Мультимедиыный дидактический ресурс "Твердые и мягкие согласные"
Submitted by Ольга Владимировна Горбунова on Wed, 28/12/2011 - 08:48
Мультимедийное дидактическое пособие по теме «Твердые и мягкие согласные»,
подтема «Обозначение мягкости согласных с помощью буквы мягкий знак».
В последнее время увеличивается число учащихся средних общеобразовательных школ, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин «школьной дезадаптации» является нарушение речи, как устной, так и письменной (дисграфия, дислексия и дизорфография). Нарушения письма и чтения являются достаточно распространенными среди учащихся как коррекционных, так и массовых школ, они препятствуют полноценному усвоению школьных знаний. Поэтому не случайно проблема коррекции дислексии и дисграфии представляет интерес не только для специалистов (логопедов, психологов, лингвистов), но и для учителей начальных классов и русского языка.
Следует отметить, что нарушения письменной речи сложны по своей структуре, в их симптоматике могут наблюдаться:
• нарушения устной речи;
• недоразвитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов;
• оптико-пространственная организация деятельности письма;
• рассогласование в работе слухового, зрительного анализаторов и артикуляции;
• отставание в развитии психических процессов (памяти, внимания, мышления).
Поэтому без специально организованной, систематической помощи специалистов, знающих причины, механизмы речевой патологии, эти нарушения не могут быть скомпенсированы.
Для детей с нарушениями речи требуются специально подобранные задания и упражнения, позволяющие восполнить пробелы и создать основу для овладения правильным произнесением, чтением и письмом.
С учетом достижений и практического опыта таких исследователей, как Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, М.Ф. Фомичева, Т.П.Бессонова, Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова, Н.В Ястребова, Р. И. Лалаева, С. Н. Костромина, Л. Г. Нагаева а также, собственных наблюдений, идет постоянное накопление и систематизация речевого материала для логопедических занятий по различным темам.
В представленном мультимедийном дидактическом пособии предлагаются материалы по коррекции нарушений письменной речи, разработанные логопедом-практиком.
Данное пособие предназначено для работы по теме «Твердые и мягкие согласные», подтема «Обозначение мягкости согласных с помощью буквы мягкий знак»:
1. Мягкий знак в конце слова.
2. Мягкий знак в середине слова.
3. Закрепление и контроль знаний по теме «Обозначение мягкости согласных с помощью буквы мягкий знак».
Структура логопедических занятий включает следующие основные этапы.
Повторение ранее изученного материала
Постановка цели (введение в тему)
Тренировочные упражнения (по коррекции как устной, так и письменной речи)
Подведение итога занятия.
В начале занятия целесообразно включить упражнения для развития артикуляционной и мелкой моторики, упражнения для развития слуховой памяти и словесно-логического мышления. Полезно включить упражнения на закрепление правильного произношения на доступном для учащихся речевом материале. Такие упражнения занимают немного времени, но позволяют наряду с основными целями конкретного занятия, работать над произносительной стороной речи, темпом, ритмом, просодической организацией речи.
Постановка цели (введение в тему) предусматривает анализ языкового материала, повышающий познавательную активность учащихся.
Тренировочные упражнения на занятиях подбираются с учетом принципа повторяемости и постепенного усложнения речевого материала, содержат смыслоразличительные задания. Смена видов деятельности предупреждает утомляемость и стимулирует познавательную активность учащихся.
Физкультминутка состоит из музыкально-ритмических упражнений или упражнений на координацию речи и движений, упражнений на снятие статического напряжения мышц шейного отдела, а также упражнений для снятия утомления глаз и подчинена теме занятия.
Подведение итога занятия также решает коррекционные задачи, обучая детей учебному высказыванию с использованием ориентировочных карточек.
Образцы ориентировочных карточек для подведения итога занятия или его части.
Сегодня на занятии я…
Внимательно слушал и правильно выполнял все задания;
Удачно подбирал слова в словосочетаниях;
Чётко проговаривал окончания;
Старался читать без ошибок целыми словами;
Подробно пересказал текст.
В течение урока я…
вначале думал, потом говорил;
внимательно слушал ответы других;
внимательно слушал вопросы и давал правильные ответы;
правильно строил предложения;
старался писать красиво, грамотно, не допустил ни одной ошибки;
моя речь была правильной.
2.Ориентировочная карточка для построения развернутого ответа на вопрос.
Описание артикуляции изучаемого звука.
Определить:
Положение губ
Положение зубов
Положение языка
Участие голоса
Характер воздушной струи
Предложенный мультимедийный дидактический комплекс предназначен для логопедов, но может быть применен в работе также учителями начальных классов.