Вы не зарегистрированы

Авторизация



Движущие силы и противоречия процесса обучения. Методический материал.

Фото пользователя Наталия Александровна Тимукина
Submitted by Наталия Александровна Тимукина on пн, 16/01/2012 - 14:19
Данные об авторе
Автор(ы): 
Тимукина Наталия Александровна.
Место работы, должность: 

МОУ Уваровщинская СОШ  Кирсановского района Тамбовской области, учитель математики.

Регион: 
Тамбовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Педагогика
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
<p> Размышления о противоречиях в процессе обучения.</p>

 

Движущие силы и противоречия

процесса обучения

                          Цели:
1. Выяснить, что способствует развитию активности и познавательных способностей учащихся в ходе учебного процесса
2. Показать, какие противоречия должны быть движущими силами учебного процесса, а какие - не являются таковыми.

Отечественные дидакты М.А. Данилов и В.И. Загвязинский установили, что определяющее влияние на историческое развитие обучения оказывают объективные требования общества, процесс производства, техники, науки, культуры, социальных отношений.

На первый взгляд процесс обучения определяется учителем, его объяснениями, указаниями, заданиями. Подобный взгляд возникает из наблюдений уроков определенного стиля: учитель непрерывно объясняет, указывает и командует, а на долю учеников остается лишь подражательно – исполнительская работа. В подобном понимании содержится доля истины. Но в целом это неправильно.

Основными противоречиями обучения являются

1. Противоречия между объемом знаний, накопленных цивилизацией, и объемом знаний, пронимаемых учеником;

2.    Противоречия между учебными задачами и уровнем развития ученика;

3.      Противоречия между наукой и школьным предметом.

Противоречие становятся движущей силой обучения, если оно является содержательным, имеющим смысл в глазах учащихся, а разрешение противоречия явно осознаваемой ими необходимостью.

Искусство учителя и заключается в том, чтобы, вооружая знаниями учащихся, последовательно подводить их ко все более усложняющимся задачам и в то же время готовить к выполнению этих задач, с таким, однако, расчетом, чтобы выполнение каждой новой задачи требовало от учащихся ровно столько самостоятельного труда и напряжения мысли, сколько могут проявить они при учете их возрастных и  индивидуальных различий в данных условиях обучения.

Напрашивается вопрос: можно ли практически использовать движущие силы учебного процесса, создать условия, при которых учащиеся в учении испытывали бы радость познания? Наверное, да. Уже в младших классах дети под руководством учителей учатся с большим подъемом и испытывают радость от каждой своей удачно составленной и решенной задачи. При рассмотрении процесса обучения и его движущих сил нельзя не учитывать и эмоционального аспекта. Педагогический процесс всегда сопровождается эмоциями учащихся и организует их. В учебной работе положительно сказывается усвоение учащимися тех знаний, которые могут практически использоваться ими. В этом есть элемент истины.

Непременным условием становления противоречия в качестве движущей силы обучения является соразмерность его с познавательным потенциалом учащихся. Если противоречие между выдвигаемой задачей и наличными познавательными возможностями учащихся таково, что даже при полном напряжении усилий учащиеся группы в подавляющем большинстве не в состоянии выполнить задачу и даже не могут выполнить ее в ближайшей перспективе – такое противоречие не становится движущей силой учения и развития, но может оказаться тормозом умственной деятельности учащихся.

Усваивая знания, в которых сконцентрирован опыт человечества, учащиеся познают объективный мир, а вместе с тем развивают свои способности и овладевают методами изучения окружающих предметов и явлений, а также способами воздействия на них. В теории и практике обучения доказано, что знания, усвоенные в процессе активной познавательной деятельности самих  учеников, обладают особыми положительными свойствами, сравнительно с знаниями, полученными путем простого усвоения. Активно усвоенные знания, развиваясь, переходят в убеждения учащихся и становятся орудием их мышления и практической деятельности. Знание - результат не только усилий мысли, а познавательной деятельности в целом.

Основным противоречием обучения является противоречие между  постоянно усложняющимися требованиями обучения, и возможностями учащихся. Основное противоречие является движущей силой процесса обучения, потому что оно неисчерпаемо, как неисчерпаем процесс познания. Определение степени и характера трудностей в учебном процессе составляет главный способ в руках учителя вызывать движущую силу учения и развивать умственные силы учеников. Однако  важна не всякая отдельно взятая трудность, а та система трудностей, которые сочетаются с условиями, благоприятствующими преодолению их учениками.

Выдвинутая однажды и принятая учащимися познавательная задача превращается в цепь внутренне связанных задач, которые вызывают собственное стремление учащихся к познанию нового, неизвестного и к применению этого познанного в жизни. В способности видеть познавательную задачу и стремлении найти ее решение кроется тайна успешного обучения и умственного развития учащихся.

 

 

Литература:

  1. Стастенин В.А. и др. Педагогика. Учебное пособие. М «Академия», 2002г.
  2. Педагогика.  Учебное пособие. (Под ред. Пидкасистого П.И.) М. Педагогическое общество России. 2002г.
  3. Харламов И.Ф. Педагогика. Учебное пособие. М. Юрист. 1997г.
  4. Подласый В.А. Педагогика. Новый курс. М. Владос. 1999г.