ЭССЕ
Моя философия директора
Усенко А.Н.,
директор МБОУ СОШ № 50 г.Шахты
Многие руководители, оценивая период своей деятельности, привлекают в подтверждение своих слов цитаты известных в прошлом и настоящем гениев (и не очень) педагогической и административной мысли; стремятся сложнее и заковыристее обрисовать свое педагогическое или управленческое кредо – «чтобы было не хуже чем у других»; другие стремятся придать некий пафосный налёт своим мыслям; третьи выдают желаемое за действительное, т.е. откровенно врут, тратя на это время.
Сегодня (и вчера, и завтра) образование поставлено в угол. Оно не наказано, оно должно подумать и понять – как, куда и для чего развиваться дальше. Здесь приобретает важное значение профессиональное и гражданское поведение директора школы. Развиваться следует непременно. Роль директора в степени и масштабах развития коллектива и школы трудно переоценить. Сказано об этом достаточно. Я вижу секрет моего успеха, как руководителя, в постоянном честном, простом (если хотите – монотонном) труде, самообразовании, предсказуемом для коллектива единомышленников поведении.
Содержание моей философии как директора можно представить в виде взаимосвязанных и взаимодополняющих идей:
· Директор – организатор.
· Уметь взаимодействовать с людьми. Всегда есть компромисс. И я его нахожу.
· Моделировать человеческое сознание.
· Ежедневно давать уроки жизни для людей.
· Адекватное восприятие и отношение к окружающей действительности.
Я руководствуюсь некоторыми (имеется и еще несколько) позициями в своей деятельности:
1.Руководитель вдохновляет и обучает своих сотрудников.
2.Ставлю две цели: ближнюю и перспективную.
3.Говорю с подчиненным на его языке.
4.Планирую время на каждый день, неделю, месяц. (А сейчас пошли планы на год). План – это прекрасная возможность не только сэкономить время, но и эффективно его использовать.
5.Чаще встречаться с членами коллектива: не закрывать двери своего кабинета, перекинуться с сотрудником парой фраз в помещениях школы, встретиться с подчиненным на его территории – всё это существенно не только снижает риск возникновения конфликтов (в основном рождающихся из-за домыслов и недомолвок) в коллективе, но и способствует высвобождению времени для деятельности и размышления над перспективами развития школы.
Мы все были детьми. И каждый из нас помнит свою школу. Нравилось нам в школе – понравится и нынешнему поколению детей. Если в школе хорошо взрослому, то есть шанс, что будет хорошо и ребенку. Мне нравится школа, в которой я работаю директором. Она уютная и чистая. Весь коллектив умеет ценить то, что имеется в школе. Можно сказать, мы все любим то, что имеем.
Достиг ли я того, к чему стремился? Думаю – нет. Удовлетворение от достигнутого – сиюминутное. Скорее – убеждение себя в успешности и состоятельности. Вот вопрос: куда и как дальше идти? Цель! Ставлю ежедневно, ежегодно цели. Верю! Стремлюсь! Достигаю!
На мой взгляд, русский философ Н.А. Бердяев в своих размышлениях о «Самопознании» точно и объективно раскрыл смысл человеческого предназначения: быть собой, не изменять своей идее, трудиться честно.
Усенко А.Н., к.и.н., директор МОУ СОШ №50 г.Шахты
Задания по теме: «Государственно-общественное управление учреждением»
Задание 1. ответ
Государственно-общественное управление образованием – один из видов взаимодействия государства и общества. Опыт деятельности ряда образовательных учреждений России показывает, что сам факт наличия попечительских советов, управляющих советов или каких-либо других аналогичных структур нельзя рассматривать как признак государственно-общественного управления, так как в подобных структурах не принимаются решения сами по себе, а лишь ограничиваются согласием с решением, предлагаемым образовательным учреждением.
Хочу подчеркнуть: потребность общественности в управлении образовательными системами зависит от уровня организованности самой общественности, от наличия структур, представляющих ее интересы, в том числе от экспертных структур. Условием повышения уровня общественной активности в сфере образования являются разнообразные меры, позволяющие изучать общественное мнение, привлекать общественность к аттестации образовательных учреждений, к экспертизе образовательных результатов, организовывать общественное обсуждение проблем образования.
Сложнее обстоит дело с формированием у органов управления образованием мотивации привлекать общественность к принятию управленческих решений. Обычно руководители образовательных учреждений и руководители более высокого ранга стремятся ограничить участие общественности в управлении, боясь (и не без основания) некомпетентного вмешательства в сферу образования, не желая также утратить хотя бы часть своих властных полномочий.
Считаю, что эффективное взаимодействие системы образования и общественных структур можно обеспечить, если представителей сферы образования включить в общественные структуры. Например, представительство руководителей образования в совете предпринимателей. Это создает возможность для формирования компетентного социального заказа образовательному учреждению и экономической поддержки этого заказа.
Считаю, что государственно-общественное управление образованием можно представить как интеграцию трех направлений работы:
1) демократизация деятельности органов государственной власти и управления образованием;
2) развитие самоуправляющих ассоциаций участников образовательной деятельности
3) организация общественных органов управления образованием, в которых представлены все слои населения, участвующие в образовательной деятельности.
Задание 2. ответ
В нашей школе индивидуальные предприниматели с охотой идут на контакт и оказывают финансовую поддержку в том случае, если школа обеспечивает траты финансов целенаправленно (именно на то, на что заявляла) и предоставляет (ненавязчиво!!!) отчет о потраченных средствах предпринимателей.
Администрация школы установила контакт с крупным предпринимателем, который каждое лето обеспечивает у себя на работе трудоустройство детей 10-11 класса нашей школы. При этом он сам производит смотр-отбор детей, но и устанавливает им заработную плату существенно выше общепринятой в подобных случаях, обеспечивая детей еще и социальным пакетом.
Задание 3. ответ
«сильные» и «слабые» стороны государственно-общественного управления
|
Государственная составляющая
|
Общественная составляющая управления
|
Сильные стороны
|
ØИнтеграция с обществом при решении глобальных проблем
Øсохранение единого социокультурного пространства страны, преодоления этно-национальной напряженности
Øповышение инвестиционной привлекательности школы – как важная задача опережающего развития школы
Øпри общем уровне снижения численности учащихся в школах создается резерв для внутрисистемного маневра ресурсами в целях рационализации сети общеобразовательных учреждений, поддержки инновационных школ и других «точек роста» в образовании
|
ØСамостоятельное оперативное принятие важных решений
ØПомощь в решении насущных проблем школы
ØУчет мнения меньшинства
ØНовое видение решения «знакомых» для проблем
ØКачественное развитие образовательных учреждений под контролем общества
ØАвторитаризм управленческой позиции
ØБюрократизм в принятии и исполнении решений
|
Слабые стороны
|
ØОткрытое стремление отойти от дел образования, предоставив образованию право самовыживания
ØНепринятие позиции меньшинства
ØСущественное влияние на государственность политической сферы и жизни: итоги выборов, личность президента страны, программные документы партий и движений, роль оппозиционно настроенных сил и т.п.
ØУбогость муниципальных бюджетов в большинстве регионов страны
ØАвторитаризм управленческой позиции
ØБюрократизм в принятии и исполнении решений
|
ØНежелание общества «взваливать» на себя еще и проблемы образования
ØНизкий уровень компетентности представителей общественности для решения проблем образования
ØОтсутствие коллективной ответственности. При любом решении любого вопроса ответственность однозначно останется на руководителе учреждения
ØНедопонимание между администрацией учреждений образования и представителями общественности относительно целей и способов решения проблем образования
ØНедостаточные ресурсы и возможности финансирования проектов развития
|
Задание 4. ответ
Необходима потребность в создании самой общественностью практической базы своего участия во всех делах школы. Государственные структуры мешать этому не в праве. Гражданские сообщества просто должны быть настойчивее, активнее и целеустремлённее. Образование как социально-культурный процесс и школа как социально-культурный институт - средоточие, как интересов государства, так и гражданского общества. Школа - одновременно и частица общественной жизни, и элемент структуры, подвластный государственному контролю. В условиях развития демократии и расширения практики соуправления школа будет всё больше опираться на общественные организации и сообщества. Это поможет совершить переход от политики патронажа и доминирования государственного над общественным к их конструктивному оппонированию и взаимодействию.
Государство, поддерживая в системе управления образованием дружественного оппонента в лице родительского сообщества, должно будет заботиться о реальном обеспечении тех прав, полномочий, прерогатив, которые определены в существующих документах. Это - стратегическая задача. Тактическая задача - обеспечить возможность школ самостоятельно решать проблемы взаимодействия субъектов образования с учётом собственных условий и кадровых особенностей.
Механизмом изменения станет не комплекс особых разрешительных (со стороны государства) норм и положений, а конкретное (материальное или финансовое) поощрение со стороны государства тех школ, в которых продуктивное взаимодействие субъектов образования наиболее развито.
Готовность школы к сотрудничеству с семьёй и другими социальными институтами является одной из характеристик открытости, признаком демократичности.
Некоторые считают, что одним из главных условий социального партнёрства со стороны образовательного учреждения является его автономность, готовность к самостоятельному определению стратегии развития, возможность влияния на местную образовательную политику.
Я выделяю наиболее перспективное, на мой взгляд, содержание взаимодействия школы с общественными институтами: соблюдение прав ребёнка, сохранение здоровья, формирование культуры индивидуального развития ребёнка, искусство жить, проблемы взросления, опыт бытия в традиции, в культуре, детская наркомания и преступность, межнациональные распри.
Жители нашего посёлка видят в школе не только образовательное учреждение, от которого ожидают высокий уровень реализации государственных программ среднего общего образования. Школа стала единственным местом, где человек ощущает свою общественную значимость и находит возможность участвовать в общественной жизни. Поэтому, учиться социальному партнёрству и начинать создавать развитую инфраструктуру гражданского общества надо именно на местном уровне. Главными препятствиями являются: отсутствие инициативы граждан, более или менее подготовленных организаторов и лидеров, а также устойчивое мнение об отсутствии доступных и достаточных ресурсов.
Задание 5. ответ
ØЕсли некоторые члены попечительского совета не проявляют должной активности в совете, подлежат ли они в этом случае исключению из состава совета?
Ø Имеет ли попечительский совет использовать право вето в случаях связанных с вопросом назначения руководителя школы?
Задание 6. ответ
Именно общественность формирует имиджевую составляющую школы. Школа наша имеет немало достижений. Но этого сегодня недостаточно: следует умело преподнести общественности эти успехи так, чтобы общество сделало правильные (выгодные школе) выводы. Как сложится о школе мнение общественности, так и пойдет о ней молва и через следующие поколения.
Задание 7. ответ
Активное действие родительского комитета и ученического самоуправления для малой школы – вполне самодостаточный вариант общественной работы: финансирование школы все равно будет слабым, создание громоздкого коллегиального органа самоуправления не представляется эффективным.
Задание 8. ответ
В истории России идея государственно-общественного управления имеет достаточно глубокие корни: епархиальные училищные советы, волостные общины, попечительские советы гимназий и реальных училищ, земские управы. Школы, в управлении которыми участвовали эти организации, как правило, имели многоканальное финансирование, которое предназначалось для удовлетворения потребности в книгах, пособиях, для награждения учителей и учеников, жалованья учащихся, содержания школ, повышения квалификации учителей. В свою очередь общество предъявляло к своим школам все более высокие требования, заставляя их перестраиваться, искать новые формы и методы обучения, расширять содержание образования. И на этой стадии государство (а оно имеет реальную физическую силу) может затормозить неугодные ему процессы.
Развитие государственно-общественного управления в образовании связано с рядом ограничений и рисков:
- стремление к построению вертикально-иерархических отношений с лицами и организациями;
- опасность понимания развития государственно-общественного взаимодействия как усиления одной из сторон в интересах другой или как нового перераспределения нынешних функций управления.
Решением проблемы риска коллективного субъекта может выступать инновационная модель общественно-активной школы, работающей на основе концепции общественно-активного образования в развитии местного сообщества, что является возможностью для местных жителей, организаций и учреждений стать активными партнерами в решении местных, в том числе образовательных проблем.
Задание 9. ответ
На основе анализа всех первых восьми заданий выстраивается план выступления.
|