Официальный сайт welinux 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Холокост как проявление политики германского тоталитаризма в 30-40-х гг. ХХ века»

Submitted by Елена Анатольевна Трофимчук on чт, 12/01/2012 - 20:43
Данные об авторе
Автор(ы): 
Трофимчук Елена Анатольевна
Место работы, должность: 
МБОУ "СОШ №32", заместитель директора по УВР
Регион: 
Владимирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 

 

Цели и задачи урока

 

  1. Образовательная и развивающая. Изучить уникальную историю Холокоста по документам. Доказать учащимся, что попытки отрицания этого факта несостоятельны и бессмысленны. Продолжить работу по закреплению и развитию у учащихся навыков критического мышления во время анализа исторических источников и работы в группах.
  2. Воспитательная. На примерах анализа исторических документов доказать учащимся, как преступные цели гитлеризма обернулись преступными средствами их достижения. Сформировать у учащихся принцип толерантности на примере истории Холокоста.
Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
10
Используемая методическая литература: 

 

Список используемой литературы к уроку

 

  1. Альтман И.А., Гербер А.Е., Полторак Д.И. История Холокоста на территории СССР. – М., 2001.
  2. Альтман И.А., Полторак Д.И. История Холокоста 1933-1945 гг. (пакет-комплект документальных материалов) – М., 2001.
  3. Брухфельд С., Левин П.А. Передайте об этом детям вашим… История Холокоста в Европе. 1933-1945 гг. М.: «Текст», 2000.
  4. Галкин А.А. Германский фашизм. – М., 1967.
  5. Катастрофа. День памяти. Израильский информационный центр. – Израиль, 2002.
  6. Катастрофа европейского еврейства: день памяти в Израиле. – Израильский информационный центр. – Израиль, 2002.
  7. Степанов М.А. История имеет тенденцию повторяться // Родина. – 2002. - №№4-5.
  8. Хронология катастрофы европейского еврейства. - – Израильский информационный центр. – Израиль, 2002.

 

Список используемых источников

 

Все тексты источников и фотодокументы взяты из научно-практических материалов пособия по истории Холокоста, указанных выше.  

 

  1. Из первой программы национал-социалистской партии Германии (24 февраля 1920 г., Мюнхен).
  2. Телеграмма начальника II отдела гестапо группенфюрера Мюллера в местное управление полиции (8 ноября 1938 г.).
  3. Закон о защите немецкой крови и немецкой чести (15 сентября 1935 г., Нюрнберг).
  4. Сочинение школьницы Э.Листинг в газете «Дер Штюмер» (1938 г.)
  5. Из протокола совещания в Ванзее (20 января 1942 г.)
  6. Объявление коменданта города Калуги.
  7. Из дневника жительницы Ялты Ольги Шаргородской (29 ноября 1941 г.)
  8. Смоленское гетто.
  9. Узники гетто в Польше.
  10. Группа литовских евреев (июль 1941 г.)
  11. Из дневника узника Вильнюсского гетто Юлия Рудашевского (1942 г.).
  12. Из воззвания молодежной подпольной организации Вильнюсского гетто (1 января 1942 г.).
  13. Из воспоминаний Героя Советского Союза Осиповой М.Б., бывшей подпольщицы г.Минска.
  14. Временные директивы по обращению с евреями на территории рейхскомиссариата Остланд (13 августа 1941 г.).
  15. Сочинение-воспоминание ученика 4 класса средней школы № 1 Юрия Германа. Гетто в Калуге. 1942 г.
  16. Из протокола допроса группенфюрера СС О.Олендорфа на суде Международного военного трибунала в Нюрнберге (3 января1946 г.).
  17. Дневник 15-летней девочки из местечка Преали (Латвия).
  18. Из дневника 16-летнего Р.Кравченко (1942 г.).
  19. Объявление в Киеве (29 сентября 1941 г.).
  20. Протокол № 12 заседания Чрезвычайной Государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причинению ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР от 28 февраля 1942 г.
  21. «Коричневый дурман». Из статьи А.Толстого в газету «Правда» от 8 августа 1943 г.
  22. «Меня не убьют» (из воспоминаний Р.Левина).
  23. Донесение о лагере смерти Освенциме (1 февраля 1945 г.).
  24.  «Будем жить вместе».
  25. Воспоминания праведника народов мира Изабеллы Николаевны Образцовой.
  26. «Нет еврейского вопроса, есть христианский вопрос» (Мать Мария (Скобцева), русская парижанка, Праведник Народов Мира).
  27. «Он спас 100000 венгерских евреев»
  28. Из приговора Международного военного трибунала в Нюрнберге «Преследование евреев».

 

Используемые ЦОР: 

 

 

Приложения

 

Природа Холокоста

 

1) Предвоенный период (1933-1939 гг.)

Приложение № 1. Из первой программы национал-социалистской партии Германии (24 февраля 1920 г., Мюнхен).

 

2) Принятие «Окончательного решения»

Приложение № 2.Из протокола совещания в Ванзее (20 января 1942 г.)

Приложение № 3.Телеграмма начальника IIотдела гестапо группенфюрера Мюллера в местное управление полиции (8 ноября 1938 г.).

Приложение № 4. Закон о защите немецкой крови и немецкой чести (15 сентября 1935 г., Нюрнберг).

Приложение № 5. Сочинение школьницы Э.Листинг в газете «Дер Штюмер» (1938 г.)

 

3) Гетто. Механика убийства.

Приложение № 6. Объявление коменданта города Калуги.

Приложение № 7.Из дневника жительницы Ялты Ольги Шаргородской (29 ноября 1941 г.)

Приложение № 8.Узники Смоленского гетто.

Приложение № 9.Узники гетто в Польше.

Приложение № 10. Группа литовских евреев (июль 1941 г.)

Приложение № 11.Из дневника узника Вильнюсского гетто Юлия Рудашевского (1942 г.).

Приложение № 12.Из воззвания молодежной подпольной организации Вильнюсского гетто (1 января 1942 г.).

Приложение № 13.Из воспоминаний Героя Советского Союза Осиповой М.Б., бывшей подпольщицы г.Минска.

Приложение № 14.Временные директивы по обращению с евреями на территории рейхскомиссариата Остланд (13.08.1941).

Приложение № 15.Сочинение-воспоминание ученика 4 класса средней школы № 1 Юрия Германа. Гетто в Калуге. 1942 г.

Приложение № 16.Из протокола допроса группенфюрера СС О.Олендорфа на суде Международного военного трибунала в Нюрнберге (3 января1946 г.).

Приложение № 17.Дневник 15-летней девочки из местечка Преали (Латвия).

Приложение № 18.Из дневника 16-летнего Р.Кравченко (1942 г.).

Приложение № 19.Объявление в Киеве (29 сентября 1941 г.).

 

Ответ мирового сообщества на Холокост

Приложение № 20.Протокол № 12 заседания Чрезвычайной Государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причинению ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР от 28 февраля 1942 г.

Приложение № 21.«Коричневый дурман». Из статьи А.Толстого в газету «Правда» от 8 августа 1943 г.

Приложение № 22. «Меня не убьют» (из воспоминаний Р.Левина).

Приложение № 23.Донесение о лагере смерти Освенциме (1 февраля 1945 г.).

 

Праведники мира

Приложение № 24. «Будем жить вместе».

Приложение № 25. Воспоминания праведника народов мира Изабеллы Николаевны Образцовой.

Приложение № 26.«Нет еврейского вопроса, есть христианский вопрос» (Мать Мария (Скобцева), русская парижанка, Праведник Народов Мира).

Приложение № 27.«Он спас 100000 венгерских евреев»

 

Последствия Холокоста

Приложение № 28. Из приговора Международного военного трибунала в Нюрнберге «Преследование евреев».

Краткое описание: 
Пояснительная записка к принципам организации урока В соответствии с методикой проектной деятельности, работа по данной теме включает в себя следующие этапы: 1) подготовительный этап (отбор информации) – 2 недели перед проведением урока, 2) практическое занятие (анализ источников), 3) творческие отчеты групп, 2 часа 4) подведение итогов работы. Для проведения урока необходима большая подготовительная работа. На этом этапе также используются элементы метода проектной деятельности. Учитель, как координатор работы, выполняет здесь следующие функции. Учащиеся распределяются на 4 творческие группы по 5-6 человек. Каждая группа получает задание: на основании материалов истории Холокоста, представденных в сборнике «Катастрофа», подготовить к обсуждению вопросы. Группы Состав групп Вопросы для обсуждения I группа Наиболее сильные учащиеся Природа Холокоста 1. Предвоенный период 1933-1939 гг. 2. Принятие «Окончательного решения» 3. Гетто. 4. Механика убийства. II группа Смешанные (учащиеся с разным уровнем подготовки) Ответ мирового сообщества на Холокост. III группа Еврейские лидеры и их деятельность во время Холокоста. IV группа 1. Праведники мира. 2. Последствия Холокоста. Учитель помогает учащимся в поиске и отборе источников, необходимых для раскрытия вопроса каждой группы. В процессе работы учитель является консультантом и, если необходимо, дополнительным источником информации, поддерживает и поощряет учащихся. На заключительном этапе он проводит коллективное обсуждение, оценивает результаты работы групп и подводит итоги. После подготовительного этапа проводится практическое занятие. Его цель – сформировать у учащихся навык критического мышления путем организации работы с источниками. Ребята должны найти в них фактологический материал по предложенным вопросам. На следующем этапе работы каждая группа представляет творческий отчет о проделанной работе. Учащиеся излагают теоретический материал, подтверждая и иллюстрируя его фактами из источников. Право для выступления предоставляется всем членам группы, но при желании это может сделать ее лидер. Также свои выводы по анализу документов могут предложить и все остальные учащиеся класса. Учащиеся, входящие в состав III группы, раскрывают только теоретический материал. За каждый ответ ученик получает «балл активности». Учитывается умение критически мыслить, делать выводы, аргументированно излагать свою точку зрения и соблюдать правила ведения дискуссии. После обсуждения главных вопросов делаются обобщающие выводы (учителем или лидерами групп). В это время на доске фиксируется таблица достижений учеников: Фамилия, имя учащегося Количество баллов 1. 2. 3. На оценку «5» нужно набрать не менее 10 баллов, На оценку «4» – 8-9 баллов, На оценку «3» – 5-7 баллов, На оценку «2» – 1-4 баллов. Но оценки «3» и «2» можно не ставить, а дать дополнительной задание на дом. Например: «Составить словарь терминов по теме «Холокост». В конце урока учитель подводит итоги работы по группам. Он отмечает самую творческую, активную группу, умеющую правильно подобрать источники и организовать обсуждение, сделать выводы. Урок также может быть проведен как внеклассное мероприятие (например, в День Памяти жертв Холокоста, в День Победы и т.п). При этом допускается вариативность в использовании источников.

 

 

План проведения урока

 

  1. Введение в проблематику темы (вступительное слово учителя).
  2. Творческие отчеты деятельности групп по вопросам.

     1) Природа Холокоста:

     а) Предвоенный период 1933-1939 гг.

     б) Принятие «Окончательного решения»

     в) Гетто. Механика убийства.

     2) Ответ мирового сообщества на Холокост.

     3) Еврейские лидеры и их деятельность во время Холокоста.

     4) Праведники мира. Последствия Холокоста.

  1. Подведение итогов работы.
  2. Домашнее задание. Виды домашнего задания:
  3. анализ таблицы о потерях еврейского населения;
  4. эссе по теме «Холокост»;
  5. сочинение по теме «Документы кричат правду».

 

ХОД УРОКА

 

Эпиграф к уроку:

 «Слушайте это, старцы, и внимайте,

все жители земли сей: бывало ли такое

во дни ваши или во дни отцов ваших.

Передайте об этом детям вашим;

а дети ваши пусть скажут своим детям,

а их дети – следующему роду».

(Книга пророка Илии)

Вступительное слово учителя

Народ не может жить, не помня уроков своей истории. Только на основании опыта, пройденного народом, строятся сегодняшний и завтрашний день, подтверждая известную истину о том, что без прошлого нет настоящего и не может быть будущего.

Миллионы мирных жителей унесла развязанная фашистами вторая мировая война. Задача данного урока – показать, как преступные цели фашизма обернулись преступными средствами их достижения.

Не считаясь ни с какими нормами международного права и цивилизованных отношений, фашистская армия, объявив тотальное истребление “недочеловеков” (так гитлеровцы называли евреев), методично организовывали бесчеловечный террор в Германии и на занятых территориях. Пора, наконец, восстановить историческую справедливость и называть вещи своими именами, поскольку то была отнюдь не оккупация в общепризнанном значении этого понятия. Ведь режим, установленный на оккупированных территориях, отличался особой жестокостью к евреям: с массовыми репрессиями и полным уничтожением этой нации. Человечество не может  и не вправе забыть лагеря смерти, костры из живых людей. Вот почему встревоженная память человечества вновь и вновь обращается к урокам страшных лет фашизма.

Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с историей Холокоста во время второй мировой войны.

Далее следуют выступления групп по своим вопросам. Ниже представлен теоретический материал и тексты источников. 

 

Творческие отчеты групп

 

I группа

 

1. Природа Холокоста

 

Холокост - это убийство нацистами и их соучастниками приблизительно шести миллионов евреев. Между началом германского вторжения в Советский Союз летом 1941 года и концом войны в Европе в мае 1945 германские нацисты и их сообщники стремились убить всех евреев на контролируемой ими территории. Поскольку дискриминация евреев нацистами началась с приходом к власти Гитлера в январе 1933 года, отсчет эры Холокоста многие историки ведут с этой даты. Евреи были не единственными жертвами гитлеровского режима, но только их нацисты стремились уничтожить полностью.

Слово «Холокост» имеет греческое происхождение и означает «массовое жертвоприношение путем сожжения». Некоторые авторы уже во время войны использовали слово «Холокост» для описания того, что происходило с евреями. Вместе со словами «катастрофа», «трагедия», которые использовались и употребляются сейчас для обозначения судьбы евреев в покоренной нацистами Европе, с 60-х годов и до сих пор Холокост остается главным термином. Слово «геноцид» является юридическим термином, означающим уничтожение неотъемлемых основ жизни национальной группы. Это может проявляться, в том числе, и в форме физического истребления. Холокост является одним из самых крайних проявлений геноцида.

История знает и другие подобные события, но, по мнению многих ученых, отдельные черты делают Холокост уникальным. В прошлом неоднократно происходили массовые убийства, иногда в масштабах миллионов, которые также были нацелены на определенные религиозные, этнические или социальные группы; не только в нацистской Германии правительство использовало лагерную систему и промышленные технологии для совершения запланированных убийств; евреи, так или иначе, преследовались почти во все времена. Однако существуют две основные причины считать Холокост уникальным:

  • в отличие от своей политики по отношению к другим репрессированным группам, нацисты стремились убить всех евреев, где бы они ни находились, независимо от возраста, пола, убеждений или деятельности, и они использовали для реализации своей задачи современный правительственный аппарат;
  • хотя в реальности никакой угрозы евреи не представляли, нацистские лидеры полагали, что избавление мира от еврейского присутствия будет благом для немецкого народа и всего человечества. В первую очередь именно эта идея, основанная на фальшивой расистской идеологии, определившей евреев как «деструктивную расу», и привела к реализации политики истребления, известной как «Окончательное решение».

Точное число евреев, убитых нацистами при Холокосте, неизвестно. Однако, большинство исследований подтверждает, что число жертв составляет от пяти до шести миллионов. Основной источник статистических данных для этих исследований –- сравнение предвоенных переписей населения с послевоенными переписями и оценками. Используются и документы нацистов, содержащие разрозненные данные о различных депортациях и убийствах.

«В "Энциклопедии Холокоста" приводятся следующие статистические данные о потерях еврейского населения»:

Страна

Довоенное еврейское население

Минимальные

потери

Максимальные

потери

Австрия

185 000

50 000

50 000

Бельгия

65 700

28 900

28 900

Богемия и Моравия

118 310

78 150

78 150

Болгария

50 000

0

0

Венгрия

825 000

550 000

569 000

Германия

566 000

134 500

141 500

Голландия

140 000

100 000

100 000

Греция

77 380

60 000

67 000

Дания

7 800

60

60

Италия

44 500

7 680

7 680

Латвия

91 500

70 000

71 500

Литва

168 000

140 000

143 000

Люксембург

3 500

1 950

1 950

Норвегия

1 700

762

762

Польша

3 300 000

2 900 000

3 000 000

Румыния

609 000

271 000

287 000

Словакия

88 950

68 000

71 000

СССР

3 020 000

1 000 000

1 100 000

Франция

350 000

77 320

77 320

Эстония

4 500

1 500

2 000

Югославия

78 000

56 200

63 300

Всего

9 796 840

5 596 029

5 860 129

По причинам политического, социального или этического характера нацистский режим истребил множество людей. Среди первых жертв преобладали немцы, которых преследовали из-за их политической деятельности. Многие умерли в концлагерях, но большинство из них, морально сломленные, были отпущены на свободу. Немцев, страдавших серьезными физическими или психическими заболеваниями, убивали в рамках программы «эвтаназии». Других немцев тоже лишали свободы за гомосексуализм, преступное прошлое; но, несмотря на жестокое обращение, их полное уничтожение не планировалось, в отличие от евреев.

Нацисты уничтожили множество цыган - в пределах от 200000 до 500000. Народы славянских стран (Польши, России, Украины, Югославии, Чехословакии, Болгарии) также считались нацистами неполноценными с расовой точки зрения. Отношение нацистов к конкретным этническим группам определялось расистской идеологией, а также политической необходимостью. Несмотря на предполагаемую «неполноценность», словаки, хорваты, болгары и некоторые украинцы были союзниками нацистов. Русские военнопленные погибали от тяжелых условий и каторжного труда, их убивали из-за расизма и ненависти к коммунистам. Реализуя свои планы по расовой реорганизации Европы, нацисты жестоко расправлялись с поляками, хотя и не планировали их полное уничтожение. Дети, «похожие на немцев», должны были воспитываться и иметь все права немцев, лидеры и интеллектуалы - уничтожены для подавления сопротивления, а остальная часть населения превращена в рабов.

 

1.1. Предвоенный период (1933-1939 годы)

Довоенные преследования евреев происходили в совершенно иных условиях, чем компания по их уничтожению во время второй мировой войны. Тактической целью нацистов в первые годы было еще не физическое уничтожение евреев, а вытеснение их из общества и экономики, а в конечном итоге - изгнание из Германии. Для достижения этих целей режим все еще был вынужден прислушиваться национальному и мировому общественному мнению, что сдерживало жестокость в отношении евреев. Типичными проявлениями компании против евреев, проходившей на глазах всего мира, были дискриминационные законы, конфискации, публичная клевета, административное давление, а не физические пытки и убийства.

Типичной чертой довоенной политики нацистов были чередующиеся репрессии и нормализация, ужесточение и смягчение санкций по отношению к евреям. В целом, довоенная антисемитская кампания нацистов имела три ключевых момента:

  • бойкот с 1 апреля 1933 года и последующая волна расовых законов, нацеленных на евреев, работающих в государственных учреждениях или по определенным профессиям;
  • "Нюрнбергский закон" от 15 сентября 1935 года, положивший конец равноправию евреев в Германии и определявший еврейство в расовых терминах;
  • организованный государством погром в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года – «Хрустальная ночь».

Евреи Германии, ставшие первыми жертвами нацистского режима, представляли одно из старейших еврейских сообществ в Европе. До 1933 года германские евреи были признанным образцом успешной эмансипации и творческого взаимодействия между еврейской и нееврейской средой. Большинство германских евреев считало, что они такие же немцы, что и их соотечественники-христиане. Около 12000 из них погибло на полях сражений первой мировой войны, отстаивая интересы и честь своей родины.

В первые дни нацистского режима им было тяжело осознать, что кто-то может лишить их статуса полноправных граждан Германии, что они могут стать отверженными в своей собственной стране. «Германия остается Германией, - так утверждала передовица в газете, представлявшей влиятельнейшую «Центральную ассоциацию граждан Германии еврейской веры», - Никто не может лишить нас нашей родины и отечества». Однако никто не мог себе представить всю степень нацистской угрозы, надеясь, что революционный пыл нацистского режима испарится впервые же месяцы правления, а его угрозы не будут реализованы.

Первыми осознали опасность активисты социалистического и коммунистического движения еврейского происхождения, которые оказались под угрозой двойного преследования - политического и расового. В ответ на изменившиеся условия (в апреле 1933 года) был организован «Центральный комитет помощи и восстановления», координировавший благотворительные программы для осажденного еврейского сообщества. 17 сентября 1933 года для защиты интересов было создано «Национальное представительство германских евреев».

Однако германские евреи, являясь меньшинством, не могли создать реальной оппозиции нацистам. Оказались тщетными их надежды на установление приемлемого статуса для евреев путем переговоров между еврейскими лидерами и правящим режимом Германии. Таким образом, еврейским организациям оставалось только сконцентрироваться на внутренней жизни сообщества, что повлекло углубление еврейского самосознания, усиление внутренних связей и солидарности среди преследуемых евреев.

Организовывалась социальная работа и помощь неимущим евреям. Была создана система еврейского образования для детей, изгнанных из германской образовательной системы, поощрялось образование для взрослых, была основана организация, способствовавшая творчеству еврейских артистов и художников. К середине 30-х годов усилились программы поощрения эмиграции, которые распространяли информацию о странах, в которые можно эмигрировать, предлагали языковые и профессиональные курсы. Эти активные действия продолжались до ноябрьского погрома 1938 года, после которого нацисты радикально ограничили возможности для подобной деятельности.

Однако евреям просто некуда было ехать. Для евреев Европы мир был разделен надвое - на места, где они не могли жить, и места, куда они не могли попасть. В большинстве западных стран существовала практика запрета на въезд еврейских беженцев. Международная конференция по беженцам в Эвиане (Франция) в июле 1938 года, созванная по инициативе президента США Франклина Рузвельта, закончилась полным провалом. Кроме Доминиканской республики, ни одна из 32 участвовавших стран не дала ожидаемым беженцам из Германии и Австрии ни малейшего шанса. Тогда как к этому времени евреи были готовы эмигрировать куда угодно.

Эмиграцию в Палестину контролировала Британия, регулировавшая еврейскую иммиграцию в соответствии со своей колониальной политикой и стратегическими интересами. По сути, до войны было только три легальных пути иммиграции в Палестину:

  • «Капиталистские» визы выдавались эмигрантам, обладавшим капиталом по меньшей мере 1000 палестинских фунтов. Для сравнения, в 1933 году зарплата полицейского за год составляла менее 50 фунтов.
  • Халуцим, молодые сионисты-поселенцы, прошедшие за границей профессиональные курсы - преимущественно сельскохозяйственные - могли получить «рабочие» визы в Палестину.
  • «Иждивенцы» - ближайшие родственники постоянно проживающих в Палестине.

В 1938 году иммиграция еврейских беженцев в Палестину и большинство стран Европы стала все более проблематичной, положение евреев в Германии ухудшалось и их все более привлекали различные отдаленные регионы, особенно Южная Америка.

Еврейские беженцы из Германии и Австрии отправлялись в такие далекие регионы, как Шанхай - одно из немногих мест, свободно принимавших иммигрантов. Другие пытались достичь Палестины нелегально, обойдя британские запреты на еврейскую иммиграцию.

Эмиграция евреев из Германии и Австрии в 1933-1939 годах, по странам назначения:

США

85 000

Латинская Америка

85 000

Палестина

60 000

Шанхай

18 000

Великобритания

60 000

Швейцария

12 000

Всего

320 000

 

1.2. Принятие «Окончательного решения»

 

В 1930-х годах большие группы населения Германии согласились жить в обществе, основанном на принципах ненависти, этнической утопии и насилия. Они начали войну за исправление всего  несправедливого,  реального  и  воображаемого,  совершенного  по  отношению к  ним за прошедшие 200 лет, и за создание своего лучшего мира. Главной идеей этой системы было то, что евреи представляли все, что противоположно и враждебно, поэтому их следовало устранить. Эта идея была тесно связана с популярным расистским мировоззрением, согласно которому немцы были представителями высшей расы – северных ариев, а евреи – «антирасой». Утопия, к которой стремились эти немцы, виделась невозможной при наличии в обществе евреев. Когда географическое устранение евреев оказалось недостижимым, они прибегли к самому радикальному средству – «Окончательному решению».

Точная дата политического решения нацистов о полном уничтожении евреев окончательно не ясна. Письменного приказа Гитлера об этом обнаружено не было. Большинство историков сейчас соглашаются, что до начала войны нацисты не имели определенного плана убийства европейских евреев, а «Окончательное решение», как назвали политику уничтожения всех евреев, было разработано уже во время войны.

Во время захвата немцами Польши осенью 1939 года нацисты перешли от прежних форм дискриминации к убийствам. Стихийные массовые убийства только в регионе с установленной немцами гражданской администрацией, где проживало большинство польских евреев, привело к смерти 7000 человек в последние месяцы 1939 года. После вторжения в Советский Союз 22 июня 1941 года кровавые акции против евреев значительно увеличились. Германские вооруженные соединения, в первую очередь специальные отряды СС, известные как «оперативные группы», начали расстреливать евреев-мужчин и активистов коммунистической партии. Евреев убивали угарным газом, который вырабатывали огромные дизельные двигатели, закачивавшие газ в газовые камеры.

Известно, что 12 декабря 1941 года Гитлер встречался с людьми из своего ближайшего окружения и сообщил им, что систематические массовые убийства, начавшиеся на захваченной территории СССР, будут распространены на евреев Германии, последнюю группу, включенную в планы массового уничтожения. Из этой встречи мы знаем, что решение об уничтожении всех евреев было принято до 12 декабря, скорее всего, в течение  осени 1941 года. 20 января 1942 года, после того, как сотни тысяч евреев уже были убиты, Гейдрих созвал германских чиновников высшего ранга на конференцию в Ванзее для обсуждения и координации «Окончательного решения».

Последовательность и логичность этих действий нацистов ясно показывают, что Гитлер, Геринг, Гиммлер, Гейдрих и другие нацистские лидеры были тесно вовлечены в процесс принятия решений, приведших к массовому убийству евреев.

Различные слои общества приняли как догму то, что евреи должны исчезнуть. И хотя не было понятно, каким именно образом они должны исчезнуть, какие-либо соображения гуманности были совершенно неуместны.

В этой атмосфере идея поощрения еврейской эмиграции эволюционировала в политику депортации, затем насильственной депортации, и в конечном итоге депортацию с целью убийства. Не ясно, провоцировал ли Гитлер такое развитие событий или просто позволил своим подчиненным на разных уровнях и осуществлять желания своего властителя. Когда СС и другие структуры, включая армию, убили сотни тысяч евреев во время вторжения в Советский Союз в июне 1941 года, Гитлер понял, что возможность тотального уничтожения стала осуществимой. В течение последующего полугода были приняты планы создания лагерей уничтожения, и их осуществление началось. Происхождение идеи убить всех евреев не ясно, хотя некоторые высказывания в "Mein Kampf" Гитлера предполагают, что такой приказ мог быть отдан именно им. Однако его воплощение было делом рук десятков тысяч, с согласия миллионов.

 

1.3. Гетто

 

Самое большое гетто находилось в Варшаве, в нем содержалось до 480000 евреев. Оно было ликвидировано в мае 1943 года, после массовых депортаций в Треблинку летом 1942 года и двух восстаний в январе и апреле 1943 года. 

В гетто города Лодзь содержалось до 160000 евреев. Это гетто было уничтожено постепенно: первая волна депортаций в Хелмно происходила между январем и маем 1942 года, затем ряд последующих депортаций в Хелмно и другие лагеря, а 1 сентября 1944 года оно было окончательно ликвидировано.

Львовское гетто на момент создания в ноябре 1941 года содержало около 150000 евреев; его последние обитатели были вывезены в июне 1943 года, после того, как все остальные были депортированы для уничтожения в Белжец и Яновск.

В минском гетто находилось 100000 евреев из самого города и окрестных городов и деревень. Гетто в Минске было ликвидировано 21 октября 1943 года, к этому времени большинство его узников было расстреляно или отправлено в лагерь уничтожения в Собиборе.

В Вильнюсе гетто изначально содержало 57000 евреев, большинство из них было расстреляно оврагах около Понара. После подавления восстания в вильнюсском гетто, последние несколько тысяч евреев были 32 сентября 1943 года отправлены в лагеря в Эстонии.

Во времена Холокоста еврейскими гетто стали небольшие и, как правило, беднейшие районы городов, куда были заперты евреи, а доступ нееврейского населения был исключен. Многие гетто было окружены стенами или заборами обеспечения изоляции и отделения евреев от их соседей и внешнего мира. Гетто должны были служить временными, хорошо контролируемыми сборными пунктами, где можно было бы использовать евреев в качестве рабочей силы до того момента, пока не будет принято решение об их устранении.

Евреи в гетто оказались в ужасающих условиях. Нацисты конфисковали почти все их имущество и отказывали в удовлетворении большинства обычных повседневных потребностей. Сильная перенаселенность, отсутствие гигиены, крайнее истощение и отказ в элементарных лекарствах приводили к распространению эпидемий во многих гетто. Тяжелые условия и многочасовой принудительный труд все больше ослабляли заключенных. В крупнейшем гетто – Варшавском – приблизительно 85 000 евреев (около 20% населения гетто) умерли от голода и болезней до того, как нацисты начали депортацию в лагерь уничтожения. Приблизительно такой же уровень смертности был и в других гетто, но даже там, где условия были несколько лучше, они все равно были, как писал в своем дневнике доктор Лазар Эпштейн, заключенный вильнюсского гетто, «тесные как могила».

Евреи прибегали ко всем легальным и «нелегальным» методам в своих попытках справиться с условиями, созданными для них в гетто. Еврейские организации занимались жилищным вопросом, распределяли пищу, обеспечивали помощью неимущих, заботились о детях, помогали беженцам, решали другие проблемы, выжимая возможное и невозможное из своих скудных ресурсов. В некоторых гетто для решения этих вопросов были созданы автономные организации социальной помощи. Политические партии и молодежные движения создавали подпольные организации для обеспечения материальной и моральной поддержки. Кроме того, друзья иродственники старались поддерживать друг друга.

Многие евреи во многих гетто, по одиночке и группами, осознавали, что нацисты загнали их в ловушку: если они будут подчиняться нацистам, они вскоре умрут от истощения или болезни; если их уличат в нарушениях – добыче пищи или иных припасов, а также информации – их ждет неминуемая смерть. Во многих случаях евреи предпочитали становиться «преступниками» в своих попытках выжить.

 

1.4. Механика убийства

 

СС создали «оперативные группы» перед вторжением в Австрию, Чехословакию, Польшу и Советский Союз. Их назначение в Польше было терроризировать местное и убивать всех, кого СС сочтет нежелательным элементом. Больше других прославились своей жестокостью «оперативные группы», сформированные перед вторжением в Советский Союз в июне 1941 года. Их основной задачей было уничтожение партийных работников, простых коммунистов, а помимо прочего, евреев.

«Оперативные группы» выдвинулись на территорию СССР вместе с германской армией. Где бы они ни останавливались, они собирали и хладнокровно расстреливали всех евреев, которых могли обнаружить (сначала мужчин, а затем также женщин и детей). Они писали подробные ежедневные доклады о своей деятельности, копии которых сохранились. Согласно их неполным докладам, они убили по меньшей мере 900 000 евреев и при помощи других подразделений уничтожили еще сотни тысяч.

Приблизительно половина из почти шести миллионов евреев, убитых в Холокосте, погибли в лагерях уничтожения, управляемых СС. Около четверти было расстреляно силами «оперативных групп» и их сообщниками – бригадами СС, полицейскими формированиями, подразделениями и военнослужащими германской армии, иногда случайными группами, вплоть до строительных бригад и музыкантов. Еврейское сообщество Сербии было полностью уничтожено в результате совместной операции регулярной германской армии и СС.

Многие жертвы умерли в концентрационных и трудовых лагерях, управляемых СС, или в гетто. Гетто, как правило, управлялись немецкой гражданской администрацией, включавшей юристов, инженеров, врачей и прочих должностных лиц и специалистов. Десятки тысяч евреев избежали ареста и депортации, и каждого из них германские вооруженные формирования старательно преследовали. Германские промышленники использовали миллионы людей для рабского труда, и уровень смертности на принудительных работах среди евреев был исключительно велик. Многие гражданские лица из местного населения принимали участие в операциях против евреев.

Газовыми фургонами были грузовики, использовавшиеся для убийства евреев и других нежелательных для нацистов групп путем удушения. Позднее для убийства евреев использовались газовые фургоны, в которых выхлопные газы направлялись внутрь запертых отсеков самих грузовиков. Всего на территории захваченной нацистами Европы в газовых фургонах было убито около 700000 человек.

В лагерях уничтожения, построенных по операции Рейнхард, - Белжец, Собибор, Треблинка – газом, первоначально использованным для убийства людей, был угарный газ, вырабатываемый двигателями внутреннего сгорания или освобождаемый из баллонов. Эксперименты по использованию Zyklon-B, разновидности цианида водорода, или синильной кислоты, начались в Аушвитце в сентябре 1941 года. Были построены совершенствованные газовые камеры и крематории в Аушвитце-Биркенау.

 Сразу после прихода к власти нацисты создали лагеря, в которые они заключали тех, кого считали противниками своему режиму, и обращались с ними чрезвычайно жестоко. Эти лагеря предназначались для того, чтобы сломить сопротивление и поселить страх среди населения. Первый концентрационный лагерь был создан в Дахау 23 марта 1933 года, всего через два месяца после того, как Гитлер стал канцлером Германии. Дахау стал для СС учебным полигоном. Крупнейшими лагерямивнутри самой Германии были Бухенвальд, Маутхаузен, Нойенгамме, Равенсбрюк и Сахсенхаузен. Евреев отправляли в лагеря только за то, что они евреи.

Насильственный труд всегда был компонентом лагерного мира, и со временем он становился все более и более важным. В сущности, сами нацисты не называли свои лагеря «концентрационными», некоторые из них были созданы как трудовые или каторжные лагеря, другие как транзитные, третьи как лагеря обмена. Из-за нечеловеческих условий труда, жестокости лагерного персонала и ужасных физических условий, многие заключенные умирали в лагерях, особенно после начала войны. С приходом "Окончательного решения" были созданы шесть лагерей уничтожения, в которых систематически убивали заключенных, в основном евреев.

Первым лагерем, созданный именно в качестве лагеря уничтожения, был создан в Хелмно, на территории Польши. Он начал функционировать 8 декабря 1941 года, когда сюда доставили евреев из близлежащих районов. Изначально для убийства здесь использовали газовые фургоны. В конечном счете, приблизительно 320000 человек, по большей части евреев, было убито здесь.

В начале 1942 года нацисты начали строить три лагеря уничтожения в соответствии с планом операции "Рейнхард": Белжец, Собибор и Треблинка. Около 1700000 польских евреев было убито в этих лагерях в течение 1942-43 годов. Был построен концентрационно-трудовой лагерь Майданек, который также являлся центром убийств и нередко тоже рассматривается как лагерь уничтожения. Крупнейшей «фабрикой смерти» стал Освенцим (Аушвитц-2), расположенный в Бжезинке (Биркенау). Здесь было уничтожено в газовых камерах и сожжено в крематориях свыше 1 миллиона 100 тысяч человек. Евреи составляли 9/10 всех жертв.

Как правило, чем больше независимости оставалось у страны, тем больше шансов на выживание было у евреев. Пока Италия оставалась ближайшим союзником Германии (до сентября 1943 года), евреи не только оставались в неприкосновенности, но даже находились под защитой на оккупированных Италией территориях. Румынские войска убили немало евреев на своих границах, но правительство отказывалось выдавать евреев со своих территорий немцам. Венгерское правительство отвергало требования нацистов, настаивавших на выдаче венгерских евреев, пока немцы не оккупировали Венгрию в марте 1944 года. Однако во время оккупации именно венгерские войска сыграли основную роль в депортации. Болгарский режим защищал евреев на их традиционных территориях, но с аннексированных районов Македонии и Фракии их депортировали для уничтожения.

Марионеточные государства либо жестоко уничтожали своих евреев, подобно Хорватии, либо передавали их немцам, как Словакия. Полузависимое французское правительство Виши участвовало в депортации нефранцузских евреев, но в целом защищало тех, кто имел французское гражданство.

Датские евреи жили в безопасности до тех пор, пока Дания сохраняла видимость независимости; только когда Германия начала покушаться на эту независимость, для спасения датских евреев пришлось тайно переправлять в Швецию. К огромной чести датчан, им удалось спасти почти всех евреев, проживавших в их стране.

Без активного участия большого числа негерманских граждан в Холокосте погибло бы много меньше евреев. Однако количество убитых могло быть существенно выше, если бы не отказ от сотрудничества с немцами со стороны других людей.

Среди известных соучастников нацистов - украинские, литовские и латвийские банды, управляемые немцами, которые убили десятки тысяч евреев. Некоторые партизанские отряды в Польше и других районах, борясь с немцами, тем не менее, убивали евреев. Евреи, пытавшиеся сбежать или спрятаться, часто выдавались властям местными жителями, которые рассчитывали получить награду, завладеть имуществом евреев или хотели просто излить свою злобу.

Тем не менее, не евреи, названные «Праведниками мира», спасли от гибели десятки тысяч евреев. В некоторых странах, например, в Болгарии и Франции, влияние, оказанное общественным мнением на политиков, спасло жизни многим евреям.

Первым методом маскировки убийств евреев было использование в документах специально определенных иносказаний, как «специальные процедуры» - для убийства и «эвакуация» - для депортации. Сама идея политики уничтожения была зашифрована в термине «Окончательное решение». Участники убийств давали обязательство строго соблюдать секретность. Депортируемым евреям давали многочисленные лживые объяснения и обещания. Как правило, им говорили, что они отправляются в «хорошее место», где им придется работать, но где они смогут жить. Начиная с июня 1942 года была начата специальная операция «Aкция 1005», цель которой было уничтожение улик. Специальное соединение, названное «Зондеркоммандо 1005» надзирала за уничтожением тел убитых в лагерях уничтожения. Этим операциям придавалось все больше значения по мере того, как нацистские лидеры начинали осознавать возможность поражения в войне.

С июня 1943 года зондеркоммандо 1005 возвращаются в оккупированные районы Советского Союза на места убийств, совершенных еще в июле 1941 года, и пытаются стереть следы массовых захоронений, сжигая останки в огромных кострах. Иногда эти отвратительные задания выполняли каторжники-евреи. Хотя нацистам не удалось уничтожить все следы убийств, их попытки существенно усложнили расследование всех подробностей и определение масштабов совершенных преступлений.

 

II группа

 

Ответ мирового сообщества на Холокост

 

Информация о массовых убийствах евреев начала достигать свободного мира после начала этих акций на территории Советского Союза в июне 1941 года, и число подобных сообщений со временем увеличивалось.

Первыми источниками информации были перехваченные британской разведкой доклады германской полиции; очевидцы и сбежавшие от расправы евреи, дававшие показания подполью, советской разведке или нейтральным источникам; венгерские солдаты, приехавшие домой в отпуск, чьи рассказы были переданы нейтральными наблюдателями.

В течение 1942 года доклады о нацистских планах по уничтожению всех евреев – включая подробности о методах, количестве и местоположении – достигали лидеров антифашистской коалиции и нейтральных стран из многих источников. В результате, 17 декабря 1942 союзники выступили с декларацией, осуждающей истребление еврейского народа в Европе, и заявили, что накажут преступников. Несмотря на это, остается неясным, насколько хорошо союзники и нейтральные лидеры осознавали вся значимость своей информации. Сильнейший шок, который испытали командиры союзных войск, освобождавших лагерь в конце войны, может указывать на то, что понимание было неполным.

Во время войны американские евреи оказались вынуждены реагировать на невероятные известия – попытку убийства всех евреев в Европе. Они организовали отправку финансовой и продовольственной помощи оккупированной Европе через различные благотворительные организации; собирали массовые митинги на Медисон Сквер Гарден в Нью-Йорке и подобных местах, осуждая убийства и призывая союзников к реальной помощи. Лидеры американских евреев обращались к руководителям страны, включая президента, с просьбой помочь евреям Европы и готовили предложения по спасению, подобные тем, что были совместно распространены восемью еврейскими организациями на Бермудской конференции весной 1943 года.

Американские евреи по большей части финансировали спасательные операции, в конечном итоге предпринятые правительством в ограниченном масштабе, подобные мероприятиям, осуществленным при посредстве Совета по делам беженцев войны в 1944 году. Однако евреи Америки были неспособны преодолеть свои внутренние разногласия и конфликты, как идеологические, так и организационные. Таким образом, они редко представали перед правительством объединенным фронтом с общими требованиями или просьбами, и правительство не демонстрировало особой решимости спасать европейских евреев.

Первая информация об Аушвитце попала к союзникам в июне 1944 года в донесении от двух бежавших заключенных, переправленных активистами еврейского подполья в Словакию. Это донесение включало требование разбомбить лагерь и железнодорожные пути, ведущие к нему с венгерского направления, поскольку именно в это время множество венгерских евреев депортировалось в лагерь. К этому времени союзники контролировали воздушное пространство, а базы в Италии позволяли силам союзников на западе достигать районов Польши. С весны по осень 1944 года самолеты союзников пролетали над лагерем для фотосъемки германского завода, расположенного в нескольких километрах. В конце лета эти заводы были разбомблены, но лагерь уничтожения Аушвитц остался нетронутым.

Союзники дали несколько объяснений решению не бомбить Аушвитц. Они утверждали, что достичь лагеря было технически невозможно. Тот факт, что они атаковали объекты, находившиеся в непосредственной близости от лагеря, указывает на то, что это неправда. Они спорили, что такая бомбардировка не затормозила бы убийства, а только отвлекла бы авиацию от решающих сражений и подвергла летчиков опасности. Единственным способом спасти евреев, по их мнению, было выиграть войну. Тогда их главным аргументом было «спасение через победу», и никаких отступлений от главной задачи. Очевидно, что союзники не придавали такой важности и не тратили столько же энергии на спасение евреев, сколько нацисты на их убийство.

 

III группа

3. Еврейские лидеры и их деятельность во времена Холокоста

 

В каждой стране, которую во время войны контролировала Германия, нацисты учреждали руководящую еврейскую организацию, называемую Еврейский совет или Совет старейшин. Многие союзники нацистов, такие, как Словакия, создавали аналогичные организации. Целью учреждения таких советов было создание инструмента для контроля евреев, изоляции их от внешнего мира и осуществление различных мероприятий. Обычно власти старались собрать в этих советах признанных довоенных еврейских лидеров и хорошо известных уважаемых людей. Советы были вынуждены трагически разрываться между желанием помочь евреям и жесткими требованиями властей и следовали различной политике – от активной помощи подполью и вооруженному сопротивлению до почти полного подчинения политике властями в надежде предотвратить еще худшие меры. С началом массовых депортаций, гибельность которых понимали многие еврейские лидеры, вопрос подчинения или неподчинения нацистам обрел еще большую значимость.

Крайне сложно дать общую характеристику поведению еврейских лидеров во времена нацистов. В конечном итоге, какую бы политику не выбрал совет, все равно судьбу еврейских сообществ решали и контролировали германские власти.

Рав Лео Бек и доктор Отто Хирш были лидерами германских евреев в годы нацизма. Их руководство помогло объединить и поддержать евреев в Германии перед лицом репрессий. Они отказались от шанса эмигрировать ради возможности остаться с сообществом. Хирш в 1941 году заплатил за это своей жизнью. Беку удалось выжить в концентрационном лагере Терезиенштадт.

Адам Черняков был председателем юденрата варшавского гетто. Черняков, инженер по профессии, был до войны лидером «второго ранга», и принял руководство варшавским гетто после того, как более важные лидеры польских евреев бежали от германского вторжения. Отвечая за управление крупнейшим гетто в оккупированной Европе, Черняков заслужил репутацию и уважение справедливым и мудрым руководством в невероятно сложной ситуации. Когда июле 1942 года нацисты потребовали от него списки евреев для депортации, он совершил самоубийство, отказавшись подчиниться их требованиям.

Мордехай Хаим Румовский  был в 1939-44 годах главой юденрата гетто в Лодзи. Он проводил политику «спасения через труд», в соответствии с которой как можно больше евреев отправлялось работать на германскую промышленность ради обеспечения их выживания. Однако в конце 1944 года последние оставшиеся 65000 из 204000 узников гетто были депортированы в Аушвитц.

Мордехай Анилевич – лидер молодежного движения «Юный страж» в Варшаве, лидер подполья в гетто. Он командовал восстанием Варшавского гетто, в котором погиб 8 мая 1943 года.

Тувя Бельский был руководителем партизанского отряда в Белоруссии. Бельский создал в лесу «семейный лагерь» для евреев, скрывшихся от немцев. Несмотря на все сложность защиты большой группы гражданских лиц всех возрастов и требования советских партизан расформировать лагерь, он упорно продолжал его защищать. В конечном итоге его группа включала более 1200 человек, большинство из которых выжило.

Эммануэль Рингельблюм, польский историк и активист еврейской благотворительности в варшавском гетто, создал архив под кодовым названием Онег Шаббат, с ним сотрудничало много людей. Архив должен был зафиксировать события в Варшаве и прочих местах. Эммануэль был убит в 1944 году, но большая часть его архива была обнаружена под руинами варшавского гетто после войны.

Робер Гамзон, французский лидер «Еврейских скаутов», ставший во время германской оккупации командиром сопротивления, организовал создание сети детских приютов, тайно переправлял молодежь в нейтральные страны или прятал у французских крестьян. Кроме того, он руководил серией нападений на нацистов в 1943-1944 годах.

В зоне немецкого контроля еврейское сопротивление принимало множество форм. Сама попытка выжить и сохранить хотя бы остатки человеческого достоинства уже представляла собой сопротивление попыткам нацистов уничтожить в евреях все человеческое, а в конечном итоге убить физически. Евреи, поодиночке, семьями и сообществами, перед лицом нацистской машины убийства стремились поддержать друг друга и самих себя физически и морально.

Во многих гетто еврейские советы и различные подпольные общественные организации делали все возможное для обеспечения пищей и лекарствами, обеспечить прочие жизненно важные нужды страдающих масс; организовывали культурную, образовательную и религиозную деятельность, выражавшую не сломленный дух обитателей гетто. По мере осознания евреями того, что нацисты собираются их убить, возникали подпольные вооруженные отряды. Более чем в сотне гетто группы повстанцев готовились к вооруженному сопротивлению нацистам, как в пределах гетто, так и в надежде
присоединиться к партизанам в соседних лесах, болотах или горах. Самое длительное вооруженное восстание продолжалось три недели весной 1943 года в Варшавском гетто. Другие вооруженные акции среди крупных гетто были проведены в Бялистоке, Честохове и Кракове.

Организованно и стихийно евреи добывали фальшивые документы и с их помощью скрывались и даже  пересекали  государственные  границы.  Некоторым  евреям  удавалось  сбежать  из гетто, расположенных поблизости от лесов, гор или болот, мест, подходящих для укрытия и для партизанской деятельности. Такое происходило в Вильне, Ковно и Минске, а также во многих небольших гетто. Не только взрослые мужчины и женщины, но также пожилые люди и дети бежали в отчаянных попытках спастись. За ними, незащищенными от непогоды, голода, болезней, враждебности местного населения, охотились как нацисты, так и те из партизан, которые презирали и нацистов, и евреев. Не удивительно, что, например, в таком районе, как Парчев лес, до освобождения дожило только четыре процента скрывавшихся там евреев. Однако еврейские партизанские лидеры делали все возможное для помощи тем, кто был не способен себя защитить, создавая для них так называемые «семейные лагеря».

В трех лагерях уничтожения – Треблинке, Собиборе и Аушвитце-Биркенау – еврейские заключенные, иногда совместно с другими узниками, поворачивали оружие против своих угнетателей. Нацисты встречали сопротивление со стороны евреев и в других лагерях, например в Яновске около Львова и Масовеки под Варшавой. Евреям удавались побеги из ряда лагерей, включая Аушвитц-Биркенау. Две группы беглецов из этого лагеря весной 1944 года составили детальный доклад, который информировал западный мир о машине смерти в Аушвитце-Биркенау.

 

IVгруппа

 

4.1. Праведники мира

 

«Праведник мира» - официальное звание, которое присваивается не-евреям, рисковавшим своими жизнями ради спасения евреев в времена Холокоста.

Во многих случаях жизнь евреям во времена Холокоста спасали простые граждане. Они, вопреки обстоятельствам, решались спрятать одного или нескольких евреев дома или на своем дворе. Нередко спаситель строил укрываемому еврею бункер, где тот оставался недели, месяцы или годы, почти не видя солнечного света. В военные годы еды всегда не хватало, и спаситель делился последним куском хлеба с евреем, которого прятал от нацистов.

Были случаи, когда в спасении евреев участвовали целые группы людей. В Нидерландах, Норвегии, Бельгии и Франции подпольные организации, участвовавшие в сопротивлении, помогали евреям, главным образом в поиске убежища. «В Дании простые датчане переправили на рыбацких лодках в Швецию 7000 из 8000 датских евреев»1. В отдельных случаях для помощи евреям свои возможности использовали высокопоставленные немцы. Из этих спасителей наиболее известен Оскар Шиндлер, немецкий бизнесмен, спасший тысячи евреев от лагеря Пласов, устроив их работать на свою фабрику.

Есть среди «праведников мира» дипломаты и гражданские чиновники. Среди наиболее известных Аристидес Соуса Мендес (Португалия), Семпо Сугихара (Япония) и Пауль Грунингер (Швейцария), рисковавшие своей карьерой ради спасения евреев. Но самый знаменитый «праведник мира» - Рауль Валленберг  - шведский дипломат, член известной семьи предпринимателей, в 1944 г. находился со специальной миссией спасения евреев в Будапеште. Он спас десятки тысяч венгерских евреев.

К 2000 году более 17000 мужчин и женщин получили почетное звание «Праведника мира». Многочисленные случаи спасение, увековечившие «Праведников мира» показывают, что, несмотря на все опасности, спасение было возможно. Обладатели этого звания не только спасали жизни евреям, но и помогли сохранить веру и возродить веру в человечество.

 

4.2. Последствия Холокоста

 

В западной части, зянятой союзниками Германии, было освобождено 50 000 – 75 000 евреев. В первые же недели в этой зоне были созданы сотни временных лагерей для перемещенных лиц, не желавших возвращаться в страны, где жили раньше; среди них было много евреев.

В августе 1945 года комиссия Гаррисона, назначенная президентом Труменом расследовать дела перемещенных лиц, докладывает американской армии об отчаянном состоянии евреев, в большинстве – бывших узников, в лагерях для перемещенных лиц. В результате доклада в американской, а немного позже и в британской зоне оккупации для евреев создаются специальные лагеря с лучшими условиями. Советские же власти упорно отказывались признать евреев как особую группу и не создавали для них специальных лагерей.

Население лагерей для перемещенных лиц в Германии, Австрии, а также в Италии продолжало расти, в основном за счет еврейских беженцев, продолжавших прибывать из стран Восточной Европы. В конце 1946 года, в результате массового бегства евреев их Польши, особенно после погрома в Кельце, около 15000 евреев находилось в британской зоне оккупации, 140000 - в американской и 1500 - во французской. Всего действовало 700 лагерей для перемещенных лиц; наиболее известны среди них Ландсберг, Покинг, Фелдафинг и Берген-Белсен. Несмотря на множество проблем, в лагерях царила напряженная общественная жизнь: система образования и профессионального обучения, художественное творчество, журналистика и даже политическая деятельность.

Большинство евреев к 1950 году покинули лагеря для перемещенных лиц в Центральной Европе. Большая часть эмигрировала в Израиль, прочие уехали в США, Канаду, Австралию и другие страны. Кто-то остался в Германии.

Из польских евреев выжило около 300000: 25000 - спаслись в Польше, 30000 -вернулись из лагерей принудительного труда, а остальные – это те, кто вернулся из Советского Союза. Уничтожение еврейской жизни, разруха и взрыв антисемитизма, пик которого пришелся на погром в Кельце в июле 1946 года, вынудили большинство польских евреев оставить страну (по большей части нелегально), отправившись в Центральную Европу. После 1946 года в Польше осталось только 50000 евреев.

 

Заключительное слово учителя

 

В память о Холокосте создано много музеев. Среди них Музей Яд Вашем в Иерусалиме (1953), Центр документации и мемориал в Париже (1956), Дом-музей Анны Франк в Амстердаме (1958), Мемориальный Музей Холокоста в Вашингтоне (1994), Музей памяти 1,5 млн. еврейских детей в Хиросиме. Во многих школах изучается курс истории Холокоста – ради того, чтобы, несмотря на все попытки отрицателей, это больше никогда не произошло.

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Трофимчук ЕА (План-конспект урока по теме Холокост).doc 1.3 MB
Диплом 2 степени на международном конкурсе работ о холокосте.pdf 2.32 MB

»  Tags for document:

Фото пользователя Sergej Schischkin

На: «Холокост как проявление политики германского тоталитаризма


А какова роль Франции в этом преступлении?



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн