Официальный сайт sosamba138 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



олимпиадные задания по русскому языку

Фото пользователя Лилия Владимировна Фатеева
Submitted by Лилия Владимировна Фатеева on чт, 22/12/2011 - 08:08

Копилка олимпиадных заданий по русскому языку.


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Елена Геннадиевна Богданова

На: олимпиадные задания по русскому языку


1. Напишите как можно больше трехбуквенных слов, вставляя в середину гласные буквы: б..к; в..л, д..м, к..т, л..к, м..х, с..к, с..н, п..р, с..р.
3 балла
Ключ к выполнению задания: бак, бок, бык; вол, вал; дом, дым; кот, кит; лак, лук, люк; мех, мох; сак, сок, сук; сон, сын; пар, пир; сор, сыр.
2. Подберите к старославянизмам русские соответствия:
Агнец –
Уста –
Ланиты –                                 
3 балла
Ключ к выполнению задания: агнец – ягненок; уста – губы; ланиты – щеки.
3. Как правильно сказать?
«Деревья росли по обоим сторонам улицы» или «Деревья росли по обеим сторонам улицы».
5 баллов
Ключ к выполнению задания: наряду с нормативным сочетанием по обеим сторонам (которого нужно придерживаться) допускается ненормативный вариант «по обоим сторонам».
4. Определите «лишнее» слово и зачеркните его: веселый, веселье, весело, радостное, веселые; лезет, залез, слезал, подлиза, полезла.
2 балла
Ключ к выполнению задания: «лишние» слова: радостное, подлиза.
5. Подберите синонимы к словам-определениям.
Грустный –
Радостный –
Жесткий –
Отважный –                                    
3 балла
Ключ к выполнению задания: грустный – печальный; радостный – веселый, жесткий – твердый, отважный – смелый и т. д.
6. Объясните антонимическую пару слов надежда – отчаяние.
4 балла
Ключ к выполнению задания: надежда – ожидание чего-либо желаемого, вера в возможность осуществления. Отчаяние – состояние крайней безнадежности, упадка духа.
7. Из звуков, входящих в слово палитра, ученик составил слова: пар, лапа, трап, лира, пир, тара. Найдите среди этих слов три слова со звуками, которых нет в слове палитра.
3 балла
Ключ к выполнению задания: лапа, пир, тир. Нет твердого [л] и мягких [п’] и [т’].
8. Прочитайте, объясните значение слова вёдро.
И ветер отвечал мне: будет вёдро;
Деревья подтверждали: будет вёдро;
И только где-то на болоте цапля
Кричала: будет непременно дождь.
Н. Рыленков
2 балла
Ключ к выполнению задания: вёдро – сухая, солнечная погода.
9. Определите многозначное слово. Какой частью речи оно является?
1) К вечеру температура снизилась.
2) Самолет снизился и пошел на посадку.
3) Ученик снизил успеваемость.
Придумайте несколько предложений с этим многозначным словом.
2 балла
Ключ к выполнению задания: снизился. Часть речи – глагол.

с уважением, Богданова Елена Геннадиевна

сообщество Начальная школа XXI век




Фото пользователя Елена Геннадиевна Богданова

На: олимпиадные задания по русскому языку


Занятие 6
1. Объясните пару антонимов мягкий – жесткий.
3 балла
Ключ к выполнению задания:
1) Мягкий – нестрогий, снисходительный, лишенный резкости, грубости, вежливый (о человеке);
2) такой, который легко поддается, уступает при надавливании, прикосновении и вызывает приятные ощущения (о предмете).
1) Жесткий – суровый, резкий, грубый в обращении с людьми (о человеке);
2) твердый, крепкий, плотный на ощупь, грубый (о предмете).
2. Закончите пословицы:
В тихом омуте …
Волк и каждый год линяет, …
Глуп как свинья, а …
Глазами плачет, а …
Гладка шерстка, да …
– Когда мы так говорим?
5 баллов
Ключ к выполнению задания:
В тихом омуте черти водятся.
Волк и каждый год линяет, а все сер бывает.
Глуп как свинья, а лукав как черт.
Глазами плачет, а сердцем смеётся.
Гладка шерстка, да ноготок остер.
3. Как вы понимаете такие выражения:
Много думать о себе.
Недолго думая?
4 балла
Ключ к выполнению задания:
Много думать о себе – быть о себе слишком высокого мнения.
Недолго думая – без размышлений, без колебаний, сразу.
4. Определите, к каким частям слова относятся двойные согласные в словах: подделка, ссора, воссоединение, ссылка, конный.
5 баллов
Ключ к выполнению задания:

5. Выполните фонетическую транскрипцию слов:
Исправь, подсказка, седой, вынесли, растирали.
5 баллов
Ключ к выполнению задания: [испраф’], [патскаска], [с’эдоj], [вын’эсл’и], [раст’ирал’и].
6. Поставьте в словах ударение:
Беспечный, ходатай, черпать, шофёр, агентство, баловать, в складчину, главенство, донельзя, драматургия, засучить, заговор, изваяние, облегчать.
2 балла
Ключ к выполнению задания: беспйчный, ходбтай, чйрпать, шофйр, агйнтство, баловбть, в склбдчину, главйнство, донйльзя, драматурги?я, засучи?ть, збговор, извая?ние, облегчбть.
7. В данном ряду слов укажите, все ли слова синонимичны. Какие из них являются полными синонимами, какие – частичными?
Надменно, высокомерно, спесиво, кичливо, гордо, чванливо, чванно.
3 балла
Ключ к выполнению задания:
Частично: спесиво, кичливо, чванливо, чванно.
Полные синонимы: надменно, высокомерно.

с уважением, Богданова Елена Геннадиевна

сообщество Начальная школа XXI век




Фото пользователя Елена Геннадиевна Богданова

На: олимпиадные задания по русскому языку


1. Как вы понимаете слово дружба? Можно ли употреблять это слово во множественном числе?
2 балла
Ключ к выполнению задания: дружба – отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов. Употребляется только в ед. числе.
2. Объясните значение антонимической пары:
Исток – устье.
3 балла
Ключ к выполнению задания: исток – начало ручья, реки, то место, где начинается водный источник. Устье – конечный участок нижнего течения реки, место впадения реки в море, в озеро.
Обнялись облака
И уснули без грусти.
Дремлет в русле река
От истока до устья.
В. Шефнер
3. Как вы думаете, кто прав? Какая речь важнее: устная или письменная? Почему вы так считаете?
Заспорили ребята. Алеша говорит:
– Трудно тебя понять, Миша! Говоришь так, как будто у тебя каша во рту.
Обиделся Миша.
– Зато я пишу грамотно, ошибок не делаю. А письменная речь важнее: что написано пером, того не вырубишь топором. Ну, а устная речь – что? Слово – не воробей: вылетит – не поймаешь!
А как вы думаете?
2 балла
Ключ к выполнению задания:
«Важнее», конечно, устная речь: сначала люди пользовались только ею, и теперь мы говорим и слушаем больше, чем читаем и пишем, вначале учимся говорить, а потом читать. Однако грамотным и культурным мы признаем того человека, который не только правильно и выразительно говорит, но и красиво и без ошибок пишет.
4. Перечислите учебные вещи.
1 балл
Ключ к выполнению задания:
Портфель, ранец, карандаш, пенал, ручка, тетрадь, циркуль и т. д.
5. Напишите слова-«наоборотки».
2 балла
Ключ к выполнению задания:
Дед, топот, доход, наган, казак, шалаш и т. д.
6. Установите по данным ниже предложениям, какие значения имеет слово голова?
От бессонницы у него разболелась голова.
Голова у него работает хорошо, любую задачу решает быстро.
Голова пехотной колонны.
Фермер сдал на мясокомбинат сто голов рогатого скота.
Он в неравном бою сложил свою голову.
4 балла
Ключ к выполнению задания:
Голова – верхняя часть тела человека или животного;
ум, рассудок;
передовой отряд;
единица счета скота;
жизнь.
7. Объясните значение слова кантата.
2 балла
Ключ к выполнению задания:
Кантата (от лат. кантата – петь) – один из видов лирической поэзии, стихотворение торжественного характера, воспевающее какое-либо радостное событие или его участника, героя.
Часто кантата является литературным текстом к торжественному, созданному в честь какого-либо общественного явления, лица или выдающегося события музыкальному произведению того же названия, исполняющемуся хором и солистами, отдельными певцами в сопровождении оркестра.
8. Напишите три-четыре сложных слова, у которых вторая часть состояла бы из корней воз, ход, мер, рез.
3 балла
Ключ к выполнению задания:
электровоз    атомоход    секундомер    камнерез
паровоз    пароход    землемер    ледорез
тепловоз    вездеход    силомер    стеклорез и т. д.

с уважением, Богданова Елена Геннадиевна

сообщество Начальная школа XXI век




Фото пользователя Елена Геннадиевна Богданова

На: олимпиадные задания по русскому языку



1. Укажите согласные фонемы, которые представлены нулем звука. Как это проверить?
Прекрасный день, счастливый день!
И солнце, и любовь!
С нагих полей сбежала тень,
Светлеет сердце вновь.
4 балла
Ключ к выполнению задания:
Прекрасный день, счастливый день!
И солнце, и любовь!
С нагих полей сбежала тень,
Светлеет сердце вновь.
Счастливый – счастье, солнце – солнечный, сердце – сердечный.
2. Укажите в соответствии с современной литературной нормой ударения в словах:
Избалован, издавна, инструмент, изрешетить, индеветь, красивее, кремень, кладбище, пшеничный, сердечный, магазин, мельком.
3 балла
Ключ к выполнению задания:
Избалoван,  и?здавна,  инструмeнт, изрешети?ть, и?ндеветь, краси?вее, кремeнь, клaдбище, пшени?чный, сердeчный, магази?н, мeльком.
3. Как вы понимаете слово идея?
2 балла
Ключ к выполнению задания:
Идея (от греч. – понятие, представление) – мысль о жизненном явлении, о человеке, предмете и т. п., в котором выражено отношение к этим явлениям жизни, представление людей о них.
4. В стихотворении Я. Хелемского найдите слова одного корня, объясните, как они образованы. Какое значение имеют эти слова для выражения идеи стихотворения?
Узелок на память
Никаких не допускай уступок.
Даже в малом будь самим собой,
Побеждает именно
Поступок,
Зорко управляющий судьбой.
Целеустремлен и беспокоен
Каждый продолжающийся день.
Разные слова, единый корень –
Поступь.
Наступление,
Ступень.
Принимая веское решенье,
С вечным риском сочетая труд,
Помни:
Настоящее движенье
Люди поступательным зовут.
2 балла
Ключ к выполнению задания: уступок, поступок, поступь, наступление, ступень, поступательным.
У них один корень – -ступ-.
Здесь ярко выражено отношение к явлениям жизни, о её поступательном движении: «даже в малом будь самим собой!».
5. Я во всю жизнь мою никогда не писал рецензий. Для меня это китайская грамота. (А. П. Чехов.)
Определите значение фразеологизма: китайская грамота.
Народ восстал. Нет у него больше сил терпеть. Не хочет. Царский манифест, о котором ты говоришь, оказался филькиной грамотой. (А. Степанов.)
Определите значение фразеологизма: филькина грамота.
4 балла
Ключ к выполнению задания:
Китайская грамота – нечто недоступное пониманию. Филькина грамота – недействительный, неправильно и безграмотно составленный документ.
6. Подберите и запишите четыре крылатых выражения об учении и знаниях.
3 балла
Ключ к выполнению задания:
Те, которые любят учиться, никогда не бывают праздными. (Монтескье)
Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума – в знании. (Фалес)
Всегда – учиться, все знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь. (А. М. Горький)
Человек страшится только того, чего не знает; знанием побеждается всякий страх. (В. Г. Белинский)
7. О каком столе идет речь в каждом конкретном случае?
Берете книгу и тетрадь, садитесь вы за стол. А вы могли бы рассказать, откуда стол пришел? (С. Маршак) Анна Ивановна работает в адресном столе, на её письменном столе стоят три телефона.
4 балла
Ключ к выполнению задания:
1) Предмет, на котором пишут (письменный стол).
2) Готовят (кухонный стол).
3) Отдел в учреждении (адресный стол, паспортный стол, стол находок).
8. Объясните, почему одним словом названы разные предметы. Что их объединяет?
а) Цельное или дробленое зерно некоторых растений, употребляемое в пищу;
б) Снег в виде мелких круглых зерен.
4 балла
Ключ к выполнению задания: крупа – в том и другом случае предметы имеют одну форму – форму мелких шариков.

с уважением, Богданова Елена Геннадиевна

сообщество Начальная школа XXI век




Фото пользователя Елена Геннадиевна Богданова

На: олимпиадные задания по русскому языку


Задания, оцениваемые в 1 балл.
1. Определите, сколько раз встречается звук [Й] в словах, подчеркните букву, которой он обозначен.
Майка, воюет, коньки, обезьяна, колье.
2. Подчеркните члены предложения и укажите части речи/
Закружились счастливые друзья в новогоднем танце.
3. Замените фразеологические обороты словами – синонимами.
Проглотить язык.
Работать спустя рукава.
Мчаться сломя голову.
4. Укажите в скобках части речи у выделенных слов.
Мы стали (________________) работать лучше.
Коньки сделаны из стали (________________).
Кто без кисти и белил (________________) крыши дома белил (______________).
5. Найдите и запишите близкие по значению имена существительные с шипящими на конце.
Доктор – _______________, мелкие деньги – _____________, маленький ребёнок – ______________, неправда – __________, родник – ______________.
6. Запишите данные имена существительные в именительном падеже множественного числа.
Перо _________________, орех ___________________,
время ________________, терем __________________,
сторож ______________, учитель _________________,
пальто _______________, чудо ___________________.

Задания, оцениваемые в 2 балла.
1. Составьте предложения, объясняющие различия значений слов.
одеть – надеть, охватить – обхватить
2. Выделите в словах приставку над-.
надомный, надпись, надставил, надоел, надбавка, надвигать, надводный, надвязать, надежда.
3. К глаголу «светит» подберите подходящие по смыслу имена существительные (3–4).
4. Запишите слова, в которых звуков больше, чем букв (4 слова); звуков меньше, чем букв (4 слова).
5. Среди приведенных слов подчеркните только родственные слова
Гора, гореть, горевать, горелый, загорелся, перегореть, горю.
6. Отметьте имя существительное, которое стоит в том же падеже, что и существительное «полянка» в словосочетании сидел на полянке.
Плывут облака, живут в избушке, пришел на берег, лежал на песке.

Задания, оцениваемые в 3 балла.
1.  Какое слово получится, если вы возьмете приставку в слове побежал, корень в слове метить, суффикс в слове книжка, окончание в слове сказка. Запишите это слово.
2. Подчеркните слово, которое по смыслу выпадает из общего ряда.
Перевезти, переплыть, перемолоть, перейти, перебросить.
3. Подберите как можно больше родственных слов к слову пар.
4. Составьте текст объявления по данному началу.
Объявление.
Отдам котенка в хорошие руки…..
5. Составьте словосочетания, в которых данные слова являлись бы сначала именами существительными, а затем именами прилагательными.
Мороженое, прохожий, ванная.

с уважением, Богданова Елена Геннадиевна

сообщество Начальная школа XXI век




Фото пользователя Лилия Владимировна Фатеева

На: олимпиадные задания по русскому языку


Занятие 4
1. Укажите согласные фонемы, которые представлены нулем звука. Как это проверить?
Прекрасный день, счастливый день!
И солнце, и любовь!
С нагих полей сбежала тень,
Светлеет сердце вновь.
4 балла
Ключ к выполнению задания:
Прекрасный день, счастливый день!
И солнце, и любовь!
С нагих полей сбежала тень,
Светлеет сердце вновь.
Счастливый – счастье, солнце – солнечный, сердце – сердечный.
2. Укажите в соответствии с современной литературной нормой ударения в словах:
Избалован, издавна, инструмент, изрешетить, индеветь, красивее, кремень, кладбище, пшеничный, сердечный, магазин, мельком.
3 балла
Ключ к выполнению задания:
Избалoван,  и?здавна,  инструмeнт, изрешети?ть, и?ндеветь, краси?вее, кремeнь, клaдбище, пшени?чный, сердeчный, магази?н, мeльком.
3. Как вы понимаете слово идея?
2 балла
Ключ к выполнению задания:
Идея (от греч. – понятие, представление) – мысль о жизненном явлении, о человеке, предмете и т. п., в котором выражено отношение к этим явлениям жизни, представление людей о них.
4. В стихотворении Я. Хелемского найдите слова одного корня, объясните, как они образованы. Какое значение имеют эти слова для выражения идеи стихотворения?
Узелок на память
Никаких не допускай уступок.
Даже в малом будь самим собой,
Побеждает именно
Поступок,
Зорко управляющий судьбой.
Целеустремлен и беспокоен
Каждый продолжающийся день.
Разные слова, единый корень –
Поступь.
Наступление,
Ступень.
Принимая веское решенье,
С вечным риском сочетая труд,
Помни:
Настоящее движенье
Люди поступательным зовут.
2 балла
Ключ к выполнению задания: уступок, поступок, поступь, наступление, ступень, поступательным.
У них один корень – -ступ-.
Здесь ярко выражено отношение к явлениям жизни, о её поступательном движении: «даже в малом будь самим собой!».
5. Я во всю жизнь мою никогда не писал рецензий. Для меня это китайская грамота. (А. П. Чехов.)
Определите значение фразеологизма: китайская грамота.
Народ восстал. Нет у него больше сил терпеть. Не хочет. Царский манифест, о котором ты говоришь, оказался филькиной грамотой. (А. Степанов.)
Определите значение фразеологизма: филькина грамота.
4 балла
Ключ к выполнению задания:
Китайская грамота – нечто недоступное пониманию. Филькина грамота – недействительный, неправильно и безграмотно составленный документ.
6. Подберите и запишите четыре крылатых выражения об учении и знаниях.
3 балла
Ключ к выполнению задания:
Те, которые любят учиться, никогда не бывают праздными. (Монтескье)
Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума – в знании. (Фалес)
Всегда – учиться, все знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь. (А. М. Горький)
Человек страшится только того, чего не знает; знанием побеждается всякий страх. (В. Г. Белинский)
7. О каком столе идет речь в каждом конкретном случае?
Берете книгу и тетрадь, садитесь вы за стол. А вы могли бы рассказать, откуда стол пришел? (С. Маршак) Анна Ивановна работает в адресном столе, на её письменном столе стоят три телефона.
4 балла
Ключ к выполнению задания:
1) Предмет, на котором пишут (письменный стол).
2) Готовят (кухонный стол).
3) Отдел в учреждении (адресный стол, паспортный стол, стол находок).
8. Объясните, почему одним словом названы разные предметы. Что их объединяет?
а) Цельное или дробленое зерно некоторых растений, употребляемое в пищу;
б) Снег в виде мелких круглых зерен.
4 балла
Ключ к выполнению задания: крупа – в том и другом случае предметы имеют одну форму – форму мелких шариков.


С уважением, Лилия Владимировна.




Фото пользователя Лилия Владимировна Фатеева

На: олимпиадные задания по русскому языку


Занятие 3
1. Объясните, почему одним словом названы разные предметы. Что их объединяет?
1) небольшая костистая, с колючими плавниками речная рыба;
2) щетка для мытья стеклянной посуды.
3 балла
Ключ к выполнению задания:
Ерш (колючие плавники у рыбы, у щетки для мытья посуды – колючие щетинки – это их и объединяет).
2. Доскажите пословицы:
Кошку чем больше гладишь, …
Не петь бы рано пташечке, …
Летела синица море зажигать, моря …
Хвастлива собака была, да …
Так зазнался, что …
4 балла
Ключ к выполнению задания:
Кошку чем больше гладишь, тем больше хвост дерет.
Не петь бы рано пташечке, не съела б кошечка.
Летела синица море зажигать, моря не зажгла, а шуму наделала.
Хвастлива собака была, да волки съели.
Так зазнался, что и черт не брат.
3. Объясните антонимические пары:
Веселье – печаль;
Веселье – скука.
3 балла
Ключ к выполнению задания:
Веселье – печаль (беззаботно-радостное настроение, жизнерадостность – чувство скорби, душевной горести).
Веселье – скука (беззаботно-радостное настроение, жизнерадостность – чувство душевного томления, уныния, тоски от безделья или отсутствия интереса к окружающему).
4. Объясните значение слова галерея.
Поставьте ударение, напишите слово во множественном числе, родительном падеже.
3 балла
Ключ к выполнению задания: галерйя, мн. ч. – галереи, род. пад. – галерей.
1) Длинный  узкий  крытый  проход,  соединяющий  две  части здания. (Стеклянная галерея.)
2) Специальное помещение, музей. (Картинная галерея.)
5. Где нужно поставить ударение в выделенных словах, чтобы был понятен смысл четверостишия?
Вопрос мой прост и краток, –
Промолвил Носорог, –
Что лучше – сорок пяток
Или пяток сорок?
А. Милн
2 балла
Ключ к выполнению задания:
Вопрос мой прост и краток, –
Промолвил Носорог, –
Что лучше – сурок пя?ток
Или пятук сорук?
6. Подберите фразеологические сочетания к следующим толкованиям:
А) Овладеть собой, успокоиться.
Б) Очень тесно.
В) Усиленно думать над трудным вопросом.
Г) Хорошо помнить.
3 балла
Ключ к выполнению задания:
А) взять себя в руки;
Б) яблоку негде упасть или битком набито;
В) ломать голову;
Г) зарубить на носу.
7. Определите, сколько раз встречаются (т, т’) в предложении.
Директор известного в городе предприятия подписал документ и передал его представителю подшефной фабрики.
Подчеркните буквы, обозначающие (т, т’).
5 баллов
Ключ к выполнению задания: директор известного в городе предприятия подписал документ и передал его представителю подшефной фабрики. (9 раз.)


С уважением, Лилия Владимировна.




Фото пользователя Лилия Владимировна Фатеева

На: олимпиадные задания по русскому языку


Занятие 2
1. Продолжите антонимические пары:
Вежливый – невежливый, учтивый – …, корректный – …, корректный – …, предупредительный – …, любезный – …, любезный – …
4 балла
Ключ к выполнению задания: вежливый – невежливый, учтивый – грубый, учтивый – неучтивый, корректный – грубый, корректный – некорректный, предупредительный – грубый, любезный – грубый, любезный – нелюбезный.
2. Продолжите пословицу:
На смелого собака лает, …
Не так страшен черт. …
Волков бояться – …
Гляди в ноги: ничего не найдешь, …
Семь раз примерь – …
4 балла
Ключ к выполнению задания:
На смелого собака лает, а трусливого кусает.
Не так страшен черт, как его малюют.
Волков бояться – в лес не ходить.
Гляди в ноги: ничего не найдёшь, так хоть нос не расшибешь.
Семь раз примерь – один раз отрежь.
3. Как вы понимаете слово идеал?
3 балла
Ключ к выполнению задания: идеал (от греческого – идея, представ-ление, понятие) – представление человека о совершенстве, о высшем пределе, которого можно достичь в той или иной области: идеал героизма, идеал семьи, идеал общественной жизни.
4. Попробуйте определить падеж выделенных слов:
Письмо МАРИИ; подарок ЕВДОКИИ; послание БОЛГАРИИ, ВЕНГРИИ.
2 балла
Ключ к выполнению задания: нет. Падеж определить невозможно.
5. Какой из шести падежей никогда не употребляется с предлогами, а какой без предлогов?
 2 балла
Ключ к выполнению задания: именительный падеж – беспредложный; предложный – только с предлогами.
6. Как узнают число несклоняемых имен существительных?
Например:  купе, пальто, кашне, ателье, интервью.
4 балла
Ключ к выполнению задания: единственное и множественное число несклоняемых существительных различается только синтаксически, например: Во всех ателье шили верхнее платье. Ателье находилось рядом. Мы сидели в разных купе. В купе зашел молодой мужчина.
7. Поставьте в словах знак ударения:
Завидно, камбала, квартал, дожил, красивее, гусеница, жаворонок, задал, статуя, звонит, столяр, щавель.
3 балла
Ключ к выполнению задания: зави?дно, кaмбала, квартaл, дoжил, краси?вее, гyсеница, жaворонок, зaдал, стaтуя, звони?т, столя?р, щавeль.
 


С уважением, Лилия Владимировна.




Фото пользователя Лилия Владимировна Фатеева

На: олимпиадные задания по русскому языку


1. Объясните значение слова агрессия.
– Поставьте ударение, определите часть речи, род.
– Как будет во множественном числе?
– Образуйте имя прилагательное.
3 балла
Ключ к выполнению заданий:
Агрйссия – вооруженное нападение на страну, захват чужих земель.
 (Дать отпор агрессии. Провал агрессии.)
Агрйссия – сущ., ж. р.
Агрйссии – мн. ч.
Агрессивный – прилаг. (враждебный, наступательный). (Агрессивные замыслы врагов.)
2. Укажите, все ли слова синонимичны в данном ряду. Назовите полные синонимы.
Шустрый, проказливый, шаловливый, бедовый, озорной.
2 балла
Ключ к выполнению заданий: шустрый, проказливый, озорной.
3. Укажите в соответствии с современной литературной нормой ударения в словах: маршальский, металлургия, медикаменты, намереваться, орнамент, проясниться, ракушка, Ильинична, упрочение, усугубить, цыган.
3 балла
Ключ к выполнению заданий: мбршальский, металлэргия, медикамйнты, намеревбться, орнбмент, проясни?ться, ракэшка, Ильи?нична, упручение, усугуби?ть, цыгбн.
4. Ученик написал: Мокать хлеб в молоко.
– Ошибка. Грубая! – говорит один.
– Не такая уж и грубая для 3 класса, – отвечает другой.
– Это значит, ученик не умеет проверять безударные гласные!
– Здесь гласную проверять нельзя.
– Нет можно! «Обмакивать».
– Кто прав?
2 балла
Ключ к выполнению задания: второй ученик прав.
5. Объясните лексическое значение слова витязь.
3 балла
Ключ к выполнению задания:
Витязь (в Древней Руси) – отважный, доблестный воин, богатырь.
6. Подберите слова из предложения, соответствующие схемам:
Вьюга посеребрила пышную прическу стройных сосен.
     
3 балла
Ключ к выполнению задания:
        Вьюга
Посеребрила
         Пышную. Стройную.
7. Произведите фонетический разбор слова метель.
5 баллов
Ключ к выполнению задания:
М – [м’] – согл., мягк., звон.
Е – [и] – гл., безуд.
Т – [т’] – согл., мягк., глух.
Е – [э] – гласн., уд.
Л – [л’] – согл.,  мягк., звон.
Ь – [-]
6 б., 5 зв.
8. Выпишите все словосочетания:
Стоит завороженный чарами зимы молчаливый витязь в хвойной кольчуге.
4 балла
Ключ к выполнению задания:
1) молчаливый витязь;
2) витязь в кольчуге;
3) стоит завороженный;
4) в хвойной кольчуге;
5) завороженный чарами;
6) чарами зимы.


С уважением, Лилия Владимировна.



Сообщество учителей начальных классов Камчатского края

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн