Официальный сайт rosregistr 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Нетрадиционные подходы в системе образования

Фото пользователя Валентина Григорьевна Суворина
Submitted by Валентина Григорьевна Суворина on пн, 02/01/2012 - 17:06

 

Нетрадиционные подходы в системе образования.

(Выступление на областном семинаре зам. Директоров по учебной работе НПО)

Суворина В.Г.

Добрый день уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас в этом зале. И мне приятно осознавать, что здесь присутствуют замечательные педагоги, которые, не сомневаюсь, все свои знания и опыт отдают тому делу, которому служат. У каждого свои методы и свой стиль работы. Но всех нас объединяет одно – дать дорогу в жизнь нашим воспитанникам, обеспечить их счастливое будущее, увидеть в них свое продолжение.

Время сложное теперь, и дети совсем не те, что были раньше, и трудности встречаются в работе и многое другое приходится слышать порой.

Со всей серьезностью заставляет задуматься об этом и развивающаяся апатия у определенной части молодежи. Она становится уже социальным фактором. Исследования, проведенные нами ранее, ярко подтверждают это. Около 45 % современной молодежи жизнь рассматривают как развлечение.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 А если на это посмотреть с другой стороны, и увидеть что это  обычная жизнь, в которой ты должен находить нестандартные решения, и не просто должен успеть, а идти немного вперед и вести за собою тех к кому ты пришел, научить тому, чему научился сам.

Работая со студентами в колледже, мы увидели одну интересную деталь: дети тянутся к нам и идут за нами совершенно осознанно,
 когда видят  в нас источник знаний и мудрости, когда они могут получить от нас то, чего не находят в учебниках, в семье, в общественных организациях. Работает закон подобия.

У них слабая мотивация к деятельности…. Поэтому мы пробуждаем в наших воспитанниках желание к действию.

_______________________

[1] Вазина К.Я. «Формирование единого высшего образовательного пространства в высшей школе» Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции университетских округов России. ОГУ, сб. Развитие университетского округа как фактор повышения инновационного и  образовательного потенциала региона. Санкт-Петербург – Оренбург АНО «УОО СПб и ЛО», 2008 с 65.

2 Кирьякова А.В. «Мир – я - будущее» Ж. Практическая философия «Сократ», БГТИ №5, 2009, с. 15

 

Рождение

Никого нельзя научить силой, запугиванием, принудительными действиями. Человек поднимется на ступень выше, если он сделает первый шаг, а за ним следующий и так далее. Именно в этом и естество жизни.

Мы помогаем студентам делать эти шаги. Мы развиваем их чувства и разум, мы учим их думать, у нас они учатся жить, понимая суть происходящего вокруг отслеживая свои поступки, корректировать их и жизнь воспринимать как систему процессов. Поэтому на нас ложится огромная ответственность.

Итак, в центре нашей деятельности человек. К. Я. Вазина[1], профессор Нижегородского университета, доктор педагогических наук пишет о нем как

 

5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50, 55, 60, 65 лет

Жизнь

Человек

Труд

Отечество

Познание

Красота

 

об уникальном, духовно-природном, саморазвивающемся средстве.  Каждый человек в системе отношений (например, в семье, образовательном учреждении, обществе, государстве и т.д.) выступает главным средством, во-первых, саморазвития для себя, во-вторых, - развития другого. Только через это живое взаимодействие (переживание, проживание событий) и происходит духовное саморазвитие человека.

Картинка 2 из 102А человек – это существо материальное  и духовное.  Он часть природы. Мы знаем, что существуют процессы синтеза и распада (химия, физика и т.д.), созидания и разрушения. Что доминирует в нас – туда мы и движемся. И какой бы области  не коснулись, мы можем увидеть эти процессы. А система образования один из них.

Всем известно, что из маленького родничка появляется речка, где мы наблюдаем движение воды и присутствие различных жизненных форм, а если движение реки прекратится, река превратится в болото, и начнутся процессы гниения. А что же в человеке? Несложно догадаться. К тому же можем наблюдать как один ребенок, увидев жучка, бережно берет его в руки, разглядывает, играет с ним, а другой – маленькой ножкой стремится его раздавить.

Все развивается по одним и тем же законам. Увидьте мысль, что дети являются нашим отражением, порой даже если этого нам не хотелось бы признавать.

А я вам хочу представить еще один взгляд, который определяет движение.

 

Человек

 

Цель

 

И как мы видим траектории разные.

Итак, человек: каждый из нас имеет какой-то образ. Согласно этого образа у каждого есть свой словарный запас. «В начале было Слово. И слово было у Бога. И Слово было Бог». Лично я в разные годы жизни в этих словах видела разную суть. Наше мироощущение, поведение выражается словарным запасом, а он определяет качество души. Душа определяет характер наших поступков создавая некий синтезобраз. У каждого есть сердце. Не зря говорят: «Живите сердцем», «Сердце не обманешь». «Золотое сердце», - говорят о священнике Николае Стремском. Выше стоит разум. Кто-то сначала делает, а потом думает, а другой наоборот. Ведь этому тоже надо учиться. Разум направляет наше тело на реализацию определенных целей. И все, что мы сложили, несем в свой Дом.

 

 

Пламя

Идея

Суть

Смысл

Мысли

Чувства

Ощущения

Движения

 

 

А Дом есть у всего на свете. Качество нашего дома зависит от слов, которые мы говорим, от душевных переживаний, от разумности наших поступков и т. д. Итак, мы сложили первую восьмирицу.

А есть ещё и другая восьмирица. Она начинается с движения.

Какой у нас образ, с такой скоростью мы и движемся. И внешние данные человека являются тому подтверждением: сравните фигуру балерины и человека, ведущего сидячий образ жизни. Осанка человека является отражением его внутренних накоплений.

Не только от словарного запаса, но и вложенных в них эмоций возникают определенные ощущения. С одним человеком нам комфортно, а с другим – нет. Даже обычное слово «Здравствуйте!» у разных людей звучит по-разному. А как важно это для педагога?!

 

Дом

Тело

Разум

Сердце

Синтеобраз

Душа

Слово

Образ

 

Пламя

Идея

Суть

Смысл

Мысли

Чувства

Ощущения

Движения

 

 

 

 

 

 

 

А что же душа? Душа и чувства неразделимы. От наших чувств зависят и мысли. Куда они направлены? На кого? Против кого? Мысли формируют наши смыслы. Из смыслов складывается суть. Если человек познал суть чего-то, то у него появляются идеи, разгорается огонь желания и он  начинает пламенеть. Пламя может перейти в огонь, который  воззожжет сердца окружающих. Насколько учитель воззожжен, настолько он сможет зажечь воспитанников. 

Развитие происходит либо «снизу вверх» по восьмирице и очень медленно (пока наработают и сложат новый взгляд), так и «сверху вниз», когда у детей появляется огонь желания, благодаря их мудрому учителю, и тогда все установки меняются мгновенно. Включаются механизмы саморазвития. Воспитанники понимают и принимают новую суть, вкладывают новые смыслы, формируют новые мысли, появляются новые чувства, Картинка 8 из 13819возникают иные ощущения и отмечается движение (развитие). Включить механизм может лишь тот, кто понимает, как он работает.

В истории немало примеров, когда общество находилось в тупике. Так в 5- 6 веке до н.э. Китай переживал сложнейшие времена. Потрясения и распри охватили страну. И лишь мудрость Конфуция, сумевшего обратиться к традициям древности, когда правители отличались мудростью и умением, чиновники были бескорыстны и преданны, а народ при этом благоденствовал,   позволила вывести Китай из тупика.

Есть и современные примеры. Япония, сумевшая обратиться к голосу разума, смогла преодолеть и перестроить свое отношение к окружающей действительности и стала одной из самых процветающих стран на Земле. Здесь же и самое высокое качество образования.

И вот когда ты постигаешь суть, то становишься тем началом, тем ядром, вокруг которого приходит все в движение, а урок оживает, ростки знаний пробиваются наружу, у воспитанников появляется желание совершенствоваться. Дети - удивительные создания. Они добиваются высоких результатов, главное поддерживать в них огонёк желания. А ты получаешь тот желаемый результат, ради которого пришел в этот мир.

Поэтому я большое внимание уделяю активации механизмов саморазвития личности.    А источник изменений  вижу в себе.

До колледжа я работала в БСШ пос. Колтубановский и мы с учениками поставили задачу стать победителями областной предметной олимпиады школьников          по химии, и её решили занимая там 2-е и 3-и места.

Я старалась вести подготовку на шаг вперед, поэтому по заданиям Всероссийских олимпиад мы готовились к областной, основываясь на программе ВУЗА.

Осваивая новое, мы можем передать его другим. Мы не обучались в школе на компьютерах, у нас не было их в институте, а сейчас в качестве новых средств обучения для меня выступают компьютерные технологии.

Проектная и исследовательская деятельностьмне близки по духу. И они часто присутствуют на моих уроках. Нетрадиционный подход  - ещё одно условие, которое оживляет процесс познания.

Лично я это делаю так: например, изучая тему «Пищевые ресурсы человечества», мы со студентами изучаем рацион собственного питания. Определяем калорийность его, сбалансированность во времени, сбалансированность  по набору основных компонентов, биоритмы… Выбор направлений я не ограничиваю. Анализируем полученные данные. Каждый студент получает возможность увидеть, что происходит с его организмом, и сделать выбор: оставлять все на прежнем уровне или изменить отношение. Студенты сами составляют анкеты и проводят опросы, в которых оценивают результативность работы.  В итоге более 80 % принимают решение изменить свой рацион питания, набор продуктов, распределение средств, которые выделяют им родители. Все это они делают сами, а значит, получают возможность выстроить новый взгляд и изменить себя в лучшую сторону, соответственно, механизмы саморазвития включаются.

Еще я заметила, что неинтересно студентам учиться только по учебникам, доска и мел уходят в прошлое. и интернет – это то, на чем выросли наши дети. И как важное это безграничное море информации направить в нужное русло.

И как здорово, изучая экологические процессы выйти в интернет и посмотреть сводку событий, а на уроках географии проследить динамику демографических процессов или иных проблем. Студенты с удовольствием помогают мне в этом. Урок получается живым. Мы учимся не только на том, что когда то было, а увязываем это с тем, что происходит здесь и сейчас.

Итак обеспечить развитие личности можно через диалог, через повышение мотивации к учебной деятельности, через расширение сферы самостоятельности учащихся, т.е. через включение механизмов саморазвития личности и собственную прежде всего. Поэтому я постоянно над чем-то работаю.

Работа педагога над собственным развитием. Мною составлены методические пособия с рабочими тетрадями по различным учебным дисциплинам, электронный учебник по «Истории религии», альбом «Наш край», совместно со студентами - книга «Возрождение духовной культуры», в стадии завершения книга «За возвышение души человеческой», дидактический материал к урокам, программа элективных курсов по химии, авторская программа «Духовная культура», программа  «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения».И так каждый год. Я ставлю себе новые цели и иду к ним.

Порой поставив цель, мы забываем двигаться в этом направлении или делаем это не в системе.

О результатах можно судить по нашим достижениям: подготовлены призеры областных предметных олимпиад по химии (Суворин Г) и три участника областной предметной олимпиады по химии; за последние два

года три призера на научно-практических конференциях среди ВУЗов,

ССУЗов г. Бузулук и области. Отмечаются высокие качества знаний и

результативность ИПО в учебном процессе ССУЗа. Я не только

готовлю студентов к выступлениям на научно-исследовательских

конференции, но и сама выступаю с результатами своих исследований на Богородице-Рождественских чтениях в г. Оренбурге (2008,2009 года), в г. Бузулуке (2007 г.), на Всероссийской научно-практической конференции региональных университетских округов России «Развитие университетского округа как фактор повышения инновационного и образовательного пространства» с докладом  «Перспективы духовно-нравственного развития современной семьи» (2008). Моя работа «Экологическое образование в повышении конкурентоспособности  современного специалиста» направлена на Международный конгресс и получено  приглашение выступить там.

Динамика успеваемости, качества знаний и результативности по дисциплине «География» за период 2007-2009 учебный год среди студентов 1 курса отражена в табл. 1.       

Табл. 1

 

№ группы

Год

Успеваемость (%)

Средний бал

         Качество (%)                  

 

I семестр

IIсеместр

I семестр

IIсеместр

I семестр

IIсеместр

Результативность (%)

14

2007-2008

97

100

3,17

4,13

45,71

71,42

25,71

15

2007-2008

100

100

3,27

3,5

45,71

48,57

2,86

16

2007-2008

100

100

3,66

3,82

66,66

72,72

6,06

14

2008-2009

100

100

3,38

3,52

41,93

53,33

11,4

15

2008-2009

100

100

3,89

4,17

79,31

93,1

13,69

16

2008-2009

100

100

3,71

3,82

63,2

65,28

2,08

17

2008-2009

100

100

3,1

3,17

32,14

42,85

10,71

Среднее значение

99,57

100

3,45

3,73

53,52

64,32

10,8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высокие результаты ИПО подтверждены Всероссийским Интернет-тестированием (табл. 2).

Сравнительный анализ учебной деятельности итоговых знаний и всероссийского Интернет – тестирования по основным показателям (успеваемость, средний бал и качество знаний)

Табл.2

№ группы

Успеваемость

Средний бал успеваемости

Качество знаний

Текущая

Интернет- тестирование

Текущей

Интернет - тестирования

Текущих

Интернет - тестирования

34с

100

100

4,06

4,4

84,38

95

35с

100

100

3,74

4,25

64,52

95

        

Каждый день и каждую минуту мы делаем выбор между тем, что нам хочется и тем, что нужно. И так каждый день.

Нет сомнений в том, что сама система передачи информации нуждается в перестройке. Чтобы быть учителем, надо иметь диплом, а чтобы им стать, нужно каждый день видеть что-то новое и этим новым вести за собой.

 

 

 

 



[1] Вазина К.Я. «Формирование единого высшего образовательного пространства в высшей школе» Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции университетских округов России. ОГУ, сб. Развитие университетского округа как фактор повышения инновационного и  образовательного потенциала региона. Санкт-Петербург – Оренбург АНО «УОО СПб и ЛО», 2008 с 65.

 

Прикрепленный файл Size
нетрадиционные подходы в системе образования.doc 1.52 MB

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Валентина Григорьевна Суворина

На: Нетрадиционные подходы в системе образования


Каждый педагог в зависимости от своей профессиональной зрелости , внутренней устремленности выбирает для себя определенный способ действия, и лишь немногие способны привнести новое в сложившуюся систему передачи знаний и воспитания подростающего поколения.Воспитание  - главное, чего так недостает нашим воспитанникам. Аможет быть они являются прямым отражением того времени в котором живут, тех условий в которых воспитываются. Изменить можно лиш изменившись самим. Интересно было бы познакомиться с свашими мыслями на этот счет.

Комментарий был изменен с момента создания (valentinasuvorina, Wed, 11/01/2012 - 21:43).
Суворина Валентина


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн