Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Организация проектной деятельности обучающихся на уроках лозоплетения с применением информационно-коммуникативных технологий, для формирования жизненных компетентностей обучающихся».

Фото пользователя Наталья  Юрина
Submitted by Наталья Юрина on Fri, 16/12/2011 - 17:33
Данные об авторе
Автор(ы): 
Юрина Н.В.
Место работы, должность: 

ГОУ ЛО "Сиверская специальная школа-интернат",

учитель трудового обучения по курсу "ЛОЗОПЛЕТЕНИЕ"

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
специальное (коррекционное) образование
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Информатика и ИКТ
Предмет(ы): 
Математика
Предмет(ы): 
Спецпредмет
Предмет(ы): 
Технология
Предмет(ы): 
Другое
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
проект
Краткое описание ресурса: 
<p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Практика показала, что проектная деятельность позитивно влияет на формирование жизненных компетентностей обучающихся.</p> <p>Выбирая тему проекта и выполняя его обучающие проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремлённость и настойчивость.&nbsp; При этом происходит формирование&nbsp; навыков работы в команде, формируются навыки самоконтроля и культуры труда (оказание помощи друг другу, совместное решение проблемы, радость успеха и горечь неудачи делятся пополам), что является необходимым условием для социальной адаптации в обществе.</p>

                 В настоящее время значительно возросли требования к трудовой активности и профессиональной готовности работников производственной и обслуживающей сфер труда. Это делает особенно актуальной проблему подготовки детей с нарушениями развития к самостоятельной жизни и труду.

Так как  я не только учитель по лозоплетению, но и являюсь классным руководителем 10класса, и цель воспитательной программы - воспитание социально-адаптированной личности, поэтому  в этом же направлении я попыталась выстроить и свою проектную деятельность на своих уроках.

    Методическая   тема  – над которой я  работала в 2011-2012г-

«Организация проектной деятельности обучающихся на уроках лозоплетения с применением информационно-коммуникативных технологий, для формирования жизненных компетентностей обучающихся».

Цель: организовать проектную деятельность обучающихся на уроках лозоплетения для формирования жизненных компетентностей обучающихся

Задачи:

способствовать формированию:

  • умения адекватно оценивать свои способности и возможности;
  • понимания необходимости личностного роста для успешного   самоопределения в будущем;
  • умения самостоятельно планировать свою деятельность;
  • умения жить и работать в коллективе.

     В этом году обучение 10-ого класса (выпускного) велось в процессе деятельности над проектом «Мой плетень». Работа  проходила по основным этапам проектной деятельности

     На первом этапе работы - перед учащимися была поставлена проблема –«На протяжении нескольких лет мы ухаживали за высаженными молодыми деревцами на школьном участке, и  часто видели сломанные ветки на растениях. Встал вопрос, как можно защитить молодые деревца,  на школьном участке от  поломок?»

     Основными информационными источниками для решения данной проблемы стали  учебники по декоративному оформлению садовых участков, а также сайты по лозоплетению, где были предложены современные  способы оформления цветников, клумб, садовых дорожек из лозы,  - эти образцы  и легли в основу нашей работы – так появилась идея сплести  из лозы плетни-изгороди  вокруг деревьев. Эти плетни будут выполнять не только функцию защиты саженцев, но и станут декоративным украшением школьного участка.

      Между ребятами была распределена работа по нахождению и изучению новой информации по работе над проектом.

 Сергей Чебушев –изъявил желание узнать историю появления плетней, о чём и рассказал, выступив по данной теме.

       На втором этапе  -  обучающие определились с выбором своего будущего плетня: шла разработка конструкции и выбор вида плетения для изготовления  плетня. Ребята выполняли схемы плетения и эскизы плетней. Завершающим элементом этого этапа было  планирование технологии изготовления,  подбор инструментов,  подбор материала (лозы),  определение последовательности технологических операций.

На этом этапе Серов Степан –рассказывал  об инструментах и приспособлениях, которые необходимы для работы при изготовлении плетня,

Умилин Паша –о конструкциях плетней, а Мирзоян Саша –о видах плетения, которыми можно оплести стенки плетня.

     На третьем этапе учащиеся изготавливали свои плетни в классе на шаблонах, прорабатывая технологические операции, оттачивая  свои умения и навыки при выполнении видов плетения. (Работа выполнялась парами)

И только после этого  обучающие  изготавливали плетни на школьном участке  вокруг деревьев.

     На четвёртом  заключительном этапе проводили экономические расчеты,  анализировали проделанную ими работу, производили самооценку.

     В процессе работы над проектом в классе  оформлялся стенд «Мой плетень», где поэтапно вывешивалась информация.

  При работе над проектом собран материал: это схемы плетения, эскизы плетней, фотографии этапов работы по  изготовлению плетней и готовых    плетней – всё это будет использоваться для оформления дизайн –папки проекта.

    Практика показала, что проектная деятельность позитивно влияет на формирование жизненных компетентностей обучающихся.

Выбирая тему проекта и выполняя его обучающие проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремлённость и настойчивость.  При этом происходит формирование  навыков работы в команде, формируются навыки самоконтроля и культуры труда (оказание помощи друг другу, совместное решение проблемы, радость успеха и горечь неудачи делятся пополам), что является необходимым условием для социальной адаптации в обществе.

           Результат:

  • Качество знаний обучающихся при сдаче выпускного экзамена -80%
  •  В конце года  в классе было проведёно тестирование по методике М.И.Рожкова « Изучение социализированности личности учащегося», было выявлено: 
  • Мирзоян С, Умилин П, Чебушев С- показали высокую степень социальных качеств
  • Серов С. и Ковалькова К. – показали среднюю степень развитости социальных качеств (меньше 3, но больше 2).

В целом выпускники 10класса имеют хороший средний уровень социальной адаптации.