вот вопрос: куда и как дальше идти? Цель! Ставлю ежедневно, ежегодно цели. Верю! Стремлюсь! Достигаю!

На мой взгляд, русский философ Н.А. Бердяев в своих размышлениях о «Самопознании» точно и объективно раскрыл смысл человеческого предназначения: быть собой, не изменять своей идее, трудиться честно.

 

Усенко А.Н., к.и.н., директор МОУ СОШ №50 г.Шахты

 

Задания по теме: «Государственно-общественное управление учреждением»

Задание 1. ответ

Государственно-общественное управление образованием – один из видов взаимодействия государства и общества. Опыт деятельности ряда образовательных учреждений России показывает, что сам факт наличия попечительских советов, управляющих советов или каких-либо других аналогичных структур нельзя рассматривать как признак государственно-общественного управления, так как в подобных структурах не принимаются решения сами по себе, а лишь ограничиваются согласием с решением, предлагаемым образовательным учреждением.

Хочу подчеркнуть: потребность общественности в управлении образовательными системами зависит от уровня организованности самой общественности, от наличия структур, представляющих ее интересы, в том числе от экспертных структур. Условием повышения уровня общественной активности в сфере образования являются разнообразные меры, позволяющие изучать общественное мнение, привлекать общественность к аттестации образовательных учреждений, к экспертизе образовательных результатов, организовывать общественное обсуждение проблем образования.

Сложнее обстоит дело с формированием у органов управления образованием мотивации привлекать общественность к принятию управленческих решений. Обычно руководители образовательных учреждений и руководители более высокого ранга стремятся ограничить участие общественности в управлении, боясь (и не без основания) некомпетентного вмешательства в сферу образования, не желая также утратить хотя бы часть своих властных полномочий.

Считаю, что эффективное взаимодействие системы образования и общественных структур можно обеспечить, если представителей сферы образования включить в общественные структуры. Например, представительство руководителей образования в совете предпринимателей. Это создает возможность для формирования компетентного социального заказа образовательному учреждению и экономической поддержки этого заказа.

 Считаю, что государственно-общественное управление образованием можно представить как интеграцию трех направлений работы:

1) демократизация деятельности органов государственной власти и управления образованием;
2) развитие самоуправляющих ассоциаций участников образовательной деятельности
3) организация общественных органов управления образованием, в которых представлены все слои населения, участвующие в образовательной деятельности.

Задание 2. ответ

В нашей школе индивидуальные предприниматели с охотой идут на контакт и оказывают финансовую поддержку в том случае, если школа обеспечивает траты финансов целенаправленно (именно на то, на что заявляла) и предоставляет (ненавязчиво!!!) отчет о потраченных средствах предпринимателей.

Администрация школы установила контакт с крупным предпринимателем, который каждое лето обеспечивает у себя на работе трудоустройство детей 10-11 класса нашей школы. При этом он сам производит смотр-отбор детей, но и устанавливает им заработную плату существенно выше общепринятой в подобных случаях, обеспечивая детей еще и социальным пакетом.

 

Задание 3. ответ

«сильные» и «слабые» стороны государственно-общественного управления

 

Государственная составляющая

Общественная составляющая управления

Сильные стороны

ØИнтеграция с обществом при решении глобальных проблем

Øсохранение единого социокультурного пространства страны, преодоления этно-национальной напряженности

Øповышение инвестиционной привлекательности школы – как важная задача опережающего развития школы

Øпри общем уровне снижения численности учащихся в школах создается резерв для внутрисистемного маневра ресурсами в целях рационализации сети общеобразовательных учреждений, поддержки инновационных школ и других «точек роста» в образовании

ØСамостоятельное оперативное принятие важных решений

ØПомощь в решении насущных проблем школы

ØУчет мнения меньшинства

ØНовое видение решения «знакомых» для проблем

ØКачественное развитие образовательных учреждений под контролем общества

ØАвторитаризм   управленческой  позиции

ØБюрократизм в принятии и исполнении решений
 

Слабые стороны

ØОткрытое стремление отойти от дел образования, предоставив образованию право самовыживания

ØНепринятие   позиции   меньшинства

ØСущественное влияние на государственность политической сферы и жизни: итоги выборов, личность президента страны, программные документы партий и движений, роль оппозиционно настроенных сил и т.п.

ØУбогость муниципальных бюджетов в большинстве регионов страны

ØАвторитаризм   управленческой  позиции

ØБюрократизм в принятии и исполнении решений

ØНежелание общества «взваливать» на себя еще и проблемы образования

ØНизкий уровень компетентности представителей общественности для решения проблем образования

ØОтсутствие коллективной ответственности. При любом решении любого вопроса ответственность однозначно останется на руководителе учреждения

ØНедопонимание между администрацией учреждений образования и представителями общественности относительно целей и способов решения проблем образования

ØНедостаточные ресурсы и возможности финансирования проектов развития

 

 

Задание 4. ответ

Необходима потребность в создании самой общественностью практической базы своего участия во всех делах школы. Государственные структуры мешать этому не в праве. Гражданские сообщества просто должны быть настойчивее, активнее и целеустремлённее. Образование как социально-культурный процесс и школа как социально-культурный институт - средоточие, как интересов государства, так и гражданского общества. Школа - одновременно и частица общественной жизни, и элемент структуры, подвластный государственному контролю. В условиях развития демократии и расширения практики соуправления школа будет всё больше опираться на общественные организации и сообщества. Это поможет совершить переход от политики патронажа и доминирования государственного над общественным к их конструктивному оппонированию и взаимодействию.

Государство, поддерживая в системе управления образованием дружественного оппонента в лице родительского сообщества, должно будет заботиться о реальном обеспечении тех прав, полномочий, прерогатив, которые определены в существующих документах. Это - стратегическая задача. Тактическая задача - обеспечить возможность школ самостоятельно решать проблемы взаимодействия субъектов образования с учётом собственных условий и кадровых особенностей.

Механизмом изменения станет не комплекс особых разрешительных (со стороны государства) норм и положений, а конкретное (материальное или финансовое) поощрение со стороны государства тех школ, в которых продуктивное взаимодействие субъектов образования наиболее развито.

Готовность школы к сотрудничеству с семьёй и другими социальными институтами является одной из характеристик открытости, признаком демократичности.

Некоторые считают, что одним из главных условий социального партнёрства со стороны образовательного учреждения является его автономность, готовность к самостоятельному определению стратегии развития, возможность влияния на местную образовательную политику.

Я выделяю наиболее перспективное, на мой взгляд, содержание взаимодействия школы с общественными институтами: соблюдение прав ребёнка, сохранение здоровья, формирование культуры индивидуального развития ребёнка, искусство жить, проблемы взросления, опыт бытия в традиции, в культуре, детская наркомания и преступность, межнациональные распри.

Жители нашего посёлка видят в школе не только образовательное учреждение, от которого ожидают высокий уровень реализации государственных программ среднего общего образования. Школа стала единственным местом, где человек ощущает свою общественную значимость и находит возможность участвовать в общественной жизни. Поэтому, учиться социальному партнёрству и начинать создавать развитую инфраструктуру гражданского общества надо именно на местном уровне. Главными препятствиями являются: отсутствие инициативы граждан, более или менее подготовленных организаторов и лидеров, а также устойчивое мнение об отсутствии доступных и достаточных ресурсов.

 

Задание 5. ответ

ØЕсли некоторые члены попечительского совета не проявляют должной активности в совете, подлежат ли они в этом случае исключению из состава совета?

Ø  Имеет ли попечительский совет использовать право вето в случаях связанных с вопросом  назначения руководителя школы?

 

Задание 6. ответ

Именно общественность формирует имиджевую составляющую школы. Школа наша имеет немало достижений. Но этого сегодня недостаточно: следует умело преподнести общественности эти успехи так, чтобы общество сделало правильные (выгодные школе) выводы. Как сложится о школе мнение общественности, так и пойдет о ней молва и через следующие поколения.

 

Задание 7. ответ

Активное действие родительского комитета и ученического самоуправления для малой школы – вполне самодостаточный вариант общественной работы: финансирование школы все равно будет слабым, создание громоздкого коллегиального органа самоуправления не представляется эффективным.

 

Задание 8. ответ

В истории России идея государственно-общественного управления имеет достаточно глубокие корни: епархиальные училищные советы, волостные общины, попечительские советы гимназий и реальных училищ, земские управы. Школы, в управлении которыми участвовали эти организации, как правило, имели многоканальное финансирование, которое предназначалось для удовлетворения потребности в книгах, пособиях, для награждения учителей и учеников, жалованья учащихся, содержания школ, повышения квалификации учителей. В свою очередь общество предъявляло к своим школам все более высокие требования, заставляя их перестраиваться, искать новые формы и методы обучения, расширять содержание образования. И на этой стадии государство (а оно имеет реальную физическую силу) может затормозить неугодные ему процессы.

            Развитие государственно-общественного управления в образовании связано с рядом ограничений и рисков:

- стремление к построению вертикально-иерархических отношений с лицами и организациями;

- опасность понимания развития государственно-общественного взаимодействия как усиления одной из сторон в интересах другой или как нового перераспределения нынешних функций управления.

Решением проблемы риска коллективного субъекта может выступать инновационная модель общественно-активной школы, работающей на основе концепции общественно-активного образования в развитии местного сообщества, что является возможностью для местных жителей, организаций и учреждений стать активными партнерами в решении местных, в том числе образовательных проблем.

 

Задание 9. ответ

На основе анализа всех первых восьми заданий выстраивается план выступления.

 

 

Прикрепленный файлРазмер
проект деятельности в рамках духовно-нравственного развития учащихся в школе № 50.ppt8.58 Мбайт

Поиск

Loading
Глобальная школьная лаборатория