Официальный сайт physbook 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Доклад на педагогический совет по теме: "Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога".

Фото пользователя Татьяна Викторовна Колтунова
Submitted by Татьяна Викторовна Колтунова on Fri, 23/12/2011 - 14:50
Данные об авторе
Автор(ы): 
Колтунова Татьяна Викторовна
Место работы, должность: 

ГС(К)ОУ "Специальная(коррекционная)общеобразовательная школа- интернат №10 VIII вида", заместитель директора по учебной работе

Регион: 
Ставропольский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
специальное (коррекционное) образование
Уровни образования: 
школы-интернаты, детские дома
Предмет(ы): 
Другое
Целевая аудитория: 
Административный работник
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p> Доклад на педагогический совет по теме: &quot;Самообразование &ndash;&nbsp; одна из форм повышения профессионального мастерства педагога&quot;, разработана памятка для педагогов по теме &quot;Взаимосвязь личностного и профессионального развития педагогов&quot;.</p>

 

Уважаемые коллеги!

                                                             « Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло   

                                                                                 своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает      

                                                                                 силой и волей самого себя образовывать в течение 

                                                                                 дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это 

                                                                                 может осуществить в качестве индивидуума, 

                                                                                 воздействующего на мир».

                                                                                                                                                       А.Дистервег.

                  Совершенствование качества обучения и воспитания в образовательном учреждении напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя. «Учитель учится всю жизнь» - это известная истина. Учитель находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает научно- методическая деятельность. Эта деятельность предполагает:

  • постоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин;
  • изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам организации различных форм организации образовательного процесса;
  • ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и воспитания, их оценка и др.

                  В настоящее время учитель имеет возможность выбрать наиболее приемлемые для себя формы повышения своего профессионально- методического мастерства. Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, а руководители методических и административных структур  инициируют и стимулируют этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации, аттестации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.

                   Увидеть, как педколлектив работает над самообразованием позволило изучение планов работы школьных МО, планов работы педагогов по личным творческим темам, анкетирование педагогов по теме «Исходный уровень профессиональной деятельности педагога».

                    Анализируя планы и протоколы школьных МО можно отметить, что все планы содержат разделы, выполнение которых способствует повышению профессиональной подготовки педагогов Учреждения, активно участвующих в работе своих МО. В планах заложены вопросы теоретического изучения нормативно- правовых документов, передового педагогического опыта, современных педагогических технологий, вопросы методики преподавания новых или вызывающих затруднения тем, тем самым педагоги осуществляют свою теоретическую подготовку.

                    Учебно- практическая, методическая работа в школьных МО, взаимопосещения с обязательным отзывом, открытые уроки  и мероприятия, которые соответствуют личным творческим темам педагогов. Участие в общешкольных предметных неделях, общешкольной методической выставке, различного рода теоретико- практических семинарах школьного, районного, краевого уровней, направлены на практическую реализацию форм и методов работы МО по выполнению задач, определенных на учебный год. Необходимо отметить, что МО ведется работа по изучению, обобщению и распространению опыта работы коллег, эта работа идет также и на общешкольном уровне: через педсоветы, МС, общешкольную методическую выставку. Отчеты, информации о работе педагогов  над личными творческими темами заслушиваются на МО в течение учебного года. В результате анализа ситуации по аттестации педагогических работников Учреждения в 2009-2010 уч. году, получены следующие результаты. (Приложение №1).
                     Существует несколько определений процесса самообразования. Словарь Ожегова дает следующее определение: « Самообразование- приобретение знаний путем самостоятельных занятий», оно направлено на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
                    Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:
«САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».

                  Если процесс образования … :
1. Осуществляется добровольно;
2. Осуществляется сознательно;
3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;
4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков,
… то речь идет о самообразовании.
              Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше , чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной общественно- политической, экономической ситуации. и др. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др., но единый процесс самосовершенствования должен быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

                 Можно  определить составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию :
            •  Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации
           •  Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
          •  Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
          •  Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»
          •  Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.
         •  Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.
         •  Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
        •  Интерес. Учиться просто интересно. Говорят : «Врачу – исцелись сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться . Вправе ли он тогда преподавать?
                       Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится : читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?
  Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения
• Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом
• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности
• Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики
• Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни
• Повышать уровень своей эрудиции , правовой и общей культуры
                      Самообразование как постоянная деятельность учителя включает:

  • научно- исследовательскую работу по определенной проблеме;
  • посещение библиотек, изучение научно- методической и учебной литературы;
  • участие в педсоветах, предметных МО;
  • посещение уроков своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
  • теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий, собственных учебных материалов.

                  Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
                  Если в школе методические объединения учителей-предметников работают грамотно, систематически и эффективно, то в начале каждого учебного года все учителя школы выбирают тему, над которой работает учитель и фиксируют эту тему в планах методического объединения.  Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения предмету, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ. На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
• название темы
• цели
• задачи
• предполагаемый результат
• этапы работы
• сроки выполнения каждого этапа
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
• способ демонстрации результата проделанной работы
• форма отчета по проделанной работе
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей .
                       С целью практической реализации и диагностики профессиональной компетентности педагогов Учреждения было проведено в декабре 2009г. Анкетирование по теме: «Исходный уровень профессиональной деятельности педагогов». Результаты подведены в рамках каждого школьного МО ( Приложение №2).  Подводя общий итог, хотелось бы отметить, что не все педагоги до конца уяснили, что реализация общешкольной проблемы, а значит и личных тем осуществляется с учетом и контингента воспитанников, и программы развития образовательного учреждения в целом, и с учетом профессиональной деятельности; не каждый владеет психолого- педагогическим инструментарием диагностики как своей профессиональной деятельности, так и деятельности детского коллектива.
                  Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы. Но  самое главное – это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн